4. Право на коммерческое обозначение

Статья 1538 ГК РФ. Коммерческое обозначение

 

Комментарий к статье 1538

 

Комментируемый параграф содержит положения, посвященные коммерческому обозначению. Как отмечалось авторами проекта комментируемой части, коммерческое обозначение в отличие от фирменного наименования, индивидуализирующего юридическое лицо, должно индивидуализировать предприятие (магазин, ресторан, фабрику и тому подобное) как производственную единицу; коммерческое обозначение может быть использовано не только коммерческими юридическими лицами, но и некоммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, а также индивидуальными предпринимателями; коммерческие обозначения не требуют регистрации и не подлежат обязательному включению в ЕГРЮЛ; в комментируемой части дается общая характеристика содержания исключительного права на коммерческое обозначение, предусматриваются ограничения в распоряжении этим правом: оно может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого используется.

Коммерческое обозначение как самостоятельно охраняемое средство индивидуализации, приравненное к результату интеллектуальной деятельности, введено в положениях ст. 2 (viii) Конвенции, учреждающей ВОИС, называющих среди объектов интеллектуальной собственности не только товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, но и коммерческие обозначения. В гражданском законодательстве РФ понятие коммерческого обозначения появилось в части второй ГК РФ, а именно в ряде статей ее гл. 54 «Коммерческая концессия».

В комментируемой статье закреплены общие положения о коммерческом обозначении. Положения п. 1 данной статьи хотя и не дают определения понятия коммерческого обозначения, но позволяют составить представление о рассматриваемом средстве индивидуализации: юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ. Соответственно, использование коммерческого обозначения является лишь возможным в отличие от фирменного наименования, которое в обязательном порядке должно иметься у юридического лица. Требования определения фирменного наименования в учредительных документах юридического лица и включения фирменного наименования в ЕГРЮЛ закреплены в п. 1 ст. 1473 комментируемой главы.

Положения п. 1 комментируемой статьи воспроизведены в п. 64 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, где также указано, что исключительное право использования коммерческого обозначения на основании п. 1 ст. 1539 комментируемого параграфа принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. С учетом этого в указанном п. 64 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России предписано учитывать, что право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия.

В письме ФАС России от 5 апреля 2010 г. N АК/9402 «О разграничении понятий вывеска и реклама» <1> со ссылкой на положения п. 1 комментируемой статьи изложено мнение о том, что размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг может быть признано обычаем делового оборота.

———————————

<1> СПС.

 

Пункт 1 комментируемой статьи при использовании понятия предприятия отсылает к ст. 132 части первой ГК РФ, в ч. 1 п. 1 которой определено, что предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Часть 2 указанной ст. 132, определяя состав предприятия как имущественного комплекса, в первоначальной редакции называла также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги — коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания. Законом 2006 г. N 231-ФЗ в целях приведения данной нормы в соответствие с комментируемой частью указание в ней на фирменное наименование заменено указанием на коммерческое обозначение. Такие же изменения внесены Законом 2006 г. N 231-ФЗ в соответствующие статьи названной выше гл. 54 части второй ГК РФ, регламентирующей договор коммерческой концессии.

В пункте 2 комментируемой статьи установлены правила использования одного коммерческого обозначения для индивидуализации нескольких предприятий и нескольких коммерческих обозначений для индивидуализации одного предприятия: использование одного коммерческого обозначения для индивидуализации нескольких предприятий допускается, но использование нескольких коммерческих обозначений для индивидуализации одного предприятия невозможно.

 

Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение

 

Комментарий к статье 1539

 

Комментируемая статья посвящена исключительному праву на коммерческое обозначение. Положения п. 1 данной статьи определяют содержание этого права и условия его существования:

содержанием исключительного права является возможность использования правообладателем коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «исключительное право на коммерческое обозначение»), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет (указание на сеть Интернет включено Законом 2014 г. N 35-ФЗ);

в качестве условий существования исключительного права на коммерческое обозначение названы наличие достаточных различительных признаков коммерческого обозначения и известность употребления правообладателем данного коммерческого обозначения на определенной территории.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1538), в п. 64 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 с учетом положений п. 1 комментируемой статьи и п. 1 предыдущей статьи судам предписано учитывать, что право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия.

Информационным письмом Роспатента от 30 января 2009 г. N 10/37-68/23 «О регистрации коммерческих обозначений» <1> в связи с появлением в сети Интернет сайта, содержащего предложение патентного поверенного РФ по оказанию на возмездной основе услуги по внесению коммерческих обозначений в «реестр российских коммерческих обозначений», сообщено о том, что помещенные на данном сайте сведения не основаны на нормах действующего законодательства. При этом наряду с прочим отмечено следующее: согласно комментируемой статье существование исключительного права на коммерческое обозначение зависит от определенных условий — наличия достаточных различительных признаков коммерческого обозначения и известности употребления правообладателем данного коммерческого обозначения на определенной территории; учитывая то обстоятельство, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация коммерческих обозначений, факт наличия вышеназванных условий может устанавливаться только в процессе правоприменительной практики (в судебном или административном порядке) на основании документов, подтверждающих фактическое использование коммерческих обозначений.

———————————

<1> Патенты и лицензии. 2009. N 3.

 

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает запрет использования коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу. При этом в качестве частного случая такого обозначения указано обозначение, сходное до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Эти положения взаимосвязаны с общей нормой ч. 1 п. 6 ст. 1252 комментируемой части, предусматривающей, что в случае, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, то преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет.

В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность лица, нарушившего установленный в п. 2 данной статьи запрет использования коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу: на такое лицо возлагается обязанность по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки. Основой для такого регулирования являются общие положения подп. 2 и 3 п. 1 ст. 1252 комментируемой части, согласно которым защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется в том числе путем предъявления в порядке, предусмотренном ГК РФ, требования: о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия; о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб (см. комментарий к указанной статье).

Самостоятельные последствия нарушения установленного в п. 2 комментируемой статьи запрета предусмотрены общими положениями ч. ч. 3 и 4 упомянутого выше п. 6 ст. 1252 комментируемой части, согласно которым: обладатель соответствующего исключительного права в порядке, установленном ГК РФ, может требовать полного или частичного запрета использования коммерческого обозначения; под частичным запретом в отношении коммерческого обозначения использования понимается запрет его использования в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.

Положения п. 4 комментируемой статьи регламентируют переход исключительного права на коммерческое обозначение от правообладателя к другому лицу. При этом прямо указано, что речь идет как о случаях распоряжения таким правом, т.е. о переходе права по договору, так и о случаях перехода права без заключения договора, т.е. согласно общей норме ст. 1241 комментируемой главы — о переходе права в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя.

В соответствии с ч. 1 п. 4 комментируемой статьи переход исключительного права на коммерческое обозначение от правообладателя к другому лицу допускается, но только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется. Часть 2 данного пункта предусматривает последствия ситуации, когда к лицу перешло исключительное право на такое коммерческое обозначение в составе одного из предприятий, которое используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий: в этом случае правообладатель лишается права использования соответствующего коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

Со ссылкой на положения п. п. 1 и 4 комментируемой статьи в п. 85 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9 разъяснено, что принадлежавшее индивидуальному предпринимателю исключительное право на коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации принадлежащего правообладателю предприятия переходит по наследству только в случаях, если наследником является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Пункт 5 комментируемой статьи определяет возможные способы распоряжения правообладателем правом использования своего коммерческого обозначения — посредством заключения договора аренды предприятия или договора коммерческой концессии.

Договор аренды предприятия регламентирован положениями § 5 «Аренда предприятий» гл. 34 «Аренда» части второй ГК РФ, в п. 1 ст. 656 которого (в ред. Федерального закона от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ <1>) определено, что по договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водными объектами и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие исключительные права, а также уступить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию; передача прав владения и пользования находящимся в собственности других лиц имуществом, в том числе землей и другими природными ресурсами, производится в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. I). Ст. 3418.

 

Договор коммерческой концессии регламентирован положениями гл. 54 «Коммерческая концессия» части второй ГК РФ, согласно п. 1 ст. 1027 которой (в ред. Закона 2006 г. N 231-ФЗ) по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

 

Статья 1540. Действие исключительного права на коммерческое обозначение

 

Комментарий к статье 1540

 

В комментируемой статье говорится о действии исключительного права на коммерческое обозначение в пространстве (п. 1) и во времени (п. 2). Пункт 1 данной статьи устанавливает, что на территории РФ действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на территории РФ. Такая формулировка изложенной нормы представляется не вполне четкой и, соответственно, допускающей различные ее толкования. Наиболее приемлемым же представляется толкование, согласно которому, с одной стороны, исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на территории РФ, не действует за пределами РФ, и, с другой стороны, на территории РФ не действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося за пределами территории РФ.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает последствие неиспользования правообладателем исключительного права на коммерческое обозначение непрерывно в течение года — в этом случае исключительное право на коммерческое обозначение прекращается. Как разъяснено в п. 65 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, по смыслу данного пункта исключительное право на коммерческое обозначение прекращается автоматически, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.

В пункте 2 комментируемой статьи прослеживается аналогия с положениями п. 1 ст. 1486 комментируемой главы, предусматривающими досрочное прекращение правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Однако в указанных положениях говорится о таком досрочном прекращении правовой охраны не как об автоматическом, а как о возможном, причем осуществляемом арбитражном судом.

 

Статья 1541. Соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование и товарный знак

 

Комментарий к статье 1541

 

Комментируемая статья определяет соотношение права на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование (§ 1 комментируемой главы) и товарный знак (§ 2 комментируемой главы).

Пункт 1 данной статьи в рамках такой регламентации устанавливает, что исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Этот пункт взаимосвязан со следующими положениями п. 1 ст. 1476 комментируемой главы о соотношении прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение: фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения; фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.

В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность использования коммерческого обозначения или отдельных элементов этого наименования правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. При этом установлено, что коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака. С учетом нормы п. 2 ст. 1477 комментируемой главы, распространяющей правила ГК РФ о товарных знаках соответственно на знаки обслуживания, положения п. 2 комментируемой статьи применяются также к знакам обслуживания. В отличие от § 1 и 4 комментируемой главы, в положениях § 2 данной главы о соотношении прав на товарный знак с правами на коммерческое обозначение не говорится.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code