Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Комментарий к главе 77 ГК РФ

 

В комментируемой главе регламентировано право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. Как отмечалось авторами проекта комментируемой части, данная глава принципиально отличается от предшествующих глав, посвященных исключительным правам на отдельные виды результатов интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Право использования, регулированию которого посвящена комментируемая глава, возникает у лица (или у России) не как исключительное право на один из таких результатов, а как вторичное право на сложный объект, который включает несколько охраняемых по правилам комментируемой части результатов интеллектуальной деятельности и представляет собой единую технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета. Цель правил данной главы состоит в том, чтобы предотвратить нецелевое расходование и хищение бюджетных средств, выделяемых на проведение научных исследований и разработок, на создание важных для обороны и экономики страны новых технологий, и стимулировать практическое применение этих технологий и их введение в экономический оборот. Правила главы носят рамочный характер — для их реализации потребуется создание значительного числа норм, главным образом на уровне подзаконных актов.

В пункте 4.5 разд. VII Концепции развития гражданского законодательства РФ указывалось на необходимость серьезного пересмотра комментируемой главы, регулирующей отношения, связанные с закреплением прав на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненные за счет средств бюджета России или субъекта РФ. В обоснование этого приводилось следующее: в изъятие из общих и специальных диспозитивных норм, регулирующих по существу те же самые отношения (ст. ст. 772, 1298, 1371, 1373 ГК РФ), в ней установлены императивные нормы о закреплении за исполнителем прав на результаты выполнения договора (кроме строго ограниченных случаев согласно ст. 1546 комментируемой главы); при этом положения комментируемой главы не содержат четких нормативных критериев, позволяющих разграничить те и другие отношения; условный и неопределенный характер имеет и само понятие «единые технологии»; новеллы комментируемой главы не вписываются в четкую структуру комментируемой части, так как «единые технологии» не относятся к объектам интеллектуальных прав, указанным в имеющем исчерпывающий характер перечне охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (ст. 1225 комментируемой части).

В первоначальном варианте проекта Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предлагалось комментируемую главу признать полностью утратившей силу. Однако в проект Федерального закона N 47538-6/7 «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное положение не вошло. Другие изменения комментируемой главы в названном законопроекте не предусматривались. Соответственно, изменения в комментируемую главу в связи с принятием Закона 2014 г. N 35-ФЗ не вносились. Отметим, что и иными законодательными актами изменения в данную главу не были внесены.

 

Статья 1542. Право на технологию

 

Комментарий к статье 1542

 

Комментируемая статья содержит общие положения о праве использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. В части 1 п. 1 статьи определено понятие единой технологии для целей комментируемой главы — таковой признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами комментируемой части, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «единая технология»).

Определения основных понятий в сфере научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности даны в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» <1>, который согласно его преамбуле (в ред. Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ <2>) регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности.

———————————

<1> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

<2> СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4602.

 

Минобрнауки России 1 апреля 2010 г. утверждены Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией <1>, которые определяют порядок и документальное оформление идентификации результата научно-технической деятельности как единой технологии и признания результатов интеллектуальной деятельности единой технологией, осуществляемых с целью обеспечения результату научно-технической деятельности правового режима единой технологии и определения прав и обязанностей правообладателя, вытекающих из норм комментируемой статьи.

———————————

<1> СПС.

 

Названные Методические рекомендации предназначены для применения организациями, выполняющими НИОКТР (исполнителями, головными исполнителями, соисполнителями, субподрядчиками), в том числе для государственных нужд; государственными заказчиками; заказчиками; органами исполнительной власти; специализированными организациями; организациями, уполномоченными заказчиками или государственными заказчиками в установленном порядке осуществлять приемку результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, мониторинг выполнения указанных работ, федеральных целевых программ; иными организациями, а также специалистами, выступающими в качестве экспертов. Методические рекомендации могут также применяться контрольными и надзорными органами в целях осуществления установленных полномочий, а также сторонами договора о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи допускает возможность включения в состав единой технологии также тех результатов интеллектуальной деятельности, которые не подлежат правовой охране на основании правил комментируемой части. При этом в качестве таких возможных не подлежащих охране результатов интеллектуальной деятельности непосредственно названы технические данные, другая информация.

В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав единой технологии, признаются и подлежат защите в соответствии с правилами ГК РФ. Соответственно, включение результатов интеллектуальной деятельности в состав единой технологии не изменяет объем исключительных прав на эти результаты интеллектуальной деятельности. Общие положения об исключительном праве закреплены в ст. 1229 комментируемой части, согласно ч. 1 п. 1 которой гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом; правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «право на технологию») на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии. При этом указано на возможность содержания в единой технологии таких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, которые созданы самим лицом, организовавшим ее создание.

В данном пункте указано, что речь идет о праве использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта в соответствии со ст. 1240 комментируемой главы. Правила указанной статьи согласно ее п. 5 применяются к праву использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, созданной за счет или с привлечением средств федерального бюджета, поскольку иное не установлено правилами комментируемой главы. Данная норма предопределяет возможность установления комментируемой главой специальных правил использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

Согласно общей норме п. 1 ст. 1240, к которой сделана отсылка, лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Как видно, в данном пункте единая технология упомянута в качестве вида сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Однако это упоминание заменено Законом 2014 г. N 35-ФЗ указанием на базу данных. Как представляется, это изменение проектировалось в рамках признания комментируемой главы утратившей силу (об этом говорилось выше, см. вводный комментарий к главе).

 

Статья 1543. Сфера применения правил о праве на технологию

 

Комментарий к статье 1543

 

В комментируемой статье установлена сфера применения правил комментируемой главы о праве на технологию. Положения данной статьи предопределены такой основной продекларированной целью комментируемой главы (см. вводный комментарий к главе), как предотвращение нецелевого расходования и хищения бюджетных средств, выделяемых на проведение научных исследований и разработок, на создание важных для обороны и экономики страны новых технологий.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи правила комментируемой главы подлежат применению к отношениям, связанным с правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.

Заключение контрактов регламентирует Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Речь идет именно о контракте, а не о государственном контракте, поскольку последнее понятие соответствовало ранее действовавшему Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Сокращенное обозначение «контракт» введено в п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для обозначения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени России, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. ч. 1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регламентировано положениями ст. 78 БК РФ, в соответствии с п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ <1>) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

———————————

<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 30 декабря.

 

Часть 2 комментируемой статьи исключает из сферы действия комментируемой главы отношения, возникающие при создании единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ на возмездной основе в форме бюджетного кредита. Понятие «бюджетный кредит» определено в ст. 6 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ <1>) как денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

———————————

<1> СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.

 

Статья 1544. Право лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности

 

Комментарий к статье 1544

 

Комментируемая статья согласно ее названию посвящена праву лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности. Однако данный вопрос регламентирован нормой п. 3 ст. 1542 комментируемой главы, в соответствии с которой право использовать результаты интеллектуальной деятельности в составе единой технологии как в составе сложного объекта принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии (право на технологию) на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии (см. комментарий к указанной статье).

В пункте 1 комментируемой статьи закреплено общее правило о том, что право на созданную технологию принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «исполнитель»). Исключениями из этого правила являются предусмотренные в п. п. 1 и 2 ст. 1546 комментируемой главы (в п. 1 комментируемой статьи сделана отсылка только к п. 1 ст. 1546, но это очевидная неточность, допущенная при принятии комментируемой части) случаи, когда соответственно право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, принадлежит России и право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств бюджета субъекта РФ, принадлежит субъекту РФ.

Пункт 2 комментируемой статьи соответственно приведенной выше норме п. 3 ст. 1542 комментируемой главы возлагает на лицо, которому в соответствии с п. 1 данной статьи принадлежит право на технологию, обязанность незамедлительно принимать предусмотренные законодательством РФ меры для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, если такие меры не были приняты до или в процессе создания технологии.

При этом в п. 2 комментируемой статьи непосредственно определены возможные действия, которые могут предприниматься в рамках исполнения указанной обязанности — подавать заявки на выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, вводить в отношении соответствующей информации режим сохранения тайны, заключать договоры об отчуждении исключительных прав и лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, и принимать иные подобные меры.

Такие же меры согласно п. 3 ст. 1546 комментируемой главы исполнитель обязан принять в случаях, когда право на технологию принадлежит России или субъекту РФ, для признания за ним и получения прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности для последующей передачи этих прав соответственно России и субъекту РФ.

В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрена ситуация, когда ГК РФ допускает различные способы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии. В этом случае данный пункт предоставляет лицу, которому принадлежит право на технологию, право выбора способа правовой охраны, который в наибольшей степени соответствует его интересам, но предписывает при этом учитывать, что этот способ должен обеспечивать практическое применение единой технологии. Указанное предписание закреплено соответственно установленной в ч. 1 п. 1 ст. 1545 комментируемой главы обязанности лица, которому принадлежит право на технологию, осуществлять ее практическое применение (внедрение).

 

Статья 1545. Обязанность практического применения единой технологии

 

Комментарий к статье 1545

 

В комментируемой статье закреплена обязанность практического применения единой технологии (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «внедрение»). При этом необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 1551 комментируемой главы единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории РФ.

В соответствии с ч. 1 п. 1 данной статьи эта обязанность возлагается на лицо, которому на основании ст. 1544 комментируемой главы принадлежит право на технологию, т.е. на исполнителя — лицо, организовавшее создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (за исключением случаев, когда это право принадлежит России или субъекту РФ).

Согласно части 2 п. 1 комментируемой статьи обязанность практического применения единой технологии возлагается также на любое лицо, которому передается или к которому переходит право на технологию в соответствии с правилами ГК РФ. Иначе говоря, обязанность практического применения единой технологии передается или переходит в совокупности с правом на технологию.

Пункт 2 комментируемой статьи делегирует Правительству РФ полномочия по определению содержания обязанности внедрения технологии, сроков, других условий и порядка исполнения этой обязанности, последствий ее неисполнения и условий прекращения. Сведений об издании непосредственно на основании данной нормы соответствующего постановления Правительства РФ до настоящего времени нет. Вместе с тем регламентация, о которой идет речь, содержится в следующих положениях ч. ч. 6 и 7 ст. 10 Федерального закона «О передаче прав на единые технологии» (о названном Законе см. комментарий к ст. 1546):

лица, приобретшие права на единую технологию или права на использование единой технологии, считаются исполнившими обязанность по практическому применению единой технологии, если выполнят план реализации единой технологии либо если в позволяющий обеспечить выполнение плана реализации единой технологии разумный срок передадут право на единую технологию третьим лицам с включением плана реализации единой технологии в качестве существенного условия в договор об отчуждении права на единую технологию или лицензионный договор, заключаемые с третьим лицом;

в случае невыполнения плана реализации единой технологии лицом, приобретшим право на единую технологию, договор об отчуждении права на единую технологию или лицензионный договор расторгается в судебном порядке по иску лица, осуществляющего от имени России или субъекта РФ распоряжение правом на единую технологию, и право на единую технологию переходит к России или субъекту РФ.

 

Статья 1546. Права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на технологию

 

Комментарий к статье 1546

 

Комментируемая статья регламентирует права России и субъектов РФ на технологию. В пунктах 1 и 2 данной статьи определены случаи, в которых право на технологию принадлежит соответственно и субъекту РФ. В иных случаях в соответствии с п. 1 ст. 1544 комментируемой главы право на созданную технологию принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (исполнителю).

Пункт 1 статьи называет следующие случаи, когда право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, принадлежит России:

1) единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности России;

2) Россия до создания единой технологии или в последующем приняла на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения;

3) исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии.

В пункте 2 комментируемой статьи, дублирующем в соответствующей части положения подп. 2 и 3 п. 1 данной статьи, указаны следующие случаи, в которых право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств бюджета субъекта РФ, принадлежит субъекту РФ:

1) субъект РФ до создания единой технологии или в последующем принял на себя финансирование работ по доведению технологии до стадии практического применения;

2) исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии.

В случае, предусмотренном подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 1547 комментируемой главы право на технологию должно быть отчуждено лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения, незамедлительно после того, как Россия утратит необходимость сохранения этих прав за собой. В остальных случаях, предусмотренных положениями п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, согласно ч. 1 указанного п. 1 ст. 1547 не позднее чем по истечении шести месяцев со дня получения Россией или субъектом РФ прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимых для практического использования этих результатов в составе единой технологии, право на технологию должно быть отчуждено лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения.

Пункт 3 комментируемой статьи в случаях, когда право на технологию принадлежит России или субъекту РФ, возлагает на исполнителя обязанность принять меры для признания за ним и получения прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности для последующей передачи этих прав соответственно России и субъекту РФ. В отношении порядка исполнения этой обязанности данный пункт отсылает к п. 2 ст. 1544 комментируемой главы, что означает необходимость для исполнителя подавать заявки на выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, вводить в отношении соответствующей информации режим сохранения тайны, заключать договоры об отчуждении исключительных прав и лицензионные договоры с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, и принимать иные подобные меры. В случае, предусмотренном в п. 3 комментируемой статьи, право на технологию в соответствии с п. 1 ст. 1548 комментируемой главы предоставляется безвозмездно.

В частях 1 и 2 п. 4 комментируемой статьи делегированы полномочия по определению порядка управления правом на технологию, принадлежащим России, Правительству РФ, а правом на технологию, принадлежащим субъекту РФ, — органам исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

На основании данной нормы и п. 3 ст. 1458 комментируемой главы, а также ст. 10 Федерального закона «О передаче прав на единые технологии» (о названном Законе см. ниже) издано Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2010 г. N 1089 «О порядке управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации» <1>, которым утверждены Правила управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации, а также установлено, что учет единых технологий, права на которые принадлежат России, осуществляется в порядке, предусмотренном для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

———————————

<1> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 229.

 

Часть 1 п. 5 комментируемой статьи распространяет на распоряжение правом на технологию, принадлежащим России или субъекту РФ, действие правил комментируемой части, но при этом в ч. 2 данного пункта предусмотрено установление особенностей распоряжения правом на технологию, принадлежащим России, законом о передаче федеральных технологий.

В целях реализации положения ч. 2 п. 5 комментируемой статьи, а также иных положений комментируемой главы принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» <1>, который согласно его ст. 1 регулирует отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, которые принадлежат России или субъекту РФ либо совместно России или субъекту РФ и иным лицам, путем их передачи на основе проведения конкурсов или аукционов, а также порядок передачи прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов.

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6239.

 

Статья 1547. Отчуждение права на технологию, принадлежащего Российской Федерации или субъекту Российской Федерации

 

Комментарий к статье 1547

 

В комментируемой статье регламентировано отчуждение права на технологию, принадлежащего России или субъекту РФ. Положения п. 1 данной статьи устанавливают обязательность отчуждения такого права лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения. Регламентация отчуждения такого права зависит от случаев возникновения права России и субъектов РФ на технологию:

в части 1 данного пункта говорится о случаях, предусмотренных положениями подп. 2 и 3 п. 1 и п. 2 ст. 1546 комментируемой главы, т.е. о принадлежности России права на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, в случаях, когда Россия до создания единой технологии или в последующем приняла на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения, исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии, а также о принадлежности субъекту РФ права на технологию, созданную за счет или с привлечением средств бюджета субъекта РФ, — в этих случаях право на технологию должно быть отчуждено не позднее чем по истечении шести месяцев со дня получения Россией или субъектом РФ прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимых для практического использования этих результатов в составе единой технологии;

в части 2 данного пункта идет речь о случае, предусмотренном подп. 1 п. 1 ст. 1546 комментируемой главы, т.е. о принадлежности России права на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, в случае, когда единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности России, — в этом случае право на технологию должно быть отчуждено незамедлительно после того, как Россия утратит необходимость сохранения этих прав за собой.

В соответствии с положениями ч. ч. 1 и 2 п. 2 комментируемой статьи определяется форма торгов, по результатам которых осуществляется отчуждение Россией или субъектом РФ права на технологию третьим лицам: по общему правилу, закрепленному в ч. 1 данного пункта, отчуждение Россией или субъектом РФ права на технологию третьим лицам осуществляется возмездно по результатам проведения конкурса; на случай невозможности отчуждения принадлежащего России или субъекту РФ права на технологию на конкурсной основе часть 2 данного пункта предусматривает передачу такого права по результатам проведения аукциона. Конкурс и аукцион как формы проведения торгов названы в ч. 1 п. 4 ст. 447 части первой ГК РФ. Различия между этими формами торгов обозначены в ч. 2 указанного пункта: выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

В части 3 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что порядок проведения конкурса или аукциона на отчуждение Россией или субъектами РФ права на технологию, а также возможные случаи и порядок передачи Россией или субъектами РФ права на технологию без проведения конкурса или аукциона определяются законом о передаче технологий. Речь идет об упоминавшемся выше (см. комментарий к ст. 1546) Федеральном законе «О передаче прав на единые технологии», который включает в себя гл. 2 «Передача прав на единые технологии по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии либо без их проведения». Статья 4 названной главы содержит общие положения о передаче прав на единые технологии по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии. Наряду с прочим указанной статьей предусмотрено следующее:

передача прав на единые технологии осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров об отчуждении прав на единые технологии либо по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения лицензионных договоров о предоставлении прав на использование единых технологий (договоры о передаче прав на единые технологии) (ч. 1);

передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения открытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии. Передача права на единую технологию по результатам проведения закрытого конкурса или аукциона на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии осуществляется в случае, если сведения о единой технологии составляют государственную тайну. Передача права на единую технологию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне (ч. 2);

по общему правилу передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения конкурса на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию. В случае невозможности отчуждения права на единую технологию на конкурсной основе в связи с признанием конкурса несостоявшимся передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения договора об отчуждении права на единую технологию (ч. 3);

передача права на единую технологию может осуществляться по результатам проведения конкурса на право заключения лицензионного договора о предоставлении права на использование единой технологии (лицензионный договор) на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии в случае, если единая технология связана непосредственно с обеспечением обороны и безопасности России и необходимость сохранения этих прав за Россией не утрачена. В случае невозможности передачи права на единую технологию на конкурсной основе в связи с признанием такого конкурса несостоявшимся передача права на единую технологию осуществляется по результатам проведения аукциона на право заключения лицензионного договора на условиях предоставления простой (неисключительной) лицензии (ч. 4).

Статьей 5 Федерального закона «О передаче прав на единые технологии» определен порядок проведения конкурсов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии, ст. 6 названного Закона — порядок проведения аукционов на право заключения договоров о передаче прав на единые технологии, а ст. 9 названного Закона — порядок проведения конкурсов на право заключения договоров о выполнении дополнительных работ по доведению единых технологий до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованных лиц.

Передача прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов предусмотрена в ст. 8 Федерального закона «О передаче прав на единые технологии», в соответствии с ч. 1 которой передача прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов осуществляется в случае, если лица, которым права на единые технологии принадлежат совместно с Россией или субъектом РФ, согласились приобрести права на единые технологии в полном объеме. Как предусмотрено там же, передача прав на единые технологии без проведения аукционов также осуществляется, если:

1) к участию в аукционе допущено только одно лицо;

2) к участию в аукционе ни одного лица не допущено или все лица, допущенные к участию в аукционе, отказались заключить договоры о передаче прав на единые технологии;

3) конкурс на право заключения договора о безвозмездном отчуждении права на единую технологию или о безвозмездном предоставлении права на использование единой технологии по лицензионному договору признан несостоявшимся.

В соответствии с Федеральным законом «О передаче прав на единые технологии» Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 880 <1> утверждены:

———————————

<1> СЗ РФ. 2009. N 45. Ст. 5353.

 

примерная форма договора об отчуждении права на единую технологию;

примерная форма лицензионного договора о предоставлении права на использование единой технологии;

примерная форма договора о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица.

Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает преимущественное право исполнителя, которым было организовано создание результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии, при прочих равных условиях на заключение с Россией или субъектом РФ договора о приобретении права на технологию. Преимущественное право исполнителя на приобретение прав на единые технологии при проведении конкурсов или аукционов регламентировано ст. 7 названного выше Федерального закона «О передаче прав на единые технологии», в ч. 1 которой предусмотрено, что исполнитель пользуется предусмотренным данной статьей преимущественным правом, если он является участником соответствующих конкурса или аукциона. Там же установлено, что организатор конкурса или аукциона обязан направить исполнителю приглашение принять участие в конкурсе или аукционе независимо от того, открытым или закрытым является конкурс или аукцион.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code