Наружная реклама

Наиболее верное и полное понятие наружной рекламы дает С.П.Гришаев:

Термин «наружная реклама» произошел от английского «outdoor», что означает «за дверью дома или вне помещения». Наружная реклама может встречаться на автострадах, в парках, пешеходных зонах, на парковках крупных магазинов.Таким образом, носители рекламной информации всегда находятся в местах публичных — на «открытом воздухе», они открыты для восприятия в любое время дня и ночи независимо от выходных и других подобных условий.

Как отмечено в литературе, наружная реклама является эффективным и доступным информационным средством, и, как показывают последние исследования, эта «отрасль рекламного дела» занимает стабильное третье место после телевизионной и печатной рекламы. Во многом это объяснимо простым визуальным характером воздействия рекламных данных на аудиторию <1>. Иногда наружная реклама носит гибридный характер, совмещая стационарные рекламные конструкции со средствами аудиовизуального показа (реклама на крупноформатных жидкокристаллических дисплеях на улицах).

———————————

<1> См.: Петриченко А.Н. Социальная наружная реклама // Реклама и право. 2006. N 1. С. 18.

 

В Законе о рекламе наружной рекламе посвящена ст. 19, согласно ч. 1 которой распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований указанной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Таким образом, в ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе законодателем вводится обобщающее понятие рекламной конструкции, на которой и размещается наружная реклама. Следует обратить внимание, что понятие владельца рекламной конструкции шире, чем понятие собственника, поскольку включает в себя субъектов других вещных прав, например права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение, остается государство (Российская Федерация или ее субъект) или муниципальное образование. Объектами права хозяйственного ведения являются те виды имущества (в том числе здания, сооружения, станки и т.д.), которые были переданы предприятию собственником, а также имущество, приобретенное в результате производственной деятельности.

 

Для рекламных конструкций характерны такие признаки, как длительный срок использования, привязка к определенному объекту недвижимости. Определяющим критерием при отнесении рекламных конструкций к объектам наружной рекламы является их месторасположение — на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Следовательно, технические средства, предназначенные для размещения рекламной информации, расположенные внутри зданий, строений, сооружений, не являются объектами наружной рекламы.

В некоторых случаях в качестве рекламных конструкций используются транспортные средства. При этом следует иметь в виду, что использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается (ч. 2 ст. 20 Закона о рекламе). Такого рода использование является нарушением законодательства. Согласно ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование транспортного средства для распространения рекламы, в результате которого транспортное средство полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова транспортного средства с приданием ему вида определенного товара влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн руб.

Законодатель установил целевое назначение рекламных конструкций: они должны использоваться исключительно в целях распространения рекламы или социальной рекламы (ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе).

В Законе обозначены следующие действия, которые осуществляются в наружной рекламе, — установка, эксплуатация и монтаж-демонтаж рекламной конструкции, на которой она размещена. При этом для установки рекламной конструкции необходимо заключение договора с собственником территории, на которой будет установлен рекламоноситель, и разрешение в органе местного самоуправления на срок действия договора. Указанный договор и разрешение являются разрешительной документацией.

В ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе указывается, что субъекты РФ должны устанавливать предельные сроки договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. Такие сроки не могут быть менее пяти лет и более 10 лет. Однако конкретные сроки договоров устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти или местного самоуправления муниципального района (городского округа) в границах предельных сроков в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы.

 

Эксплуатация рекламной конструкции — это ряд технических действий, включающих регулярную замену изображения, обслуживание электроосветительной арматуры, ремонт экспонирующей поверхности, поддержание внешнего вида самой конструкции и т.д.

 

Эксплуатировать рекламные конструкции можно только при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе). Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 отмечено, что, рассматривая дела, связанные с привлечением лиц к административной ответственности за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, суды должны исходить из того, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.37 КоАП РФ, могут являться не только заказчик по договору на установку рекламной конструкции, в интересах которого производится такая установка, но и лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции, так как оно обязано удостовериться в том, что заказчик работ обладает соответствующим разрешением на установку рекламной конструкции.

Именно для рекламных конструкций характерны конфликтные ситуации, когда вывески ошибочно рассматриваются в качестве рекламных конструкций. В связи с этим следует учитывать положения ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», согласно которым при входе на рынок должна быть размещена вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов РФ, с указанием типа рынка, его наименования, режима работы, наименования управляющей рынком компании. В некоторых случаях местные органы власти пытаются запретить размещение над входом в офисы конструкции с уличной вывеской, в которой указано наименование фирмы, считая, что таким образом нарушается законодательство о рекламе.

В таких ситуациях следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории Российской Федерации обычаям делового оборота. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске по месту нахождения не может рассматриваться как реклама.

Установлен запрет на распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения. В случае нарушения этого запрета предусмотрена административная ответственность. Так, согласно ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2 тыс. 500 руб.; на должностных лиц — от 10 до 15 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 до 200 тыс. руб.

Действующий государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» запрещает установку средств наружной рекламы:

— на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;

— на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м — в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;

— на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;

— на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах — на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;

— над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;

— на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;

— на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;

— на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м — в населенных пунктах;

— ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;

— в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м — в населенных пунктах;

— сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м в населенных пунктах;

— сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.

Следует отметить, что определенные ограничения введены в отношении наружной рекламы на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Эти ограничения связаны с размещением наружной рекламы с целью недопущения ограничения видимости дорожных знаков и иных технических средств организации дорожного движения.

Кроме этого, в государственном стандарте РФ установлено, что при внутреннем и наружном освещении наружной рекламы ее фотометрические характеристики (освещенность, яркость) не только не должны превышать аналогичные характеристики дорожных знаков, но и должны быть на четверть ниже последних.

Договор на размещение рекламной конструкции, расположенной на недвижимом имуществе, может заключаться не только с собственником этой недвижимости, но и с субъектами права хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно позиции Пленума ВАС РФ, выраженной в п. 19 Постановления от 08.10.2012 N 58, в случае смены собственника рекламной конструкции новый собственник не обязан переоформлять разрешение на ее установку либо получать новое разрешение.

Возможны ситуации, когда недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передается в доверительное управление. Речь идет о заключении предусмотренного Гражданским кодексом РФ договора доверительного управления.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (п. 1 ст. 1012 ГК РФ).

Этот договор представляет собой самостоятельную разновидность гражданско-правового договора, порождающего обязательства по оказанию услуг. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, и последний обязан во всех сделках с третьими лицами указывать, что он действует в качестве доверительного управляющего, т.е. подчеркивая тем самым, что сделка совершается не в его личных интересах, а в интересах третьего лица. Несмотря на это, доверительный управляющий не является представителем, поскольку действует от собственного имени.

В ходе доверительного управления осуществляется использование вверенного доверительному управляющему имущества, что предполагает совершение управляющим в интересах собственника (управомоченного лица) или выгодоприобретателя как юридических, так и фактических действий с целью получения соответствующего дохода.

Согласно ч. 7 ст. 19 Закона о рекламе в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом.

На период действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажем.

Наружная реклама нередко размещается на стенах и крышах многоквартирных домов. При этом нередки случаи, когда рекламные баннеры устанавливаются без какого бы то ни было согласования с жильцами или с организациями, осуществляющими их обслуживание. В некоторых случаях такая реклама напрямую нарушает права жильцов по пользованию жилыми помещениями: например, рекламный баннер закрывает окна жилых помещений или же подсветка рекламной конструкции направлена прямо в окна.

Порядок установки подобной рекламы регулируется ст. 19 Закона о рекламе. Первоначальная редакция этой статьи довольно подробно регулировала вопросы, связанные с установкой и эксплуатацией рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Однако в ней не были решены аналогичные вопросы в случаях размещения рекламы на многоквартирных домах или с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В частности, при установке рекламных конструкций на жилых домах не учитывалось, что в соответствии со ст. 290 ГК РФ и ст. 36 ЖК РФ крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, а также иные объекты, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, являются общим имуществом собственников помещений в данном доме и принадлежат собственникам помещений в доме на праве общей долевой собственности. Соответственно, решение о передаче указанного имущества в пользование третьим лицам (в том числе для размещения на нем рекламных конструкций) должно приниматься общим собранием собственников помещений в данном доме.

На практике договоры либо вообще не заключались, либо заключались с местной администрацией, которая не имела правомочий давать разрешение. Таким образом, из-за недостаточно четкой регламентации ст. 19 Закона о рекламе отношений по получению согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение наружной рекламы на многоквартирных домах в некоторых городах органы местного самоуправления принимали решения, обязывающие рекламодателей и рекламопроизводителей заключать договоры о размещении рекламы не с собственниками общего имущества, а с органом местного самоуправления либо созданным им для этих целей унитарным предприятием. В договорах использовалось противоречащее законодательству понятие «рекламные площади, принадлежащие муниципальному образованию».

Кроме этого, из-за отсутствия прямого указания в ЖК РФ на то, что решение о размещении рекламных конструкций на многоквартирных домах представляет собой решение о передаче общего имущества в пользование для целей рекламы, указанные решения в ряде случаев принимались в нарушение ч. 2 ст. 44 ЖК РФ не общими собраниями, а исполнительными органами товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

В результате договоры о размещении рекламных конструкций заключались с лицами, не обладающими соответствующими полномочиями, чем нарушались права и законные интересы собственников общего имущества, используемого для размещения наружной рекламы.

Нарушалось не только закрепленное ЖК РФ исключительное право собственников помещений в многоквартирном доме на распоряжение принадлежащим им имуществом, но и их право на получение дохода от передачи имущества в пользование. В случаях, когда решение о размещении рекламных конструкций принимали органы местного самоуправления, доход по заключенному договору поступал, как правило, в бюджет муниципального образования.

В 2009 году ситуация изменилась. В действующей редакции ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе отмечено следующее: «Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме».

Однако большинство жильцов, которые заключают договор с управляющей компанией, даже не подозревают, что они передают ей право установки на их здании рекламной конструкции. В соответствии с положениями Закона о рекламе и Жилищного кодекса РФ, чтобы принять решение о заключении договора на установку рекламной конструкции, необходимо провести общее собрание собственников помещений, которое должно поддержать такое решение. Однако на практике в большинстве случаев такого не происходит, к тому же собрание жильцов не в состоянии провести какие-либо конкурсные процедуры, связанные с выбором компании — оператора рекламоносителя.

Некоторые товарищества собственников жилья выходят из положения, включая в договор управления многоквартирным домом пункт о праве от имени собственников принимать решения о разрешении на установку рекламоносителей и взимать за это плату.

Изменения были внесены и в ЖК РФ. Пункт 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ был изложен в новой редакции, согласно которой к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится «принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме». К тому же в соответствии с п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится «принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания».

Порядок получения согласия собственников жилых помещений установлен в ст. 46 ЖК РФ, согласно которой решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме обязательно для всех собственников помещений, в том числе тех, которые не участвовали в голосовании.

В целях борьбы с коррупцией и пополнения доходов местных бюджетов разрешения на размещение наружной рекламы должны выдаваться на основании публичных торгов (аукционов или конкурсов). Так, согласно ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством РФ. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах. Под применимым в данном случае законодательством имеется в виду ст. 447 ГК РФ, определившая порядок заключения договоров на торгах.

В ч. 5.6 ст. 19 Закона о рекламе особо подчеркивается, что аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия указанного договора.

 

Таким образом, законодатель особо подчеркивает, что отношения с органами власти строятся на равноправных началах и произвольно расторгнуть договор с владельцем рекламной конструкции они не могут.

 

Однако есть ряд случаев, когда органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа может быть принято решение об аннулировании разрешения. Так, согласно ч. 18 ст. 19 Закона о рекламе органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается в следующих случаях:

— в течение месяца со дня направления ему владельцем рекламной конструкции уведомления в письменной форме о своем отказе от дальнейшего использования разрешения;

— в течение месяца с момента направления ему собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, документа, подтверждающего прекращение договора, заключенного между таким собственником или таким владельцем недвижимого имущества и владельцем рекламной конструкции;

— если рекламная конструкция не установлена в течение года со дня выдачи разрешения или со дня демонтажа рекламной конструкции ее владельцем в период действия разрешения;

— если рекламная конструкция используется не в целях распространения рекламы, социальной рекламы;

— если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных ч. 5.1, 5.6, 5.7 ст. 19 Закона о рекламе, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством РФ;

— в случае нарушения требований, установленных ч. 9.3 ст. 19 Закона о рекламе.

Источник: Реклама: правовое регулирование. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 10. 172 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code