МИНСТРОЙ РОССИИ КАК ОРГАН ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

А.Ю.Жигалова

В статье рассматриваются полномочия Минстроя России и делается вывод, что Минстрой России является органом жилищного надзора за деятельностью регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

 

Ключевые слова: Минстрой России, полномочия, жилищный надзор, региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

 

Частью 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Однако статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований к использованию и сохранности жилищного фонда, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований к созданию и деятельности региональных операторов <1>.

———————————

<1> Под региональным оператором мы понимаем созданную субъектом Российской Федерации некоммерческую организацию в форме фонда для осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

 

Анализируя указанную норму, можно сделать вывод, что только специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют надзор за деятельностью регионального оператора, а более развернутая система органов жилищного надзора за деятельностью регионального оператора отсутствует. По мнению же автора, круг органов жилищного надзора за деятельностью регионального оператора более широк.

Дело в том, что исходя из анализа норм Жилищного кодекса Российской Федерации можно сделать следующий вывод: законодатель под государственным жилищным надзором понимает исключительно региональный жилищный надзор, не предусмотрев государственный жилищный надзор в соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства <2>.

———————————

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

 

Положение об этом Министерстве, утвержденное данным Постановлением Правительства РФ, прямо не устанавливает осуществление надзора за деятельностью регионального оператора.

Однако разработаны методические рекомендации по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности, утвержденные Минстроем России <3>. Это обоснованно, ибо согласно абзацу 3 подп. «б» п. 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам пленарного заседания Форума действий Общероссийского народного фронта, состоявшегося 18 ноября 2014 г., Минстрой России наделен полномочиями по методическому обеспечению деятельности по контролю за работой регионального оператора. В случае же отсутствия функций надзора за деятельностью регионального оператора у Минстроя России теряется смысл наделения его полномочиями по методическому обеспечению деятельности по контролю за работой регионального оператора.

———————————

<3> Приказ Минстроя России от 10.02.2014 N 43/пр «Об утверждении методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности».

 

Согласно подп. 5.2.60 Положения о Минстрое России Министерство принимает самостоятельно методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в т.ч. порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю.

С учетом вышеизложенного в Положении о Минстрое России надо добавить полномочия по принятию методических рекомендаций по обеспечению надзора за деятельностью региональных операторов.

Понимая методическое обеспечение как планирование, разработку и создание системы, необходимой для организации деятельности регионального оператора, автор полагает, что разработка качественного методического обеспечения за деятельностью регионального оператора невозможна без осуществления собственно надзора за его деятельностью.

Согласно ст. 172 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах в порядке и сроки, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации. Орган жилищного надзора представляет сведения, представленные региональным оператором, в федеральный орган исполнительной власти. На основании вышеуказанной нормы можно сделать вывод, что Минстрой России осуществляет сбор информации в виде представления сведений региональным оператором в орган жилищного надзора.

По мнению М. Баранова, сбор информации, проведение исследований и экспертиз, оформление результатов проверки и принятие мер по результатам контроля относятся к контрольным мероприятиям <4>.

———————————

<4> Баранов М. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса // Право и жизнь. 2011.

 

Помимо общих методов, которые присущи всем государственным органам, контрольно-надзорная функция имеет свои специфические методы. Например, среди них можно выделить следующие методы: ревизия, проверка, экспертиза, рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности; заслушивание докладов, информации должностных лиц; наблюдение, обследование, анализ, инвентаризация, сертификация, аттестация, лицензирование, регистрация, мониторинг.

Как правило, под надзором понимается разновидность государственного контроля со свойственными ей особенностями: осуществляется уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами; отсутствует организационная соподчиненность между субъектами и объектами надзора; субъекты надзора имеют право при наличии правовых оснований применять к объектам меры административного принуждения.

Так как между Минстроем России и региональным оператором отсутствует организационная подчиненность, можно сделать вывод, что Минстрой России осуществляет надзор за деятельностью регионального оператора.

В этой связи Минстрой России можно отнести к системе органов жилищного надзора за деятельностью регионального оператора.

Литература

1. Баранов М. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса // Право и жизнь. 2011.

Читайте также:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code