Роль прокуратуры при проведении проверок деятельности организаций

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ

Прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре)). Согласно ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

В целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества прокуратура осуществляет (п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре):

— надзор за исполнением законов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека;

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями;

— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

— возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования. Данное основание внесено Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ.

Кроме того, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов (п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре).

 

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА

  1. Полномочия прокурора в области надзора
  2. Полномочия прокурора при уголовном преследовании
  3. Участие прокурора в суде общей юрисдикции
  4. Участие прокурора в арбитражном суде

 

  1. Полномочия прокурора в области надзора

Полномочия прокурора в области надзора за исполнением закона перечислены в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре.

В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор наделяется следующими правами:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах их нарушения;

— требовать от руководителей и других должностных лиц организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Согласно ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Их неисполнение влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ). За любое вмешательство в деятельность прокурора с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию предусмотрена ответственность по ст. 294 УК РФ.

 

Важно! Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (ч. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре).

 

  1. Полномочия прокурора при уголовном преследовании

Уголовное преследование прокурором на досудебных стадиях уголовного судопроизводства по делам публичного и частно-публичного обвинения включает в себя:

— принятие предусмотренных УПК РФ мер по установлению события преступления и изобличению лиц, совершивших это преступление (ч. 2 ст. 21 УПК РФ);

— вынесение требований;

— дача поручений;

— направление запросов, которые обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ);

— вынесение требования к органам дознания и следственным органам об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

— дача дознавателю письменных указаний о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

— вынесение постановления об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя;

— возвращение уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Приведенный перечень процессуальных полномочий ч. 2 ст. 37 УПК РФ не имеет исчерпывающего характера, иные полномочия закреплены и в других нормах УПК РФ, например в ч. 5 ст. 21 УПК РФ.

Прокурор, его заместитель и помощник правомочны (вправе и обязаны) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Одновременно с этим они обязаны реагировать на сокрытие преступления, а значит, и выражать требование о выявлении лица, его совершившего, посредством вынесения мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

При этом необходимо учитывать, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях (п. 1.2 Приказа N 212), однако обязаны направлять их по принадлежности в органы, уполномоченные рассматривать их в соответствии со ст. ст. 144, 151 УПК РФ.

Таким образом, прокуратура не наделена полномочиями на возбуждение уголовного дела, принятие его к своему производству, проведение предварительного следствия, совершение следственных и иных процессуальных действий, прекращение уголовного преследования или уголовного дела, а также проведение ряда других процессуальных действий, направленных на изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Вместе с тем прокуратура имеет полномочия по вынесению постановления об отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с его незаконностью или необоснованностью.

 

  1. Участие прокурора в суде общей юрисдикции

Согласно Закону о прокуратуре прокурор обращается в суд и участвует в рассмотрении дел в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законодательством РФ (п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 35 Закона о прокуратуре). Он также вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре).

Как было указано выше, органы прокуратуры не подменяют государственные органы. Прокурор (его заместитель), признав поступившую к нему жалобу обоснованной, не может вменить в обязанность организации (должностному лицу) совершение действий, необходимых для восстановления нарушенного права. Он лишь выносит представление об устранении нарушений закона (в добровольном, а не в принудительном порядке), приносит протест на противоречащий закону акт.

Безусловное устранение нарушений закона (восстановление прав) может быть реализовано прокурором путем обращения в суд.

При обращении в суд прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины (пп. 9 п. 1 ст. 333.36, пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).

Срок для обращения прокурора в суд такой же, как и для заявителей.

Согласно информационному письму Генпрокуратуры РФ от 27.01.2003 N 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», для реализации прокурорами своих полномочий предлагается иметь в виду следующее:

  1. Полномочия по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются прокурором в трех формах:

а) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, — как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

в) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума ВС РФ, если прокурор участвовал в рассмотрении указанных дел.

Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, который является лицом, участвующим в деле, с точки зрения ст. ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

 

  1. Участие прокурора в арбитражном суде

Участие прокурора в арбитражном суде регламентировано Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В целях обеспечения законности прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ:

— об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;

— о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

— об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения;

АПК РФ не предусматривает возможности истребования дел из арбитражного суда должностными лицами органов прокуратуры. Вместе с тем арбитражным судам предписано оказывать данным лицам содействие в ознакомлении с материалами дела в суде для осуществления ими полномочий.

Председатель арбитражного суда должен создать необходимые условия для выполнения прокурором служебных обязанностей, связанных с участием в арбитражном процессе, обеспечить предоставление прокурору по его заявлению копий судебных актов и других документов из дел согласно ст. 52 АПК РФ (письмо ВАС РФ N С1-7/уп-1270 и Генеральной прокуратуры РФ N 8-2б-03 от 20.11.2003 «Об участии прокурора в арбитражном процессе»).

В настоящее время дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23 АПК РФ.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в частности, в сфере патентных прав, прав на секреты производства (ноу-хау), прав использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии рассматривает Суд по интеллектуальным правам, что следует из ч. 1 ст. 191 АПК РФ.

Прокурор вправе обратиться с заявлением о признании указанных нормативных правовых актов недействующими в Суд по интеллектуальным правам, что следует из ч. 2 ст. 192 АПК РФ.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

Прокурор согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными — решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагает, что эти акты, решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают другие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо иметь в виду, что заявления о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) — незаконными могут быть поданы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Прокурор вправе направить представление о пересмотре в порядке надзора только по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, возбужденным по заявлениям прокурора, а также делам, в которых прокурор участвовал в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ (информационное письмо Генпрокуратуры РФ «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 22.08.2002 N 38-15-02).

Вступление прокурора в дело, рассматриваемое арбитражным судом, происходит на основании заявления прокурора и оформляется определением арбитражного суда. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Согласно ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) подавать протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

  1. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Прокурор вправе возбуждать дела (ст. 28.4 КоАП РФ):

— об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст. ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63, 7.24, ч. 1 ст. 7.31, ст. ст. 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, ч. 1 и 2 ст. 14.25, ст. 14.35, ч. 1 ст. 15.10, ч. 3 ст. 19.4, ст. ст. 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 КоАП РФ;

— о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ, при осуществлении прокурором надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ:

— дата и место его составления;

— должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

— сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело;

— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;

— место, время совершения и событие административного правонарушения;

— статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

— объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

— иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Указанное постановление должно быть вынесено в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, и в протоколе делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, они вправе представить объяснения и замечания по его содержанию. Эти замечания прилагаются к протоколу.

В случае неявки извещенного в установленном порядке физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола направляется ему в течение трех дней с даты составления.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

 

ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА

  1. Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан и должностных лиц
  2. Сроки рассмотрения органами прокуратуры обращений граждан и должностных лиц
  3. Меры прокурорского реагирования

 

  1. Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан и должностных лиц

Органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (п. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре), в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством (п. 2 ст. 10 Закона о прокуратуре).

Для установления в органах прокуратуры РФ единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее — Инструкция).

Обратиться в органы прокуратуры с обращением (запросом) о нарушениях своих прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ могут (п. п. 1.1, 1.3 Инструкции):

— граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства;

— объединение граждан, юридические лица;

— должностные и иные лица (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы) (п. п. 3.8, 3.9, 3.16 Инструкции).

Обращением являются изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство (пп. 1 п. 1.9 Инструкции).

Вид обращения Определение Норма
Предложение Рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах пп. 2 п. 1.9 Инструкции
Заявление Просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц пп. 3 п. 1.9 Инструкции
Жалоба Просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц пп. 4 п. 1.9 Инструкции
Ходатайство Просьба заявителя о признании в случаях, установленных законодательством РФ, определенного статуса, прав, свобод пп. 5 п. 1.9 Инструкции

Органы прокуратуры рассматривают обращения, полученные (направленные) (абз. 1, 2 п. 2.1 Инструкции):

— на личном приеме;

— по почте, телеграфу, факсимильной связи;

— по информационным системам общего пользования;

— через средства массовой информации.

Важно! Положения Инструкции не распространяется на обращения, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами установлен специальный порядок рассмотрения (абз. 3 п. 2.1 Инструкции). Например, жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод законами и иными нормативными правовыми актами России рассматриваются Конституционным Судом РФ (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. 36 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ).

 

Порядок рассмотрения обращений состоит из следующих этапов:

  1. Регистрация обращения.

Обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры (п. 2.3 Инструкции).

  1. Предварительное рассмотрение обращения.

По результатам предварительного рассмотрения принимается одно из решений, перечисленных в п. 3.1 Инструкции, например о принятии к разрешению или направлении в другие органы.

Обращение, разрешение которого не входит (входит частично) в компетенцию данной прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями в семидневный срок с момента регистрации, направляется по принадлежности одновременно с уведомлением об этом заявителя (п. п. 3.3, 3.4, 3.5 Инструкции).

Обращение может остаться без рассмотрения (без предоставления ответа) в следующих случаях:

— в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ (абз. 4 п. 2.8 Инструкции);

— обращение не содержит сведений, достаточных для его разрешения, либо невозможно понять существо вопроса (абз. 2 п. 2.9 Инструкции). Например, в обращении приведена ссылка на контент интернет-сайта, где хранятся видеозаписи, но не изложена суть заявления или жалобы (абз. 1 п. 2.9 Инструкции);

— содержание обращения свидетельствует о прямом вмешательстве заявителя в компетенцию органов прокуратуры (п. 2.10 Инструкции);

— текст письменного обращения не поддается прочтению, в том числе данные о заявителе (фамилия и адрес) (п. 2.11 Инструкции);

— в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи (п. 2.12 Инструкции).

  1. Разрешение обращения.

По итогам рассмотрения обращений принимается одно из решений, приведенных в п. 4.14 Инструкции (например, «удовлетворено», «отклонено»).

  1. Направление ответа на обращение.

Обращения считаются разрешенными, только если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и заявителям даны исчерпывающие ответы (абз. 1 п. 6.1 Инструкции).

Ответ на обращение, поступившее в органы прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу (абз. 2 п. 6.1 Инструкции).

 

  1. Сроки рассмотрения органами прокуратуры обращений граждан и должностных лиц

По общему правилу обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней с даты их регистрации в органах прокуратуры. Если факты, изложенные в обращении, не требуют дополнительного изучения и проверки, этот срок составляет 15 дней (абз. 1 п. 5.1 Инструкции). Если срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день (абз. 2 п. 5.1 Инструкции).

При необходимости проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором (его заместителем), но не более чем на 30 дней. Одновременно с этим о продлении срока и характере принимаемых мер уведомляются заявители (п. 5.8 Инструкции).

 

  1. Меры прокурорского реагирования

Согласно Закону о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Закон о прокуратуре предусматривает следующие формы обращений прокурора (его заместителя):

— протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 23, 28 Закона о прокуратуре);

— представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);

— постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре).

— предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Протест прокурора на противоречащий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт:

— передается в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ;

— подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок с момента его поступления;

— в случае подачи протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании;

— в случаях, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста;

— о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;

— если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания;

— протест до его рассмотрения может быть отозван подавшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона либо нарушений прав и свобод человека и гражданина:

— вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения;

— подлежит безотлагательному рассмотрению;

— конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, должны быть приняты в течение месяца со дня внесения представления;

— о результатах принятых мер прокурор должен быть уведомлен в письменной форме;

— если протест рассматривается коллегиальным органом, прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении:

— может быть вынесено при наличии признаков административного правонарушения;

— должно быть мотивировано;

— подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. ст. 23.2 — 23.76, 29.6 КоАП РФ);

— результаты рассмотрения подлежат доведению до прокурора в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор или его заместитель направляют в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

 

ПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

  1. Организация проведения плановой проверки

Как уже было отмечено, органы прокуратуры не подменяют контролирующие органы и не проводят самостоятельно плановые проверки юридических лиц, за исключением случаев осуществления прямого прокурорского надзора.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 систематически (независимо от поступления информации о состоянии законности) осуществляются лишь проверки законности правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами.

Вместе с тем надзорная функция прокуратуры распространяется также на участие в процессе планирования, проведения и обработки результатов целевых проверок организаций, проводимых уполномоченными на то контролирующими органами.

Ежегодные планы проверок разрабатывают органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля (п. 2 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 (далее — Правила)):

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление переданных субъектам РФ полномочий РФ по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов РФ, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов РФ (п. 2 Правил);

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ; далее — Закон N 294-ФЗ).

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного и муниципального контроля (надзора).

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной, жилищной сферах плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Перечень соответствующих видов деятельности и периодичность плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.

Срок проведения проверки организации не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Данное исключение действует только при проведении плановой проверки.

Приостановление либо прерывание плановой проверки не допускается.

Срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, при этом общий срок проверки не может превышать шестидесяти рабочих дней (ч. 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

 

Важно! Для соблюдения ограничений, установленных п. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих в месте осуществления деятельности проверяемого лица.

Соответственно, в данный срок не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица (письмо Роспотребнадзора от 21.01.2010 N 01/549-10-32).

 

Необходимо также обратить внимание на то, что за нарушения, связанные с воспрепятствованием деятельности должностных лиц при проведении проверок, ст. 19.4.1 КоАП РФ установлена следующая ответственность:

1) за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок: административный штраф в размере от 500 до 1000 руб. для граждан, от 2000 до 4000 руб. — для должностных лиц, от 5000 до 10 000 руб. — для юридических лиц;

2) за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки: административный штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. для должностных лиц, от 20 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц;

3) за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ: административный штраф в размере от 10 000 до 25 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до года для должностных лиц, штраф от 50 000 до 100 000 руб. — для юридических лиц.

Плановая проверка может быть проведена контролирующими органами в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Подробнее см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Проверка деятельности организации. Обязательные документы».

 

  1. Организация проведения плановой проверки

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля составляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок и до 1 сентября года, предшествующего году проведения таких проверок, направляют проекты в органы прокуратуры (ч. 6 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Органы прокуратуры рассматривают такие проекты на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения о проведении совместных плановых проверок (ч. 6.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают эти предложения, утверждают планы проверок и направляют их в органы прокуратуры до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок (ч. 6.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

До 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования сводного плана.

До 31 декабря Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте http://plan.genproc.gov.ru/ (ч. 7 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). На сайтах прокуратур субъектов РФ также размещаются соответствующие части единого сводного плана проверок.

Утвержденный и размещенный в Интернете ежегодный план проверок может быть изменен только в том случае, если плановую проверку провести невозможно, например в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке, а также наступлением обстоятельств непреодолимой силы (п. 7 Правил). Порядок изменения плана проверок аналогичен порядку его разработки (пп. «а» — «г» п. 3 Правил). Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях также размещаются в сети Интернет в порядке, предусмотренном п. 6 Правил.

 

Важно! Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план, относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Ежегодные планы проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей должны полностью соответствовать «Типовой форме ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489.

Ежегодный план должен содержать следующие сведения:

1) наименование органа, который проводит проверку;

2) наименования юридических лиц (их обособленных структурных подразделений), Ф.И.О. индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит проверкам;

3) адреса, необходимые для проведения проверки (например, адрес, по которому юридическое лицо фактически осуществляет свою деятельность);

4) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

5) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

6) цель проведения проверки;

7) основания для проведения проверки (в частности, дата государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, дата окончания последней проверки);

8) дата начала проведения проверки (указывается календарный месяц начала проведения проверки);

9) срок проведения плановой проверки. Он отражается в рабочих днях, за исключением проверок малых и микропредприятий. Для них срок указывается в рабочих часах;

10) форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);

11) наименование органа, совместно с которым проводится проверка.

 

ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАЦИЙ. ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ

  1. В каких случаях внеплановую проверку требуется согласовывать с прокуратурой? >>>
  2. Порядок согласования внеплановой проверки с прокуратурой >>>
  3. Проведение внеплановой проверки >>>

 

  1. В каких случаях внеплановую проверку требуется согласовывать с прокуратурой?

Внеплановая проверка подлежит согласованию с прокуратурой, если основанием для ее проведения послужила информация об угрозе либо причинении вреда (пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2, ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ):

— жизни и здоровью граждан;

— животным, растениям, окружающей среде;

— объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России;

— безопасности государства;

а также об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанная информация может поступить (абз. 1 п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ):

— от граждан (в том числе от индивидуальных предпринимателей);

— от организаций;

— от органов государственной власти, местного самоуправления;

— из средств массовой информации.

 

Важно! Проверка не проводится, если невозможно установить заявителя или отсутствуют конкретные сведения о фактах, изложенных в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (ч. 3 ст. 10 данного Закона).

 

  1. Порядок согласования внеплановой проверки с прокуратурой

Согласование проведения проверки осуществляется в соответствии с Порядком согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 (далее — Порядок).

Поступившее в орган прокуратуры заявление о согласовании проведения внеплановой проверки (с подтверждающими документами) должно быть рассмотрено в тот же день (п. 6 Порядка).

Решение о согласовании проведения проверки или об отказе в согласовании принимается прокурором (заместителем прокурора):

— по общему правилу — в течение рабочего дня, следующего за днем поступления заявления (п. 7 Порядка);

— в случаях, требующих незамедлительного проведения проверки (по основаниям, указанным в пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ), — в день поступления заявления (п. 9 Порядка).

Перечень оснований для отказа в согласовании проведения выездной внеплановой проверки установлен п. 8 Порядка.

Принятое решение о согласовании или об отказе в нем может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд (абз. 1 п. 11 Порядка). Рассмотрение таких обращений в органах прокуратуры не приостанавливает действие обжалуемого решения (абз. 2 п. 11 Порядка).

 

  1. Проведение внеплановой проверки

Внеплановые проверки организаций могут проводиться как в документарной форме, так и в выездной (ч. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Проверка, проводимая по основаниям, указанным в пп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, как правило, осуществляется по месту деятельности организации (ч. 5 ст. 10 данного Закона).

По общему правилу о проведении внеплановой выездной проверки организация должна быть уведомлена не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Предварительно уведомлять о начале проверки не требуется, если она проводится по основаниям, указанным в абз. 4, 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ (нарушение работодателем трудовых прав работника и т.д.), п. 2 ч. 2, ч. 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан и т.д.).

Продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Подробнее о порядке проведения проверок, а также о правах руководителя организации при проведении внеплановой проверки см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Проверка деятельности организации. Обязательные документы».

По итогам внеплановой выездной проверки составляется акт, который должен быть направлен в орган прокуратуры в течение пяти рабочих дней со дня составления (абз. 1 п. 12 Порядка). Если в ходе проверки выявлены нарушения, в орган прокураты дополнительно направляется информация о принятых мерах по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц (абз. 2 п. 12 Порядка).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code