УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ)

О.А.Яковлева Ольга Алексеевна

Аннотация. Политика выражает функции государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. Уголовно-правовая политика является одной из составляющих правовой политики государства, определяющей основные направления развития уголовного законодательства. Соотнося экономическую и уголовно-правовую политику современной России, необходимо отметить весомую корректировку последней в сфере экономики. Наказания за совершение экономических преступлений должны сочетать карательный и воспитательный элементы, учитывать положения принципов гуманизма и экономии уголовной репрессии. Ряд фактов обусловливает либерализацию уголовно-правовой политики в сфере экономической преступности: ослабление или сокращение санкций в статьях Особенной части УК РФ; дополнение альтернативным лишению свободы видом основного наказания; повышение крупного и особо крупного размера ущерба, наличие которого является основанием для привлечения к уголовной ответственности за совершение отдельных видов преступлений; декриминализация признаков составов преступлений и в целом уголовно-правовых норм; введение общих и специальных условий освобождения от уголовной ответственности.

Наряду с позитивными моментами законодатель должен учитывать некоторые несовершенства вводимых изменений и дополнений в нормы закона; необходимость конструктивного пересмотра и целесообразности применения ряда уже давно действующих составов преступлений в сфере экономической преступности.
В целом государственная политика в сфере экономической преступности отражает значимые социальные ценности, объективные закономерности существования и протекания общественных отношений и процессов.

Ключевые слова: политика, уголовно-правовая политика, законодательство, либерализация закона, преступления, экономическая преступность, уголовная ответственность, уголовное наказание.

Политика выражает функции государства о по руководству той или иной сферой общественной жизни. Она отражает принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставят перед собой общество, политические и властные структуры, его представляющие. Цели этой политики в общей форме закреплены в Конституции [2, с. 7].

Термин «юридическая политика» или «правовая политика» находится в ряду таких смежных понятий, как «экономическая», «социальная», «демографическая», «финансовая», «научная политика» и т. д. Все они характеризуют основные направления деятельности государства в той или иной сфере общественной жизни. Следовательно, юридическая политика должна включать в себя те принципы и основные направления, которые государство реализует при создании и применении норм, институтов и отраслей права, в деятельности юридических учреждений, в формировании и развитии правосознания граждан [1, с. 11-12].

Уголовно-правовая политика является одной из составляющих правовой политики государства, определяет основные направления развития уголовного законодательства. В то же время существует обратная связь. Нельзя отрицать тот факт, что уголовное законодательство оказывает значительное влияние на уголовно-правовую политику, проводимую в стране. Уголовное законодательство является одной из форм реализации уголовно-правовой политики и представляет собой своеобразный критерий, с помощью которого можно оценить эффективность этой сферы государственной деятельности и выработать наиболее оптимальные формы, методы и направления уголовно-правового воздействия на преступность [3, с. 106-107].

Соотнося экономическую и уголовно-правовую политику современной России, необходимо отметить весомую корректировку последней в сфере экономики. Предшествующие десятилетия уголовно-правовая политика была настроена на пресечение и криминализацию общественно-опасных деяний, совершаемых в период реформирования политического и социально-экономического уклада общества. В последнее время произошел поворот в сторону законопослушности граждан в определенной сфере деятельности. Наказания за совершение экономических преступлений должны быть неотвратимыми, но соразмерными совершенному деянию и сочетать карательный и воспитательный элементы, учитывать положения принципов гуманизма и экономии уголовной репрессии. Иными словами — цели уголовного наказания должны быть достигнуты с наименьшими моральными и материальными затратами.

Гуманизация уголовно-правовой политики в сфере экономической преступности обусловлена рядом фактов:

— повышением крупного и особо крупного размера ущерба, наличие которого является основанием для привлечения к уголовной ответственности за совершение отдельных видов преступлений. Так, в примечании ст. 169 УК РФ отмечено, что крупным размером признается сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей [3, с. 74]. В ранее действующем законодательстве крупный размер составлял — превышение двухсот пятидесяти тысяч рублей, особо крупный — один миллион рублей;

— в примечании к ст. 198 УК РФ крупным размером уклонения физического лица от уплаты налогов теперь признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей (ранее сто тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей (ранее триста тысяч рублей); особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей (ранее — пятьсот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей (ранее — один миллион пятьсот тысяч рублей);

— идентичные изменения коснулись ст. 199; 199.1 УК РФ. Крупный размер составляет сумма налогов и (или) сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей (ранее — пятьсот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей (ранее — один миллион пятьсот тысяч рублей), а особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей (ранее — два миллиона пятьсот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей (ранее — семь миллионов пятьсот тысяч рублей);

— ослаблением или сокращением санкций в статьях Особенной части УК РФ. Например, санкция ст. 174.1 УК РФ за совершение данного преступления организованной группой предусматривала безальтернативный основной вид наказания — лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет. Более поздними законодательными актами были внесены изменения, касающиеся сроков лишения свободы — до семи лет без минимального предела. Кроме того, санкция данной нормы дополнена альтернативным лишению свободы видом основного наказания — принудительными работами на срок до пяти лет [4, с. 8];

— декриминализацией признаков составов преступлений и в целом уголовно-правовых норм. Так, Федеральным законом от 07.04.2010 № 60-ФЗ в ст. 171 УК РФ декри- минализован ряд признаков, касающихся процедуры регистрации и осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения, и признана утратившей силу ст. 173 УК РФ [5, п. 2, 4]. Исключение данного состава из УК РФ обусловлено нечеткостью ее законодательной конструкции и тем, что предусмотренные нормой деяния охватываются другими составами преступлений, содержащихся в гл. 21 и гл. 22 Уголовного кодекса РФ;

— введением общих и специальных условий освобождения от уголовной ответственности: Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ п. 17 УК РФ дополнен ст. 76.1, в которой предусмотрены условия освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности [6, п. 17]. Более ранними законодательными актами были введены в уголовное законодательство специальные условия освобождения от уголовной ответственности, содержащиеся в примечаниях ст. 198, 199 УК РФ (Федеральный закон от 29.12.2009 № З8З-ФЗ [7, ст. 2]).

Безусловно, либерализация уголовного законодательства в рассматриваемой нами сфере интересов свидетельствует о политико-экономическом подходе государства в социальном развитии общества. Но нельзя не отметить и некоторую небезупречность законодателя относительно вводимых изменений и дополнений в нормы закона: например, постоянные изменения с 2007 г. понятий крупного и особо крупного размеров в примечании к ст. 194 УК РФ (понятие особо крупного размера менялось от полутора миллионов до тридцати шести миллионов рублей, дифференцировалось для физических и юридических лиц, в настоящий момент особо крупный размер для целей ст. 194 УК РФ составляет три миллиона рублей); думается, что необходимо усовершенствовать законодательную технику условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 198-199 УК РФ (соотнести и разграничить признаки ч. 1 ст. 76.1 УК РФ и ч. 2 примечаний к ст. 198-199 УК РФ); учитывая статистику правоприменительной деятельности, оценить целесообразность введения ст. 185.1-185.5 УК РФ.

На наш взгляд, требует конструктивного пересмотра и целесообразности применения ряда уже давно действующих составов преступлений в сфере экономической преступности. Думается, что ст. 169 УК РФ «не удобна в практическом применении» тем, что содержит большое количество оценочных признаков (например, «иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя…»), которые широко трактуются в правоприменительной практике и, кроме того, дублируют признаки ст. 285 и 286 УК РФ. Требуется более детальный подход к разграничению признаков ст. 163 и 179 УК РФ [например, как разграничивать «…другие действия имущественного характера» (ст. 163 УК РФ) с действиями, направленными на «…совершение сделки…» (ст. 179 УК РФ)].

Учитывая позитивные тенденции уголовно-правовой политики в сфере экономической преступности, выраженные в либерализации уголовного законодательства, реализации принципа экономии уголовной репрессии и стремления к усовершенствованию законодательных конструкций уголовно-правовых норм, необходимо констатировать то, что государственная политика в сфере экономической преступности отражает значимые социальные ценности, объективные закономерности существования и протекания общественных отношений и процессов, обусловленных наличными возможностями и условиями ее существования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кудрявцев, В. Н. Криминализация как способ осуществления уголовной политики. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация) / В. Н. Кудрявцев. — М. : Норма, 1982. — 144 с.
2. Лозовский, Л. Ш. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. — М. : Инфра-М, 2004. — 128 с.
3. Рожнов, А. П. Роль доктрины в механизме воздействия уголовного права на общественную жизнь / А. П. Рожнов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2009. — № 11. — С. 105-113.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации : текст с изм. и доп. на 1 апр. 2013 г. — М. : Эксмо, 2013. — 192 с.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ. — C. 8. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http:www. consultant.ru/document/cons.doc-LAW- 148268. — Загл. с экрана.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ : (в ред. от 06.12.2011 № 405-ФЗ). — П. 2, 4. — Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 декабря 2011 г. N° 420-ФЗ : (в ред. от 28.12.2013 № 431-ФЗ). — П. 17. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: Consultant.ru document/ cons_doc_LAW_156591. — Загл. с экрана.
8. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2009 г. № 383- ФЗ. — Ст. 2. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://femidarf.ru/base/12172028/index.htm. — Загл. с экрана.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2014. № 2 (23)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code