ПОРЯДОК И СРОК ОБЖАЛОВАНИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НЕНОРМАТИВНЫХ АКТОВ (РЕШЕНИЙ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ) И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ, ПРОЦЕНТОВ

Обжаловать в вышестоящий налоговый орган ненормативные акты инспекции, а также действия или бездействие ее должностных лиц при взыскании недоимки (пеней, штрафов, процентов) вы можете по правилам гл. 19, 20 НК РФ.

Заметим, что обжалование в вышестоящем налоговом органе ненормативных актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц при взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов является обязательной процедурой перед обжалованием указанных актов, действий (бездействия) в суде (п. 2 ст. 138 НК РФ). Это так называемый обязательный досудебный порядок обжалования, который применяется с 1 января 2014 г. (соответствующие изменения в ст. 138 НК РФ были внесены п. 4 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ).

 

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЖАЛОБЫ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НА НЕНОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ, ПРОЦЕНТОВ

 

Жалоба в вышестоящий налоговый орган оформляется в письменном виде в соответствии с требованиями п. п. 1 — 5 ст. 139.2 НК РФ и подписывается самим налогоплательщиком либо его уполномоченным представителем (пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ). В ней указываются (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):

1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5) требования лица, подающего жалобу.

Кроме того, также целесообразно отразить в жалобе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения, необходимые для своевременного рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 139.2 НК РФ).

 

Примечание

Ранее никаких специальных требований к форме и содержанию жалобы нормы ст. ст. 137 — 139 НК РФ не содержали.

 

Следует учитывать, что рассмотрение жалобы будет проходить без вашего участия на основании в первую очередь тех материалов, которые представит налоговый орган, действия которого вы обжалуете (п. 1 ст. 139, п. 2 ст. 140 НК РФ). Поэтому рекомендуем вам тщательно подходить к составлению текста жалобы, так как возможности дополнить свою позицию, раскрыть или уточнить свои аргументы у вас уже не будет. Например, если есть положительная судебная практика по спорам, аналогичным вашему, или акт налогового органа противоречит приказу (положению, инструкции, другому акту) ФНС России или Минфина России, обязательно сошлитесь на эти документы в тексте жалобы.

Отметим, что ненормативные акты, действия (бездействие) налоговых органов могут быть основаны на разъяснениях (рекомендациях) Минфина России или ФНС России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. В случае если данные разъяснения (рекомендации) не согласуются с решениями, постановлениями, письмами (информационными письмами) ВАС РФ и Верховного Суда РФ, вам следует указать в жалобе на такое несоответствие. Это связано с тем, что, по мнению Минфина России, для целей формирования единой правоприменительной практики налоговые органы со дня размещения в полном объеме указанных актов (писем) судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования должны руководствоваться этими актами (письмами) судов (Письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (доведено до сведения Письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097)).

Кроме того, подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта (действий) налогового органа (п. 5 ст. 138 НК РФ). В связи с этим имеет смысл обосновать в жалобе необходимость приостановить акт (действия) инспекции. Или же можно оформить такую просьбу отдельным документом и направить его в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) вместе с жалобой (абз. 2 п. 5 ст. 138 НК РФ). Заметим, что на практике добиться приостановления акта или действия налогового органа в административном порядке удается редко.

К жалобе следует приложить (п. п. 4, 5 ст. 139.2 НК РФ):

1) документы, подтверждающие доводы жалобы (п. 1 ст. 139, п. 5 ст. 139.2 НК РФ).

 

Обратите внимание!

Наличие доказательств, обосновывающих вашу позицию, не является обязательным условием принятия жалобы к рассмотрению (п. 5 ст. 139.2, п. 1 ст. 139.3 НК РФ). Однако мы рекомендуем вам такие документы приложить. Ведь участвовать в рассмотрении жалобы вы не сможете (п. 2 ст. 140 НК РФ). А веские доказательства придадут убедительности тем аргументам, которые вы изложили в жалобе.

 

Дополнительные документы в защиту вашей позиции вы вправе представить и после того, как направили жалобу, но до вынесения решения по ней (п. 1 ст. 140 НК РФ). Однако учтите, что времени на представление дополнительных доказательств у вас немного: вышестоящий налоговый орган должен вынести решение по жалобе в течение 15 рабочих дней с даты ее получения (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ). При этом надо отметить, что вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть все документы, которые вы приложите к жалобе, в том числе уже после ее подачи (п. 1 ст. 139, п. п. 1, 2 ст. 140 НК РФ). Это справедливо, даже если вы не представляли их инспекции, акты, действия (бездействие) которой вы оспариваете, до принятия соответствующих актов (совершения действий, бездействия).

Полагаем, что при оспаривании актов, действий (бездействия) налогового органа, касающихся излишнего взыскания недоимки (пеней, штрафов), не может применяться п. 4 ст. 140 НК РФ. Согласно указанной норме данные документы рассматриваются, только если налогоплательщик пояснит причины их непредставления инспекции. Однако это положение применяется только при обжаловании решений инспекции, принятых по результатам налоговых проверок, а также в порядке ст. 101.4 НК РФ и обусловлено особым порядком принятия таких решений. Этот вывод подтвердила и ФНС России (Письмо от 04.07.2013 N СА-4-9/12019@ (п. 10);

2) документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, подписавшего жалобу (п. 4 ст. 139.2 НК РФ).

Напомним, что с 1 января 2014 г. действует обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов (за исключением актов, принятых ФНС России, и актов, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб и апелляционных жалоб), а также действий (бездействия) их должностных лиц, кроме должностных лиц ФНС России (п. 2 ст. 138 НК РФ, п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Закона N 153-ФЗ).

В связи с этим налогоплательщику, желающему обжаловать в суде ненормативные акты и действия инспекции, связанные с взысканием налогов, при составлении в 2014 г. жалобы в вышестоящий налоговый орган необходимо учитывать положения п. 67 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, данные на основании п. 5 ст. 101.2 НК РФ применительно к процедуре обязательного досудебного обжалования решений по налоговым проверкам.

Из разъяснений Пленума ВАС РФ следует, что при обязательном административном обжаловании ненормативных актов инспекции:

— акты налоговых органов могут быть оспорены в суде только в той части, в которой вы обжаловали их в вышестоящем налоговом органе. Если из текста жалобы не следует, что ненормативный акт инспекции обжалуется в части, он считается обжалованным в полном объеме;

— досудебный порядок считается соблюденным независимо от того, привели вы в жалобе все отраженные в заявлении, поданном в суд, опровергающие доводы или нет.

Вместе с тем, если в заявлении в суд отражены доводы, не приводившиеся в рамках административного обжалования, суд может посчитать, что вы нарушили порядок досудебного урегулирования спора. В связи с этим на вас могут быть отнесены судебные расходы (полностью или в части) независимо от исхода дела (ч. 1 ст. 111 АПК РФ).

 

ПОРЯДОК, СРОКИ ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НА НЕНОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ, ПРОЦЕНТОВ

 

Жалобу в вышестоящий налоговый орган вы подаете через ту инспекцию, ненормативные акты, действия (бездействие) которой вы обжалуете. В свою очередь, налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 139 НК РФ).

Информация о том, какой налоговый орган будет являться в вашем случае вышестоящим, приведена в таблице.

Орган, который вынес акт (решение, постановление и др.) Орган, в который следует подать жалобу Основание
Районная, межрайонная или иная инспекция ФНС России (кроме указанных ниже) Управление ФНС России по субъекту РФ Абзац 2 п. 1 Приложения N 1 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н
Управление ФНС России по субъекту РФ.

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу

ФНС России Абзац 2 п. 1 Приложения N 2, абз. 2 п. 1 Приложения N 4, абз. 2 п. 1 Приложения N 5 к Приказу Минфина России от 17.07.2014 N 61н

Срок подачи жалобы — один год с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. п. 2, 3 ст. 6.1, п. 2 ст. 139 НК РФ).

 

Примечание

Ранее срок подачи жалобы составлял три месяца с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

 

Вопрос о том, на какую дату приходится момент, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав, не урегулирован налоговым законодательством. Как правило, для определения этой даты существенное значение имеют фактические обстоятельства. Вместе с тем, например, если вы обжалуете требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов или решение инспекции о взыскании задолженности, указанный срок довольно часто отсчитывается с даты получения обжалуемого акта. Аналогичное число того же месяца следующего года является последним днем подачи жалобы. Если такого числа в месяце нет, срок истекает в последний день месяца (п. 3 ст. 6.1, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Если окончание этого срока приходится на выходной день, жалобу можно подать в первый следующий за ним рабочий день (п. п. 5, 7 ст. 6.1 НК РФ).

 

Например, требование об уплате налога организация получила 30 августа 2013 г. Срок обжалования требования заканчивается 30 августа 2014 г. Однако, поскольку дата окончания срока приходится на выходной день (субботу), последним днем подачи жалобы является 1 сентября 2014 г.

 

При пропуске срока подачи жалобы по уважительной причине он может быть восстановлен (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ). Для этого одновременно с жалобой необходимо подать в вышестоящий налоговый орган заявление о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы. Оформить его можно как отдельным документом, так и непосредственно в тексте жалобы. В любом случае вам необходимо обосновать уважительную причину пропуска срока и приложить к жалобе копии документов, которые это подтверждают. Перечень таких уважительных причин не установлен, поэтому вышестоящий налоговый орган будет оценивать обстоятельства, повлекшие пропуск срока подачи жалобы, по своему усмотрению (см. также Письмо Минфина России от 16.07.2009 N 03-02-07/1-360).

 

Примечание

Мы не рекомендуем вам откладывать на длительное время обращение в вышестоящий налоговый орган. Иначе, дожидаясь решения по жалобе, вы можете пропустить срок судебного обжалования. Напомним: срок подачи заявления в суд составляет три месяца с даты, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

 

Заметим, что Пленум ВАС РФ указал: пропуск сроков подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган исключает возможность обжалования соответствующих решений в судебном порядке. Но если вышестоящий налоговый орган принял поданную с нарушением срока жалобу и рассмотрел ее по существу, то суд также должен принять заявление налогоплательщика об обжаловании (п. 66 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57) <1>.

———————————

<1> Эти разъяснения Пленума ВАС РФ основаны на ранее действовавшей редакции п. 5 ст. 101.2 НК РФ без учета изменений, внесенных Законом N 153-ФЗ. Они касаются обязательного досудебного обжалования решений налоговых органов о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности.

Однако с 1 января 2014 г. процедура обязательного досудебного обжалования применяется ко всем ненормативным актам налоговых органов (за исключением актов, принятых ФНС России, и актов, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб и апелляционных жалоб), а также действиям (бездействию) их должностных лиц, кроме должностных лиц ФНС России (п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Закона N 153-ФЗ). В связи с этим полагаем, что разъяснения Пленума ВАС РФ с 1 января 2014 г. применимы и к рассматриваемой ситуации.

 

Вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть вашу жалобу и принять решение по ней в течение 15 рабочих дней с даты ее получения (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ). Срок рассмотрения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа, но не более чем еще на 15 рабочих дней, если (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 6 ст. 140 НК РФ):

— вышестоящему налоговому органу необходимо получить от нижестоящих налоговых органов документы и (или) информацию для рассмотрения жалобы;

— налогоплательщик представляет дополнительные документы после подачи жалобы до принятия решения по ней.

 

Примечание

Ранее срок рассмотрения жалобы составлял один месяц со дня ее получения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) (п. 3 ст. 140 НК РФ). Этот срок мог быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа не более чем на 15 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 140 НК РФ).

Если вы подали жалобу до вступления в силу Закона N 153-ФЗ, решение по ней должно быть принято в соответствии с прежними правилами (ч. 2 ст. 3 Закона N 153-ФЗ).

 

Стоит заметить, что Пленум ВАС РФ указал: если вышестоящий налоговый орган в установленные сроки не принял по вашей жалобе решение, то судебные расходы полностью или в части суд может отнести на налоговый орган независимо от результатов рассмотрения дела (п. 74 Постановления от 30.07.2013 N 57) <1>.

Решение по результатам рассмотрения жалобы направляется налогоплательщику или вручается ему в течение трех рабочих дней со дня принятия решения (абз. 4 п. 6 ст. 140 НК РФ).

Отметим, что вышестоящий налоговый орган вправе оставить без рассмотрения вашу жалобу полностью или в части в следующих случаях (п. 1 ст. 139.3 НК РФ):

а) жалоба не подписана лицом, которое ее подало, или его представителем либо к ней не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя;

б) жалоба подана после истечения срока, установленного п. 2 ст. 139 НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы отказано;

в) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

г) ранее была подана жалоба по тем же основаниям, которая не отозвана и не оставлена без рассмотрения по иным основаниям (п. 6 ст. 138, пп. 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

 

Обратите внимание!

Повторно подать жалобу не получится, если первоначальная жалоба была оставлена без рассмотрения в связи с ее отзывом налогоплательщиком. Кроме того, не вправе обращаться с повторной жалобой налогоплательщик, жалоба которого была оставлена без рассмотрения в связи с тем, что ранее им подавалась жалоба по тем же основаниям. Такой вывод следует из анализа норм п. п. 6, 7 ст. 138, пп. 3, 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ. Его подтверждает и ФНС России (Письмо от 04.07.2013 N СА-4-9/12019@ (п. 5)).

В остальных случаях, в том числе если ваша жалоба была оставлена без рассмотрения на основании пп. 1 и (или) пп. 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ, вы можете направить ее повторно, устранив допущенные нарушения (п. 3 ст. 139.3 НК РФ).

При подаче повторной жалобы в случае, когда первоначальная жалоба была оставлена без рассмотрения, действуют те же сроки, которые установлены для подачи соответствующей жалобы (п. 5 ст. 6.1, п. 6 ст. 138, п. 3 ст. 139.3 НК РФ).

 

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вышестоящий налоговый орган обязан принять в течение пяти рабочих дней со дня получения от вас жалобы либо заявления об ее отзыве. Сообщить вам об этом налоговый орган обязан в течение трех рабочих дней со дня принятия решения в письменной форме.

 

Примечание

Ранее положения гл. 19, 20 НК РФ не предусматривали возможности и последствий оставления жалобы налогоплательщика без рассмотрения.

 

Если вышестоящий налоговый орган вынес по вашей жалобе решение, с которым вы не согласны, можете обжаловать его в ФНС России. Срок подачи такой жалобы составляет три месяца со дня принятия соответствующего решения (абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ).

 

ПОРЯДОК И СРОК АДМИНИСТРАТИВНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ ОРГАН (ВЫШЕСТОЯЩЕМУ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ) ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) НАЛОГОВОГО ОРГАНА ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЗАКОНА N 153-ФЗ

 

Отметим, что до вступления в силу изменений в гл. 19, 20 НК РФ, внесенных Законом N 153-ФЗ, административная жалоба подавалась (п. п. 1, 3 ст. 139 НК РФ):

— в вышестоящий налоговый орган — при обжаловании актов и действий (бездействия) налогового органа;

— вышестоящему должностному лицу инспекции или в вышестоящий налоговый орган — при обжаловании действий (бездействия) должностного лица этой инспекции.

Каких-либо иных требований к форме и содержанию жалобы Налоговый кодекс РФ не предусматривал. Вместе с тем при ее подготовке целесообразно было учитывать рекомендации ФНС России, которые приведены в Информации от 09.02.2011.

Так, налоговое ведомство рекомендовало указывать в жалобе следующие сведения:

1) наименование налогового органа, в который подается жалоба, а также должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому она направляется;

2) персональные данные заявителя — полное наименование (фамилию, имя, отчество), почтовый индекс, адрес, номер телефона, адрес электронной почты;

3) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

4) наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилию, имя и отчество должностного лица, действия которого обжалуются;

5) требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

6) обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

7) суммы требований, с которыми вы не согласны: отдельно по налогам, пеням, штрафам;

8) ваш расчет оспариваемой денежной суммы;

9) перечень прилагаемых документов.

Срок подачи жалобы составлял три месяца с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

На практике случалось, что налоговый орган не рассматривал жалобу, если она подписана неуполномоченным лицом, в ней не указан предмет обжалования, отсутствовало обоснование требований. В этом случае было возможно устранить допущенные нарушения и повторно подать жалобу. Сделать это нужно было в пределах срока подачи первоначальной жалобы (п. 2, абз. 3 п. 4 ст. 139 НК РФ).

При пропуске указанного трехмесячного срока необходимо было подать в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) заявление о восстановлении срока административного обжалования (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК РФ). При этом требовалось указать уважительную причину пропуска срока и приложить к жалобе копии подтверждающих документов. По своему усмотрению подать жалобу можно было непосредственно в вышестоящий налоговый орган или направить ее по почте.

Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) должен был рассмотреть вашу жалобу в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Этот срок мог быть продлен руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа не более чем на 15 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 140 НК РФ).

О решении по жалобе вышестоящий налоговый орган должен был проинформировать лицо, подавшее жалобу, в течение трех рабочих дней с момента вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 140 НК РФ). Как правило, налогоплательщикам направлялись копия решения или письмо с выводами о принятом решении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code