СОБРАНИЯ И ИХ РЕШЕНИЯ КАК НОВЕЛЛЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Часть первая 2
В.В.Долинская

Аннотация. Рассмотрены различные варианты использования понятия «собрание» в публичном и частном праве, выделены общие моменты. Предложены различные классификации собраний. Раскрыто значение общего интереса для объединения лиц в собрания. Обосновано использование в гражданском праве применительно к решениям термина «собрание» в значении «правосубъектное образование», а не «действие (заседание)».

Исследовано понятие «решение собрания» в системе юридических фактов в сопоставлении со сделками. Систематизированы легальные требования к решениям собраний. Особое внимание уделено основаниям и видам недействительности решений собраний, порядку их оспаривания.

Применен комплексный правовой анализ, использованы акты различных отраслей права (гражданского, жилищного, конституционного, муниципального, процессуального, трудового).

Выявлены недостатки действующего законодательства по вопросам собраний и их решений.

Ключевые слова: интерес; корпорация; новелла законодательства; публичное право; решение собрания; сделка; частное право; юридические факты, юридическое лицо.

Новеллой гражданского законодательства являются нормы о решениях собраний, но, к сожалению, нормы о самих собраниях столь разрозненны и противоречивы, что не носят общий характер и требуют доктринального осмысления.

В Словаре русского языка С.И. Ожегва дано три толкования понятия «собрание»: «1. Совместное присутствие членов коллектива для обсуждения, решения каких-н. вопросов. Общее с. сотрудников. С. избирателей. Профсоюзное с. Выступить на собрании. 2. Название нек-рых выборных учреждений.

Законодательное с. (в нек-рых странах — парламент). 3. чего. Совокупность собранного (вещей, произведений и т. п.). С. редкостей. С. сочинений. С. законов» [14].

В Толковом словаре современного русского языка Д.Н. Ушакова также три толкования: «1. Только ед. действие по глаг. собрать в 1, 2 и 3 знач. (канц.). по собрании всех сведений приступить к своду их. 2. Действие по глаг. собраться в 1 знач.; заседание членов какой-н. организации для обсуждения чего-н.; общее собрание; собрание служащих; пленарное собрание; собрание уполномоченных; провести собрание; быть на собрании. 3. Лица, собравшиеся для обсуждения и решения каких-н. вопросов, участники заседания; собрание приняло резолюцию» [15].

Термин «собрание» давно используется в актах публичного и частного права. Условно варианты такого использования можно разделить следующим образом:

1) право (свобода), признаваемая на международном уровне, в конституциях многих стран и в специальном законодательстве;

2) совместное присутствие лиц для коллективного обсуждения каких-либо вопросов и, при необходимости, принятия решений по ним;

3) орган публично-правового образования;

4) коллегиальный орган корпоративного юридического лица (корпорации);

5) иное правосубъектное образование.

В ст. 20 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) провозглашено: «1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций» [1]. Также в ней закреплен принцип добровольности ассоциаций.

Статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г., с изм.) называется «Свобода собраний и объединений» и гласит:
«1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства» [8].

В ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.): «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц» [11].
Для нашего исследования актуально указание Европейского Суда по правам человека о том, что свобода собраний, предусмотренная ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, распространяется как на собрания в общественных местах, так и на частные собрания [23, c. 273].

Право каждого на свободу собраний закреплено в конституциях Венгрии, Польши, Финляндии, Швеции, Испании, Канады и ряда других стран. В конституциях Австрии, Бельгии, Федеративной Республики Германия и других стран таким правом обладают только граждане соответствующих государств.

В ст. 31 Конституции РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) провозглашено: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования» [9].

С.М. Казанцев, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, лауреат Государственной премии РФ, судья Конституционного Суда РФ и Е.В. Степченкова поясняют: «Комментируемая статья содержит в себе по крайней мере две взаимосвязанные нормы: провозглашается право собираться и указывается, в каких формах оно может осуществляться. К сожалению, отсутствие в тексте Конституции собирательного термина для обозначения всех форм, в которых выражается право собираться, заставляет и в научной литературе, и в законодательстве использовать в этом качестве либо термин «свобода собраний», либо термин «свобода публичных мероприятий». Традиционно в русской и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран для обозначения понятия «право собираться» использовался термин «свобода собраний», но поскольку в комментируемой статье термин «собрание» используется для обозначения только одной из форм проявления данного права, то и термин «свобода собраний» может дословно толковаться как лишь один из элементов «права собираться» наряду со «свободой шествия» или «свободой пикетирования»…

Европейский Суд по правам человека отмечал, что свобода мирных собраний является естественным продолжением свободы выражения мнения, одним из ее главных средств» [7].

В России принят специальный закон — Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» [21].
В его ст. 2 дано легальное определение рассматриваемого понятия: «2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов».

Кроме того, что это второе значение термина «собрание», для нас актуальны ст. 3 и 4 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В ст. 3 закреплены принципы проведения публичного мероприятия: «Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

1) законность — соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

2) добровольность участия в публичном мероприятии».

В ст. 4 намечены элементы организации публичного мероприятия:
«1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия».

В ст. 135 Конституции РФ упоминается Конституционное собрание, которое может пересмотреть положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Однако Конституция РФ не устанавливает, какой орган и в какие сроки управомо- чен созвать Конституционное собрание, не определяет его состав, порядок формирования и деятельности, характер взаимоотношений с органами государственной власти.

Что касается иных органов публично- правовых образований, то, как правило, в правовых актах не только обозначено их существование, но и подробно освещен их статус.

Глава 5 Конституции РФ посвящена Федеральному собранию — парламенту РФ — постоянно действующему представительному и законодательному органу РФ [18; 20].
Термин «собрание» фигурирует также в названиях законодательных и иных органов субъектов РФ и административно-территориальных образований, органов местного самоуправления, отражая их коллегиальный характер и реализацию принципов демократии в управлении [13; 17].

Еще до внесения изменений в гл. 4 ГК РФ в его тексте и специальных законах об организационно-правовых формах юридических лиц высший орган управления ряда юридических лиц был назван собранием (собрание участников, общее собрание акционеров и т. д.). В основном это касалось организаций, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (п. 2 ст. 48 ГК в первоначальной редакции; хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы).

Недостатком действующего законодательства, не устраненным внесением изменений гл. 4 ГК, является использование одного и того же термина — собрание — в отношении органов как корпоративных организаций (корпораций) — юридических лиц, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган (ст. 65.1, 65.3 ГК), так и унитарных.

Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [22], «Управление образовательной организацией», «в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации». В подавляющем большинстве случаев образовательные организации создаются в организационно-правовой форме учреждений, то есть некоммерческих унитарных организаций. Таким образом, использование термина «собрание» в названии органов управления разных по своей сути юридических лиц означает лишь коллегиальный характер этих органов.

В правовых актах фигурируют и иные правосубъектные образования без статуса юридического лица [4; 5], использующие в названии термин «собрание».

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [19] предлагает нашему вниманию собрание кредиторов (ст. 12 и др.). В пользу того, что это не только совместное присутствие лиц для коллективного обсуждения каких-либо вопросов, но нечто, обладающее элементами правосубъектности, свидетельствуют нормы о компетенции такого собрания (ст. 12, п. 3 ст. 20.2), наличии у него представителя (ст. 2).

Явным недостатком законодательной техники является не только использование одного и того же термина для обозначения разных явлений (правосубъектное образование и его заседание), но и подчас соседство норм о них в одной статье.

Еще хуже ситуация в ЖК РФ, согласно п. 1 ст. 44 которого «общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом» [6]. В отсутствие юридического лица, публично-правового образования, поименованного иного правосубъектного образования есть его орган управления. Можно путем толкования сделать вывод, что речь идет о сообществе сособственников, но в тексте закона этого нет, в аналогичной ситуации в нормах ГК об общей собственности такого образования тоже нет.

Несколько особняком стоят нормы об учредительных собраниях. Специалисты в области права корпораций традиционно рассматривают их по аналогии с (в системе) орга- нами/ов юридических лиц [2; 3; 10] — компетенция, вопросы кворума, корпоративный принцип голосования по ряду вопросов, связь с деятельностью собраний как высших органов управления в последующем и т. д. Но на момент проведения учредительного собрания юридического лица еще нет. Участников объединяет интерес по его созданию.
Не менее запутана ситуация в трудовом праве: речь идет то о заседаниях, то о квазиправосубъектных образованиях.

Согласно ст. 31 ТК РФ «в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган)» [16] (выделено мною. — В. Д.).
Число локальных правовых актов пополняют, например, Правила внутреннего трудового распорядка для государственных служащих центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации (утв. протоколом от 28 марта 2000 г. № 1 собрания представителей структурных подразделений центрального аппарата Минюста РФ) [12] (выделено мною — В. Д. ).

Возможно, что термин из п. 2 ст. 181.1 ГК РФ «гражданско-правовое сообщество» является не синонимом понятия «участники гражданского оборота, гражданских правоотношений», а попыткой объединить все случаи правосубъектных образований («участники юридического лица, сособственники, кредиторы при банкротстве и др.»).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); НИР «Корпоративное право: развитие доктрины, законодательства и правоприменительной практики, совершенствование преподавания», проект N° 2.1.1.5.
2 Продолжение следует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всеобщая декларация прав человека : (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 1995. — 5 апр. (№ 67).
2. Долинская, В. В. Акционерное право / В. В. Долинская. — М. : Юрид. лит., 1997. — 352 с.
3. Долинская, В. В. Акционерное право: основные положения и тенденции / В. В. Долинская. — М. : Волтерс Клувер, 2006. — 719 с.
4. Долинская, В. В. Правовые формы бизнеса: тенденции развития / В. В. Долинская // Экономико-правовые проблемы осуществления модернизации России / под ред. Р. М. Качалова, В. Н. Овчинникова, В. В. Сорокожердьева. — Краснодар, 2013. Гл. 11. — 367 с.
5. Долинская, В. В. Проблемы правосубъектности в праве корпораций / В. В. Долинская // Право и бизнес : сб. I Ежегод. Междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 80-летию со дня рождения проф. В. С. Мартемьянова. — М. : Юрист, 2012. — С. 255-260.
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 1 (Часть I). — Ст. 14 (с изм.).
7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. — М. : Эксмо, 2010.
8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 : (принята в Риме 4 ноября 1950 г., с изм.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 2. — Ст. 163.
9. Конституции РФ : (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 дек. (№ 237).
10. Корпоративное право / Е. Г. Афанасьева [и др.]. — М. : КноРус, 2011. — 603 с.
11. Международный пакт о гражданских и политических правах : (принят в Нью-Йорке 16 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. — № 17. — Ст. 291.
12. Правила внутреннего трудового распорядка для государственных служащих центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации : (утв. протоколом от 28 марта 2000 г. № 1) // Сборник основных нормативных правовых актов о федеральной юстиции. — 2002. — Т. 4.
13. Решение муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Дорогомилово в г. Москве «О публичных слушаниях» 20.06.2012 № 6(6)-4МС. — Доступ из информ.-пра- вового портала «Гарант».
14. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова (1949 г.). — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.ozhegov.com. — Загл. с экрана.
15. Толковый словарь современного русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://ushakov- online.ru. — Загл. с экрана.
16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 3 (с изм.).
17. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва» от 29 февраля 2008 г. № 285 // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 10 (часть II). — Ст. 903.
18. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 21. — Ст. 1919 (с изм.).
19. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190 (с изм.).
20. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 50 (часть IV). — Ст. 6952 (с изм.).
21. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 25. — Ст. 2485 (с изм).
22. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 53 (часть I). — Ст. 7598 (с изм.).
23. Eur. Commission H.R. Application 8191/78, Rassemblement jurassien et Unite jurassienne v. Switzerland, Decision of 10 October 1979. DR. 1980. N17 // Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права. — М., 2002. — 483 с.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2014. № 3 (24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code