Статья 1548 ГК РФ. Вознаграждение за право на технологию

Комментарий к статье 1548

 

Комментируемая статья посвящена вознаграждению за право на технологию. Открывает данную статью пункт, указывающий на случаи безвозмездного предоставления права на технологию, — это случаи, предусмотренные положениями ст. 1544 и п. 3 ст. 1546 комментируемой главы, т.е. случаи, когда на исполнителя возлагается обязанность принимать предусмотренные законодательством РФ меры для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, для последующей передачи этих прав. Еще один случай безвозмездной передачи права на технологию предусмотрен в п. 3 комментируемой статьи.

В пункте 2 комментируемой статьи для случаев, когда право на технологию отчуждается по договору, предусмотрено, что условия и порядок выплаты вознаграждения за это право определяются соглашением сторон соответствующего договора. При этом непосредственно указано, что данное правило действует в том числе при заключении договора по результатам конкурса или аукциона. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1547), согласно ч. 2 п. 4 ст. 447 части первой ГК РФ выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Данные общие положения детализированы в положениях ч. ч. 4 — 6 ст. 10 Федерального закона «О передаче прав на единые технологии», определяющих порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии.

Пункт 3 комментируемой статьи дополнительно к положениям п. 1 данной статьи предусматривает возможность безвозмездной передачи права на технологию Россией, субъектом РФ или иным правообладателем, получившими соответствующее право безвозмездно, в случае, когда внедрение технологии имеет важное социально-экономическое значение либо важное значение для обороны или безопасности России, а размер затрат на ее внедрение делает экономически неэффективным возмездное приобретение права на технологию.

Полномочие по более конкретному определению случаев, в которых допускается безвозмездная передача права на технологию, п. 3 комментируемой статьи делегирует Правительству РФ. Это полномочие реализовано в названных выше (см. комментарий к ст. 1546) Правилах управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2010 г. N 1089 «О порядке управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации».

Данные Правила включают в себя раздел IV «Безвозмездная передача прав на единые технологии», в п. 18 которого предусмотрено, что право на единую технологию на основании решения уполномоченного лица может отчуждаться или передаваться для использования по лицензионному договору безвозмездно в следующих случаях:

а) единая технология является технологической основой деятельности, направленной на профилактику, выявление и лечение лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, гепатитов B и C, а также страдающих онкологическими заболеваниями;

б) единая технология является технологической основой деятельности, направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий;

в) единая технология является технологической основой деятельности, направленной на предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших (способных повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, вреда окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения;

г) единая технология является технологической основой деятельности, направленной на осуществление мероприятий в области обороны и безопасности России, в том числе на разработку и производство вооружения и военной техники, мобилизационную подготовку органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от формы собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны, создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне, оперативное оборудование территории РФ в целях обороны (в этом случае право на единую технологию может быть передано только для использования по лицензионному договору).

 

Статья 1549. Право на технологию, принадлежащее совместно нескольким лицам

 

Комментарий к статье 1549

 

В статье регламентировано право на технологию, принадлежащее совместно нескольким лицам. Данная статья устанавливает правила, отличные от тех, что закреплены в общих положениях п. 3 ст. 1229 комментируемой части для случаев, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно.

Пункт 1 комментируемой статьи указывает на возможность принадлежности права на технологию, созданную с привлечением бюджетных средств и средств других инвесторов, одновременно России, субъекту РФ, другим инвесторам проекта, в результате осуществления которого создана технология, исполнителю и иным правообладателям. Возможность принадлежности права на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения совместно России или субъекту РФ и иным лицам предусмотрена также в Федеральном законе «О передаче прав на единые технологии» (о названном Законе см. комментарий к ст. 1546).

В частях 1 и 2 п. 2 комментируемой статьи установлены правила осуществления права на технологию, принадлежащего совместно нескольким лицам, и распоряжения этим правом: право на технологию, принадлежащее совместно нескольким лицам, осуществляется этими лицами совместно; распоряжение правом на технологию, принадлежащим совместно нескольким лицам, осуществляется ими по общему согласию.

Данные правила сформулированы императивно, т.е. не допускают возможность отступления от них соглашением лиц, которым принадлежит право на технологию. Эти правила отличаются от тех диспозитивных правил, которые закреплены в общих положениях ч. ч. 1 и 2 п. 3 ст. 1229 комментируемой части:

в случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное. Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними;

распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.

Представляется уместным упомянуть, что ст. 12 Федерального закона «О передаче прав на единые технологии» предусмотрены особенности передачи прав на единые технологии, принадлежащих совместно России или субъекту РФ и иным лицам. Как установлено в ч. 1 указанной статьи, лица, которым право на единую технологию принадлежит совместно с Россией или субъектом РФ, имеют преимущественное право на приобретение права на единую технологию в полном объеме; лицо, осуществляющее от имени России или субъекта РФ распоряжение правом на единую технологию, обязано предложить в первоочередном порядке этим лицам приобрести право на единую технологию в полном объеме; при этом условия договора об отчуждении права на единую технологию должны предусматривать отсрочку в выплате вознаграждения за отчуждение права на единую технологию на срок не менее чем один год.

Пункт 3 комментируемой статьи определяет последствия совершения сделки по распоряжению правом на технологию, совершенной одним из лиц, которым совместно принадлежит право на технологию, в отсутствие необходимых полномочий, т.е. при отсутствии согласия остальных правообладателей на эту сделку: такая сделка может быть признана недействительной по требованию указанных остальных правообладателей в случае, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об отсутствии соответствующих полномочий.

В настоящее время такая сделка является недействительной по основанию, предусмотренному ст. 173.1 «Недействительность сделки, совершенной без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления» части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ). В соответствии с п. 1 названной статьи сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия; она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе; законом или в предусмотренных им случаях соглашением с лицом, согласие которого необходимо на совершение сделки, могут быть установлены иные последствия отсутствия необходимого согласия на совершение сделки, чем ее недействительность.

В пункте 4 комментируемой статьи регламентировано распределение между правообладателями доходов от использования технологии, право на которую принадлежит совместно нескольким правообладателям, а также от распоряжения этим правом: такие доходы подлежат распределению между правообладателями по соглашению между ними. Это правило отличается от того, которое закреплено следующими общими положениями ч. 3 п. 3 ст. 1229 комментируемой части: доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо от совместного распоряжения исключительным правом на такой результат или на такое средство распределяются между всеми правообладателями в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Положения п. 5 комментируемой статьи регламентируют отношения по осуществлению прав на части единых технологий, право на которую принадлежит нескольким лицам, в случае, если части единых технологий могут иметь самостоятельное значение:

в части 1 данного пункта предусмотрена возможность определения в этом случае соглашением между правообладателями, право на какую часть технологии принадлежит каждому из правообладателей. При этом непосредственно определено, что часть технологии может иметь самостоятельное значение в том случае, когда она может быть использована независимо от иных частей этой технологии;

часть 2 данного пункта предоставляет каждому из правообладателей право по своему усмотрению использовать соответствующую часть технологии, имеющую самостоятельное значение. Это правило сформулировано диспозитивно — предусмотрено, что соглашением между правообладателями могут быть установлены отступления от этого правила;

в отношении права на технологию в целом, а также распоряжения правом на нее часть 2 данного пункта императивно устанавливает, что они осуществляются совместно всеми правообладателями;

в части 3 данного пункта в отношении доходов от использования части технологии также императивно установлено, что они поступают лицу, обладающему правом на данную часть технологии.

К этому следует добавить, что положения Федерального закона «О передаче прав на единые технологии» в силу прямого указания в его ст. 2 распространяются также на отношения по распоряжению правами на части единых технологий в случае, если части единых технологий могут иметь самостоятельное значение в соответствии с положениями ГК РФ.

 

Статья 1550. Общие условия передачи права на технологию

 

Комментарий к статье 1550

 

Комментируемая статья определяет общие условия передачи права на технологию. Эти условия являются общими в том числе и в силу того, что в следующей статье предусмотрены специальные условия экспорта единой технологии.

Часть 1 статьи предусматривает право лица, обладающего правом на технологию, по своему усмотрению распоряжаться этим правом путем передачи его полностью или частично другим лицам по договору или по иной сделке. Это правило закреплено как общее — общее в том смысле, что указано на возможность отступления ГК РФ или другим законом от указанного правила. В данной части также непосредственно указаны возможные виды договоров, по которым может быть осуществлена передача права на технологию: договор об отчуждении этого права, лицензионный договор, иной договор, содержащий элементы договора об отчуждении права или лицензионного договора.

Положения ч. 1 комментируемой статьи закреплены в соответствии с общей нормой п. 1 ст. 1233 комментируемой части, согласно которой правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Договору об отчуждении исключительного права посвящена ст. 1234, а лицензионному договору — ст. 1235 комментируемой части (см. указанные статьи и комментарий к ним).

При упоминании в ч. 1 комментируемой статьи договора, содержащего элементы договора об отчуждении права или лицензионного договора, подразумевается смешанный договор, общие положения о котором содержатся в п. 3 ст. 421 части первой ГК РФ: стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор); к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В части 2 статьи в качестве общего правила установлено, что право на технологию передается одновременно в отношении всех результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии как единое целое. Изъятие из этого правила — возможность передачи прав на отдельные результаты из числа указанных результатов (на часть технологии) — согласно данной части допускается только в случаях, когда часть единой технологии может иметь самостоятельное значение в соответствии с п. 5 ст. 1549 комментируемой главы. При этом имеются в виду следующие положения части 1 пункта, к которому сделана отсылка: если часть технологии, право на которую принадлежит нескольким лицам, может иметь самостоятельное значение, соглашением между правообладателями может быть определено, право на какую часть технологии принадлежит каждому из правообладателей; часть технологии может иметь самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от иных частей этой технологии.

 

Статья 1551. Условия экспорта единой технологии

 

Комментарий к статье 1551

 

В комментируемой статье, следующей за статьей, определяющей общие условия передачи права на технологию, предусмотрены специальные условия экспорта единой технологии.

Предваряя установление собственно условий экспорта единой технологии, часть 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории РФ. Тем самым экспорт единой технологии определен как возможно допустимое изъятие из правила о необходимости применения (внедрения) единой технологии на территории РФ.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено такое условие передачи права на технологию для использования единой технологии на территориях иностранных государств, как получение согласия на это государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств. В отношении же иной регламентации такой передачи права на технологию данная часть отсылает к законодательству о внешнеэкономической деятельности, подразумевая при этом возможность установления ограничений на экспорт единой технологии. Речь идет прежде всего о Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <1>, включающем гл. 8 «Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью», и Федеральном законе от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» <2>, включающем главу III «Регулирование внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов» (наименование главы в ред. Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 283-ФЗ <3>).

———————————

<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

<2> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

<3> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6044.

 

Часть 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает требование государственной регистрации сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами России. Государственная регистрация таких сделок осуществляется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатенте. Сведений об издании нормативных правовых актов, специально регламентирующих осуществление государственной регистрации таких сделок, нет.

В части 2 п. 2 комментируемой статьи определено последствие несоблюдения требования ч. 1 данного пункта о государственной регистрации сделки, предусматривающей использование единой технологии за пределами России: отсутствие государственной регистрации такой сделки влечет ее недействительность. Это правило соответствовало положению п. 1 ст. 165 части первой ГК РФ в прежней редакции, согласно которому несоблюдение в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Там же устанавливалось, что такая сделка считается ничтожной.

Однако как указанная ст. 165, так и ст. 164 данного Кодекса изложены Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ полностью в новой редакции. В отношении государственной регистрации сделок новая редакция ст. 164 ГК РФ устанавливает следующее: в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации (п. 1); сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (п. 2).

В новой редакции ст. 165 ГК РФ предусмотрены следующие последствия уклонения от государственной регистрации сделки: если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки; в этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда (п. 2); в указанном случае сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки (п. 3); срок исковой давности по указанным требованиям составляет один год (п. 4).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code