Социальная реклама

Наиболее верное и полное понятие  социальной рекламы дает С.П.Гришаев:

Термин «социальная реклама» используется только в России, а во всем мире подобного рода реклама представляется как «некоммерческая» или «общественная» <1>.

———————————

<1> См.: Малышев М.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб.-практ. пособ. М., 2009. С. 31.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе социальная реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также на обеспечение интересов государства.

Стоит отметить, что по Закону о рекламе 1995 года социальная реклама представляла общественные и государственные интересы и была направлена только на благотворительные цели.

Статьей 3 Закона о рекламе предусмотрены различные виды информации, которая доводится до граждан-потребителей: просто реклама и социальная реклама. Таким образом, социальная реклама не является разновидностью рекламы, а рассматривается как особый вид информации.

История возникновения социальной рекламы начинается в 1906 году. В это время общественная организация «Американская гражданская защита» создает рекламу, призванную привлечь внимание к вредному влиянию на окружающий мир энергетических компаний. Бурное развитие социальная реклама получила во время Первой мировой войны, когда был создан Комитет по общественной информации, проводящий работу по информированию американского населения о целях и причинах войны.

Следует иметь в виду, что сам термин «социальная реклама» вызывает некоторые сомнения, поскольку в данном случае не рекламируются ни товары, ни услуги, а доводится какая-то социально значимая информация до широких слоев населения. Кроме этого, регулируется она исключительно ст. 10 Закона о рекламе, и иные нормы данного Закона, в том числе положения ст. 14 Закона о рекламе, в которой говорится о рекламе в телепрограммах и телепередачах, не распространяются на социальную рекламу.

Главным признаком социальной рекламы является то, что она представляет общественные и государственные интересы. Кроме этого, она не ставит перед собой какой-либо цели коммерческого характера.

Вместе с тем вполне очевидно то, что отношения по производству, размещению и распространению социальной рекламы по своей природе являются гражданско-правовыми и регулируются в первую очередь гражданским законодательством.

Социальная реклама применяется в различных сферах общественной жизни. В частности, широко применяется социальная реклама в области пропаганды безопасности дорожного движения.

Так, можно нередко встретить плакаты, в которых говорится о последствиях несоблюдения Правил дорожного движения и которые сопровождаются изображениями жертв дорожно-транспортного происшествия. Таким образом, основным назначением социальной рекламы в области дорожного движения является обеспечение безопасности его участников и соблюдение Правил дорожного движения.

Примером социальной рекламы является также реклама, призывающая к борьбе с коррупцией, выступающая за сохранение окружающей среды, пропагандирующая здоровый образ жизни и т.д.

В качестве рекламодателей в социальной рекламе могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 10 Закона о рекламе).

Как следует из ч. 2 ст. 10 Закона о рекламе, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Речь, в частности, идет о Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот Закон предусматривает принципы открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции при государственных закупках. Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Закона в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заменил собой Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривая при этом целый ряд нововведений в правовом регулировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Основным нововведением является создание и ведение в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок единой информационной системы (ЕИС), взаимодействие которой с иными информационными системами должно обеспечивать осуществление процедур, предусмотренных контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме этого, предусматривается использование новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, запроса предложений. Наконец, был исключен такой способ размещения заказа, как открытый аукцион, — его функции выполняет электронный аукцион.

В отдельных случаях заключение договора социальной рекламы является обязательным. Так, согласно ч. 3 ст. 10 Закона о рекламе заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном ГК РФ. Речь, в частности, идет об общих правилах заключения гражданских договоров в части предмета, формы и порядка заключения.

В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах. Однако указанные ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным ст. 10 Закона о рекламе, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. Кроме этого, в социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

В социальной рекламе можно упоминать о спонсорах, однако существуют ограничения. В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать 3 сек., в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — 3 сек., и такому упоминанию должно быть отведено не более 7% площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, — не более 5% рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

В качестве особой разновидности социальной рекламы следует выделить политическую рекламу или рекламу политических партий, которая проводится в рамках предвыборной кампании. Ее нужно рассматривать как информацию, распространяемую участниками избирательного процесса, о кандидатах на должность Президента РФ, о кандидатах в депутаты и на иные государственные выборные должности с целью формирования общественного мнения как «за», так и «против» тех или иных кандидатов. Таким образом, ее основная цель — побуждение людей к участию в политических процессах в соответствии со ст. 3 Конституции РФ. Положения Закона о рекламе на политическую рекламу прямо не распространяются (в частности, в ст. 10, посвященной социальной рекламе, о ней не упоминается).

Определение политической рекламы как таковое отсутствует в законодательстве РФ. Единственное упоминание о ней содержится в Законе о рекламе, где лишь в ст. 2 указано, что действие данного Закона не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Основной разновидностью политической рекламы следует считать предвыборную агитацию, но ее определение в Законе о рекламе также отсутствует.

Как правильно отмечено в литературе, будучи упомянутой лишь раз, политическая реклама отождествляется с предвыборной агитацией, причем, исходя из смысла данной нормы, политическая реклама есть категория общая, а предвыборная агитация рассматривается как разновидность политической рекламы <1>. То есть в контексте Закона о рекламе любая предвыборная агитация есть политическая реклама, однако не любая политическая реклама обязательно является предвыборной агитацией.

———————————

<1> См.: Дюдина П.А. Политическая реклама: цели и средства (к проблеме конституционно-правового регулирования) // Реклама и право. 2008. N 2. С. 16.

Предвыборная агитация активно применяется в периоды предвыборных кампаний. При этом используются все возможные способы доведения ее до избирателей и, в частности, использование рекламных конструкций. Необходимо иметь в виду, что во время предвыборных кампаний рекламные конструкции, предназначенные для коммерческой и социальной рекламы, широко используются в интересах отдельных депутатов.

Однако следует отметить, что в свое время Центральная избирательная комиссия обратилась в ФАС России за разъяснениями, можно ли использовать объекты наружной рекламы в политических целях, на что антимонопольное ведомство однозначно дало отрицательный ответ. В пояснительном письме было указано следующее: размещение политической информации от партий на рекламных конструкциях даже в форме социальной рекламы невозможно, так как вступает в противоречие с ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе <1>.

———————————

<1> См.: Мыльников В.В. Проблемы понятия «политическая реклама» // Реклама и право. 2008. N 2. С. 22.

Источник: Реклама: правовое регулирование. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 10. 172 с.

Читайте также:

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code