ОБЖАЛОВАНИЕ НЕНОРМАТИВНЫХ АКТОВ (РЕШЕНИЙ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ) И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ, ПРОЦЕНТОВ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Организации и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать акты налоговых органов и действия их должностных лиц при взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов в арбитражный суд <1> (п. 1 ст. 22, ст. ст. 137, 138, 142 НК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ).

———————————

<1> Физические лица, утратившие статус индивидуального предпринимателя, оспаривают акты (действия) инспекции в суде общей юрисдикции по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (ч. 2 ст. 27 АПК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 22 ГПК РФ). Данные положения в настоящей главе мы не рассматриваем.

 

Однако сделать это можно только после выполнения требования п. 2 ст. 138 НК РФ об их обжаловании в вышестоящем налоговом органе (т.е. в досудебном порядке). Напомним, что такой порядок применяется с 1 января 2014 г. (соответствующие изменения в ст. 138 НК РФ были внесены п. 4 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ).

При обращении в суд с требованием о признании недействительным акта (незаконными действий) налогового органа налогоплательщики часто заявляют также:

— имущественные (материальные) требования о возврате излишних сумм налогов (пеней, штрафов) и начисляемых в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ процентов — если добровольно уплатили спорную задолженность или ее взыскала инспекция (абз. 2 п. 3, п. 5 ст. 79 НК РФ);

— ходатайство о принятии обеспечительных мер, чтобы предотвратить бесспорное взыскание недоимки (пеней, штрафов, процентов), приостановление расходных операций по своим счетам в банках, наложение ареста на имущество и др. (ч. 1, 2 ст. 90, ч. 3 ст. 199 АПК РФ).

Далее мы расскажем, как составить заявление в арбитражный суд, в какой срок его подать, а также о судебных решениях по вашей жалобе и их обжаловании.

Отметим, что подготовка к судебному разбирательству и участие в нем требуют профессиональных знаний и опыта. Если в вашей организации нужного специалиста нет, рекомендуем привлекать квалифицированных юристов со стороны.

 

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОБ ОБЖАЛОВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ, ПРОЦЕНТОВ

 

Заявление о признании недействительными ненормативных актов (незаконными действий) налогового органа при взыскании недоимки (пеней, штрафов, процентов) вы можете подать в арбитражный суд (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 125 АПК РФ):

— в письменной форме;

— в электронном виде.

Но и в первом, и во втором случае форма и содержание заявлений в арбитражный суд должны соответствовать общим требованиям ст. ст. 199, 125, 126 АПК РФ.

В заявлении необходимо указать:

1) наименование арбитражного суда, в который оно подается;

2) наименование заявителя, место его государственной регистрации, место фактического нахождения организации (место жительства — для индивидуального предпринимателя), номера телефонов и факсов, адреса электронной почты;

3) наименование налогового органа или должностного лица, которые приняли оспариваемый акт, совершили оспариваемые действия, его место нахождения;

4) название, номер, дату принятия оспариваемого акта, время совершения оспариваемых действий;

5) сведения о досудебном урегулировании спора;

6) сведения о том, произведено ли налоговым органом на день обращения в суд взыскание (уплачена ли вами спорная сумма задолженности самостоятельно);

7) обстоятельства, на которых основаны ваши требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Если имеются разъяснения контролирующих органов, положительная судебная практика по вопросам, аналогичным вашим, сошлитесь на них в тексте заявления и приобщите копии соответствующих документов.

Отметим, что особое внимание следует уделить мотивам обжалования. Основанием для отмены актов налоговых органов, направленных на взыскание налогов, пеней, штрафов, процентов, может быть нарушение сроков и порядка принятия этих актов.

Недопустимо основывать свои требования на том, что решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, в связи с которым налоговый орган начал взыскание, незаконно. К аналогичному выводу пришел и Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18.06.2013 N 18417/12.

Отметим, что в приведенном деле налогоплательщик в принципе не обжаловал решение инспекции о привлечении его к ответственности. В связи с этим Президиум ВАС РФ указал, что обжалование актов, направленных на взыскание, по мотиву незаконности решения о привлечении к ответственности неправомерно. Иной подход в подобной ситуации направлен на преодоление обязательного досудебного обжалования такого решения;

8) права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом, действием (бездействием);

9) законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствуют оспариваемый акт, действие (бездействие);

10) расчет оспариваемой денежной суммы, если также заявляется требование имущественного характера;

11) требование о признании недействительным акта (незаконными действий) налогового органа;

12) перечень прилагаемых к заявлению документов.

Чтобы за время рассмотрения вашего дела налоговый орган не взыскал с вас недоимку (пени, штрафы, проценты) в бесспорном порядке, целесообразно включить в порядке гл. 8 АПК РФ в текст заявления ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта (действия) налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).

Отметим, что такое ходатайство вы можете оформить отдельным документом.

Заявление должно быть подписано налогоплательщиком или его представителем. Полномочия представителя необходимо подтвердить документально. Для этого приложите к заявлению, например (ч. 2 ст. 199, п. 5 ч. 1 ст. 126, ч. 1, 4 ст. 61 АПК РФ):

— устав, выписку из ЕГРЮЛ, решение общего собрания участников о назначении лица на должность директора — для подтверждения полномочий руководителя общества;

— доверенность — для подтверждения полномочий иного представителя.

Также к заявлению необходимо приобщить (ст. 199, ч. 3 ст. 125, ч. 1 ст. 126 АПК РФ):

1) документы, подтверждающие направление другой стороне — налоговому органу, а также третьим лицам копий заявления и документов, которые у них отсутствуют;

2) документ об уплате государственной пошлины или о праве на льготы по ее уплате либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины;

3) копии актов налогового органа, действительность которых обжалуется;

4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования;

5) выписку из ЕГРЮЛ с указанием сведений о месте нахождения организации. Индивидуальный предприниматель прилагает выписку из ЕГРИП с обозначением своего места жительства. Напомним, что выписка должна быть выдана не ранее чем за 30 дней до дня обращения в арбитражный суд.

Вместо оригинала выписки к заявлению можно приложить распечатанную копию страницы официального сайта ФНС России, содержащей сведения о месте нахождения вашей организации и дату их обновления (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12). Из этого же пункта следует, что копия должна быть заверена подписью представителя организации. По нашему мнению, целесообразно также проставлять печать, если копию подписывает руководитель организации;

6) копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

7) документ о досудебном урегулировании спора, например копию решения вышестоящего налогового органа (вышестоящего должностного лица).

Если налоговый орган взыскал с вас задолженность до начала судебного разбирательства или в ходе него или вы самостоятельно уплатили спорную недоимку (пени, штрафы, проценты), вам необходимо заявить в суд сразу два требования:

— нематериального (неимущественного) характера — о признании недействительным акта (решения, постановления) налогового органа

и

— материального (имущественного) характера — об обязании налогового органа возвратить незаконно взысканные суммы налогов (пеней, штрафов, процентов).

Это связано с тем, что на практике судебные акты о недействительности акта налогового органа не всегда содержат указания для инспекции устранить допущенные нарушения. Пользуясь этим, налоговики нередко не торопятся возвращать взысканную недоимку (пени, штрафы, проценты). Чтобы избежать таких разногласий, рекомендуем сразу включать в заявление требование материального характера.

До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вы можете изменить основание или предмет своих требований, увеличить или уменьшить их размер, а также отказаться от требований полностью или в части (ст. 49 АПК РФ).

 

СИТУАЦИЯ: Как рассчитать государственную пошлину при подаче в арбитражный суд заявления о признании незаконными ненормативного акта налогового органа и (или) действий (бездействия) его должностных лиц

 

При подаче в арбитражный суд заявления о признании недействительным акта налогового органа (незаконными действий (бездействия) его должностных лиц) вы обязаны уплатить государственную пошлину. Ее размер составляет (абз. 4 п. 2 ст. 11, пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ):

— для организаций — 3000 руб.;

— для индивидуальных предпринимателей — 300 руб.

Если в вашем заявлении есть также требование имущественного характера, например о возврате из бюджета взысканной суммы недоимки (пеней, штрафов, процентов), то по нему госпошлина уплачивается дополнительно (пп. 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Ее размер зависит от заявленной вами суммы задолженности к возврату (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ):

— до 100 000 руб. — 4% требуемой суммы, но не менее 2000 руб.;

— от 100 001 до 200 000 руб. — 4000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 100 000 руб.;

— от 200 001 до 1 000 000 руб. — 7000 руб. плюс 2% суммы, превышающей 200 000 руб.;

— от 1 000 001 до 2 000 000 руб. — 23 000 руб. плюс 1% суммы, превышающей 1 000 000 руб.;

— свыше 2 000 000 руб. — 33 000 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб.

 

Например, организация подготовила заявление о признании недействительным решения налогового органа о взыскании недоимки и пеней с ее банковского счета и о возврате из бюджета излишне взысканной суммы задолженности в размере 250 000 руб. При подаче заявления в арбитражный суд организация должна уплатить государственную пошлину в размере 11 000 руб.:

— 3000 руб. — по требованию неимущественного характера

и

— 8000 руб. (7000 руб. + 50 000 руб. x 2%) — по требованию имущественного характера.

 

Если в ходе судебного разбирательства вы увеличили размер материальных требований (ч. 1 ст. 49 АПК РФ), госпошлину нужно доплатить. Для ее расчета все заявленные требования имущественного характера суммируются (пп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

 

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что при рассмотрении дела в арбитражном суде организация заявила дополнительное требование о взыскании процентов по излишне взысканной сумме налога и пеней в размере 2500 руб.

Таким образом, общая сумма имущественных требований организации составила 252 500 руб. (250 000 руб. + 2500 руб.), а общая сумма государственной пошлины, подлежащей уплате по имущественным требованиям, — 8050 руб. ((7000 руб. + (50 000 руб. + 2500 руб.) x 2%).

С учетом ранее уплаченной суммы (8000 руб.) размер подлежащей доплате госпошлины составит 50 руб. (8050 руб. — 8000 руб.).

 

Также необходимо уплатить госпошлину в размере 3000 руб. при заявлении ходатайства о принятии обеспечительных мер (пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Государственная пошлина за подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалоб (для каждой из указанных жалоб) по делам о признании недействительным ненормативного акта налогового органа (незаконными действий (бездействия) его должностных лиц) для организаций составляет 1500 руб., для индивидуальных предпринимателей — 150 руб. (п. 2 ст. 11, пп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).

 

Примечание

При подаче заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора пошлина уплачивается только в случае, если они не обжаловались в кассационной инстанции (пп. 6 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

 

Отметим, что ст. ст. 333.35 и 333.37 НК РФ для некоторых категорий лиц предусмотрены льготы по уплате пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

 

ПОРЯДОК И СРОК ПОДАЧИ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОБЖАЛОВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ, ПРОЦЕНТОВ

 

Заявление о признании недействительным акта (незаконными действий) налогового органа подается в арбитражный суд по месту нахождения инспекции, чей акт (действия) вы обжалуете (ст. 35 АПК РФ).

Вы можете подать заявление с приложенными к нему документами (ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 125, ч. 2 ст. 126 АПК РФ):

— через канцелярию суда;

— путем направления по почте. В этом случае рекомендуем пересылать документы ценным письмом с описью вложения, что позволяет подтвердить дату их отправки и содержимое почтового отправления;

— через Интернет.

Срок подачи заявления в суд — три месяца со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав и интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Например, этот срок может отсчитываться со дня получения вами требования (решения, постановления) налогового органа на руки или по почте, с даты получения информации о взыскании задолженности от банка или судебного пристава-исполнителя.

Аналогичное число третьего по счету месяца — последний день подачи заявления в суд (ч. 2 ст. 114 АПК РФ). Если такого числа в месяце нет, срок истекает в последний день третьего месяца.

Если окончание срока приходится на выходной день, заявление в суд вы можете подать до 24.00 часов первого следующего за ним рабочего дня (ч. 4, 5 ст. 114 АПК РФ).

 

Например, 12 марта 2013 г. организация получила требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов. Трехмесячный срок обжалования в суде этого требования заканчивается 12 июня. Однако этот день является нерабочим праздничным днем (ст. 112 ТК РФ). Следовательно, заявление о признании недействительным требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов организация вправе направить в арбитражный суд до 24.00 часов 13 июня 2013 г.

 

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления суд может восстановить по ходатайству налогоплательщика (ч. 4 ст. 198, ст. 117 АПК РФ). Какие обстоятельства являются уважительными причинами пропуска срока подачи заявления, Арбитражным процессуальным кодексом РФ не установлено. Суд оценивает их самостоятельно.

Между тем в абз. 4 п. 14 Постановления от 28.05.2009 N 36 Пленум ВАС РФ отметил, что не может считаться уважительным пропуск срока подачи апелляционной жалобы из-за кадровых перестановок в организации, смены руководителя или его отпуска, длительной командировки, отсутствия юриста, изменения адреса налогоплательщика. Полагаем, что этой позиции будет придерживаться и арбитражный суд первой инстанции.

Определение суда об отказе в восстановлении срока подачи заявления вы вправе обжаловать в течение одного месяца в суде апелляционной инстанции (ч. 6 ст. 117, ч. 1 ст. 188 АПК РФ), а далее в суде кассационной инстанции (ч. 5 ст. 188, ст. 290 АПК РФ).

 

ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЯ (ХОДАТАЙСТВА) О ПРИМЕНЕНИИ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР (ЗАПРЕТ НА ВЗЫСКАНИЕ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ, ПРОЦЕНТОВ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ АКТА НАЛОГОВОГО ОРГАНА)

 

Чтобы избежать взыскания недоимки, пеней, штрафов, процентов в процессе обжалования решений налоговых органов, вы вправе подать в арбитражный суд заявление о принятии обеспечительных мер (ч. 1 ст. 90, ст. 91 АПК РФ).

В нем вы можете ходатайствовать о следующем:

1) запретить налоговому органу совершать определенные действия, например взыскивать с ваших расчетных счетов денежные средства в счет уплаты недоимки, пеней, штрафов, процентов (п. 2 ч. 1 ст. 91 АПК РФ);

2) приостановить взыскание задолженности по выставленным инспекцией поручениям на списание и перечисление задолженности (п. 5 ч. 1 ст. 91 АПК РФ);

3) приостановить действие оспариваемого акта налогового органа, например требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов (ч. 3 ст. 199 АПК РФ).

Отметим, что суд может принять по вашему ходатайству несколько обеспечительных мер одновременно (ч. 1 ст. 91 АПК РФ). Он также вправе применить иные обеспечительные меры, которые не приведены в данной норме (ч. 1 ст. 91 АПК РФ).

Заявление о принятии обеспечительных мер вы можете подать в арбитражный суд на любой стадии процесса до окончания рассмотрения дела по существу (ч. 2 ст. 90 АПК РФ). Как правило, оно подается одновременно с заявлением о признании недействительным акта (незаконным действия) налогового органа (далее — основное заявление). При этом вы можете изложить ходатайство о принятии мер в тексте основного заявления.

Отметим, что Арбитражный процессуальный кодекс РФ не предусматривает подачу заявления об обеспечительных мерах в электронном виде. То есть подать заявление вы можете только на бумажном носителе через канцелярию суда или по почте. Даже если вы включите данное ходатайство в текст электронного заявления о признании недействительным акта (незаконным действия) налогового органа, при пересылке его через Интернет ходатайство будет считаться неподанным. Так разъясняет Пленум ВАС РФ в п. 2 Постановления от 17.02.2011 N 12.

Если заявление о принятии обеспечительных мер вы подаете отдельным документом, в нем следует указать (ч. 2 ст. 92 АПК РФ):

1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2) наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), ее место нахождения (место жительства — для индивидуального предпринимателя), номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;

3) наименование налогового органа (должностного лица инспекции) и его местонахождение;

4) предмет спора;

5) размер имущественных (материальных) требований;

6) обоснование причины обращения с заявлением об обеспечении иска;

7) обеспечительную меру, которую вы просите принять;

8) перечень прилагаемых документов.

Заявление о принятии обеспечительных мер должно быть подписано налогоплательщиком или его представителем (ч. 3 ст. 92 АПК РФ).

Если вы включаете ходатайство о принятии обеспечительных мер в текст основного заявления, вам необходимо только обосновать причины обращения с таким ходатайством, а также указать обеспечительную меру, о принятии которой вы просите суд (ч. 4 ст. 92 АПК РФ).

Заявление (ходатайство) о принятии обеспечительных мер рассматривается судьей не позднее следующего дня после поступления его в суд (ч. 1.1 ст. 93 АПК РФ).

При подаче заявления (ходатайства) о принятии обеспечительных мер вы должны уплатить госпошлину в размере 3000 руб. (пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Чтобы суд удовлетворил ходатайство о принятии обеспечительных мер, обязательно должны выполняться следующие условия:

— непринятие мер причинит значительный материальный ущерб налогоплательщику, затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта (ч. 2 ст. 90 АПК РФ);

— обеспечительные меры соразмерны заявленному требованию (ч. 2 ст. 91 АПК РФ).

Соблюдение этих условий обязательно для принятия судом обеспечительных мер, вместе с тем зачастую их бывает недостаточно. В связи с этим целесообразно учитывать, что суд не сможет отказать в обеспечении иска, если налогоплательщик представит встречное обеспечение (ч. 4 ст. 93 АПК РФ). Заметим, что налоговый орган в ответ на ваше заявление о принятии обеспечительных мер вправе заявить ходатайство об истребовании судом у вас встречного обеспечения в порядке ст. 94 АПК РФ.

Однако если суд не найдет оснований полагать, что у налогоплательщика будет достаточно средств для возможного последующего исполнения взыскания в случае разрешения спора в пользу налогового органа и налогоплательщик не представит встречное обеспечение, то в принятии обеспечительных мер, скорее всего, будет отказано (п. п. 3, 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83).

Отказ суда в принятии обеспечительных мер обжаловать крайне сложно. Вышестоящие судебные инстанции в таких спорах исходят из того, что именно суду первой инстанции принадлежит право оценки доказательств, представленных налогоплательщиком в подтверждение необходимости обеспечительных мер.

При подготовке ходатайства о принятии обеспечительных мер предлагаем обратить внимание на следующие аргументы.

Причинение вам значительного материального ущерба взысканием можно обосновать тем, что, например:

— вы не сможете в полном объеме исполнить обязательства перед контрагентами, что повлечет судебные иски против вас и начисление санкций за неисполнение обязательств;

— заработная плата сотрудникам будет выплачена не в полном объеме;

— невозможным станет исполнение текущих налоговых обязательств;

— вы не сможете исполнить срочные денежные обязательства;

— взыскание повлечет приостановку хозяйственной деятельности.

Обязательно приложите к заявлению (ходатайству) о принятии обеспечительных мер бухгалтерский баланс и иные документы, подтверждающие ваши доводы.

Также целесообразно указать, что законность взыскания спорных сумм налоговых платежей будет установлена только в ходе судебного разбирательства.

О том, что без обеспечительных мер исполнение судебного акта будет затруднительным, можно говорить, если после принятия судом решения вам придется подавать новый иск. Например, если не приостановить исполнение банком поручения налогового органа на перечисление денежных средств, на момент вынесения судом решения о незаконности взыскания задолженность может быть списана в бюджет. Не исключено, что вам нужно будет опять обращаться в суд с требованием о возврате незаконно взысканных сумм налогов (пеней, штрафов) и процентов. Если вероятность подобной ситуации существует, целесообразно указать на это при обосновании применения обеспечительных мер.

Определение арбитражного суда о принятии обеспечительных мер исполняется немедленно. Арбитражный суд выдает исполнительный лист, который вы должны передать в налоговый орган (ч. 1 ст. 96, ст. 318 АПК РФ).

Если ваше заявление о признании недействительным (незаконным) акта или действий (бездействия) налогового органа удовлетворено, то обеспечительные меры действуют до фактического исполнения вынесенного судебного акта (ч. 4 ст. 96 АПК РФ). В противном случае — до вступления в законную силу судебного акта. После этого суд вынесет определение об отмене обеспечительных мер или укажет на это в судебном акте (ч. 5 ст. 96 АПК РФ).

За неисполнение определения о принятии обеспечительных мер налоговый орган (должностное лицо налогового органа) может быть оштрафован судом (ч. 2 ст. 96, ч. 1 ст. 119 АПК РФ). Поэтому, если определение о принятии обеспечительных мер налоговый орган не исполняет, вы можете подать в арбитражный суд заявление о привлечении к ответственности виновных лиц (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2011 N А52-4572/2010, ФАС Поволжского округа от 21.10.2010 N А12-4937/2010, ФАС Центрального округа от 20.02.2009 N А35-2696/08-С8, ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.04.2009 N А33-11450/08-Ф02-1758/09, ФАС Уральского округа от 11.08.2009 N Ф09-5760/09-С2).

 

РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПО ИТОГАМ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОБЖАЛОВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ, ПРОЦЕНТОВ. ПОРЯДОК И СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ СУДЕБНОГО АКТА

 

Дела по заявлениям налогоплательщиков об оспаривании законности взыскания недоимки (пеней, штрафов, процентов) арбитражный суд разрешает по общим правилам искового производства с учетом особенностей, которые установлены гл. 24 АПК РФ (ч. 1 ст. 197 АПК РФ).

Ваше заявление о признании недействительным ненормативного акта (незаконными действий) налогового органа должно быть рассмотрено в течение трех месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

В связи с особой сложностью дела, из-за значительного числа участников процесса этот срок может быть продлен председателем арбитражного суда до шести месяцев (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

Если арбитражный суд установит, что решение (постановление) или действия налогового органа (должностного лица) не соответствуют закону, он вынесет решение о признании оспариваемого акта недействительным, а действий (бездействия) — незаконными. В противном случае в удовлетворении требований суд вам откажет.

Обратите внимание, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании актов (действий) налоговых органов подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено в решении суда (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).

Так, акт налогового органа не применяется полностью или в части со дня принятия судебного решения о его недействительности (ч. 8 ст. 201 АПК РФ).

Однако, если вами было заявлено материальное требование, например о возврате из бюджета незаконно взысканных налоговым органом сумм, решение арбитражного суда в части их взыскания исполняется после вступления в законную силу (ч. 1 ст. 182 АПК РФ, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 N 73).

Кроме того, в п. 82 Постановления от 30.07.2013 N 57 Пленум ВАС РФ отметил: если по обжалуемому решению инспекции с налогоплательщика были взысканы суммы задолженности по налогам (пеням, штрафам), то суд должен указать в резолютивной части судебного акта не только на признание данного решения незаконным, но и обязать налоговый орган вернуть из бюджета взысканные суммы (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ). В части возврата данных сумм судебный акт исполняется в том же порядке, что и судебный акт по имущественному требованию о взыскании этих сумм из бюджета, т.е. после его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 182 АПК РФ).

В течение пяти дней после принятия решения арбитражный суд обязан направить вам его копию (ч. 9 ст. 201 АПК РФ). Отметим, что при окончании рассмотрения дела по существу суд вправе огласить только резолютивную часть решения. В таком случае датой принятия решения считается день изготовления его в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК РФ).

Решение арбитражного суда вступает в силу через месяц со дня его принятия в случае, если на него не подана апелляционная жалоба (п. 1 ст. 180 АПК РФ).

Решение арбитражного суда вы вправе обжаловать:

1) в апелляционной инстанции — в течение одного месяца с даты изготовления решения суда в полном объеме (ч. 2 ст. 176, ч. 2 ст. 257, ч. 1 ст. 259 АПК РФ).

Апелляционную жалобу необходимо подавать через суд первой инстанции (ч. 2 ст. 257 АПК РФ).

По итогам ее рассмотрения арбитражный суд апелляционной инстанции принимает постановление, которое вступает в законную силу со дня его принятия (ч. 1, 5 ст. 271 АПК РФ);

2) в кассационной инстанции. В данном случае жалоба подается на вступившее в законную силу (ч. 1 ст. 273 АПК РФ):

— решение арбитражного суда первой инстанции, если оно рассматривалось в арбитражном суде апелляционной инстанции или арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы,

или

— постановление арбитражного суда апелляционной инстанции.

Кассационную жалобу вы можете направить через суд первой инстанции не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых актов арбитражного суда (ч. 1 ст. 275, ч. 1 ст. 276 АПК РФ).

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции начинает действовать со дня его принятия (ч. 5 ст. 289 АПК РФ);

3) в надзорной инстанции, которая пересматривает вступившие в силу акты арбитражных судов, если исчерпаны иные возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. Для обжалования у вас есть три месяца со дня начала действия последнего оспариваемого судебного акта по делу (ст. 292 АПК РФ).

Заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора нужно подавать непосредственно в Высший Арбитражный Суд РФ. Постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Обратите внимание!

В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ Высший Арбитражный Суд РФ упразднен, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ (ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 2-ФКЗ).

В связи с упразднением ВАС РФ Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, которые начали действовать 6 августа 2014 г. (ст. 4 данного Закона).

Новыми нормами установлена процедура рассмотрения кассационных жалоб, которые с 6 августа 2014 г. смогут подавать в Судебную коллегию Верховного Суда РФ лица, указанные в ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ. В таком порядке эти лица смогут обжаловать следующие вступившие в силу судебные акты, если полагают, что в них содержатся существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства и приведшие к нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 3 ст. 273, ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ, п. 22 ст. 1, ч. 3 ст. 2, ст. 4 Закона N 186-ФЗ):

— судебные акты арбитражных судов, которые обжаловались в арбитражном суде кассационной инстанции, образованном в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

— постановления арбитражных судов округов, принятые по результатам рассмотрения кассационной жалобы, и другие судебные акты, названные в ч. 1 ст. 291.1 АПК РФ.

Добавим, что для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда РФ предусмотрен срок, который по общему правилу не превышает двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта по конкретному делу (ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ).

Кроме того, новая редакция Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает процедуру обжалования в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ Определений Судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ею по результатам рассмотрения кассационных жалоб, а также других судебных актов, указанных в ч. 3 ст. 308.1 АПК РФ. Для подачи соответствующих надзорных жалоб отводится срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

 

Если вы по уважительной причине пропустили срок обжалования судебного акта, суд соответствующей инстанции может его восстановить по вашему ходатайству (ст. 117 АПК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code