ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

Арест существенно ограничивает права организации по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Поэтому от налогового органа требуется строгое соблюдение процедуры наложения ареста на имущество.

Правомерность решения об аресте проверяется прокурором. После этого организация должна быть уведомлена о том, что на ее имущество будет наложен арест.

Далее производится непосредственно арест имущества, после чего права вашей организации в отношении арестованного имущества ограничиваются.

Отметим, что проведение ареста в ночное время (за некоторыми исключениями) не допускается.

Арест происходит в присутствии понятых и при участии налогоплательщика (его представителя). Для определения стоимости имущества налоговый орган может привлечь к участию специалиста.

Всем задействованным в аресте имущества лицам разъясняются их права и обязанности. Ход процедуры наложения ареста протоколируется, арестованное имущество указывается в описи к протоколу, который подписывают все, кто принимал участие при производстве ареста.

Далее мы подробно рассмотрим перечисленные этапы наложения ареста.

 

ВЫНЕСЕНИЕ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ РЕШЕНИЯ (ПОСТАНОВЛЕНИЯ) О НАЛОЖЕНИИ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ. СРОК НАЛОЖЕНИЯ АРЕСТА И ЕГО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

 

При наличии соответствующих оснований налоговый орган вправе принять решение о наложении ареста на имущество должника.

Это решение выносит руководитель налогового органа (его заместитель) в виде постановления (п. 6 ст. 77 НК РФ). Форма постановления утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ (Приложение N 9).

Согласно данной форме в постановлении о наложении ареста должна быть следующая информация:

— дата вынесения и номер постановления;

— Ф.И.О. должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;

— наименование и адрес налогоплательщика;

— сумма задолженности по налогу (пеням, штрафам), в пределах которой должно быть арестовано имущество;

— основания, позволяющие полагать, что должник предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество;

— вид ареста (полный или частичный);

— перечень имущества, подлежащего аресту.

Также руководитель налогового органа (его заместитель) обязан определить место хранения арестованного имущества. Данное требование закреплено в п. 11 ст. 77 НК РФ. Но форма постановления о наложении ареста не предполагает отражения таких сведений. Информация о месте хранения имущества указывается в протоколе ареста (Приложение N 10 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@).

Однако отметим, что постановление выносится руководителем налогового органа (его заместителем). Протокол же, как правило, составляется уполномоченным сотрудником инспекции (п. 6 ст. 77 НК РФ, Приказ ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@). В связи с этим полагаем, что если место хранения арестованного имущества не определено руководителем инспекции (его заместителем), то сотрудник налогового органа не вправе вывозить арестованное имущество с территории налогоплательщика и такие действия можно обжаловать. Заметим, что официальные разъяснения и судебная практика по данному вопросу отсутствуют.

Соблюдение приведенных требований к постановлению о наложении ареста проверяется в первую очередь прокурором, когда он решает вопрос о выдаче санкции на арест. При этом санкция дается прокурором не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налогов, пеней, штрафов в соответствии со ст. 46 НК РФ (п. 2.2 Приказа Генпрокуратуры РФ от 22.03.2010 N 122 (далее — Приказ N 122)).

Если в ходе прокурорской проверки выявлены какие-либо нарушения, то в выдаче санкции должно быть отказано (п. п. 2.2, 2.3 Приказа N 122). Поэтому постановление с грубыми нарушениями по форме или содержанию к вам поступить не должно. Однако, если в предъявленном документе вы обнаружите нарушения (в том числе и незначительные), вы можете указать их при обжаловании ареста в вышестоящий налоговый орган или в суд.

Арест имущества длится до тех пор, пока он не будет отменен решением инспекции, наложившей арест, вышестоящим налоговым органом или судом (п. 13 ст. 77 НК РФ).

Заметим, что срок наложения ареста Налоговым кодексом РФ не установлен. Судебная практика, касающаяся разрешения вопроса о сроке наложения ареста имущества, отсутствует.

 

Примечание

О нарушениях, которые могут привести к отмене ареста, вы можете узнать в разд. 7.9 «Какие нарушения налогового органа при наложении ареста на имущество влекут его отмену. Обжалование ареста имущества».

 

ПОЛУЧЕНИЕ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ САНКЦИИ ПРОКУРОРА НА АРЕСТ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Решение налогового органа о наложении ареста должно быть санкционировано прокурором (п. 1 ст. 77 НК РФ). Если арест произведен без санкции, он подлежит отмене.

При этом санкция дается прокурором не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налогов, пеней, штрафов в соответствии со ст. 46 НК РФ (п. 2.2 Приказа Генпрокуратуры РФ от 22.03.2010 N 122).

При принятии решения о санкционировании ареста имущества прокурор проверяет законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов (пп. 2.2 Приказа Генпрокуратуры РФ от 22.03.2010 N 122).

Решение о выдаче санкции (либо об отказе в выдаче) принимает, как правило, прокурор (или его заместитель) того территориального образования (района, города без районного деления и др.), который подведомственен вашей налоговой инспекции (п. 1 Приказа N 122). Делается это не позднее следующего рабочего дня с даты поступления материалов в прокуратуру (п. 2 Приказа N 122).

Санкция проставляется на первом листе постановления и заверяется подписью прокурора (его заместителя) и печатью прокуратуры (Приложение N 9 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@, п. 3 Приказа N 122).

Если в выдаче санкции отказано, информация об этом оформляется отдельным документом (п. 2.3 Приказа N 122).

 

УВЕДОМЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБ АРЕСТЕ ЕЕ ИМУЩЕСТВА. ВРУЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ (ПОСТАНОВЛЕНИЯ) О НАЛОЖЕНИИ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО

 

Учитывая природу решения об аресте имущества, налоговый орган должен направить соответствующее постановление налогоплательщику (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 9, 12 п. 1 ст. 32 НК РФ). Налоговики могут направить вам постановление почтой или вручить под расписку (п. п. 4 и 5 ст. 31, п. 6 ст. 77 НК РФ).

С 1 июля 2015 г. инспекция вправе направить налогоплательщику постановление через личный кабинет налогоплательщика (ст. 11.2, п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 1, пп. «б» п. 3 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). В этом случае датой получения постановления считается день, следующий за днем размещения постановления в личном кабинете налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ) <1>.

———————————

<1> Подробнее о передаче налоговым органом документов через личный кабинет налогоплательщика вы можете узнать в Практическом пособии по налоговым проверкам.

 

Заметим, что, получив постановление, вы можете обжаловать его в вышестоящем налоговом органе, а затем при необходимости и в суде (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ). Однако следует помнить, что обжалование не приостанавливает действия постановления.

Только в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган или суд может по вашему ходатайству приостановить действие постановления в качестве обеспечительной меры (п. 5 ст. 138 НК РФ, ст. 90, п. 2 ч. 1 ст. 91, ст. 99 АПК РФ). Но для этого нужны очень веские причины, так как арест сам по себе является временной мерой.

 

ПРОВЕДЕНИЕ АРЕСТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ

 

Налоговый кодекс РФ запрещает проводить арест в ночное время — с 22.00 до 06.00 часов по местному времени (п. 1 ст. 11, п. 8 ст. 77 НК РФ, ч. 1 ст. 96 ТК РФ, п. 21 ст. 5 УПК РФ).

Арест может быть проведен в ночное время, только если возникла ситуация, не терпящая отлагательств (п. 8 ст. 77 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ не поясняет, какие это могут быть обстоятельства.

Упоминание о таких случаях также содержится в абз. 2 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ч. 3 ст. 35 Закона N 229-ФЗ. Однако и они не дают определения обстоятельств, не терпящих отлагательства.

Вместе с тем, например, Закон N 229-ФЗ к таким случаям относит обращение взыскание на товары, которые быстро портятся (п. 4 ч. 3 ст. 35 Закона N 229-ФЗ).

Фактически налоговый орган по своему усмотрению решает, что относится к обстоятельствам, не терпящим отлагательств.

Если вы считаете, что арест проведен ночью без наличия на то оснований, вы вправе его обжаловать в вышестоящем налоговом органе, а затем при необходимости и в суде.

 

Примечание

С 1 января 2014 г. введен обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов (за исключением актов, принятых ФНС России, и актов, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб и апелляционных жалоб), а также действий (бездействия) их должностных лиц (п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ). До 1 января 2014 г. соблюдение досудебного порядка было обязательным лишь при обжаловании в суде решений налоговых органов, вынесенных по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки согласно ст. 101 НК РФ (ч. 3 ст. 3 Закона N 153-ФЗ).

Подробнее о порядке обжалования действий и решений налоговых органов вы можете узнать в гл. 9 «Обжалование ненормативных актов (решений, постановлений) и действий (бездействия) налоговых органов при взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов».

 

Заметим, что в случае обжалования ареста доказывать его правомерность должен налоговый орган (п. 3 ст. 189 АПК РФ).

 

УЧАСТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРИ НАЛОЖЕНИИ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ

 

Налогоплательщик-организация вправе участвовать при проведении ареста его имущества через своего представителя (законного или уполномоченного доверенностью) в силу п. 7 ст. 77 НК РФ.

Если налоговый орган лишил вас возможности участвовать при наложении ареста (например, не допустил представителя), это может стать основанием для отмены ареста.

Вы можете отказаться от участия в аресте имущества. Однако мы не советуем этого делать, поскольку вы лишите себя возможности указать в протоколе свои замечания по процедуре ареста.

У налогоплательщика нет права требовать, чтобы арест был наложен на какое-то определенное имущество или, наоборот, чтобы какое-то имущество аресту не подвергалось. Однако закон не запрещает делать какие-либо предложения по этому вопросу.

Например, целесообразно предложить налоговому органу арестовать имущество, изъятие которого из оборота не повлечет для вас существенных экономических потерь. Если инспекция проигнорирует вашу просьбу, наложит арест на производственные помещения, оборудование, товары на складе и тем самым парализует вашу хозяйственную деятельность, то вы можете использовать это как дополнительный довод при обжаловании ареста.

 

Примечание

Подробнее о правах налогоплательщика при наложении ареста вы можете узнать в разд. 7.4.8 «Разъяснение налоговым органом прав и обязанностей участникам процедуры наложения ареста».

Об обжаловании действий (бездействия) и решений налогового органа читайте в гл. 9 «Обжалование ненормативных актов (решений, постановлений) и действий (бездействия) налоговых органов при взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов».

 

УЧАСТИЕ ПОНЯТЫХ ПРИ НАЛОЖЕНИИ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

 

Арест имущества осуществляется с участием понятых (не менее двух человек). Основания — п. 7 ст. 77 и п. 2 ст. 98 НК РФ.

Арест без участия понятых является нарушением требования п. 7 ст. 77 НК РФ и подлежит отмене. Это подтверждает и судебная практика (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 06.04.2004 N А55-7575/03-5).

В качестве понятого может быть привлечено любое незаинтересованное лицо, за исключением сотрудников налоговых органов (п. п. 3, 4 ст. 98 НК РФ).

Кроме того, инспекция не вправе привлекать в качестве понятых работников организации, на имущество которой накладывается арест. Ведь сотрудники налогоплательщика связаны с ним трудовыми отношениями и являются заинтересованными лицами. На это указывают и суды. Так, в Постановлении от 24.08.2009 N А13-5138/2008 ФАС Северо-Западного округа признал неправомерным привлечение в качестве понятого сотрудника проверяемой организации <5>.

———————————

<5> В данном деле суд рассматривал вопрос о правомерности привлечения работника организации в качестве понятого при проведении осмотра. Но поскольку участие понятых в мероприятиях, которые проводит налоговый орган, регулирует только ст. 98 НК РФ, полагаем, что вывод суда применим и в отношении процедуры наложения ареста.

 

УЧАСТИЕ СПЕЦИАЛИСТА ПРИ НАЛОЖЕНИИ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ

 

К процедуре наложения ареста на имущество налогоплательщика инспекция может привлечь специалиста (абз. 2 п. 7 ст. 77 НК РФ). Его участие требуется, например, когда необходимо произвести оценку балансовой стоимости имущества (ст. 96 НК РФ, ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Порядок привлечения специалиста при проведении ареста имущества нормативно не урегулирован. Скорее всего, налоговый орган будет руководствоваться ст. 96 НК РФ, которой предусмотрен порядок участия специалиста в мероприятиях налогового контроля.

В связи с этим отметим, что специалист — это лицо, обладающее специальными знаниями. Он привлекается инспекцией на договорной основе. Он высказывает свое мнение, но оно не является обязательным для налогового органа. Ведь специалист (ст. 96 НК РФ), в отличие от эксперта (ст. 95 НК РФ), официального заключения по вопросу не дает. Иными словами, при определении стоимости арестованного имущества инспекция вправе не принимать во внимание мнение специалиста.

 

РАЗЪЯСНЕНИЕ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧАСТНИКАМ ПРОЦЕДУРЫ НАЛОЖЕНИЯ АРЕСТА

 

Прежде чем начать процедуру ареста, должностные лица налогового органа предъявляют документ, удостоверяющий их полномочия <6>, и решение (постановление) о наложении ареста с санкцией прокурора (п. 9 ст. 77 НК РФ).

———————————

<6> Предъявленным вам документом, удостоверяющим полномочия должностного лица, будет, скорее всего, удостоверение инспектора.

 

Налоговый кодекс РФ не регламентирует, что делать, если сотрудник инспекции не предъявит перечисленные документы. По нашему мнению, вы можете сделать соответствующую отметку в протоколе.

Далее всем участвующим лицам (налогоплательщику, понятым, специалистам) должны быть разъяснены их права и обязанности (абз. 2 п. 7 ст. 77 НК РФ). Однако в Налоговом кодексе РФ не указывается, какие именно это права и обязанности.

  1. Полагаем, что налоговый орган должен разъяснить налогоплательщику те права, которые непосредственно касаются порядка наложения ареста. Также, по нашему мнению, налогоплательщику должен быть пояснен порядок обжалования действий (бездействия) и решений налоговых органов.

Основные права налогоплательщика перечислены в таблице.

Право налогоплательщика Регулирующая норма
На то, что арест на имущество не может быть наложен без достаточных оснований Пункт 1 ст. 77 НК РФ
На соблюдение ограничений по стоимости арестованного имущества Пункт 5 ст. 77 НК РФ
На предварительное ознакомление с решением (постановлением) о наложении ареста, санкцией прокурора, документами, удостоверяющими полномочия сотрудников инспекции Пункт 9 ст. 77 НК РФ
На соблюдение времени проведения ареста Пункт 8 ст. 77 НК РФ
На составление протокола Пункт 10 ст. 77 НК РФ
На участие в процессе проведения ареста имущества (в том числе через представителя) Подпункты 6, 15 п. 1 ст. 21, п. 7 ст. 77 НК РФ
На ознакомление со своими правами и обязанностями при проведении ареста имущества Абзац 2 п. 7 ст. 77 НК РФ
На осмотр описываемого имущества Абзац 2 п. 10 ст. 77 НК РФ
На привлечение независимых понятых для участия в аресте имущества Пункт 7 ст. 77 НК РФ
На возмещение убытков, причиненных незаконными действиями налоговых органов Подпункт 14 п. 1 ст. 21, ст. 35 НК РФ
На получение экземпляра решения (постановления) о наложении ареста, протокола ареста, решения (постановления) об отмене ареста Подпункт 9 п. 1 ст. 21, абз. 3 п. 13 ст. 77 НК РФ
На обжалование:

— решения (постановления) о наложении ареста;

— протокола ареста;

— решения (постановления) об отмене ареста;

— действий (бездействия) налогового органа

Подпункт 12 п. 1 ст. 21, ст. ст. 137 — 139 НК РФ

У специалиста и понятых прав существенно меньше, чем у налогоплательщика. В частности, понятые вправе:

— осмотреть описываемое имущество (налоговый орган обязан им предъявить такое имущество) (абз. 2 п. 10 ст. 77 НК РФ);

— делать замечания в ходе производства ареста, которые заносятся в протокол (абз. 1 п. 5 ст. 98 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ права специалиста при проведении ареста не названы. Однако, на наш взгляд, специалист вправе ознакомиться с объектами, о стоимости которых он должен высказать свое мнение. Иначе это мнение и основанная на нем оценка имущества в описи не могут быть признаны достоверными.

  1. Основная обязанность организации, имущество которой арестовывается, — соблюдение ограничений по владению, пользованию и распоряжению таким имуществом. Поэтому налоговики должны разъяснить налогоплательщику порядок владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом, а также предупредить об ответственности за нарушение данного порядка.

Основные обязанности налогоплательщика, понятых и специалиста, связанные с процедурой ареста, перечислены в таблице.

Участник процедуры ареста Содержание обязанности Регулирующая норма
Налогоплательщик Не препятствовать законной деятельности налогового органа Подпункт 7 п. 1 ст. 23 НК РФ
Исполнять законные требования налогового органа Подпункт 7 п. 1 ст. 23 НК РФ
Соблюдать наложенные на имущество ограничения Пункт 12 ст. 77, ст. 125 НК РФ
Получать согласие на распоряжение (пользование, владение) арестованным имуществом Пункт 2 ст. 77 НК РФ
Понятой Удостоверить в протоколе наложение ареста на имущество Пункт 5 ст. 98 НК РФ
Специалист Обладать специальными знаниями Пункт 1 ст. 96 НК РФ
Оказывать услуги в соответствии с заключенным договором Пункт 2 ст. 96 НК РФ
Высказывать независимое, незаинтересованное мнение Пункт 1 ст. 96 НК РФ

Если вам не разъясняли ваши права и обязанности, необходимо отразить это в замечаниях к протоколу. Данное нарушение может быть использовано вами в качестве дополнительного довода при обжаловании ареста имущества.

 

ОФОРМЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ АРЕСТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРОТОКОЛ АРЕСТА, ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА)

 

После того как сотрудники налогового органа предъявили вам необходимые документы, разъяснили ваши права и обязанности, они производят осмотр, оценку и опись имущества налогоплательщика.

Предметы, подлежащие аресту, предъявляются представителю налогоплательщика, а также понятым (абз. 2 п. 10 ст. 77 НК РФ).

При наложении ареста ведется протокол (п. 10 ст. 77 НК РФ). Его форма утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ (Приложение N 10).

Все арестованное имущество должно быть занесено в опись, в которой указываются наименование арестованного имущества, его индивидуальные признаки, а также количество.

Если есть возможность, то указывается и стоимость имущества (п. 10 ст. 77 НК РФ). Если аресту подвергнуто имущество, стоимость которого, по вашему мнению, превышает задолженность организации, рекомендуем отразить это в замечаниях на протокол. Напомним, что арест имущества на сумму большую, чем сумма, подлежащая взысканию, незаконен и подлежит отмене (п. 5 ст. 77 НК РФ).

 

Примечание

Опись, в которой содержится перечень арестованного имущества, согласно форме протокола является его частью (Приложение N 10 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@). Однако допускается оформление описи отдельным приложением (п. 10 ст. 77 НК РФ). В этом случае в протоколе о проведении ареста должна быть ссылка на приложение.

 

Также в протоколе указывается время проведения описи имущества. Если время начала и (или) окончания ареста указано неточно, это следует отметить в замечаниях на протокол.

Кроме того, формой протокола об аресте имущества налогоплательщика предусмотрено указание адреса места нахождения описанного имущества.

Далее налоговый орган под роспись предупреждает представителя должника об ответственности за несоблюдение режима ареста имущества.

После этого все лица, присутствующие при аресте имущества, должны расписаться в протоколе.

По нашему мнению, не следует отказываться от подписания протокола. Если вы не согласны с какими-либо действиями налоговых органов, понятых, специалистов в ходе проведения процедуры или у вас есть замечания к содержанию описи имущества, необходимо отразить это в протоколе. Ведь нарушения, допущенные при наложении ареста, могут служить основанием для его отмены.

 

Например, в протоколе ареста имущества ООО «Альфа» налоговая инспекция неверно указала время начала его проведения. Представитель налогоплательщика отметил в протоколе данное нарушение, указав правильное время.

 

Если вы не укажете в протоколе на допущенные нарушения процедуры ареста, то при обжаловании ареста вам трудно будет их доказать.

 

Налоговым кодексом РФ не предусмотрен срок для вручения протокола ареста имущества. Он может быть вручен налогоплательщику лично, при условии его присутствия при аресте имущества, либо направлен по почте (п. п. 4 и 5 ст. 31 НК РФ).

С 1 июля 2015 г. инспекция также вправе направить протокол ареста имущества через личный кабинет налогоплательщика (ст. 11.2, п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 1, пп. «б» п. 3 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). В этом случае датой получения протокола ареста считается день, следующий за днем размещения данного документа в личном кабинете налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ) <1>.

———————————

<1> Подробнее о передаче налоговым органом документов через личный кабинет налогоплательщика вы можете узнать в Практическом пособии по налоговым проверкам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code