Определение Верховного суда РФ от 18 сентября 2015 г. N 305-ЭС15-4042

ОАО «А.» обратилось к Российской Федерации в лице Минфина с иском о взыскании 38 333 515,20 руб. в возмещение убытков, возникших в результате перевозки в 2010 году льготных категорий граждан федерального регистра.

Решением суда, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями, взыскано 33 643 452,57 руб., в остальной части иска отказано.

ОАО «А.» — коммерческая организация, основным видом деятельности которой является перевозка населения городским и пригородным автомобильным транспортом.

В период с января по декабрь 2010 года включительно ОАО «А.» предоставляло льготы по бесплатному проезду гражданам-льготникам на территории района, в результате чего понесло убытки.

В Законе Республики Дагестан N 77 «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 07.12.2009 финансирование расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта не предусмотрено.

Согласно справке Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан от 27.12.2013 средняя стоимость проезда на социально ориентированных маршрутах в 2010 году на пригородных междугородных внутриреспубликанских маршрутах на территории Республики составляла 30,61 руб.

Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной от льготных категорий пассажиров платы и их количества, размер неполученной от потребителей платы (убытков) определен истцом расчетным путем. По расчету ОАО «А.» убытки от перевозки льготных категорий граждан федерального регистра составили 38 333 515,20 руб.

В соответствии со справкой Минфина Республики Дагестан от 26.12.2013 ОАО «А.» не выделялись денежные средства из федерального бюджета в возмещение убытков, связанных с предоставлением льготным категориям граждан бесплатного проезда в городском, пригородном и междугородном внутриреспубликанском сообщении.

ОАО «А.» считает, что компенсация расходов на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра должна быть произведена из федерального бюджета.

Суды руководствовались ст. 15, 16, 790, 1069, 1071 ГК РФ, ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» и исходили из того, что, поскольку перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена ОАО «А.» в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, постольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации.

Согласно законодательству о федеральном бюджете на соответствующий год главным распорядителем бюджетных средств является Минфин России.

Расходы по предоставлению льготного проезда тем категориям граждан, которым в результате введения в действие Закона N 122-ФЗ взамен льготы в виде бесплатного проезда были предоставлены регулярные денежные выплаты из федерального бюджета (категориям, включенным в федеральный регистр), должны финансироваться из федерального бюджета.

Поскольку методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан не разработана, суды согласились с тем, что убытки могли быть рассчитаны истцом самостоятельно.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Законом N 122-ФЗ были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам РФ и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Для реализации нового порядка предоставления льгот в ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» включена ст. 26.3-1 «Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения» и внесены изменения в ст. 26.3 «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

В соответствии со ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление этих полномочий может в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 1).

П. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 было разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов РФ по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, финансируются за счет средств бюджета РФ.

Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, финансируются за счет средств субъектов РФ.

Пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов РФ по предметам совместного ведения, в частности, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставленных субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.

Таким образом, выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте гражданам, относящимся к федеральному регистру льготников, признается расходным обязательством субъектов РФ.

Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 14.03.2005 N 46-р льготы по бесплатному проезду отдельных категорий граждан, которым такое право было предоставлено федеральным законодательством, сохранялись до 01.01.2006.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 08.10.2009 N 343 с 01.01.2009 право на бесплатный проезд гражданам льготных категорий, отнесенных к федеральному регистру льготников, заменено на компенсационную денежную выплату.

Данным Постановлением предусмотрено финансирование расходов на ежемесячную денежную выплату за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, с 01.01.2009 бесплатный проезд на общественном транспорте был отменен, что исключает возникновение убытков у истца от перевозки граждан льготных категорий. Право требования ежемесячной денежной выплаты возникает у граждан, а не у транспортной организации.

Договор на перевозку льготников ОАО «А.» не заключался.

ОАО «А.», требуя возмещения убытков на основании ст. 15, 16, 790, 1064, 1069, 1071 ГК РФ, не доказало причинение ему убытков незаконными действиями (бездействием) Российской Федерацией в лице Минфина России.

Судебная коллегия отменила все судебные акты по делу и в иске отказала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code