НЕДОИМКА (НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ). ПЕНИ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ УПЛАТУ НАЛОГОВ И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно уплачивать налоги (п. 1 ст. 45 НК РФ). Однако не всегда им удается выполнить это требование.

Сумма налога, которую вы не уплатили в установленный срок, является недоимкой — задолженностью по налогу <1> (п. 2 ст. 11 НК РФ).

———————————

<1> В настоящей главе недоимка также именуется налоговой задолженностью.

 

Также в решении по налоговой проверке недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую налоговый орган выявил в ходе данной проверки (камеральной или выездной). Датой возникновения такой недоимки считается (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

— день фактического получения налогоплательщиком денежных средств — в случае возврата суммы налога;

— день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета суммы налога.

ФНС России указывает, что инспекция в решении по проверке может отразить в качестве недоимки любой вид налога, который ранее был излишне возмещен по решению налогового органа (Письмо ФНС России от 20.09.2013 N АС-4-2/16981 (п. 2)). Напомним, что возмещение предусмотрено:

— для НДС, если сумма налоговых вычетов превышает исчисленную вами сумму налога (при необходимости увеличенную на суммы восстановленного налога) (п. 2 ст. 173 НК РФ);

— для акцизов, если сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения на основании ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

 

Примечание

По результатам проверки налоговый орган выносит решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ). Подробнее о решении по итогам налоговой проверки вы можете узнать в разд. 23.8 «Итоговое решение по налоговой проверке» Практического пособия по налоговым проверкам.

 

Налогоплательщик может погасить недоимку добровольно. При этом за просрочку платежа необходимо уплатить пени.

Если налогоплательщик не уплатит недоимку и пени, налоговый орган вправе будет взыскать их принудительно.

Иногда взыскать задолженность по платежам в бюджет невозможно и инспекция списывает ее с налогоплательщика без погашения.

В настоящей главе мы расскажем о том, как выявляется недоимка и начисляются пени, в какие сроки налоговый орган осуществляет их взыскание и когда может признать задолженность безнадежной к взысканию.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ НЕДОИМКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ И НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ

 

Налогоплательщик может выявить недоимку самостоятельно, например, если обнаружил:

— неверное указание в платежном поручении номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог в бюджет не поступил (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ) <1>;

— ошибки в исчислении налоговой базы и суммы налога (абз. 2, 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).

———————————

<1> Если ошибка в платежном поручении не повлияла на поступление налога в бюджет, недоимки не образуется. В этом случае целесообразно подать в инспекцию заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 1.5 «Уточнение реквизитов по перечислению налога. Подача заявления в налоговый орган об исправлении ошибки в КБК, ОКТМО и др.».

 

В таких случаях желательно в кратчайшие сроки уплатить недоимку и пени. Кроме того, если в декларации по налогу вы отразили неправильную сумму налога, нужно подать уточненную декларацию (ст. 81 НК РФ) <2>.

———————————

<2> Уплата недоимки и пеней до подачи уточненной декларации поможет вам избежать штрафа по п. 3 ст. 120 или ст. 122 НК РФ. Инспекция не вправе привлечь вас к ответственности, если на момент представления уточненной декларации вы не знали об обнаружении ошибки налоговым органом или назначении им выездной проверки (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

 

Налоговый орган выявляет недоимку в ходе налоговых проверок и вне их рамок. При этом важно, с какого момента задолженность считается установленной. Этот день учитывается при отсчете предельного срока (срока давности) ее взыскания. Если инспекция его пропустит, взыскание недоимки может стать невозможным.

Поясним, с какого дня недоимка считается установленной.

  1. Инспекция может определить недоимку по результатам камеральной или выездной налоговой проверки.

Сумма выявленной недоимки указывается в решении по итогам проверки — о привлечении либо об отказе в привлечении организации (индивидуального предпринимателя) к налоговой ответственности (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Кроме того, в решении по проверке недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую налоговый орган выявил в ходе данной проверки (камеральной или выездной). Датой возникновения такой недоимки считается (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

— день фактического получения налогоплательщиком денежных средств — в случае возврата суммы налога;

— день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета суммы налога.

ФНС России указывает, что инспекция в решении по проверке может отразить в качестве недоимки любой вид налога, который ранее был излишне возмещен по решению налогового органа (Письмо ФНС России от 20.09.2013 N АС-4-2/16981 (п. 2)).

Напомним, что возмещение предусмотрено:

— для НДС, если сумма налоговых вычетов превышает исчисленную вами сумму налога (при необходимости увеличенную на суммы восстановленного налога) (п. 2 ст. 173 НК РФ);

— для акцизов, если сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимся объектом налогообложения на основании ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

Со дня вступления в силу решения по проверке (п. 9 ст. 101 НК РФ) у налогового органа появляется возможность взыскать с вас недоимку в принудительном порядке.

  1. Инспекция выявляет недоимку вне налоговой проверки путем сравнения:

— суммы налога, которую вы указали в декларации (расчете авансового платежа);

— данных об уплаченной вами сумме, поступивших из Федерального казначейства <3>.

———————————

<3> Некоторые налоги исчисляет за налогоплательщиков инспекция. В частности, налоговый орган рассчитывает сумму транспортного налога, которую должен уплатить индивидуальный предприниматель (п. 1 ст. 362 НК РФ). В этом случае инспекция сравнивает самостоятельно начисленные суммы с платежами, поступившими от налогоплательщика.

Информацию о поступлениях в бюджет органы Федерального казначейства передают налоговому органу в течение двух рабочих дней после совершения операции по его лицевому счету (Письмо Казначейства России от 16.04.2012 N 42-7.4-55/13).

 

Указанные сведения отражаются в информационной базе, которую ведет налоговый орган. В ней на каждого налогоплательщика открыта карточка расчетов с бюджетом (далее — карточка РСБ). Сопоставление показателей осуществляется после наступления срока уплаты налога.

В данном случае недоимка считается установленной:

1) со следующего дня после окончания срока уплаты налога (авансового платежа), если до истечения этого срока вы представили в инспекцию сведения о начисленной сумме платежа;

2) со следующего дня после сдачи налоговой декларации (расчета авансового платежа) в инспекцию, если вы подаете отчетность позже установленного срока платежа.

К данным выводам пришел Пленум ВАС РФ (п. 50 Постановления от 30.07.2013 N 57). Ранее такую же позицию высказывал и Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.09.2011 N 3147/11.

К аналогичным выводам приходили и нижестоящие арбитражные суды (Постановления ФАС Московского округа от 15.01.2013 N А40-57014/12-20-316, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 N А35-13038/2011).

Отметим, что до принятия указанных выше Постановлений Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ в арбитражной практике можно было встретить иной подход к определению момента выявления недоимки.

Так, некоторые суды указывали, что этим моментом следует считать день составления документа о выявлении недоимки, предусмотренного абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ. Данное мнение изложено, например, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2010 N А13-2446/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 N Ф08-2172/2008.

В то же время отдельные суды не соглашались с таким подходом. ФАС Уральского округа в Постановлении от 29.09.2009 N Ф09-7278/09-С3 отметил, что нельзя толковать понятие «выявление недоимки» формально. По сути, это означает, что возникновение недоимки следует соотносить не с тем, когда о ней стало известно налоговому органу, а с истечением срока уплаты налога. ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 08.04.2009 N Ф04-2106/2009(4215-А70-15) указал, что данными, необходимыми для установления задолженности, налоговый орган располагал до составления документа о выявлении недоимки. А значит, определять момент ее возникновения по дате этого документа неправомерно.

 

ДОКУМЕНТ О ВЫЯВЛЕНИИ НЕДОИМКИ

 

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ выявление недоимки вне рамок налоговой проверки инспекция должна зафиксировать документально. Форма такого документа утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ (Приложение N 1). При этом порядок и сроки его составления Налоговый кодекс РФ не устанавливает.

Налоговый орган не обязан направлять документ о выявлении недоимки налогоплательщику (Письма Минфина России от 11.02.2010 N 03-02-07/1-57, от 21.01.2009 N 03-02-07/1-25, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2010 N А13-2446/2010). Поэтому организация (индивидуальный предприниматель) часто узнает о задолженности из требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов, которое по общему правилу налоговый орган должен направить ей не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

В том случае если размер недоимки (в сумме с относящимися к ней пенями и штрафами), выявленной не в ходе проверки, составляет менее 500 руб., требование должно быть направлено в адрес налогоплательщика не позднее одного года со дня выявления недоимки (абз. 1 п. 1 ст. 70 НК РФ).

Выставление требования означает начало процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности.

Инспекция не вправе взыскивать с вас неуплаченный налог и пени на основании документа о выявлении недоимки. Налоговый кодекс РФ не предусматривает оформления данного документа как условие выставления требования об уплате налога, пеней, штрафа и принудительного взыскания задолженности. В связи с этим отсутствие документа о выявлении недоимки не влияет на правомерность взыскания. Поэтому при обжаловании суд, скорее всего, откажет в удовлетворении вашего требования о признании незаконным данного документа, так как он не нарушает прав налогоплательщика. Целесообразно оспаривать непосредственно акты налогового органа по взысканию задолженности: требование об уплате налога, пеней, штрафа, решение о взыскании. Обычно налогоплательщики так и поступают (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 07.08.2012 N А40-101031/11-99-450, от 23.06.2011 N КА-А40/5740-11, от 28.09.2009 N КА-А40/9651-09).

 

По мнению Минфина России, документ о выявлении недоимки налоговый орган должен составлять также:

1) если задолженность обнаружена в ходе камеральной налоговой проверки, но налоговое правонарушение отсутствует (Письмо от 11.02.2010 N 03-02-07/1-57). Такая ситуация возможна, например, если при проверке выявлена недоимка, но у налогоплательщика имеется переплата по налогу и за счет нее задолженность можно погасить (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ).

Вместе с тем суды указывают, что налоговый орган составляет документ о выявлении недоимки при ее обнаружении вне налоговой проверки (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2010 N А13-2446/2010, Второго арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 N А82-9629/2011);

2) если недоимка выявлена в ходе иных мероприятий налогового контроля, по результатам которых составление акта не предусмотрено (Письма от 11.02.2010 N 03-02-07/1-57, от 21.01.2009 N 03-02-07/1-25).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code