ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Часть 2)

М.В.Гончарова, А.И.Гончаров

Аннотация. Авторы исследуют зарубежные практики финансового обеспечения пенсионных выплат. В текущем десятилетии XXI в. пенсионные системы практически всех стран испытают большое финансовое напряжение, прежде всего из-за роста продолжительности жизни людей, влекущего увеличение количества пенсионеров по отношению к численности работающего населения. Если в 1950 г. средняя продолжительность жизни на Земле составляла 47 лет, то в 2010 г. — уже 69. В 1998 г. К. количество пенсионеров в развитых странах превысило численность детей, к 2050 г. такое соотношение ожидает всю планету. Из-за изменения демографической ситуации все большую часть своих ВВП страны вынуждены тратить на пенсионные выплаты. Жизнеспособной является только индивидуально-накопительная система, хотя бы потому, что представляет собой не обезличенный общественный фонд (общий котел) денежных средств, распределяемый на началах уравниловки и пополняемый
денежными взносами трудящегося поколения. Почему гражданин изначально был со
признан некомпетентным, неспособным самостоятельно заботиться о собственных сбережениях на старость и заботу о формировании его денежного фонда на «период дожития» государство присвоило себе? Почему не предусмотрен альтернативный
механизм формирования гражданином сбережений на свою старость? В статье даются развернутые ответы на поставленные вопросы.

Ключевые слова: гражданин, финансовое обеспечение, пенсионная выплата, обязательное страхование, страховые взносы, период дожития, финансовая состоятельность.

 

Действующая модель финансового обеспечения пенсионных выплат в России
Пенсионное пожизненное содержание в России впервые ввел Петр I, правда, для офицеров. Екатерина II в 1763 г. приказала ежегодно отпускать 50 тыс. руб. на пенсии отставному генералитету, к концу ее царствования сумма возросла до 300 тыс. рублей. Александр I в 1803 г. повелел в обязательном порядке выплачивать пенсию офицерам, ставшим инвалидами по ранению, при наличии 20- летней выслуги. Новым законом Николая I кроме офицеров право на пенсию получали простые военные, прослужившие 25 лет, и все гражданские в размере 50 % оклада, а при выслуге 35 лет — 100 %. Главным основанием для этого являлась работа на государство, но требовалась «беспорочная служба». Человеку, «удаленному от должности» за проступок, стаж начинали считать заново, если его снова принимали куда-то на службу [12].

Царские пенсии упразднили вскоре после государственного переворота 1917 года. В августе 1918 г. были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 г. — для старых большевиков, в 1928 г. — для работников горнорудной и текстильной промышленности, в 1937 г. — для всех городских рабочих и служащих [12]. Лишь в 1956 г. был принят Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 [9], который утратил силу в связи с принятием Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15.05.1990 [10].

В 1964 г. был принят Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15.07.1964 № 2688-VI (ред. от 03.12.1987) [11]. В свою очередь Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15.05.1990 утратил силу на территории РСФСР с 1 марта 1991 г. в связи с принятием Постановления ВС РСФСР «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»» от 20.11.1990 № 341-1 [13]. Указанное постановление позднее утратило силу в связи с принятием Федерального закона «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» от 07.07.2003 № 109-ФЗ [17].

Эволюционно отечественное пенсионное законодательство разделилось на два режима финансового обеспечения пенсионных выплат: 1) для лиц, которые являются «бюджетниками» и, работая, служат государству, реализуя какие-то особо важные для сохранения самого государства функции (власть, оборона, безопасность, освоение космического пространства и др.) и 2) все остальные граждане, трудящиеся у коммерческих и некоммерческих работодателей, а также «бюджетники» менее важных для государства категорий (педагоги и работники учебных заведений, преподаватели и работники вузов, культуры, искусства, врачи, медработники и др.).

Так, например, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) [15] (далее — Закон № 166-ФЗ) содержит отсылки еще к нескольким специальным законам, названия которых говорят сами за себя: Федеральный закон «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» от 04.06.2011 № 126-ФЗ (ред. от 03.12.2012) [14]; Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [18]; Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 07.06.2013) [8].

Согласно ст. 4 Закона № 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: 1) федеральные государственные гражданские служащие; 2) военнослужащие; 3) участники Великой Отечественной войны; 4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; 5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; 6) граждане из числа космонавтов; 7) граждане из числа работников летно-испытательного состава; 8) нетрудоспособные граждане. В соответствии со ст. 5 Закона № 166-ФЗ по государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий: 1) пенсия за выслугу лет (федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели); 2) пенсия по старости (пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф); 3) пенсия по инвалидности (военнослужащие, участники ВОВ, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавты); 4) пенсия по случаю потери кормильца (члены семей погибших военнослужащих, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов); 5) социальная пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам.

Согласно ст. 6 Закона № 166-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации. Статья 18 Закона № 166-ФЗ устанавливает размеры социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, в частности, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) — 3 626 руб. 71 коп. в месяц, инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 8 704 руб. в месяц и др. В соответствии со ст. 25 Закона № 166-ФЗ размер социальной пенсии ежегодно индексируется.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (далее — Закон № 173-ФЗ) охватывает основную массу пенсий для населения страны [19]. Согласно ст. 2 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. А нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — выплата в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц. Право на данную выплату определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом № 173-ФЗ, при этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Согласно ст. 5 Закона № 173-ФЗ устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: 1) страховой, 2) накопительной. Статья 7 Закона № 173-ФЗ устанавливает, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости (СЧ) определяется по формуле:
СЧ = ПК : Т + Б,
где ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости (пенсионный капитал — в рублях); Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (идеальный «период дожития» — 228 месяцев); Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (2 562 руб. в месяц на 01.09.2013).

Как видно из приведенной формулы, определяющее значение имеет параметр пенсионного капитала — ПК. Согласно Закону № 173-Ф3 эта сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:
ПК = ПК1 + СВ + ПК2,
где nKj — первая часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица. ПКХ = (РП — 450 руб.) • T, где 450 руб. — это размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г. РП — это расчетный размер трудовой пенсии («расчетная пенсия»), определяемый по выбору застрахованного лица, для такого выбора установлены 2 варианта: 1) РП = СК • [ЗР : : ЗП] • 1 671 руб.; 2) РП = СК • ЗР. Оба варианта предусматривают, что СК — это стаже- вый коэффициент для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет, он составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20 до максимума — 0,75. ЗР — это среднемесячный заработок застрахованного лица за 20002001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. ЗП — это среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СВ — сумма валоризации — сумма повышения на 10 % величины расчетного пенсионного капитала ПКХ и сверх того — на 1 % величины ПКХ за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.; ПК2 — сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

В соответствии с п. 23 ст. 14 Закона № 173-ФЗ размер накопительной части трудовой пенсии по старости (НЧ) определяется по формуле:
НЧ = ПН : Т,
где ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости; Т — количество месяцев ожидаемого периода накопительной части трудовой пенсии по старости — до 19 лет (идеальный «период дожития» — 228 месяцев).

Большинство будущих пенсионеров в возрасте от 1967 г. и моложе в соответствии с Законом № 173-ФЗ в итоге могут рассчитывать на трудовую пенсию по старости, состоящую из двух частей, страховой и накопительной:
Пенсия = [ПК : Т] + Б + [ПН : Т] = = [ПК1 + СВ + ПК2] : Т + [ПН : Т] + Б = = Б + [(РП — 450 руб.) • 228 мес. + СВ + + ПК2] : 228 мес. + [ПН : 228 мес.] = = 2 562 руб. + [(РП — 450 руб.) • 228 мес. +
+ СВ + ПК2 + ПН] : 228 мес. = = 2 562 руб. + [(СК • [ЗР : ЗП] • 1 671 руб.) — — 450 руб.) • 228 мес. + СВ + ПК2 + + ПН] : 228 мес.

Согласно ст. 6 Закона № 173-ФЗ порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (страховой части и накопительной части трудовой пенсии по старости) определяется Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) [20]. Названный федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации (далее — Закон № 167-ФЗ). Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости) основано на обязательном пенсионном страховании, согласно ст. 3 Закона № 167- ФЗ — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное страховое обеспечение — это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты: 1) трудовой пенсии, а также 2) социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на день смерти.

Финансовый механизм обязательного пенсионного страхования основан на обязательных платежах — страховых взносах на обязательное пенсионное страхование. Эти взносы представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются миллионами страхователей (и российскими, и иностранными, работающими в России) в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Подробнее структура и закономерности указанного финансового механизма рассматриваются в других наших работах [1-7].

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Часть II (окончание следует).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гончаров, А. И. Внутренний государственный долг Российской Федерации: финансовые перспективы владельцев советских облигаций / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Финансы и кредит. — 2013. — № 30. — С. 10-19.
2. Гончаров, А. И. Налогово-правовые инструменты косвенного финансирования хозяйствующих субъектов в Российской Федерации / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». — 2013. — № 3 (24). — С. 257-264.
3. Гончаров, А. И. Правовое регулирование банковской деятельности в Европейском союзе / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». — 2012. — № 4 (21). — С. 276-282.
4. Гончаров, А. И. Судебно-экономическая экспертиза как юридическая технология нейтрализации правового конфликта / А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2013. — № 2 (19). — С. 104-109 ; № 4 (21). — С. 61-68.
5. Гончаров, А. И. Финансово-правовой режим использования общественных накоплений России: текущее состояние и перспективы / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». — 2013. — № 2 (23). — С. 247-257.
6. Гончарова, М. В. Население и банки: государственные гарантии по вкладам населения / М. В. Гончарова, А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». — 2012. — № 1 (18). — С. 284-287.
7. Гончарова, М. В. Население и банки: кредитование физических лиц / М. В. Гончарова, А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». — 2012. — № 4 (21). — С. 283-287.
8. Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 : (ред. от 07.06.2013) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1993. — 4 марта (№ 9). — Ст. 328.
9. Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 // Ведомости ВС СССР. — 1956. — № 15. — Ст. 313.
10. Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15.05.1990 // Свод законов СССР. — 1990. — Т. 2. — С. 550.
11. Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15.07.1964 // Ведомости ВС СССР. — 1964. — № 29. — Ст. 340.
12. История пенсии. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.pensionary.ru. — Загл. с экрана.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2014. № 2 (23)

Часть 1   Часть 2   Часть 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code