НОВЕЛЛЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) ДЕТЕЙ

О.Н.Петюкова

Аннотация. В статье анализируются изменения, которым подвергся семейно- правовой институт усыновления (удочерения) российских детей за 2011-2014 годы. Рассматриваются нововведения российского законодательства об усыновлении детей на уровне федеральных законов и подзаконных актов.

Автор приводит статистические данные Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ об устройстве детей-сирот в семьи российских граждан и иностранцев.

В работе отмечается, что в 2013 г. наблюдалось двухкратное увеличение количества детей-инвалидов, которых усыновили россияне, обусловленное усилением мер социальной поддержки семей, усыновляющих ребенка-инвалида.

Однако данные социологического исследования, проведенного в 2013 г. по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, свидетельствуют о недостаточной степени готовности российских граждан воспитывать детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, правовые меры поддержки замещающих семей будут способствовать более полной реализации права детей, оставшихся без попечения родителей, на семью.
Ключевые слова: усыновление, дети-сироты, органы опеки, семейное законодательство, семья.

Усыновление как семейно-правовой институт за последние годы подвергся существенным изменениям. В настоящее время устройство российских детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, в том числе путем усыновления, регламентируется международными договорами, законами и подзаконными актами. В соответствии со ст. 20 Конвенции «О правах ребенка» «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [3]. В ст. 8.1 Европейской конвенции по усыновлению 1967 г. говорится о том, что усыновление производится, только если служит интересам или благу ребенка. Гаагская конвенция по межгосударственному усыновлению 1993 г. дополняет указание на интерес или благо ребенка правами детей, признанными международным правом.

Семейным кодексом РФ [14] установлена судебная процедура усыновления. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства. Процедура усыновления (удочерения) ребенка регламентируется на основании гл. 19 Семейного кодекса РФ, гл. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ и иных нормативных правовых актов [13].

Разъяснения некоторых вопросов, касающихся усыновления детей (в том числе усыновления иностранцами российских детей) содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».

На протяжении последних лет в законодательство об усыновлении детей были внесены изменения и дополнения. Вместе с тем по-прежнему законодательно признается, что усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей [7].

Согласно ст. 124 Семейного кодекса РФ усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

При этом в настоящее время дети могут быть переданы на усыновление российским гражданам, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении 12 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Ранее этот срок составлял 3, а затем 6 месяцев.

С 1 января 2013 г. запрещена передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории России деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи российских детей на усыновление (удочерение) гражданам США.
В связи с данным запретом, установленным п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [16], прекращено действие Соглашения между Россией и США о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Данным законом, получившим за рубежом название «Закон Димы Яковлева», запрещены передача российских детей на усыновление (удочерение) гражданам США, а также деятельность на территории Российской Федерации органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам США.
Денонсация в одностороннем порядке Российско-американского соглашения об усыновлении детей, как признает ряд исследователей, несмотря на имеющий место эмоциональный и политический аспект, является хотя и вынужденной, но с правовой точки зрения своевременной мерой, призванной защищать национальные интересы Российской Федерации [6].

В соответствии с Письмом заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 7-ВС-224/13 по делам, по которым решения об усыновлении гражданами Соединенных Штатов Америки российских детей были вынесены судами до 1 января 2013 г. и вступили в законную силу (в том числе после 1 января 2013 г.), дети подлежат передаче усыновителям [8].

5 апреля 2013 г. изменилась мера административной ответственности за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Теперь она выражается не только в наложении административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей и на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. руб., но и на юридических лиц — от 200 тыс. до 500 тыс. руб. (ст. 5.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ) [2].
Кардинальным изменениям подверглась ст. 127 Семейного кодекса РФ о лицах, имеющих право быть усыновителями. Перечень лиц, которые не могут быть усыновителями, в 2011 и 2013 г. был дополнен за счет:

—    лиц, не прошедших специальной психолого-педагогической и правовой подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

—    лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Психолого-педагогическая и правовая подготовка потенциальных усыновителей осуществляется по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Требования к содержанию программы подготовки, порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2012 № 623 [9].

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную), а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме. Вместе с тем общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70 % академических часов практических занятий — тренинга), включая итоговую аттестацию в форме собеседования.

Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в региональном бюджете.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории России, желающими усыновить российского ребенка, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают. Объем такой подготовки должен быть не менее, чем это предусмотрено соответствующими программами психолого-педагогической и правовой подготовки в России. При этом тематики подготовки в Российской Федерации и иностранном государстве должны соответствовать друг другу.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории России, потенциальные усыновители, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, такая подготовка осуществляется на территории Российской Федерации.
Министерством образования и науки РФ подготовлено письмо от 24.08.2012 № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (вместе с Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей).

Особо следует отметить, что положение абз. 10 п. 1 ст. 127 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 № З86-ФЗ) предусматривает ограничения возможности усыновить ребенка лицами, имеющими или имевшими судимость, подвергающимися или подвергавшимися уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Данную норму следует применять с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 № 1-П [11].

В 2013 г. более гибкой стала формулировка положения ст. 128 Семейного кодекса РФ, касающегося разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком. Эта разница должна быть, как правило, не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Хотя и ранее разница в возрасте при усыновлении ребенка отчимом (мачехой) не учитывалась судом.

Следует отметить, что законодательный запрет усыновлять детей лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отменен.

Принятое 14 февраля 2013 г. Постановление Правительства РФ № 118 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» [12] направлено на совершенствование механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан РФ, намеревающихся усыновить (удочерить) детей. Теперь органы опеки и попечительства обязаны через официальный сайт, а также средства массовой информации информировать граждан о возможности усыновить ребенка и о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть усыновлены [5].

Сокращается количество документов, которые следует собирать гражданам, намеревающимся взять ребенка на воспитание, в ряде случаев увеличивается срок их действия. Теперь потенциальные усыновители освобождены от обязанности представлять справку о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам. Этот документ органы опеки запрашивают самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.

Граждане, которые собираются взять ребенка на воспитание в свою семью, обязаны в соответствии с действующим законодательством представить документ о состоянии здоровья. Медицинское заключение, выдаваемое лечебно-профилактическим учреждением, теперь будет действовать в течение полугода, а не трех месяцев, как ранее, поскольку этого срока не всегда хватало на выполнение необходимых процедур по передаче ребенка на воспитание в семью. Упрощается и процедура постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители граждан, имеющих заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

Перечисленные меры будут способствовать созданию условий для увеличения количества детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи российских граждан.

Как подчеркнул министр образования и науки Д.В. Ливанов на пресс-конференции 26 февраля 2014 г., в 2013 г. в России в два раза увеличилось количество детей-инвалидов, которых усыновили россияне [1]. За 2013 г. количество детей в федеральном банке данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось на 12,5 тыс. человек. С одной стороны, стали выявлять меньше сирот, лучше работает профилактика сиротства, а с другой стороны, стали больше усыновлять детей.

В 2013 г. были внесены изменения в законодательство Российской Федерации, согласно которым семьи, усыновляющие ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет, а также нескольких братьев и сестер, получают 100 тыс. рублей.

По данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ на конец 2013 г., в России более 516 тыс. детей находятся на воспитании в семьях, 104 тыс. — под надзором организаций для детей-сирот, а более 18 тыс. учатся на полном государственном обеспечении [15]. При этом 6 565 детей усыновили российские граждане, 2 604 детей усыновили иностранные граждане.

Данные социологического исследования, проведенного в 2013 г. Российским обществом социологов по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [10], свидетельствуют о недостаточной степени готовности российских граждан воспитывать детей, оставшихся без попечения родителей. Только 16 % россиян хотели бы принять в свою семью ребенка-сироту, причем из них 13,6 % готовы сделать это в ближайший год. Большая часть россиян считает, что низкие и непостоянные доходы, а также плохие жилищные условия и неуверенность в поддержке государства не позволяют им взять на воспитание чужого ребенка.

Правовой основой подготовки ребенка к усыновлению должно стать создание системы открытого усыновления, которая указана в качестве одной из первоочередных мер, направленных на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
О необходимости не только формальной, но и реальной дифференциации мер юридической ответственности, применяемых к лицам, ответственным за принятие решений по усыновлению, приведших к трагическим фактам гибели детей или причинения вреда их здоровью, а также к виновным лицам, совершившим противоправные действия в отношении усыновленных детей, говорит Л.С. Леонтьева [4].
Кроме того, требуется усиление комплекса мер государственного контроля в сфере усыновления российских детей, корректировка подходов к проблеме обеспечения прав и законных интересов усыновленных (удочеренных) российских детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.usynovite.ru /massmedia/eaec06df5b.html. — Загл. с экрана.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : (ред. от 28.06.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — 7 янв. (№ 1 (ч. 1)). — Ст. 1.
3. Конвенция о правах ребенка : (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) : (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. — 1993. — Вып. XLVI.
4. Леонтьева, Л. С. Понятие противоправного действия, связанного с усыновлением. Субъекты противоправных действий / Л. С. Леонтьева // Семейное и жилищное право. — 2013. — № 6. — С. 15-18.
5. Минчин, Л. Усыновить ребенка станет проще / Л. Минчин // Юрист : [электрон. журн.]. — 2013. — №7. — С. 2.
6. Миронов, М. А. Нормативно-правовые аспекты усыновления детей граждан Российской Федерации иностранными гражданами и изменения их гражданства / М. А. Миронов, А. В. Червин- ская // Семейное и жилищное право. — 2013. — № 6. — С. 6-9.
7. Петюкова, О. Н. Семейное право / О. Н. Петюкова. — М. : Финакадемия, 2010. — 144 с.
8. Письмо заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 7-ВС-224/13. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» от 20 августа 2012 г. № 623 // Российская газета. — 2012. — 31 авг. (№ 200).
10. Причины, по которым россияне усыновляют детей // РИА Новости. 13.11.2013. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://ria.ru /disabled_know/20131113/976503050.html. — Загл. с экрана.
11. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева» от 31 января 2014 г. № 1-П // Российская газета. — 2014. — 19 февр. (№ 38).
12. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» от 14 февраля 2013 г. № 118 // Российская газета. — 2013. — 19 февр. (№ 35).
13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» от 29 марта 2000 г. № 275 // Российская газета. — 2000. — 13 апр. (№ 72).
14. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ : (ред. от 05.05.2014) // Российская газета. — 1996. — 27 янв. (№ 17).
15. Усыновление и опека в России // РИА Новости. 20.11.2013. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://ria. ru/disabled_know/20131120 /978241129.html. — Загл. с экрана.
16. Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ // Российская газета. — 2012. — 29 дек. (№ 302).

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2014. № 3 (24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code