ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

В статье анализируются особенности прокурорского надзора в сфере использования и охраны водных ресурсов. Автор раскрывает комплексный подход в организации работы, приводит примеры из практики прокурорского надзора прокуратуры области в этой сфере правоотношений.

 

Амурская область обладает значительными ресурсами поверхностных и подземных вод. По ее территории протекает 2628 рек длиной более 10 км, в том числе 31 — протяженностью более 200 км, и более 41 тыс. рек и ручьев длиной до 10 км. Крупнейшие реки области длиной более 500 км — Амур, Зея, Бурея, Селемджа, Гилюй, Олекма, Нюкжа.

На территории области сосредоточено 25,4 тысяч озер площадью зеркала менее 1 км2 и 20 озер площадью зеркала от 1 до 2,8 км2.

Территория области на 19,6% покрыта болотами (71,5 тыс. км2), выводящими из эрозионно-денудационного процесса большие территории.

Обеспеченность водными ресурсами на 1 км2 площади территории составляет 261 тыс. м3, а на одного жителя — 93 тыс. м3/год, что соответствует категории высокой обеспеченности.

Поверхностные водные объекты используются главным образом для выработки электроэнергии, хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения, добычи полезных ископаемых, сброса сточных вод, судоходства.

Основное воздействие на поверхностные водные объекты оказывают предприятия жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие в процессе хозяйственной деятельности сброс сточных вод; занимающиеся добычей драгоценных металлов недропользователи, деятельность которых связана с забором и сбросом вод, используемых в процессе указанной деятельности, а также недропользователи, добывающие полезные ископаемые в водоохранных зонах водных объектов.

Спецификой надзора за безопасностью природопользования на водных объектах является высокая степень динамичности водной среды и протекающих в ней процессов, а также многообразие объектов надзора, их удаленность и труднодоступность. Это, в свою очередь, предъявляет особые требования и к осуществлению надзорных функций прокуратуры в указанной сфере.

В соответствии с требованиями Приказа Генерального прокурора РФ от 1 апреля 2014 года N 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» и с учетом экологической обстановки надзору за исполнением законов об охране окружающей среды (водных объектов) и о водопользовании уделяется приоритетное внимание. При этом организован системный сбор, а также проводится анализ статистических и других сведений, публикаций средств массовой информации, информации общественных и иных организаций, мониторинг данных уполномоченных органов, характеризующих состояние законности в этой сфере.

На основе результатов проводимой прокуратурой области информационно-аналитической работы принимаются дополнительные организационные и практические меры, которые направлены на улучшение состояния законности.

Указанные вопросы дважды в год рассматриваются на расширенных заседаниях коллегий прокуратуры области. В рамках работы межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям в экологической сфере прокуратура области ежегодно проводит проверки исполнения законодательства об охране водных объектов от загрязнений. На системной основе анализируется и распространяется положительная практика прокуратур иных регионов РФ.

Основания для проведения проверок соблюдения водного законодательства — поступающие обращения, информация от контролирующих органов и органов государственной власти о нарушении закона, информация из средств массовой информации и анализ состояния законности в исследуемой сфере правоотношений.

Анализ состояния законности в рассматриваемой сфере показал, что наиболее распространенными нарушениями закона являются использование водных объектов без разрешительной документации; нарушение режима водоохранных зон водных объектов; превышение нормативов предельно допустимых выбросов в водные объекты; несанкционированные сбросы отходов в водные объекты.

При этом важнейший аспект осуществления надзорной деятельности — взаимодействие органов прокуратуры с контролирующими органами, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными экологическими организациями и средствами массовой информации.

При проверке соблюдения природоохранного законодательства следует учитывать, что Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложены полномочия по обеспечению водоотведения на территории муниципальных образований.

Однако, как показывают прокурорские проверки, эти требования не всегда соблюдаются органами местного самоуправления.

К примеру, в 2014 года в ходе проверки Амурским межрайонным природоохранным прокурором установлено, что на территории г. Сковородино сточные воды, принимаемые от потребителей, в неочищенном виде сбрасываются в накопительный пруд, из которого они в дальнейшем попадают в реку Большой Невер. При этом администрация г. Сковородино мер, направленных на постройку очистных сооружений, не принимала.

В целях устранения выявленных нарушений Амурский межрайонный природоохранный прокурор направил в Сковородинский районный суд исковое заявление о признании незаконным бездействия администрации города по непринятию мер к очистке сбрасываемых сточных вод в реку Большой Невер и возложении обязанности построить и ввести в эксплуатацию очистные сооружения, обеспечивающие нормативную очистку сбрасываемых сточных вод в соответствии с требованиями СанПиН и Водного кодекса РФ. Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме.

По аналогичным исковым заявлениям природоохранного прокурора на органы местного самоуправления возложена обязанность построить очистные сооружения в селах Тамбовка, Ивановка, Козьмодемьяновка, пос. Архара и пгт Прогресс Амурской области. Решения судов находятся на исполнении.

Нередко на территории населенных пунктов находятся водные объекты, которые являются объектами защиты от негативного воздействия антропогенных факторов.

Водным кодексом РФ установлен особый режим использования водоохранных зон водных объектов.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возлагается обязанность организации мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования.

Как показывают результаты надзорной деятельности, указанные полномочия реализуются органами местного самоуправления не в полном объеме. Так, по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора администрацией г. Благовещенска произведена очистка водоохранной зоны реки Бурхановки, протекающей на территории города.

Другой объект проверок в исследуемой сфере надзорной деятельности — природопользователи, деятельность которых связана с использованием водных объектов. Практика прокурорского надзора показывает, что они зачастую допускают нарушения природоохранного законодательства.

Так, в 2015 году прокуратурой г. Благовещенска с привлечением специалистов управления Росприроднадзора по Амурской области проведена проверка деятельности ОАО «Амурские коммунальные системы» (ОАО «АКС»), являющегося единственным предприятием на территории города, осуществляющим очистку коммунально-бытовых, ливневых и производственных стоков, поступающих от населения и предприятий города.

Установлено, что в нарушение положений ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ ОАО «АКС» при осуществлении водоотведения от организаций, промышленных и жилых объектов г. Благовещенска допускает сброс в водные объекты р. Амур сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека и окружающей среды веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты по нитритам, фосфатам, железу, фенолам и иным показателям.

По результатам проверки прокуратурой г. Благовещенска главному управляющему ОАО «АКС» 20 марта 2015 года внесено представление об устранении нарушений закона; в отношении главного управляющего ОАО «АКС» прокурором г. Благовещенска 27 марта 2015 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП, по результатам рассмотрения которого виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 тысяч рублей.

Также в ходе проверки соблюдения водного законодательства на территории Зейского района Амурской области установлено, что в 2009 г. в заливе Большой Могот Зейского водохранилища затонула золотодобывающая драга N 219, принадлежащая ОАО «Прииск Дамбуки».

Установлено, что драга частично разобрана и извлечена на 65%, на месте ее затопления остались каркасные понтоны и рама, которые в настоящее время не извлечены, драга находится в полузатонувшем состоянии.

В соответствии с требованиями п. п. 1, 5 ст. 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ владелец затонувшего судна обязан обеспечить подъем затонувшего судна.

В случае если затонувшее судно не создает угрозу безопасности судоходства либо не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.

В связи с тем что в период 2009 — 2015 гг. ОАО «Прииск Дамбуки» не произвело подъем драги, Амурский межрайонный природоохранный прокурор направил в Зейский районный суд исковое заявление о возложении обязанности на ОАО «Прииск Дамбуки» произвести подъем затонувшей драги. Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме, на ОАО «Прииск Дамбуки» возложена обязанность в срок до 1 октября 2015 года произвести подъем затонувшей драги.

В этом же районе прокурором Зейского района установлено, что в черте города Зеи в водоохранной зоне озера Косачее проходит канализационный коллектор, обслуживаемый ООО «Зейские системы водоотведения». При этом в результате засорения из указанного коллектора в нарушение ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ, п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на территорию водоохранной зоны озера Косачее вытекают канализационные стоки.

В целях устранения нарушений закона прокурор Зейского района директору ООО «Зейские системы водоотведения» 18 марта 2015 года внес представление, по результатам рассмотрения которого утечка канализационных стоков устранена. Кроме того, в отношении директора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП, по результатам рассмотрения которого ему назначен штраф в размере 8 тысяч рублей.

Распространенным нарушением среди недропользователей является использование водных объектов при добыче общераспространенных полезных ископаемых без документов на право пользования водным объектом.

Согласно ч. 1 ст. 52 Водного кодекса РФ использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с этим Кодексом и законодательством о недрах.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 этой статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.

Так, в 2014 году в ходе проверки Амурским межрайонным природоохранным прокурором установлено, что ООО «КСМ «Чжэнь Син» является владельцем двух лицензий на право пользования недрами с целью разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (песок).

Участки недр, предоставленные ООО «КСМ «Чжэнь Син» по лицензиям, расположены в пределах водного объекта, на 16 км и 17 км русла р. Зеи, у ее правого берега, в пределах речных русловых отложений и являются частью водного объекта р. Зея.

ООО «КСМ «Чжэнь Син» ранее получено решение о предоставлении водного объекта в пользование, срок действия которого истек, но ООО не обращалось за его продлением.

В связи с выявленными нарушениями в отношении ООО «КСМ «Чжэнь Син» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.6 КоАП (самовольное занятие водного объекта или его части либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью).

ООО назначено наказание в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей.

Кроме того, по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора на ООО «КСМ «Чжень Син» возложена обязанность получить решение о предоставлении водного объекта в пользование.

С целью фактического устранения выявленных нарушений законодательства прокуроры принимают весь комплекс мер прокурорского реагирования: вносят представления, протесты, направляют заявления в суды, по требованию прокуроров виновные лица привлекаются к установленной законом ответственности. Так, в 2015 году по результатам проверок исполнения законодательства об охране водных объектов выявлено 110 нарушений закона, в целях их устранения внесено 44 представления, по результатам рассмотрения которых 25 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, принесен один протест, в суд направлено четыре заявления (все удовлетворены), к административной ответственности привлечено 9 должностных и юридических лиц. Нарушения закона устранены, исполнение судебных решений находится на контроле прокуратуры области.

Значимый вклад в укрепление состояния законности в сфере охраны водных объектов вносят просветительская работа и взаимодействие со средствами массовой информации, проведение круглых столов и встреч с общественными организациями и гражданами, органами местного самоуправления.

В заключение следует отметить, что только путем совместной и слаженной работы всех уполномоченных органов во взаимодействии с общественностью и средствами массовой информации возможно достичь укрепления законности и эффективности прокурорского надзора в сфере охраны водных объектов.

А.В.Щербаков, первый заместитель прокурора Амурской области, старший советник юстиции, кандидат юридических наук, доцент.

_______________________

Ключевые слова: водные объекты, водное законодательство, прокурорские проверки, природоохранный прокурор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code