ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Д.В.Шмелева

Аннотация. На сегодняшний день инновационная деятельность выступает как стратегический вектор модернизации и ускоренной динамики развития российского государства.

Очевидно, что для стимулирования инновационной предпринимательской деятельности необходима, прежде всего, разработка качественной нормативной базы, регулирующей основные понятия и виды государственной поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности, а в частности, субъектов малого и среднего предпринимательства, как наиболее вовлеченного в сферу инновационного хозяйствования.

В статье обоснована авторская позиция относительно выделения двух базовых форм государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства — финансовой и организационно-обеспечительной.

Ключевые слова: инфраструктура поддержки, субъекты малого и среднего предпринимательства, инновации, инновационная деятельность, патентование.

Современное экономическое развитие Российской Федерации тесно связано с переходом к инновационной модели хозяйствования. Именно этим фактом обусловлена потребность в развитии и совершенствовании гражданско- правового регулирования предпринимательской деятельности. Важнейшее место среди субъектов, осуществляющих такого рода деятельность, являются субъекты малого и среднего предпринимательства. В настоящее время для стимулирования инновационной предпринимательской деятельности необходима, прежде всего, разработка качественной нормативной базы, регулируюсь щей основные понятия и виды государственной поддержки субъектов инновационной предпринимательской деятельности.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [6, ст. 22] установил конкретные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, возложив осуществление данных функций на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Поддержка указанных коммерческих организаций должна осуществляться в следующих формах:

1) Создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон и обеспечения деятельности таких организаций.

В инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в полной мере учитывающей экономические преобразования в обществе и согласующиеся с положениями ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», входят центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, маркетинговые и учебно-деловые центры и др. [3, с. 236].

Таким образом, инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства представлена субъектами, напрямую содействующими государственным или муниципальным органам власти непосредственно при реализации федеральных, региональных и местных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, и специализированными организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими финансовую, имущественную, информационную, консультационную, кадровую и иную инновационную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса [1, с. 155].

Значение рассматриваемой меры поддержки заключается в том, что, в отличие от субъектов крупного предпринимательства, которые нередко самостоятельно создают для собственных нужд учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационные службы и т. п., малые и средние предприятия зачастую не в состоянии обеспечить для себя подобные меры, вследствие чего данные возможности на доступных условиях предоставляются им через инфраструктуру государственной поддержки.

2) Содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства.

На сегодняшний день получение патента на изобретение является не только сложной, трудоемкой, длительной, но и финансово затратной процедурой. Именно поэтому одной из важнейших мер государственной поддержки малых форм инновационного предпринимательства является посильное облегчение этого процесса [2, с. 49].

На субфедеральном уровне могут быть предусмотрены дополнительные меры содействия патентованию субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно действующих в сфере инноваций.

3)  Создание условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства.

Значимость данной меры поддержки для развития малого и среднего инновационного предпринимательства трудно переоценить. Зачастую субподряд такого вида представляет собой достаточно стабильные, долгосрочные отношения, которые можно охарактеризовать как симбиоз крупного и малого бизнеса. Получая выгоду от привлечения к выполнению работ в инновационной сфере малых и средних предприятий, субъекты крупного предпринимательства предоставляют последним техническую помощь, создают возможность стабилизации их финансового положения.

4)  Создание акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Цель реализации рассматриваемого направления поддержки — привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства.
Подводя итоги, следует рекомендовать дихотомию базовых форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере инновационной деятельности, исходя из двух ее составляющих — финансовой и организационно-обеспечительной [3, с. 14].

Вместе с тем хотелось бы заметить, что названная норма закона содержит лишь некоторые из основных форм поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, в то время как явно видится необходимость дополнительного законодательного закрепления еще одной не менее важной формы, которую законодатель, на наш взгляд, необоснованно обошел стороной. Речь идет о том факте, что ввиду подверженности инновационной экономической деятельности огромному количеству рисков, проблема неполучения страховых выплат наиболее остро стоит для субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку в самых неблагоприятных случаях может привести к их банкротству.

В этой связи необходимой и своевременной мерой будет являться дополнение ст. 22 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» положением о государственной поддержке страхования инновационных рисков (как посредством создания государственных страховых компаний, так и посредством предоставления налоговых льгот страховым компаниям, осуществляющим страхование инновационных рисков).

В заключение еще раз стоит подчеркнуть уже ставшее традиционным мнение о том, что в процессе реализации предложенных правовых мер необходимо помнить, что средний и малый бизнес (последний — в особенности) инновационны по своей природе, а следовательно, их достаточная государственная поддержка будет способствовать успешному и сбалансированному развитию отечественной инновационной предпринимательской деятельности в целом [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Губарева, А. М. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках государственно-частного партнерства: правовой аспект / А. М. Губарева // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. — 2013. — № 1 (20). — С. 152-158.
2. Иншакова, А. О. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в перечне законодательных приоритетов обеспечения наноиндустрии / А. О. Иншакова // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. — 2012. — № 1 (7). — С. 45-52.
3. Коммерческое право / под ред. С. К. Хань- яровой. — М. : Изд-во Моск. ин-та экономики, менеджмента и права (МИЭМП), 2008. — 498 с.
4. Марданшина, Е. А. Правовое положение субъектов инновационной деятельности в сфере предпринимательства : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Е. А. Марданшина. — М., 2012. — 28 с.
5. Мукосеев, Д. В. Инновационная деятельность как фактор повышения эффективности функционирования малого предпринимательства в условиях кризиса / Д. В. Мукосеев // Управление экономическими системами. — 2012. — N° 4 (40). — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http:// www.uecs.ru. — Загл. с экрана.
6. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ : (в ред. от 23.07.2013 № 238-Ф3) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4006.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2014. № 2 (23)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code