7. Защита права на товарный знак

Статья 1515 ГК РФ. Ответственность за незаконное использование товарного знака

 

Комментарий к статье 1515

 

В комментируемом подпараграфе, посвященном согласно его названию защите права на товарный знак, содержится единственная статья, в которой говорится об ответственности за незаконное использование товарного знака. Ранее соответствующее регулирование содержалось в ст. 46 Закона 1992 г. о товарных знаках, причем в положениях данной статьи шла речь об ответственности одновременно за незаконное использование как товарного знака, так и наименования места происхождения товара. Общие положения о защите исключительных прав на средства индивидуализации закреплены в ст. 1252 комментируемой части.

Комментируемую статью открывает норма-дефиниция, определяющая, что товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. В Законе 1992 г. о товарных знаках такое положение также имелось, но оно было закреплено в п. 2 ст. 4 Закона 1992 г. о товарных знаках (здесь и далее в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), т.е. статье, содержащей общие положения об исключительном праве на товарный знак.

Упомянутую же ст. 46 Закона 1992 г. о товарных знаках открывала отсылочная норма, устанавливавшая, что использование товарного знака или сходного с товарным знаком обозначения, противоречащее положениям также упомянутого п. 2 ст. 4 данного Закона, влечет за собой гражданскую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (в этой отсылочной норме говорилось и о незаконном использовании наименования места происхождения товара). В этом отношении следует отметить, что о гражданско-правовой ответственности за незаконное использование товарного знака говорится непосредственно в комментируемой статье. Уголовная ответственность установлена ст. 180 «Незаконное использование товарного знака» УК РФ, а административная ответственность — ст. 14.10 КоАП РФ с таким же названием.

Пункт 2 комментируемой статьи предоставляет правообладателю право требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Для случаев, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, данным пунктом предусмотрено право правообладателя требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи на лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, возлагается обязанность удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

Ранее в рамках подобного регулирования в п. 2 ст. 46 Закона 1992 г. о товарных знаках предусматривалось, что защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков осуществляется также путем:

публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения.

Как упоминалось выше, в ст. 1252 комментируемой части закреплены общие положения о защите исключительных прав на средства индивидуализации. Пункт 6 указанной статьи содержит положения, подлежащие применению в случае, когда различные средства индивидуализации (в том числе товарный знак, знак обслуживания) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты.

В подпункте 3 п. 1 указанной ст. 1252 предусмотрено, что защита исключительных прав на средства индивидуализации осуществляется в том числе путем предъявления в порядке, установленном ГК РФ, требования о возмещении убытков к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб.

Пункт 4 комментируемой статьи предоставляет правообладателю право потребовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты соответствующей компенсации. При этом правообладателю предоставлена возможность выбора одного из двух способов определения размера компенсации. Это может быть компенсация: 1) в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Ранее п. 4 ст. 46 Закона 1992 г. о товарных знаках предоставлял правообладателю такое же право, но при этом речь шла только об определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тыс. и до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. С учетом положения ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» <1>, согласно которому исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб., речь шла о размерах компенсации от 100 тыс. до 5 млн. руб., т.е. низший предел компенсации уменьшен в подп. 1 п. 4 комментируемой статьи в 10 раз.

———————————

<1> СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729.

 

В пункте 43 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 даны разъяснения, которые должны учитывать суды, применяя положения о взыскании компенсации. Эти разъяснения включают наряду с прочим следующее:

требование о взыскании компенсации носит имущественный характер. Несмотря на то что размер подлежащей взысканию компенсации определяется по усмотрению суда, в исковом заявлении должна быть указана цена иска в твердой сумме. Исходя из размера заявленного требования определяется подлежащая уплате государственная пошлина. Если истцом не указана цена иска (размер требуемой компенсации), суд выносит определение об оставлении соответствующего искового заявления без движения (ст. 136 ГПК РФ, ст. 128 АПК РФ);

компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать размер понесенных убытков;

рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего установленного предела. Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения;

если правообладателем заявлено требование о выплате компенсации в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное его использование, то при определении размера компенсации за основу следует принимать вознаграждение, обусловленное лицензионным договором, предусматривающим простую (неисключительную) лицензию, на момент совершения нарушения;

если на основании ст. 1514 комментируемого параграфа правовая охрана товарного знака уже прекращена, требование о возмещении убытков или выплате компенсации может быть заявлено лицом, являвшимся правообладателем на момент совершения правонарушения. При предоставлении третьему лицу права использования произведения (товарного знака) по лицензионному договору или при передаче третьему лицу исключительного права по договору об отчуждении этого права право требования возмещения убытков, причиненных допущенным до заключения указанного договора нарушением, или выплаты компенсации за такое нарушение не переходит к новому правообладателю. Соответствующее требование может быть заявлено лицом, которое являлось правообладателем на момент совершения нарушения. Вместе с тем право требования возмещения убытков или выплаты компенсации может быть передано по соглашению об уступке права (требования).

В пункте 5 комментируемой статьи в точности воспроизведено соответствующее положение п. 5 ст. 46 Закона 1992 г. о товарных знаках, устанавливавшее, что лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в России товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Такая ответственность установлена в ч. 2 упомянутой выше ст. 180 УК РФ — в этой части предусмотрена уголовная ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в России товарного знака (как и наименования места происхождения товара), если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code