3. Государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на наименование места происхождения товара

Статья 1522 ГК РФ. Заявка на наименование места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1522

 

Комментируемый подпараграф, посвященный государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на наименование места происхождения товара, открывает статья, регламентирующая подачу заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявки на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «заявка на наименование места происхождения товара»). Данная статья в первоначальной редакции без каких-либо существенных изменений воспроизводила соответствующие положения ст. 32 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено, что заявка на наименование места происхождения товара подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент. Пункт 1 ст. 32 Закона 1992 г. о товарных знаках устанавливал, что заявка на наименование места происхождения товара подается в Роспатент физическим и (или) юридическим лицом (лицами) самостоятельно или через патентного поверенного в соответствии с п. 2 ст. 8 данного Закона. Соответствующее регулирование закреплено в общих положениях ст. 1247 комментируемой части, в п. 1 которой соответственно предусмотрено, что ведение дел с Роспатентом может осуществляться заявителем, правообладателем, иным лицом самостоятельно, или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, или через иного представителя.

Часть 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что заявка на наименование места происхождения товара должна относиться к одному наименованию места происхождения товара. Это положение продублировано в п. 7.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.), но последствия несоблюдения этого положения данным Регламентом не определены.

В части 2 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование может быть подана одним лицом или несколькими лицами. Данная часть введена Законом 2014 г. N 35-ФЗ, но о нововведении речь не идет, поскольку соответствующее регулирование устанавливалось в п. 7.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.): основанием для исполнения государственной функции и выдачи документов, являющихся результатом исполнения государственной функции Роспатента, является подача одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами заявки на наименование места происхождения товара.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает требования к содержанию заявки на наименование места происхождения товара. Эти требования продублированы в п. 7.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.), где также указано следующее: заявка на наименование места происхождения товара представляется на типографском бланке или в виде компьютерной распечатки согласно образцам, приведенным в приложениях 2 и 3 к данному Регламенту; если заявка на наименование места происхождения товара представлена на типографском бланке, то ее графы заполняются машинописным способом.

В пункте 4 комментируемой статьи установлены требования к подписанию заявки на наименование места происхождения. Воспроизводя и детализируя положения данного пункта, подп. 7.3.1.5 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.) предусматривает следующее: в графе заявки на наименование места происхождения товара «Подпись» указывается дата подписания заявки и подпись заявителя; от имени юридического лица заявка подписывается руководителем организации или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законодательством РФ или учредительными документами юридического лица, с указанием его должности, подпись скрепляется печатью юридического лица; в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя заявка подписывается заявителем или его представителем, подающим заявку; подпись расшифровывается указанием фамилии и инициалов подписавшего лица; если дата подписания не указана, то таковой считается дата поступления заявки.

Часть 1 п. 5 комментируемой статьи для случая, когда географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится на территории РФ, предусматривает приложение к заявке по инициативе заявителя заключения уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «уполномоченный орган») о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (иначе говоря, заключение о выполнении условий предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара; эти условия установлены в п. 1 ст. 1516 комментируемого параграфа, к которому и сделана отсылка).

В случае если заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование подается несколькими лицами, то в соответствии с ч. 2 п. 5 комментируемой статьи такое заключение прилагается к заявке по инициативе заявителя в отношении товара каждого заявителя.

Часть 3 п. 5 комментируемой статьи предусматривает, что к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, находящегося на территории РФ, по инициативе заявителя прилагается заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров РФ (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «Государственный реестр наименований») (ведение названного реестра регламентировано ст. 1529 комментируемого параграфа, к которой и сделана отсылка).

В части 4 п. 5 комментируемой статьи установлено, что в случае, если соответствующее заключение не представлено заявителем по собственной инициативе, Роспатент запрашивает заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе.

Часть 5 п. 5 комментируемой статьи обязывает уполномоченный орган осуществлять контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.

В части 6 п. 5 комментируемой статьи для случая, когда географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами России, предусмотрено, что к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

Пункт 5 комментируемой статьи изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. Внесенные изменения коснулись следующего: ранее предусматривалось представление заявителем соответствующего заключения уполномоченного органа в обязательном порядке, теперь заключение представляется по инициативе заявителя и при его непредставлении Роспатент запрашивает заключение или содержащиеся в нем сведения в уполномоченном органе; введены положения, учитывающие возможность подачи заявки на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на это наименование несколькими лицами; закреплена обязанность уполномоченного органа по осуществлению контроля за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.

Помимо прочего, новым является то, что не воспроизведено содержавшееся в ч. 4 п. 5 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции положение о том, что к заявке должен прилагаться документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 481 (наименование Перечня в ред. Постановления Правительства РФ от 6 декабря 2007 г. N 845) <1>. Данный Перечень (в ред. Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882) включает в себя следующее:

———————————

<1> СЗ РФ. 2004. N 38. Ст. 3806; 2007. N 50. Ст. 6305.

 

Минздрав России — в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды;

Минпромторг России — в отношении изделий народных художественных промыслов;

Минсельхоз России — в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов;

Росалкогольрегулирование — в отношении алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Приказом Минсельхоза России от 28 декабря 2011 г. N 496 утвержден Административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключения, прилагаемого к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, заявитель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов (наименование Административного регламента в ред. Приказа Минсельхоза России от 28 декабря 2012 г. N 658) <1>.

———————————

<1> БНА ФОИВ. 2012. N 30; РГ. 2013. 1 марта. N 45.

 

Приказом Росалкогольрегулирования от 29 июля 2013 г. N 188 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче заключений, прилагаемых к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара <1>.

———————————

<1> РГ. 2013. 18 октября. N 235.

 

Положения п. 6 комментируемой статьи устанавливают требования к языку заявки на наименование места происхождения товара и прилагаемых к ней документов. Эти положения воспроизведены и детализированы в п. п. 7.3.1, 7.3.7 и 9.5 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.):

заявление, содержащееся в заявке, представляется на русском языке. В заявлении имена, наименования и адреса могут быть указаны на другом языке для целей публикации сведений в официальном бюллетене Роспатента;

иные документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или иностранном языке. В случае если документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык документов может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему уведомления о необходимости выполнения данного требования, в противном случае документы считаются представленными на дату поступления их перевода. Перевод на русский язык подписывается заявителем или его представителем или заверяется в установленном законодательством порядке;

производство по заявкам ведется на русском языке. К материалам, представляемым заявителем на ином языке, должен быть приложен их перевод на русский язык. Может быть представлен перевод на русский язык, заверенный в установленном законодательством порядке или подписанный заявителем или его представителем. При отсутствии такого перевода материалы не принимаются во внимание при рассмотрении заявки, о чем заявитель уведомляется.

В пункте 7 комментируемой статьи полномочие по установлению требований к документам, содержащимся в заявке на наименование места происхождения товара и прилагаемым к ней документам (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «документы заявки»), делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). Соответствующим документом является Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации, утв. Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 328 (в настоящем комментарии обозначается как Регламент Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.)).

Пункт 8 комментируемой статьи предусматривает правила определения даты подачи заявки на наименование места происхождения товара. Такой датой считается день поступления в Роспатент документов, предусмотренных п. 3 данной статьи, т.е. документов, которые должна содержать заявка. На случай, когда указанные документы представлены не одновременно, предусмотрено, что днем подачи заявки на наименование места происхождения товара считается день поступления последнего документа.

Как указано в п. 7.4 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.):

заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы представляются через экспедицию Роспатента, в том числе в региональных пунктах приема документов по адресам, указанным на сайте Роспатента, или направляются почтовым отправлением через организацию почтовой связи по адресу, указанному в п. 6.2 данного Регламента;

заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы могут представляться по факсу при условии последующего представления их оригиналов с соблюдением требований п. 10.3 данного Регламента;

заявка на наименование места происхождения товара и прилагаемые к ней документы могут представляться в электронном виде на машиночитаемом носителе (с одновременным представлением на бумажном носителе) и подписанные электронной цифровой подписью. Требования к заявке на наименование места происхождения товара, представляемой в электронном виде и подписанной электронной цифровой подписью, устанавливаются Роспатентом.

В части 1 п. 9 комментируемой статьи установлена необходимость публикации Роспатентом в официальном бюллетене сведений о поданных заявках на наименование места происхождения товара, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара. Часть 2 данного пункта предусматривает право любого лица после такой публикации представить в Роспатент обращение в письменной форме, содержащее доводы против предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или против предоставления исключительного права на использование наименования места происхождения товара. Такое право может быть реализовано до принятия решения о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование.

Пункт 9 комментируемой статьи введен Законом 2014 г. N 35-ФЗ. В обоснование указанных нововведений авторами проекта изменений отмечалось, что они должны обеспечивать большую прозрачность административных процедур, осуществляемых Роспатентом. Соответствующим изданием согласно Положению об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) является официальный бюллетень «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров» (см. комментарий к ст. 1533).

 

Статья 1523. Экспертиза заявки на наименование места происхождения товара и внесение изменений в документы заявки

 

Комментарий к статье 1523

 

В комментируемой статье закреплены общие положения об экспертизе заявки на наименование места происхождения товара (п. 1), а также регламентировано внесение изменений в документы заявки (п. п. 2 и 3). Данная статья в первоначальной редакции с терминологическими изменениями воспроизводила положения п. п. 1 — 3 ст. 33 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Пункт 1 комментируемой статьи, посвященный экспертизе заявки на наименование места происхождения товара, устанавливает, что такую экспертизу проводит федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент (ч. 1), а также определяет этапы проведения такой экспертизы — это формальная экспертиза и экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «заявленное обозначение»). Формальной экспертизе посвящена следующая статья, а экспертизе заявленного обозначения — статья, следующая за этой статьей.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность представления заявителем в период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. В силу ч. 2 данного пункта такие дополнительные материалы не могут изменять заявку по существу, в противном случае дополнительные материалы не принимаются к рассмотрению. В то же время при этом допускается оформление заявителем дополнительных материалов в качестве самостоятельной заявки.

На основании данных положений в подп. 13.8.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.) указано, что до принятия решения по заявке может быть внесено в нее изменение сведений о заявителе, в частности вследствие изменения наименования или имени заявителя, а также исправление в документах заявки очевидных и технических ошибок; дополнение, уточнение и исправление материалов заявки осуществляется путем подачи заявителем соответствующего письменного заявления. В приложениях 4 и 5 к данному Регламенту приведены соответственно образец заявления о внесении изменения(-й) в наименование и/или адрес заявителя(-ей) и образец заявления об исправлении ошибки (ошибок).

Часть 1 п. 3 комментируемой статьи предусматривает возможность запроса Роспатентом в период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара у заявителя дополнительных материалов, без которых проведение экспертизы невозможно. В соответствии с подп. 13.4.5 основанием для такого запроса могут являться, в частности, следующие обстоятельства:

а) необходимость уточнения заявленного обозначения;

б) необходимость представления документов, указанных в п. 7.3.6 данного Регламента;

в) необходимость уточнения товара, для обозначения которого испрашивается государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

г) необходимость уточнения места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), для обозначения которого испрашивается государственная регистрация и предоставление исключительного права на использование наименования места происхождения товара или предоставление исключительного права на использование ранее зарегистрированного наименования места происхождения товара;

д) необходимость уточнения описания особых свойств товара, указанного в заявке;

е) необходимость уточнения сведений, содержащихся в заключении уполномоченного Правительством РФ органа или компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ, и указанных в подп. 7.3.6.1 и 7.3.6.2 данного Регламента, в частности сведений, подтверждающих фактическое осуществление заявителем производственной деятельности в границах указанного географического объекта, наличие в товаре особых свойств, их зависимость от природных условий и (или) людских факторов, характерных для указанного в заявке географического объекта;

ж) необходимость подтверждения известности обозначения в связи с указанным товаром.

Там же предусмотрено, что вопросы иного характера, а также замечания и предложения, возникающие при рассмотрении заявки, могут быть также включены в запрос, направляемый на указанных выше основаниях.

Положениями ч. 2 п. 3 комментируемой статьи регламентировано представление заявителем дополнительных материалов по запросу Роспатента: дополнительные материалы должны быть представлены в течение трех месяцев со дня направления соответствующего запроса; по ходатайству заявителя этот срок может быть продлен не более чем на шесть месяцев при условии, что ходатайство поступило до истечения срока представления ответа на запрос. На случай, когда заявитель нарушил указанный срок или оставил запрос о дополнительных материалах без ответа, предусмотрено, что заявка признается отозванной на основании решения Роспатента.

Часть 2 п. 3 комментируемой статьи изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции данной части устанавливалось, что дополнительные материалы должны быть представлены в течение двух месяцев со дня получения им соответствующего запроса, а не в течение трех месяцев со дня направления соответствующего запроса.

Кроме того, ранее не указывалось на ограничение продления срока представления дополнительных материалов, однако соответствующее регулирование устанавливалось в п. 13.6 Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.): если ходатайство подано с соблюдением установленных требований, заявитель уведомляется о продлении срока представления запрашиваемых материалов на срок, указанный в ходатайстве и исчисляемый со дня истечения установленного срока представления запрашиваемых материалов, но не более чем на шесть месяцев. Кстати говоря, там же предусмотрено следующее: если в ходатайстве такой срок не указан, срок представления запрашиваемых материалов продлевается на один месяц, в том числе и в случае, если ходатайство подавалось неоднократно; продление срока ответа на запрос экспертизы на срок свыше шести месяцев со дня истечения установленного срока представления дополнительных материалов по запросу экспертизы не допускается.

 

Статья 1524. Формальная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара

 

Комментарий к статье 1524

 

Комментируемая статья регламентирует проведение формальной экспертизы заявки на наименование места происхождения товара — первого из этапов экспертизы заявки (вторым этапом является экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара, которой посвящена следующая статья). В данной статье с отдельными терминологическими изменениями воспроизведены положения п. 4 ст. 33 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Положения комментируемой статьи детализированы в п. 13.3 «Формальная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара» Регламента Минобрнауки России по действиям с правами пользования наименованием места происхождения товара (2008 г.), которым наряду с прочим предусмотрено следующее.

Основанием для начала формальной экспертизы является поступление заявки на наименование места происхождения товара. Формальная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара проводится в течение двух месяцев со дня ее подачи в Роспатент. При направлении запроса заявителю срок проведения формальной экспертизы заявки соответственно продлевается.

Задачей формальной экспертизы заявки на наименование места происхождения товара является проверка содержания заявки, наличия необходимых документов и их соответствия установленным требованиям. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению или принимается решение об отказе в принятии ее к рассмотрению. В случае положительного результата формальной экспертизы заявителю направляется соответствующее решение.

В процессе формальной экспертизы заявки на наименование места происхождения товара заявителю может быть направлен запрос отсутствующих или исправленных материалов заявки.

При оставлении запроса о дополнительных материалах без ответа или нарушении срока для обращения с ходатайством о продлении срока заявка в соответствии с п. 3 ст. 1523 комментируемого параграфа признается отозванной на основании решения Роспатента. Решение о признании заявки отозванной направляется заявителю в десятидневный срок со дня принятия решения.

При соответствии материалов заявки установленным требованиям, а также в случае своевременного представления заявителем запрошенных сведений и документов заявителю направляется решение о принятии заявки к рассмотрению с указанием установленной даты подачи заявки. В решении о принятии заявки к рассмотрению заявитель может быть также уведомлен о необходимости представления иных сведений и/или документов, предусмотренных ГК РФ и данным Регламентом, отсутствие которых не является основанием для отказа в принятии заявки к рассмотрению.

Если представленный заявителем ответ на запрос не содержит запрошенных сведений и/или документов, заявителю направляется решение об отказе в принятии заявки к рассмотрению. В решении об отказе в принятии заявки к рассмотрению приводятся основания, указанные в п. 8.1 данного Регламента, по которым принято решение.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code