Как поступить налогоплательщику, если обязанность по уплате налога признается исполненной, но денежные средства в бюджет фактически не поступили

Как поступить налогоплательщику, если обязанность по уплате налога признается исполненной, но денежные средства в бюджет фактически не поступили (например, в связи с отзывом лицензии у банка)

Банк может не исполнить ваше распоряжение на перечисление налога, и тогда денежные средства в бюджет не поступят. Тем не менее в этом случае обязанность по уплате налога может признаваться исполненной, если выполняются условия пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ и отсутствуют обстоятельства, указанные в п. 4 ст. 45 НК РФ.

Примечание

Подробнее об этом вы можете узнать в разделе «Ситуация: Считается ли обязанность по уплате налога (авансовых платежей, пеней, штрафов) исполненной, если после направления поручения на перечисление денежных средств произошел отзыв лицензии у банка?».

Однако, если платеж не поступил получателю, у налогового органа нет информации о том, что обязанность по уплате налога была исполнена налогоплательщиком <7>. При этом сведения о суммах налога, причитающихся к уплате, у инспекции имеются. Они отражены в декларациях (расчетах), представленных налогоплательщиком (п. 1 ст. 80 НК РФ).

———————————

<7> Учет поступлений в бюджет осуществляется Федеральным казначейством в порядке, установленном Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н (абз. 2 п. 1 ст. 40 БК РФ). Налоговый орган отражает в карточке РСБ налогоплательщика информацию о платежах, поступивших от него в бюджетную систему, на основании данных, полученных из Федерального казначейства (разд. III, IV Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденных Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@).

При таких обстоятельствах заявленную к уплате, но не поступившую в бюджет сумму налога инспекция может счесть недоимкой и выставить налогоплательщику требование об уплате налога, пеней, штрафа (п. 1 ст. 69, п. п. 1, 2 ст. 70, п. п. 1, 3 ст. 75 НК РФ), а также принять иные меры.

Примечание

О том, как инспекция может выявить недоимку, см. разд. 2.1 «Выявление недоимки налогоплательщиком и налоговым органом».

По нашему мнению, в этой ситуации налогоплательщику следует как можно скорее проинформировать инспекцию о том, что обязанность по уплате налогов была им исполнена.

Мы рекомендуем вам оформить уведомление письменно и представить в инспекцию в виде заявления или информационного письма с приложением (пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ):

1) платежного поручения.

Если платежное поручение на уплату налога вы предъявляли в банк на бумажном носителе, следует приложить заверенную вами копию второго экземпляра этого поручения (т.е. экземпляра, на котором проставлены отметки банка о дате поступления поручения в банк, штамп и подпись представителя банка, подтверждающие факт принятия данного поручения к исполнению) (абз. 1, 5 п. 2.13 Положения о переводе денежных средств).

Если вы предъявляли в банк платежное поручение в электронной форме, в инспекцию можно представить воспроизведенные на бумажном носителе платежное поручение и уведомление банка о приеме поручения к исполнению (в таком уведомлении должна быть в том числе указана дата поступления поручения в банк) (п. 1.24, абз. 3 п. 2.13 Положения о переводе денежных средств);

2) выписку из банковского счета, подтверждающую, что на дату предъявления в банк поручения на уплату налога денежных средств на расчетном счете было достаточно для исполнения такого поручения.

Представить данное уведомление и прилагаемые документы лучше всего непосредственно в канцелярию налогового органа. Не забудьте получить на копии уведомления отметку о том, что документ принят инспекцией. Пользоваться услугами почтовой связи в этой ситуации представляется нецелесообразным, поскольку доставка сообщения может затянуться.

Несмотря на все представленные документы, инспекция может отказаться признать ваши обязанности перед бюджетом исполненными и выставит требование об уплате налога, пеней, штрафа (п. 1 ст. 69 НК РФ).

Такое требование следует обжаловать в вышестоящем налоговом органе в административном порядке (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).

Примечание

О порядке обжалования ненормативных актов и иных действий налоговых органов вы можете узнать в разд. 9.2 «Порядок и срок обжалования в вышестоящий налоговый орган ненормативных актов (решений, постановлений) и действий (бездействия) налоговых органов при взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов».

К жалобе мы рекомендуем приложить:

— копию заявления (информационного письма), которым вы уведомили налоговый орган о том, что свои обязанности перед бюджетом вы исполнили своевременно, и приложений к нему;

— заявление о приостановке исполнения требования абз. 2 п. 5 ст. 138 НК РФ. Если вышестоящий орган ваше заявление удовлетворит, это позволит избежать необоснованного взыскания ваших денежных средств в погашение той налоговой обязанности, которая вами уже исполнена, или отсрочить такое взыскание (п. 2 ст. 45, п. 1 ст. 46, абз. 2 п. 5 ст. 138 НК РФ).

В том случае, если вышестоящий налоговый орган вашу позицию не поддержит, вы вправе обратиться за защитой в суд.

Примечание

О порядке обжалования ненормативных актов и иных действий налоговых органов в судебном порядке см. разд. 9.3 «Обжалование ненормативных актов (решений, постановлений) и действий (бездействия) налоговых органов при взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов в судебном порядке».

После того как вы представите в налоговый орган соответствующее уведомление, мы рекомендуем вам провести сверку расчетов (абз. 3 п. 7 ст. 45 НК РФ). Тогда о возможных возражениях инспекции вы узнаете оперативно и сможете своевременно принять меры к урегулированию возникших разногласий.

Примечание

О порядке проведения сверки вы можете узнать в разд. 1.1.1 «Совместная сверка расчетов по налогам (пеням, штрафам) с налоговым органом: порядок и срок проведения» Практического пособия по зачету и возврату налогов (пеней, штрафов).

В заключение отметим, что при уплате авансовых платежей, пеней, штрафов, сборов применяются те же правила, что и при уплате налогов (п. 8 ст. 45, п. 3 ст. 58 НК РФ). Поэтому в отношении указанных платежей, по нашему мнению, применим подход, изложенный выше в отношении уплаты налога.

СИТУАЦИЯ: Следует ли налогоплательщику повторно перечислить налог (авансовые платежи, пени, штрафы), если после направления в банк первого поручения на перечисление соответствующих сумм в бюджет у банка была отозвана лицензия?

На практике может возникнуть такая ситуация: налогоплательщик направил в банк платежное поручение на перечисление налогов, которое банк принял, однако исполнить не смог, поскольку у него была отозвана лицензия.

Должен ли налогоплательщик в этом случае повторно заплатить налог?

По нашему мнению, делать этого не следует.

Мы полагаем, что если поручение на перечисление налога в бюджет подано налогоплательщиком с соблюдением требований пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ и нет обстоятельств, указанных в п. 4 ст. 45 НК РФ, то обязательства налогоплательщика перед бюджетом следует считать исполненными. Отзыв лицензии у банка налогоплательщика не относится к обстоятельствам, при которых налог не признается уплаченным (п. 4 ст. 45 НК РФ). Однако, скорее всего, избежать споров с налоговиками по этому вопросу вам не удастся.

Примечание

Подробнее об этом см. раздел «Ситуация: Считается ли обязанность по уплате налога (авансовых платежей, пеней, штрафов) исполненной, если после направления поручения на перечисление денежных средств произошел отзыв лицензии у банка?».

Поскольку налог в данной ситуации следует считать уплаченным, недоимки не возникает, а значит, оснований для взыскания у налогового органа нет (п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 45, п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П). Также не возникает оснований для начисления пеней (п. п. 1, 3 ст. 75 НК РФ) и применения к вам иных последствий неуплаты.

Таким образом, повторно перечислять денежные средства в бюджет в оплату уже исполненной налоговой обязанности не требуется. Вместе с тем повторная уплата может пресечь незаконные действия инспекции по взысканию не поступивших в бюджет платежей. Однако отметим, что и при повторной уплате споры с инспекцией весьма вероятны. Повторная уплата налога за один и тот же период образует сумму переплаты, которую вы вправе вернуть или зачесть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Однако для этого вам потребуется доказать, что фактически налоговая обязанность была исполнена вами в момент предъявления в банк первоначального поручения, которое банк не исполнил. Вряд ли налоговые органы согласятся с этим без возражений. А в ходе спора сам факт повторной уплаты может быть истолкован налоговыми инспекторами как косвенное признание вами ненадлежащего исполнения налоговой обязанности.

Следует учитывать, что при возникновении спора процедура возврата (зачета) может затянуться. Когда фактически вам возвратят (перечислят) денежные суммы, направленные на повторную уплату налогов, заранее предсказать трудно. При этих условиях отвлечение средств на повторную уплату налогов представляется нецелесообразным, поскольку может усугубить последствия финансовых потерь, связанных с прекращением деятельности банка.

Примечание

При уплате авансовых платежей, пеней, штрафов, сборов применяются те же правила, что и при уплате налогов (п. 8 ст. 45, п. 3 ст. 58 НК РФ). Поэтому в отношении указанных платежей, по нашему мнению, применим подход, изложенный выше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code