ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕДУРАХ ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

А.П.Алексеева

Аннотация. Профилактика незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и наркомании в соответствии с действующим законодательством России включает в себя социально-психологическое тестирование и (или) профилактический медицинский осмотр. Мероприятия носят выраженный профилактический и сдерживающий характер и не ставят своей целью наказание за потребление наркотиков. Задача обследования — оказание своевременной адресной помощи в ней нуждающимся. Однако на сегодняшний день есть необходимость корректировки данной процедуры в части законодательного указания на «добровольный» характер информированного согласия на проведение такого тестирования и (или) осмотра, поскольку в противном случае эти действия нарушают права граждан, и повышения возраста человека, с которого он сам может давать согласие на их проведение, с пятнадцатилетнего до восемнадцатилетнего возраста — возраста совершеннолетия, установленного Конституцией Российской Федерации.

Ключевые слова: потребление, наркотические средства, психотропные вещества, наркомания, тестирование, осмотр.

 

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» [11] вступил в силу 5 декабря 2013 года. Он дополнил ранее действовавший Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» [12] гл. VI.1 «Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании».

Мы согласны с тем, что проблема наркомании в последние годы, несмотря на все усилия государства, не теряет своей актуальности. Профилактика незаконного оборота, потребления наркотиков и наркомании является одним из важных направлений деятельности российского общества. Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу для здоровья населения, и особенно — для молодежи, а также государственной стабильности и безопасности в социальной, политической, экономической и других сферах [4, с. 49; 10, с. 64; 14, с. 77]. Поэтому совершенно справедливым представляется решение законодателя об организации и проведении профилактической работы как среди «групп риска», так и среди населения в целом для сокращения масштабов незаконного потребления наркотиков и наркомании.

В Российской Федерации и многих зарубежных странах профилактическая работа в отношении «групп риска» и их ближайшего окружения (семьи, знакомых, друзей, профессионального, в том числе учебного, коллектива) носит межведомственный характер и включает в себя меры, направленные на раннее выявление потребления наркотических средств, психотропных веществ, а также наркомании [1, с. 28; 7, с. 31].

Опыт многих прогрессивных государств демонстрирует нам положительные примеры нормативного регулирования проведения выборочного тестирования на потребление наркотических средств и психотропных веществ в средних общеобразовательных, средних и высших профессиональных учебных заведениях. Поэтому формирование в Российской Федерации системы ранней диагностики потребления наркотических средств и психотропных веществ среди детей и молодежи представляется нам целесообразным, а ее элементы (введение социально-психологического тестирования учащихся с целью выявления групп риска; проведение лабораторного тестирования учащихся в выявленных группах риска) вполне обоснованными [5, с. 154].

Работа по ранней диагностике потребления наркотических средств и психотропных веществ среди населения России ведется с 2004 г. во многих субъектах Российской Федерации и включает в себя лабораторное исследование биологических материалов и психологическое тестирование граждан на предмет немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. Эти мероприятия проводятся при соблюдении требований о конфиденциальности получаемых результатов и не ставят перед собой цели наказания за потребление наркотиков. Они служат профилактическим и сдерживающим средством, направленным, с одной стороны, на оказание своевременной адресной помощи гражданам, склонным к наркотической модели поведения, а с другой — на выявление слабых сторон и корректировку профилактической работы в этом направлении в соответствующих образовательных учреждениях.
Сдерживающий характер данных процедур проявляется в том, что информирование граждан об их проведении и их регулярное проведение заставляют людей более ответственно подходить к сохранению собственного здоровья. Поскольку даже при условии соблюдения полной конфиденциальности граждане обычно довольно остро реагируют на информацию об обнаружении у них признаков потребления наркотических средств, психотропных веществ, а также наркомании, особенно на ранних стадиях развития этой склонности или заболевания.

Главной проблемой, с которой сталкивались субъекты Российской Федерации при попытке самостоятельного обследования граждан до вступления в силу Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» [11], было отсутствие единой федеральной нормативной правовой базы, регламентирующей основания и порядок проведения тестирования и осмотров. В связи с чем в каждом из субъектов Российской Федерации сформировалась своя собственная правоприменительная практика, имеющая как положительные, так и отрицательные стороны.

Федеральный закон N° 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» [11] унифицировал нормативное регулирование в области профилактики и раннего выявления потребления наркотических средств и психотропных веществ; определил полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в указанной сфере; установил основания и порядок осуществления мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также компетенцию образовательных учреждений в этом процессе. Перечисленные факты говорят о существенном прогрессе в данном направлении и заслуживают одобрения.
Несмотря на значительное количество положительных сторон Федерального закона N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» [там же], он, к сожалению, не лишен некоторых недостатков.

Так, гл. VI.1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» [12] после внесенных изменений состоит из четырех статей, три из которых посвящены регламентации организационных вопросов осуществления профилактических мероприятий и полномочий различных субъектов этой деятельности. Последняя ст. 53.4 этой главы закрепляет понятийный аппарат «раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», который в отдельных случаях выглядит несколько спорно.

По мнению законодателя, «раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». С данным утверждением вряд ли можно однозначно согласиться. Думается, что при «раннем выявлении незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» речь идет не о профилактике, а о пресечении «незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», то есть о совершенно другой стадии предупреждения 1 [2, с. 159; 3, с. 58; 6, с. 75]. Вместе с тем «раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» вполне может быть формой профилактики более серьезного проявления этой девиации — наркомании как болезни.
Руководствуясь нашими выводами, можем предложить следующую формулировку ч. 1 ст. 53.4 гл. VI.1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» [12]:
«1. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики наркомании… »
Ч. 2 ст. 53.4 ra.VI. 1 тоже содержит в себе некоторые недочеты, нуждающиеся в нашем внимании. Так, по мнению законодателя, «раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводится при наличии информированного согласия в письменной форме…» Думается, что есть необходимость законодательного указания на «добровольный» характер такого информированного согласия в письменной форме, поскольку в противном случае данное действие теряет всякий смысл.

Кроме того, ч. 2 ст. 53.4 гл. VI. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» [там же] закрепляет возраст человека, с которого он сам может давать согласие на проведение процедур по «раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» — 15 лет. Именно с этого возраста, по мнению авторов Закона, в отношении несовершеннолетних обучающихся возможно проведение социально-психологического тестирования и профилактических медицинских осмотров. До достижения 15 лет все манипуляции должны проводиться с согласия одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего.

В случае выявления незаконного потребления наркотических средств либо психотропных веществ несовершеннолетний при наличии его информированного согласия (с 15 лет) либо информированного согласия его законного представителя (до достижения несовершеннолетним 15 лет) направляется в специализированную медицинскую организацию, оказывающую наркологическую помощь.

Законодатель в пояснительной записке к этой норме [9] приводит следующие основания выбора 15-летнего возраста: «По данным социологического опроса в возрастной группе от 11 до 24 лет доля лиц, потреблявших когда- либо наркотики, угрожающе высока — 25 %. Средний возраст начала употребления наркотиков 15-16 лет».

Полагаем, что анализируемая норма вступает в некоторое противоречие с положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [12], в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 которого информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении несовершеннолетнего (до достижения 18-летнего возраста), больного наркоманией, при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими 18-летнего возраста).
Такой подход вполне обоснован, поскольку он соответствует положениям ст. 60 Конституции Российской Федерации: «Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет» [8].
В целях устранения выявленных нами противоречий ч. 2 ст. 53.4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» [12] предлагаем изложить в следующей редакции:

«Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводится при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста восемнадцати лет, либо информированного добровольного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста восемнадцати лет».

Аналогичные изменения необходимо внести и в ч. 5 ст. 53.4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» [12], изложив ее в следующей редакции:
«В случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра обучающийся направляется в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь (при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста восемнадцати лет, либо информированного добровольного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста восемнадцати лет)…»

Принятие наших поправок позволит избежать противоречий в действующем законодательстве, а также повысит эффективность работы по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и наркомании.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Мы придерживаемся мнения о том, что «предупреждение» включает в себя три стадии — профилактику, предотвращение и пресечение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, А. П. Деятельность российской полиции в оценках общественности / А. П. Алексеева // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2011. — №№ 4. — С. 26-33.
2. Алексеева, А. П. «Противодействие» преступности и его отличие от других смежных понятий / А. П. Алексеева // Российский криминологический взгляд. — 2006. — №№ 4. — С. 159-163.
3. Волобуева, Е. В. Общесоциальное предупреждение женской преступности в Южном федеральном округе Российской Федерации / Е. В. Во- лобуева // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2013. — №№ 4. — С. 58-61.
4. Готчина, Л. В. О некоторых аспектах законодательного закрепления в сфере незаконного оборота наркотиков / Л. В. Готчина // Проблемы применения уголовного закона в современных условиях. — М. : Юриспруденция, 2014. — С. 48-52.
5. Готчина, Л. В. О некоторых факторах «групп риска молодежной наркопреступности» / Л. В. Готчина // Дружественное к ребенку правосудие и проблемы ювенальной уголовной политики. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2013. — С. 151-154.
6. Иванов, А. С. Некоторые особенности механизма индивидуального преступного поведения спортсмена / А. С. Иванов // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2011. — № 4 (19). — С. 74-78.
7. Иванько, И. В. Взаимодействие органов внутренних дел и органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка: состояние и перспективы / И. В. Иванько // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2013. — № 2. — С. 30-35.
8. Конституция Российской Федерации : (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 15. — Ст. 1691.
9. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 19 ноября 2012 г. № 174296-6-ФЗ. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http: //asozd2. duma.gov. ru/main. nsf /(SpravkaNew)?OpenAgent&RN= 174296-6&02. — Загл. с экрана.
10. Третьяков, В. И. О комплексе специально- криминологических детерминантов «пьяной» преступности в России / В. И. Третьяков, Ю. И. Черникова // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2014. — № 1. — С. 64-70.
11. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 23. — Ст. 2878.
12. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ : (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 2. — Ст. 219.
13. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ : (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.
14. Черникова, Ю. И. О необходимости применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом и наркоманией / Ю. И. Черникова // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2013. — №4.- С. 75-81.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2014. № 3 (24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code