Что делать, если после покупки автомобиля выявлены проблемы

Если после приобретения автомобиля в нем выявлены проблемы, о которых вы не знали до его покупки (например, он находится в угоне, в залоге, не прошел таможенное оформление или у него перебит VIN), то для того, чтобы сохранить автомобиль или хотя бы вернуть уплаченные за него деньги, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Обратите внимание!

Данный алгоритм не применим в случаях, когда вы обнаружили в автомобиле технические недостатки (неисправности, несоответствие технических характеристик заявленным и т.п.), а рассчитан только на случаи выявления так называемых юридических проблем с автомобилем.

 

Шаг 1. Получите документальное подтверждение выявленной проблемы.

Как правило, проблемы, подобные описанным выше, выявляются при совершении регистрационных действий, так как именно во время их проведения проверяется факт прохождения процедуры таможенного оформления автомобиля, отсутствие информации о его хищении и целостность его идентификационной маркировки (п. п. 2, 3 Правил регистрации АМТС (Приложение N 1 к Приказу МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001); п. п. 35, 40 — 41 Административного регламента (Приложение N 1 к Приказу МВД России от 07 августа 2013 г. N 605)).

Если при регистрации автомобиля выявлены проблемы, не позволяющие совершить его государственную регистрацию (п. 3 Правил), то вам обязаны вернуть заявление с указанием причин отказа в регистрации, подписью сотрудника ГИБДД и печатью регистрационного подразделения (п. 43 Административного регламента).

Если же выявленные проблемы связаны с совершенным преступлением (например, подделка VIN, выявление факта хищения транспортного средства), автомобиль изымают в качестве вещественного доказательства (ст. 81 УПК), о чем должен быть составлен соответствующий протокол (ст. ст. 166, 180 УПК РФ).

В случаях, подобных описанным выше, вы фактически лишаетесь права пользоваться автомобилем и уже с момента получения отказа в совершении регистрационного действия вправе обратиться к продавцу с требованием вернуть деньги за приобретенный автомобиль.

 

Шаг 2. Обратитесь с претензией к продавцу автомобиля.

Обязательность данного шага напрямую зависит от условий заключенного договора купли-продажи: если в договоре вы предусмотрели обязательный досудебный порядок решения спора, то данный шаг необходим (ст. 135 ГПК).

В претензии изложите суть проблемы и заявите свои требования, желательно обосновывая их нормами законодательства и (или) условиями договора купли-продажи. Например, требование о возврате денежных средств можно обосновать ссылкой на ст. 460 ГК РФ, если автомобиль находился в угоне.

Претензию следует предъявить продавцу в письменном виде и желательно таким способом, который обеспечит вас впоследствии доказательствами факта вручения претензии продавцу (лично под подпись продавца или его представителя, почтовым отправлением с уведомлением о вручении и т.п.).

Если условие об обязательном досудебном порядке решения спора не предусмотрено, вы можете сразу обратиться в суд, однако следует учитывать, что судебное разрешение спора — всегда более длительный и сложный процесс, чем досудебное разбирательство, поэтому указанный порядок предпочтительнее соблюсти.

 

Шаг 3. Обратитесь в суд.

Если продавец не удовлетворил вашу претензию или вы решили не использовать возможность досудебного урегулирования спора, подготовьте исковое заявление и обратитесь в суд.

Примечание. До подачи искового заявления рекомендуем обратиться к специалисту за оказанием квалифицированной юридической помощи.

Если автомобиль стоил больше 50 000 рублей, иск следует предъявлять в районный суд.

Если вы приобрели автомобиль у физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, иск нужно предъявить в суд по месту жительства продавца (ст. 28 ГПК РФ).

При подаче иска необходимо уплатить госпошлину, размер которой определяется в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.

Если же вы приобрели автомобиль у организации (предпринимателя, осуществляющего торговлю транспортными средствами), то спор будет разрешаться с учетом Закона о защите прав потребителей. Это значит, что вы вправе предъявить иск в суд по месту своего жительства (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ) и освобождаетесь от уплаты госпошлины при цене иска до 1 млн рублей (п. 2 ст. 333.36 НК РФ).

Требования к исковому заявлению и приложениям к нему установлены ст. ст. 131, 132 ГПК РФ.

При выявлении проблем, не лишающих вас права пользования автомобилем, но грозящих такими последствиями в будущем (например, если существует вероятность предъявления вам иска об истребовании имущества из незаконного владения, об обращении взыскания на заложенное имущество и т.п.), основания требовать от продавца возврата денег возникнут у вас не в случае предъявления вам иска, а только если суд удовлетворит предъявленный вам иск и автомобиль будет изъят.

В таком случае прежде всего необходимо привлечь к участию в деле продавца автомобиля (ст. 462 ГК РФ). Тогда, если предъявленный вам иск будет удовлетворен, а автомобиль — изъят, вам будет проще отстаивать свои интересы в дальнейшем споре с продавцом: вы сможете ссылаться на состоявшееся решение суда как на бесспорное доказательство, не подлежащее оспариванию (ст. 61 ГПК РФ). Получая указанное решение суда, вы выполняете шаг 1 данного алгоритма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code