ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

А.Ю.Жигалова

В статье проводится анализ понятий государственного жилищного надзора и контроля за деятельностью регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

 

Ключевые слова: государственный жилищный надзор, региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, контроль за деятельностью регионального оператора, контроль, надзор.

 

Под региональным оператором мы понимаем созданную субъектом Российской Федерации некоммерческую организацию в форме фонда для осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Статьей 186 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Проанализировав принятые субъектами Российской Федерации нормативно-правовые акты в отношении контроля за деятельностью регионального оператора, необходимо отметить следующее.

Целями контроля за деятельностью регионального оператора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений региональным оператором установленных федеральными законами и законодательством субъектов Российской Федерации требований к его деятельности, систематическое наблюдение за исполнением им требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, анализ и прогнозирование состояния исполнения этих требований.

В свою очередь, ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации дает определение аналогичным функциям уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках государственного жилищного надзора, рассматривает понятия государственного жилищного надзора, а также общие положения проведения проверок регионального оператора органами государственного жилищного надзора.

Под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в т.ч. требований к созданию и деятельности региональных операторов. Это происходит, в частности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений. В жилищном законодательстве Российской Федерации нет четкого разделения понятий контроля и надзора, в т.ч. в части деятельности регионального оператора.

В Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» «контроль» и «надзор» являются синонимичными значениями.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 «О государственном жилищном надзоре» термин «контроль» применяется только в отношении муниципального жилищного контроля, а термин «надзор» — в отношении государственного жилищного надзора.

На практике контроль и надзор нередко неразделимы. Суть общего в контроле и надзоре состоит во властном наблюдении (исследовании, анализе). При контроле и надзоре возможно использование одинаковых процедур (например, систематическое наблюдение, проверки) <1>.

———————————

<1> Баранов М. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса // Право и жизнь. 2011. N 7-8. С. 14 — 15.

 

По мнению М. Баранова, сущность надзора заключается в обеспечении законности и правопорядка путем выявления и устранения допущенных нарушений закона, а также их предупреждении, его содержание составляет основанная на законе деятельность специально уполномоченных субъектов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений закона за исключением непосредственного применения санкций к нарушителям <2>.

———————————

<2> Там же. С. 15.

 

Например, в соответствии с Порядком осуществления контроля за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 апреля 2014 г. N 193-п, целями контроля, осуществляемого в соответствии с этим Порядком, являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений региональным оператором установленных федеральным и областным законодательством требований к деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, систематическое наблюдение за исполнением требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований при осуществлении деятельности регионального оператора.

Н.Г. Салищева считает, что административный надзор отличается от контроля тем, что орган, осуществляющий надзор, не проверяет всей работы подконтрольного объекта, а сосредоточивает внимание лишь на выполнении небольшого числа норм и правил <3>. Аналогичная позиция у М.С. Студеникиной, согласно которой специфика административного надзора проявляется в ограничении его компетенции проверкой только законности действий конкретного субъекта. Она также считает, что надзор возможен только по отношению к организационно не подчиненным субъектам, в то время как контроль осуществляется в отношении как организационно подчиненных, так и не подчиненных субъектов <4>.

———————————

<3> Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964. С. 56 — 58.

<4> Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974. С. 18.

 

М. Баранов справедливо отмечает, что надзор, являясь специальным видом государственной деятельности по обеспечению законности, заключается в постоянном (систематическом) наблюдении специально уполномоченными государственными органами за деятельностью не подчиненных им субъектов управления или лиц с целью выявления нарушений законности. При осуществлении надзора оценка деятельности поднадзорного органа дается с точки зрения именно законности, а не своевременности, правильности, целесообразности или эффективности исполнения требований законов Российской Федерации <5>.

———————————

<5> Баранов М. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса // Право и жизнь. 2011. N 7-8. С. 22 — 23.

 

В ходе надзора, как правило, не предусматривается вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного органа (должностного лица). Особенностью компетенции надзорных органов является наличие специальных правомочий, не связанных с подчиненностью контролируемых органов (субъектов управления), оно характерно и для органов, осуществляющих надведомственный (внешний) контроль. По мнению А.Ю. Величко, специфика деятельности надзорных органов проявляется в ограничении пределов компетенции, связанной с осуществлением надзора за законностью действий поднадзорного субъекта управления <6>.

———————————

<6> Величко А.Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и ее элементы // Государство и право. 2008. N 1. С. 100 — 104.

 

Соглашаясь с позицией этих ученых, отметим, что законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности вмешательства уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в административно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта.

Учитывая, что региональный оператор организационно не подчинен уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на основании вышеперечисленных признаков надзора представляется возможным сделать следующие выводы: государственный жилищный надзор является самостоятельной функцией и отличается от контроля в отношении деятельности регионального оператора; со стороны уполномоченного органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется жилищный надзор, а не контроль за деятельностью регионального оператора.

Литература

  1. Баранов М. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса // Право и жизнь. 2011. N 7 — 8.
  2. Величко А.Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и ее элементы // Государство и право. 2008. N 1. С. 100 — 104.
  3. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964.
  4. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974.

Читайте также:

МИНСТРОЙ РОССИИ КАК ОРГАН ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code