Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2015 г. по делу N 305-ЭС15-2234

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования обратился с иском к реабилитационному центру Минздрава РФ о взыскании 2076799,40 руб., использованных не по целевому назначению, 207679,94 руб. штрафа и 31411,59 руб. пеней.

Решением суда иск удовлетворен. Апелляционный суд решение отменил, в иске отказал. Суд округа оставил постановление апелляционной инстанции без изменения.

В период с 05.02.2014 по 18.02.2014 комиссией фонда проведена плановая проверка расходования центром средств обязательного медицинского страхования за период с 01.04.2012 по 31.12.2013, о чем составлен акт от 18.02.2014.

В ходе проверки выявлено нецелевое использование средств в сумме 2076799,40 руб. на выплаты стимулирующего характера логопедам в 2012 — 2013 годах.

На основании п. 9 ст. 39 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» фонд начислил центру штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, что составило 207679,94 руб.

По факту выявленных нарушений фонд 27.02.2014 направил в адрес центра предписание об устранении нарушений, которое в установленный срок центр не исполнил.

Суд первой инстанции исходил из того, что факт нецелевого расходования средств подтвержден материалами дела. Суды апелляционной и кассационной инстанций сослались на Закон N 326-ФЗ, Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» и исходили из того, что данными нормативными актами не предусмотрено право фонда предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.

Суды указали, что территориальные фонды обязательного медицинского страхования имеют право предъявлять медицинской организации соответствующие требования, а также предписания об устранении нарушений и возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, однако данные правомочия не означают наличие у фонда права на предъявление соответствующих исков при неисполнении медицинскими организациями вынесенных в их адрес требований и предписаний.

Кроме того, принимая во внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона N 326-ФЗ ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому расходованию средств обязательного медицинского страхования регулируется в рамках договорных правоотношений, суды пришли к выводу о том, что фонд не является участником заключенных центром договоров со страховыми медицинскими организациями.

Согласно ст. 147 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

П. п. 1 и 2 ст. 19 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

Согласно п. 12 ч. 7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.

За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (п. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ).

Из п. п. 27, 29, 30 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.

При этом право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Иного, внесудебного порядка возврата в бюджет обязательного медицинского страхования средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, действующее законодательство не предусматривает.

Судебная коллегия отменила постановления апелляционной и кассационной инстанций, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code