ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья посвящена исследованию проблем применения принудительной меры воспитательного характера в виде направления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, вопросам исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Решение проблемы подростковой преступности невозможно без использования исправительно-воспитательного потенциала всех уголовно-правовых мер, предусмотренных для лиц, совершивших до достижения совершеннолетия общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом.

Справедливо признается, что проблема преступности несовершеннолетних является социально-правовой, соответственно, ее решение возможно лишь путем применения комплекса мер, среди которых на первый план выступает не наказание с его карательным воздействием, а уголовно-правовые меры, заменяющие его. «Преимуществом названных мер является то, что они, имея педагогическое содержание, предоставляют лучшие в сравнении с мерами уголовного наказания условия для развития положительных качеств личности… они направлены на «возвращение» несовершеннолетних правонарушителей в общество, ограждение их от пагубного влияния тюремной среды и взрослого криминалитета» <1>.

———————————

<1> Бурлака С.А. Цели принудительных мер воспитательного воздействия // Российский следователь. 2013. N 5.

 

Именно к таким мерам можно отнести принудительные меры воспитательного характера, среди которых остановимся на помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием, которые являются действенным средством социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Практика показывает, что направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа дает положительные результаты.

Эта мера применяется к подросткам, вышедшим из-под контроля родителей, не желающим учиться, склонным к противоправному и аморальному поведению, побегам. Главными задачами данных учреждений является социальная и психологическая реабилитация подростков, коррекция их поведения, создание условий для получения образования, профессиональной подготовки.

Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ) в эти учреждения могут быть направлены нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет трех категорий:

1) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности;

2) совершившие общественно опасное деяние при достижении возраста уголовной ответственности, но не подлежащие таковой вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в силу чего они не могли в полной мере осознавать фактический характер своих действий и руководить ими;

3) осужденные за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобожденные судом от наказания в порядке, предусмотренном ст. 92 УК РФ <2>.

———————————

<2> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

 

Первые две категории несовершеннолетних направляются в указанные учреждения по постановлению суда в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, последняя — по приговору суда в соответствии с положениями уголовного и уголовно-процессуального закона. Такая законодательная «двойственность» регулирования указанных мер порождает серьезные проблемы.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ для всех категорий несовершеннолетних предусмотрено единое основание направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа — нуждаемость несовершеннолетнего в особых условиях воспитания, необходимость в специальном педагогическом подходе. В то же время для применения этой меры к несовершеннолетним, совершившим преступления и освобожденным от наказания в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ, установлены два дополнительных условия.

Во-первых, они могут быть освобождены от наказания с направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа лишь в случае осуждения за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления, тогда как направление в спецучилища подростков, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, не зависит от категории, к которой это деяние может быть отнесено.

Во-вторых, их помещение в такие учреждения возможно исключительно в порядке замены назначенного несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы. В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести в возрасте до шестнадцати лет впервые, остальным несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести впервые, наказание в виде лишения свободы не может быть назначено.

Отсюда возникает парадоксальная ситуация: подросток в возрасте 11 — 13 лет, совершивший общественно опасное деяние, содержащее признаки состава преступления небольшой тяжести, может быть направлен в спецучилище закрытого типа, а совершивший в возрасте 14 — 16 лет даже преступление средней тяжести — нет.

Так, З. по постановлению суда помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа сроком на 3 года за совершение общественно опасного деяния, запрещенного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158 УК РФ. Принимая решение, суд учел то, что, проживая в полной благополучной семье, подросток вышел из-под контроля родителей, отрицательно характеризуется по месту учебы, проводимая профилактическая работа не достигает цели его исправления.

Находясь в спецучилище, З. в возрасте 15 лет совершил кражу с незаконным проникновением в помещение — преступление средней тяжести, предусмотренное п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ. При рассмотрении уголовного дела судом установлено, что З. находится в спецучилище более полутора лет, в его поведении появились положительные тенденции, связанные с производственным обучением, однако он по-прежнему нуждается в специальном педагогическом подходе и контроле поведения. Участвовавшие в судебном заседании представители КДН, ОДН, учебного заведения просили поместить несовершеннолетнего в спецучилище до достижения им совершеннолетия. Однако, поскольку ему не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, применение такой меры воспитательного воздействия оказалось невозможно <3>.

———————————

<3> Архив Костромского районного суда Костромской области за 2014 г. Уголовное дело N 1-63.

 

По другому уголовному делу в отношении К., совершившего в пятнадцатилетнем возрасте преступление средней тяжести, предусмотренное ч. 1 ст. 166 УК РФ, не только педагоги, но и законный представитель несовершеннолетнего просили направить его в спецучилище, поскольку он убегает из дома, ворует деньги, не хочет учиться, а также оказывает отрицательное влияние на младшего брата <4>. Но в силу тех же причин принятие такого решения было невозможно.

———————————

<4> Архив Костромского районного суда Костромской области за 2014 г. Уголовное дело N 1-94.

 

В приведенных примерах назначение виновным наказаний, не связанных с лишением свободы, не достигнет целей наказания, предусмотренных ч. 2 ст. 43 УК РФ, исходя из данных об их личности. Применение таких видов принудительных мер воспитательного воздействия, как предупреждение, передача под контроль родителей, ограничение досуга, результатов также не принесет.

Указанную ситуацию наглядно подтверждает уголовное дело в отношении Б., совершившего в 15-летнем возрасте покушение на кражу, предусмотренную ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158 УК РФ. При рассмотрении уголовного дела установлено, что Б. в течение трех лет состоит на учете в ОПДН УМВД как лицо, склонное к совершению хищений, несколько раз привлекался к уголовной ответственности, уголовные дела прекращены по нереабилитирующим основаниям, с 2010 г. не посещает школу, склонен к бродяжничеству, употребляет спиртное, из-под контроля родителей вышел. Судом ему назначено наказание в виде обязательных работ на 140 часов <5>. После постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции осужденный к исполнению наказания не приступил, категорически отказался исполнять приговор суда и трудиться. Несмотря на то что при рассмотрении представления о замене обязательных работ лишением свободы было установлено, что осужденный злостно уклоняется от отбывания наказания, его законный представитель показала, что сын уходит из дома, ее не слушает, поднимает на нее руку, употребляет спиртное, мировой судья отказал в удовлетворении представления <6>.

———————————

<5> Архив мирового судьи судебного участка N 17 Костромского района Костромской области за 2013 г. Уголовное дело N 1-46.

<6> Архив мирового судьи судебного участка N 17 Костромского района за 2014 г. Дело N 4-1.

 

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» положения уголовного закона о замене наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы в случае злостного уклонения от их отбывания наказанием в виде лишения свободы неприменимы к тем категориям несовершеннолетних осужденных, которым в соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ не может быть назначено наказание в виде лишения свободы <7>.

———————————

<7> Российская газета. 2011. 29 ноября.

 

Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в таких ситуациях представляется единственной действенной мерой, способной осуществить коррекцию поведения несовершеннолетнего, преодолеть его школьное и социальное неблагополучие.

С учетом изложенного представляется необходимым внесение изменений в ч. 2 ст. 92 УК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Несовершеннолетний, нуждающийся в особых условиях воспитания, обучения и требующий специального педагогического подхода, осужденный за совершение преступления, не являющегося особо тяжким, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего».

Указанные изменения уголовного закона обеспечат защиту интересов несовершеннолетних и направлены на их исправление и ресоциализацию.

Кроме того, следует согласиться с тем, что нормы о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, должны содержаться в Общей части УК РФ <8>, поскольку правовым основанием применения принудительных мер воспитательного характера является совершение преступления либо общественно опасного деяния, запрещенного Особенной частью УК РФ. Применение принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом в состоянии невменяемости, т.е. не обладающим признаками субъекта, регулируется УК РФ.

———————————

<8> Акутаев Р.М. Понятие и система мер уголовно-правового характера, их отличие от наказания // Российская юстиция. 2014. N 4.

 

Цели наказания могут быть достигнуты лишь в случае исполнения приговора, постановленного в отношении лица, совершившего преступление. Безнаказанность ведет к совершению новых преступлений.

Запрет на применение наказания в виде лишения свободы значительной группе несовершеннолетних и на замену в этом случае лишением свободы наказания, от отбывания которого осужденный злостно уклоняется, учитывает возрастные особенности виновных, является проявлением гуманизма, однако приводит к тому, что утрачивается смысл наказания как принудительной государственной меры. В законе не предусмотрен механизм, позволяющий добиться исполнения наказания.

Представляется, что в этом случае, учитывая возрастные особенности субъектов преступления, для достижения цели исправления возможно использование альтернативных мер.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ одной из основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, согласно п. 14 ч. 1 ст. 5 того же Закона индивидуальная профилактическая работа проводится в том числе в отношении несовершеннолетних, осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Органы внутренних дел относятся к органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Логично в указанной выше ситуации использовать воспитательно-исправительный потенциал центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Помещение в центры связано с совершением несовершеннолетними противоправных проступков — правонарушений, влекущих административную ответственность либо общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом, допускается на срок не более 30 суток, в исключительных случаях этот срок может быть продлен до 15 суток.

Представляется необходимым дополнить перечень лиц, которые могут быть помещены в ЦВСНП, категорией несовершеннолетних, злостно уклоняющейся от отбывания наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы.

Предлагаемые изменения приведут к расширению предупредительных возможностей уголовного закона, создадут условия для борьбы с преступностью не только путем применения уголовной репрессии, но и применения мер, альтернативных наказанию.

 

Пристатейный библиографический список

  1. Акутаев Р.М. Понятие и система мер уголовно-правового характера, их отличие от наказания // Российская юстиция. 2014. N 4.
  2. Бурлака С.А. Цели принудительных мер воспитательного воздействия // Российский следователь. 2013. N 5.

С.Г.СПИВАК

____________________

Ключевые слова: несовершеннолетние, мера воздействия, цель, наказание, исправление, предупреждение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code