Определение Верховного суда РФ от 26 августа 2015 г. N 305-КГ15-6617

Департамент торговли и услуг города обратился с заявлением к ООО «И.» об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Решением суда, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями, требование удовлетворено.

ООО «И.» осуществляет реализацию алкогольной продукции в кафе на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции сроком действия по 20.01.2019.

По результатам проведенной документарной проверки Департаментом установлено, что ООО «И.» не были надлежащим образом представлены в лицензирующий орган декларации по форме N 12 (для организаций, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков) за 1 и 2 квартал 2012 года и 1 квартал 2013 года. Это подтверждается актами регистрации сведений о юридическом лице, нарушившим требования законодательства о представлении деклараций об объеме розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, от 10.04.2014 и 25.03.2014 и выпиской из базы данных АИС «Мосдекларация».

На основании указанных сведений лицензирующим органом принято решение от 30.04.2014 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в соответствии абз. 9 п. 3 ст. 20 ФЗ N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в связи с повторным в течение одного года несвоевременным представлением деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей в лицензирующий орган.

Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что Департаментом представлены достаточные доказательства, подтверждающие нарушение фирмой положений действующего законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.

При этом суды исходили из того, что в соответствии с п. 13 и 14 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), представляют в лицензирующий орган декларацию по форме N 11, а организации и предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, — по форме N 12.

Таким образом, поскольку ООО «И.» реализует своим посетителям как пиво, так и иную алкогольную продукцию, оно должно представлять в Департамент две декларации: по форме N 11 и по форме N 12.

В связи с нарушением лицензиатом своими виновными действиями обязанности по представлению декларации по форме N 12 суды пришли к выводу о том, что заявленные лицензирующим органом требования подлежат удовлетворению.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 12.11.2003 N 17-П и от 23.05.2013 N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к ограниченно оборотоспособным объектам, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В этих целях Законом N 171-ФЗ устанавливаются правовые основы оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ, в том числе закрепляется обязательность лицензирования указанной деятельности.

В силу п. 1 и абз. 10 п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности, при этом производство и оборот пива и пивных напитков к лицензируемым видам деятельности не относятся.

По этой причине п. 13 и 14 Правил N 815 предусмотрено раздельное декларирование объемов розничной продажи алкогольной продукции (по форме N 11) и пива и пивных напитков (по форме N 12) — с другой.

Осуществление субъектом розничной продажи алкогольной продукции своей деятельности в нарушение лицензионных требований (в частности, при нарушении правил декларирования объемов продаж алкогольной продукции) согласно п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ предполагает в качестве последствия такую меру ответственности, как аннулирование лицензии решением суда или уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти.

Однако в данном случае имело место нарушение не правил декларирования объемов розничной продажи алкогольной продукции (в значении, предусмотренном Правилами N 815), а правил декларирования объемов розничной продажи пива и пивных напитков.

Поскольку деятельность по розничной продаже пива и пивных напитков не подлежит лицензированию, то нарушение исключительно правил декларирования объемов розничной продажи пива и пивных напитков не может являться основанием для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Аннулировав лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, не установив при этом факт нарушения обществом лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции, суды нарушили п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ.

Судебная коллегия отменила все судебные акты по делу и в удовлетворении требования отказала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code