Новый этап законодательного противодействия созданию фирм-«однодневок»

Еще в 2013 году на Всероссийском совещании по вопросам защиты прав предпринимателей Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов отметил, что работающие в России фирмы-«однодневки» ежегодно недоплачивают в бюджет от 500 млрд до 1 трлн руб.: «Бюджетная система недополучает от того, что процветает бизнес по фирмам-«однодневкам». Люди не платят налоги, не выплачиваются социальные платежи — значит, у нас не будет пенсий и обеспечения высококвалифицированной медицинской услугой».

 

Действительно, анализ состояния защищенности экономической сферы деятельности государства свидетельствует о том, что в настоящее время одной из значимых угроз экономической безопасности является использование в различных целях проблемных юридических лиц, зарегистрированных по подложным, фальсифицированным либо утраченным документам, а также зарегистрированных на подставных или умерших лиц (так называемых фирм-однодневок, или как еще их называют в обиходе — «невидимки», «помойки», «синяки», «мусорки», «прокладки», «лжефирмы», «ежики» и так далее). Представляется, что сами названия, весьма тонко отражающие и характеризующие предназначение этих юридических лиц, говорят сами за себя.

По информации журнала «Вестник государственной регистрации», по состоянию на 17 января 2015 году в России было зарегистрировано 4,715 млн юридических лиц, из которых 4,045 млн непосредственно осуществляли коммерческую деятельность. Любопытно, что на тот момент свою деятельность прекратили 4,167 млн организаций (цифра приведена за все годы учета, то есть с момента вступления в силу Закона о госрегистрации).

Также отметим, что по состоянию на 1 января 2015 года в России зарегистрировано 5,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Из них 360 тыс. работают в сфере производства, 4,9 млн применяют налоговые спецрежимы — упрощенную систему налогообложения, ЕНВД и патент.

Кроме того, в правовом поле нашей страны зарегистрированы 670,7 тыс. ведущих деятельность некоммерческих организаций.

Если же провести сравнение со статистикой недавнего времени, то мы увидим положительную динамику как по росту общего количества зарегистрированных юридических лиц, так и фактически осуществляющих коммерческую деятельность. Так, по состоянию на 1 января 2013 года в Российской Федерации стояло на учете 4,54 млн юридических лиц. Из них 3,859 млн — коммерческие организации. Количество российских компаний, прекративших свою деятельность в 2012 г., увеличилось на 2,2% — до 530,4 тыс. по сравнению с 519,1 тыс. в 2011 году Как следует из данных, ежегодно публикуемых на сайте ФНС России, количество зарегистрированных в 2012 году коммерческих организаций уменьшилось на 4,2% — до 544,2 тыс. с 567,8 тыс. годом ранее. В результате общее количество действующих коммерческих компаний в 2012 г. увеличилось лишь на 13,9 тыс., или на 0,4%, — до 3,859 млн.

Для сравнения: в 2011 году количество действующих компаний увеличилось на 48,7 тыс., или на 1,3%, в 2010 году — на 220,6 тыс., или на 6,0%, в 2009 г. — на 210,8 тыс., или на 5,9%. Таким образом, в 2012 году количество компаний, деятельность которых была прекращена, почти сравнялось с количеством вновь зарегистрированных, что почти остановило рост общего количества действующих компаний.

Основной вклад в рост числа компаний, прекративших свою деятельность, вносят налоговые органы, которые из года в год исключают из ЕГРЮЛ порядка 500 тыс. неработающих коммерческих компаний. Они впоследствии ликвидируются. Эта деятельность особенно активно проводилась в 2011 и 2012 годах, когда ФНС за каждый из этих годов ликвидировала примерно 11,5% из действовавших на начало года компаний, или каждую девятую.

В соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.

Согласно данным Банка России доля компаний, не осуществляющих налоговые платежи в бюджет РФ при ненулевом платежном обороте, в последние годы понемногу снижается: в 2012 году она снизилась до 10,9% по сравнению с 11,2% в 2011 году и 12,1% в 2010 году, что примерно соответствует сведениям о доле ликвидируемых ФНС неработающих компаний от их общего количества (около 11,5%).

И еще один важный для данного исследования момент. В октябре 2011 года Банк России на основе данных о платежах коммерческих организаций, проведенных через платежную систему Банка России в 2010 году, опубликовал сведения о том, что оборот 248,5 тыс. компаний, которые не перечисляли деньги в государственный бюджет, составил 4,24 трлн руб.

Из всех 2 млн 64 тыс. коммерческих организаций, попавших в выборку, около 249 тыс. имели нулевые налоговые платежи при ненулевом платежном обороте. Причем около 66 тыс. из них имели оборот за 2010 год более 1 млн руб. Еще у 123 тыс. коммерческих организаций доля налоговых платежей не нулевая, но менее 0,1% от платежного оборота. У шести организаций-неплательщиков годовой оборот составил более 10 млрд руб.

Это говорит о том, что юридические лица фактически используются для осуществления не соответствующих действующему законодательству хозяйственных и финансовых операций, что иначе как злоупотреблением корпоративной формой ведения предпринимательской деятельности не назовешь. Указанные нами злоупотребления обусловлены правовой природой юридического лица, в частности наличием правосубъектности и ограничением ответственности участников хозяйственных обществ. Данные юридические преимущества используются недобросовестными участниками хозяйственного оборота для неисполнения: обязательств перед кредиторами, обязанностей по уплате налогов, сборов и страховых взносов, обязанностей по формированию уставных капиталов кредитных организаций и других обязанностей.

Следует отметить, что действующий в настоящее время порядок регистрации юридических лиц и назначения руководителей предприятий, предусмотренный Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также исключение из Уголовного кодекса Российской Федерации ст. 173 (лжепредпринимательство) позволяли до последнего времени фактически безнаказанно регистрировать и использовать юридические лица не только для неисполнения ряда обязанностей и оптимизации налогов, но и для совершения противоправных деяний, запрещенных уголовным законом под угрозой наказания.

Использование проблемных юридических лиц стало часто применяемой схемой при совершении таких преступлений, как хищение бюджетных денежных средств, легализация доходов, полученных преступным путем, проведение незаконных операций по обналичиванию денежных средств, уклонение от уплаты налогов и сборов, мошеннические действия при незаконном возмещении НДС, контрабанда, уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, а также совершения преступлений, связанных с рейдерскими захватами чужой собственности.

Таким образом, проблемные юридические лица, или фирмы-«однодневки», имеют самый широкий спектр применения в организации противоправных финансово-хозяйственных схем и представляют собой удобный инструмент, с помощью которого обеспечивается или облегчается исполнение преступного умысла.

В течение длительного времени данная деятельность лишь время от времени подвергалась правоохранительному воздействию, а системных мер противодействия как на законодательном, так и правоприменительном уровне не принималось.

Учитывая, что в настоящее время нам не удалось найти в нормативных правовых актах и специальной литературе понятия или определения фирмы-«однодневки», попытаемся сделать это в криминологическом аспекте, основываясь на проведенном анализе и правоприменительной практике. Еще раз оговоримся, что в данном случае не рассматриваются так называемые технические фирмы, которые используются в законной предпринимательской деятельности практически во всем мире, являются частью выстраивания бизнес-стратегии или совершения определенной сделки, отвечают разумной цели ведения предпринимательской деятельности «business purpose» и не находятся в области злоупотребления правом.

Обратите внимание! Итак, фирма-«однодневка» — это созданная формально в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц организация, используемая в качестве средства для совершения и (или) сокрытия следов правонарушений и преступлений и обладающая признаками, затрудняющими идентификацию физических лиц, в действительности причастных к ее учреждению и руководству финансово-хозяйственной деятельностью и бухгалтерским учетом.

Следует также упомянуть и еще об одной опасной тенденции, которая заключается в том, что для создания «однодневок» используются наиболее социально незащищенные слои населения.

Ни для кого не секрет, что уже достаточно давно сложилась практика, когда по паспортам учащихся, а также умерших лиц, лиц, утерявших паспорта, малоимущих, лиц без определенного места жительства оформляются организации различных форм собственности для незаконного обналичивания, легализации и вывода денежных средств за рубеж, а также совершения других экономических преступлений.

Более всего вызывает беспокойство и опасения ситуация, когда к такой деятельности привлекаются студенты — люди только начинающие взрослую жизнь, стоящие в начале профессионального пути. К сожалению, многие студенты или плохо знают российское законодательство, или рассчитывают быстро заработать легкий начальный капитал, избежав при этом ответственности за поступки, которые законодатель однозначно трактует как преступление.

В последнее время на желании студентов хоть немного пополнить свой бюджет умело играли организаторы преступных махинаций. Схема простая: дается реклама о том, что на высокооплачиваемую работу требуется инициативный студент. Соискатель приходит, видит приличный офис с секретарем, офисной техникой и прочими атрибутами. После проверки паспорта ему сообщают: он для фирмы подходит, просят оставить документы и подойти завтра-послезавтра. Тем временем на его паспорт оформляется фирма-«однодневка» и совершаются некие финансовые операции. Результат, как правило, весьма печальный — через некоторое время встреча с оперативными сотрудниками и следователями, допросы, возбужденные уголовные дела, долгие объяснения, нервотрепка и возможная судимость (пусть даже и условная, но все же судимость), не говоря о возможном шантаже и угрозах со стороны бывших «работодателей».

Причастность к незаконной деятельности пагубно отражается на судьбе выпускников. Уже сейчас имена многих из них занесены в черные списки, что влечет за собой определенного рода кредитную и трудовую дисквалификацию. А это уже серьезный компрометирующий фактор на всю оставшуюся жизнь. Не секрет, что крупные компании имеют мощную систему безопасности и кадровую службу и проводят проверку любого сотрудника, который устраивается к ним на работу.

Выход один: не отдавать свой паспорт даже хорошо знакомым людям, несмотря на то, что его просят под самым благовидным предлогом.

Новый Закон для борьбы с фирмами-«однодневками»

Следует отметить, что практически за четверть века существования «однодневок» в отечественном экономическом и правовом пространстве периодически случавшиеся всплески по их искоренению напоминали борьбу известного литературного персонажа с ветряными мельницами. В итоге к удовольствию многих обе стороны конфронтации всегда оставались живы и здоровы. Происходило это потому, что искоренить условия для использования фирм-«однодневок» пытались, используя пусть важный, но все же один сегмент правового регулирования: будь то введение уголовной ответственности, принудительное банкротство и ликвидация или постановления ВАС и списки ФНС со 109 признаками «однодневок».

Поэтому появление весной 2015 г. Закона, который внес изменения в целый ряд отраслевых Законов: о государственной регистрации юридических лиц, об обществах с ограниченной ответственностью, в Основы законодательства РФ о нотариате, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушений, дает надежду на то, что его поэтапное вступление в силу (часть положений начнет действовать с 1 января 2016 г.), может поставить законодательный, а впоследствии и практический барьер почти ничем не ограниченным сегодня возможностям для создания и использования в преступной деятельности проблемных юридических лиц.

Речь идет об одном из комплексных законодательных актов, принятых в последнее время и направленных на оздоровление ситуации в сфере регистрации юридических лиц, — Федеральном законе от 30.03.2015 N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Он был внесен в Государственную Думу 2 ноября 2014 года группой депутатов и достаточно быстро прошел все этапы законодательного процесса, несмотря на многочисленные поправки и возврат во второе чтение.

Цель Закона — создание процедурных препятствий для использования недостоверных сведений и подставных лиц при государственной регистрации, а также обеспечение достоверными сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц добросовестных участников гражданского оборота.

Внесенные данным Законом изменения, направленные на установление механизма обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, можно сгруппировать по нескольким направлениям. И первое, которое мы рассмотрим в данной работе, касается изменений, внесенных в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

В этой связи отметим, что нотариальные доверенности являются важным и определяющим звеном в цепочке действий по регистрации организации от имени третьего лица. Это абсолютно нормальное гражданско-правовое действие, когда заинтересованное в регистрации на свое имя фирмы физическое лицо уполномочивает на это специально выбранного представителя. Однако именно это звено является не менее важным и уязвимым и при попытках регистрации организаций на подставных лиц. Ведь само такое лицо, как правило, не приходит в инспекцию ФНС для подачи документов. От его имени действует социальный курьер (кстати, достаточно часто — лицо, достигшее 14 лет и получившее паспорт, но не достигшее 16 лет — возраста уголовной ответственности).

В подаваемом на государственную регистрацию пакете документов обязательно должна находиться нотариально удостоверенная доверенность от учредителя. И здесь, как говорится, организаторы схем по регистрации подставных юридических лиц действуют кто во что горазд. «Оптовики» подделывают нотариальные бланки, печати и подписи существующих нотариусов, кто-то использует реквизиты нотариусов, которые сложили с себя эти полномочия. Однако, к сожалению, встречались случаи, когда нотариусы были осведомлены о намерениях таких «доверителей». Таким образом, прописав в Законе вопросы дополнительного правового регулирования процедуры участия нотариуса в процессе регистрации юридических лиц, законодатель поставил дополнительный барьер для возможности их регистрации на подставных физических лиц.

Перейдем к непосредственному анализу изменений, внесенных Законом N 67-ФЗ в Основы законодательства РФ о нотариате.

  1. С 1 января 2017 года квалификационный экзамен для лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью, будет проводиться с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов сдачи квалификационного экзамена.
  2. С 1 января 2016 года за счет органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, расширяется перечень государственных органов, по требованию которых нотариус предоставляет сведения о совершенных нотариальных действиях (сейчас в этом списке находятся: суд, прокуратура, органы следствия, судебные приставы-исполнители, нотариусы). Уточним, что такие сведения могут быть выданы инспекциям ФНС исключительно в связи с осуществлением функции по государственной регистрации юридических лиц.
  3. Уточнены профессиональные требования к нотариусам при наделении их полномочиями. Если ранее наделение нотариуса полномочиями производилось на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензию, то с 1 июля 2015 года обязательным требованием к таким лицам стало не наличие лицензии, а сдача квалификационного экзамена.
  4. С 1 января 2016 года расширяются права нотариусов в части бесплатного получения в форме электронного документа сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
  5. С 1 января 2016 года вводится новый нотариальный тариф: за представление документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — 1000 руб.
  6. С 1 января 2016 года расширяется перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами, которые смогут теперь представлять документы на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  7. С 1 июля 2015 года ст. 42 «Установление личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия» Основ законодательства РФ о нотариате значительно расширена (за счет ч. 3 — 6) и изложена в новой редакции. К безусловным новеллам относятся:

а) при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, нотариус использует соответствующие государственные информационные ресурсы, доступ к которым предоставляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (сейчас это ФМС России), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

б) для установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, нотариус также использует специальные технические и программно-технические средства, позволяющие удостовериться в подлинности представленных гражданином документов, при их наличии в его распоряжении. Требования к таким специальным техническим и программно-техническим средствам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;

в) при совершении нотариального действия нотариус вправе использовать средства видеофиксации в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой. Материалы видеофиксации подлежат обязательному хранению в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой;

г) при возникновении у нотариуса сомнений в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия, федеральные органы государственной власти, выдающие такие документы, обязаны представить по запросу нотариуса информацию об их действительности в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса. Порядок направления и форма запроса определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Таким образом, нотариусы должны получить доступ к некоторым информационным ресурсам и программно-техническим средствам ФМС, обзавестись средствами видеофиксации, кроме того они получили право в случае сомнений в подлинности представленных им документов направлять запросы в госорганы, их выдавшие, при этом последние обязаны в течение 10-ти рабочих дней дать ответ на такой запрос.

В свою очередь, Правительство РФ должно утвердить порядок доступа нотариусов к информационным ресурсам ФМС, а сама миграционная служба — определить требования к предоставляемым нотариусам программно-техническим средствам. Кроме того, Федеральная нотариальная палата должна разработать порядки использования нотариусами средств видеофиксации, хранения ее результатов, а также направления запросов в федеральные органы государственной власти.

  1. С 1 июля 2015 года ст. 45 Основ законодательства РФ о нотариате «Требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия» изложена в новой редакции, направленной на уточнение и расширение требований к таким документам, а также на возможность предоставления нотариусам электронных документов:

а) если указанные документы исполнены на бумажных носителях, они не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений и не могут быть исполнены карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей. Текст документа должен быть легко читаемым. Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом. Если имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными для целей представления документа, нотариус вправе принять такой документ для совершения нотариального действия;

б) нотариусы принимают для совершения нотариальных действий электронные документы, формат которых соответствует требованиям настоящих Основ и других законодательных актов Российской Федерации и которые могут быть воспроизведены программно-техническими средствами, имеющимися в распоряжении нотариуса.

  1. Созвучны с вышеуказанными новеллами и предусмотренные с 1 июля 2015 года уточненные требования к нотариально оформляемому документу.
  2. С 1 июля 2015 года дополнен перечень оснований для отказа в совершении нотариального действия. Таким образом, нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. С 1 января 2016 года вступает в силу ст. 86.3 «Представление документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя» Основ законодательства РФ о нотариате, в соответствии с которой нотариус, засвидетельствовавший подлинность подписи на заявлении, уведомлении или сообщении о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее — заявление), по просьбе лица, обратившегося за совершением соответствующего нотариального действия, представляет в форме электронных документов заявление и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Соответственно, нотариус, совершивший нотариальное действие, получает документы, выданные органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов и выдает их лицу, обратившемуся за совершением соответствующего нотариального действия, по его просьбе в форме электронных документов или в форме документов на бумажных носителях на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам. Таким образом, первый достаточно объемный сегмент изменений предусматривает существенное расширение объема полномочий, предоставляемых нотариусу.

Такая ситуация потребует серьезной подготовительной работы, однако и послужит в дальнейшем мощным импульсом для развития нотариального сообщества в целом, повышения престижа и привлекательности профессии нотариуса.

Нотариусы становятся полноценными участниками процесса регистрации юридических лиц, получают доступ к государственным информационным ресурсам, что не только в разы добавит им клиентов и работы, но и возлагает на них иной уровень ответственности за совершаемые действия, требует безукоризненного профессионализма и готовности взаимодействия как с гражданами, желающими открыть свое дело или внести изменения в документы юридических лиц, так и с налоговыми и правоохранительными органами.

Ведь не случайно в перечне со 109 признаками фирм-«однодневок» несколько касались и нотариусов: когда заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, уже сложившим полномочия, заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, подпись которого ранее подделывалась и др. А в рамках оперативно-розыскных мероприятий по пресечению деятельности фирм-«однодневок» помимо финансово-хозяйственной документации регулярно изымались сотни печатей и штампов предприятий и нотариусов, а также нотариальные бланки и иная бланочная продукция, используемая в интересах организаторов противоправной деятельности.

Остается надеяться, что расширение прав нотариусов и возрастание значения нотариального удостоверения и осуществления иных предусмотренных новым законом полномочий не приведет к росту подделок бланков и печатей нотариусов и их подписей, так как теперь возможна видеофиксация нотариусом соответствующих действий, а также передача документов в регистрирующий орган в электронной форме.

Следует отметить, что упомянутые в данной статье новеллы являются далеко не исчерпывающими касательно вопросов нотариата.

Еще один достаточно объемный блок содержится в изменениях, внесенных в Закон об обществах с ограниченной ответственностью, которые, наряду с иными его положениями, мы рассмотрим в следующей статье.

И.Соловьев
«Налоговый вестник» № 9, 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code