4. Особенности правовой охраны общеизвестного товарного знака

Статья 1508 ГК РФ. Общеизвестный товарный знак

 

Комментарий к статье 1508

 

Комментируемый подпараграф предусматривает особенности правовой охраны общеизвестного товарного знака. Подобная регламентация ранее устанавливалась положениями гл. 2.1 «Общеизвестный товарный знак, его правовая охрана» Закона 1992 г. о товарных знаках (глава введена Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Рассматриваемое регулирование закреплено в соответствии с положениями ст. 6.bis «Знаки: общеизвестные товарные знаки» Парижской конвенции, в п. 1 которой предусмотрено следующее: страны Союза обязуются или по инициативе администрации, если это допускается законодательством данной страны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов; это положение распространяется и на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним.

В части 1 п. 1 комментируемой статьи, воспроизводящей с отдельными изменениями положения ч. 1 п. 1 ст. 19.1 Закона 1992 г. о товарных знаках, предусмотрена и регламентирована процедура признания товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, общеизвестными товарными знаками:

таковым могут быть признаны товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором РФ, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ;

признание товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, общеизвестными товарными знаками осуществляется решением федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатента, по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в России товарным знаком. Согласно п. 1 ст. 1509 комментируемого параграфа на основании данного решения Роспатента общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана;

условием для принятия такого решения являются обстоятельства, когда соответствующие товарный знак или обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в России среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

В условиях действия Закона 1992 г. о товарных знаках Приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. N 38 утверждены Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации <1>, которые действуют и в настоящее время, но в части, не противоречащей комментируемой части. Как предусмотрено в п. 2.2 данных Правил (здесь и далее в ред. Приказа Роспатента от 5 марта 2004 г. N 33 <2>), фактические данные, подтверждающие общеизвестность товарного знака, которые должно содержать заявление о признании товарного знака общеизвестным и/или прилагаемые к нему материалы, могут быть представлены, например, следующими содержащимися в соответствующих документах сведениями:

———————————

<1> РГ. 2000. 7 июня. N 109.

<2> РГ. 2004. 24 марта. N 59.

 

об интенсивном использовании товарного знака, в частности, на территории РФ. При этом могут быть указаны: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики и т.п.;

о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность;

о произведенных затратах на рекламу товарного знака (например, годовые финансовые отчеты);

о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;

о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией с учетом рекомендаций, устанавливаемых Роспатентом.

В целях реализации данных Правил Приказом Роспатента от 1 июня 2001 г. N 74 утверждены Рекомендации по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации <1>, которые в настоящее время также являются действующими.

———————————

<1> Вестник Роспатента. 2001. N 3.

 

Согласно п. 4 данных Правил в случае удовлетворения заявления о признании товарного знака общеизвестным в решении приводятся следующие сведения:

дата вынесения решения;

регистрационный номер общеизвестного товарного знака;

изображение общеизвестного товарного знака;

дата, с которой товарный знак признан общеизвестным в России;

указание обладателя исключительного права на общеизвестный товарный знак и его местонахождения или местожительства;

перечень товаров и услуг, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, учрежденной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, заключенным 15 июня 1957 г. в Ницце, с учетом последующих пересмотров и поправок.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи, воспроизводя с терминологическими изменениями положения ч. 2 п. 1 ст. 19.1 Закона 1992 г. о товарных знаках, устанавливает недопустимость признания товарного знака и обозначения, используемого в качестве товарного знака, общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров. В соответствии с данными положениями в п. 3.2 названных выше Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации предусмотрено, что товарный знак не может быть признан общеизвестным в случае, если установлено, что имеется товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с товарным знаком заявителя, зарегистрированный или заявленный на имя иного лица в отношении однородных товаров и имеющий приоритет более ранний, чем дата, с которой заявитель ходатайствует признать свой товарный знак общеизвестным.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи установлено, что общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная ГК РФ для товарного знака. Подобное положение содержалось в ч. 1 п. 2 ст. 19.1 Закона 1992 г. о товарных знаках, но этим указанная статья и ограничивалась. Часть 2 п. 2 комментируемой статьи определяет, что предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак. Это положение Законом 1992 г. о товарных знаках не предусматривалось, но подразумевалось. В части 3 п. 2 комментируемой статьи в точности воспроизведено положение п. 5 ст. 19.2 Закона 1992 г. о товарных знаках, устанавливавшее, что правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Прекращение правовой охраны общеизвестного товарного знака регламентировано п. 2 ст. 1514 комментируемого параграфа.

Пункт 3 комментируемой статьи, воспроизводя положения ч. 2 п. 2 ст. 19.1 Закона 1992 г. о товарных знаках, распространяет правовую охрану общеизвестного товарного знака также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя. Соответственно, в подп. 4 п. 2 ст. 1512 комментируемого параграфа предусмотрено, что предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью в течение всего срока действия правовой охраны, если правовая охрана была предоставлена товарному знаку с более поздним приоритетом по отношению к признанному общеизвестным зарегистрированному товарному знаку иного лица, правовая охрана которого осуществляется в соответствии с п. 3 комментируемой статьи.

 

Статья 1509. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку

 

Комментарий к статье 1509

 

В комментируемой статье регламентировано предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку. Ранее соответствующее регулирование содержалось в положениях п. п. 1 — 4 ст. 19.2 Закона 1992 г. о товарных знаках (статья введена Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ).

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что правовая охрана предоставляется общеизвестному товарному знаку на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатента, принятого в соответствии с п. 1 ст. 1508 комментируемого параграфа. Речь идет о решении Роспатента об удовлетворении заявления о признании товарного знака общеизвестным. Согласно п. 3 ст. 1512 комментируемого параграфа предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку путем его регистрации в России может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на этот товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований п. 1 ст. 1508 данного параграфа.

В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено внесение Роспатентом товарного знака, признанного общеизвестным, в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «Перечень общеизвестных товарных знаков»). Ведению указанного Перечня посвящен п. 18 Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.). Как предусмотрено в подп. 18.1.2 данного Регламента в Перечне общеизвестных товарных знаков указываются следующие сведения:

регистрационный номер общеизвестного товарного знака;

общеизвестный товарный знак в виде словесного, изобразительного или комбинированного обозначения в заявленном цвете и цветовом сочетании или указание, относящееся к виду знака (звуковой, световой, объемный и т.п.), и его характеристика;

сведения о правообладателе: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его место нахождения или место жительства с указанием кода страны согласно стандарту ВОИС ST.3;

перечень товаров, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным;

дата вступления в силу решения о признании товарного знака общеизвестным;

дата, с которой товарный знак признан общеизвестным;

дата внесения товарного знака в Перечень общеизвестных товарных знаков;

дата публикации сведений об общеизвестном товарном знаке;

адрес для переписки;

иные сведения, относящиеся к признанию товарного знака общеизвестным, в случае их наличия (в частности: указание неохраняемых элементов, цвета или цветового сочетания; номер и дата предшествующей регистрации; указание на то, что общеизвестный товарный знак является коллективным, с приведением сведений о лицах, имеющих право использования коллективного знака).

Часть 1 п. 3 комментируемой статьи в соответствии с положением п. 1 ст. 1481 комментируемого параграфа о том, что на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак, предусматривает выдачу свидетельства на общеизвестный товарный знак. Свидетельство на общеизвестный товарный знак подлежит выдаче Роспатентом в течение месяца со дня внесения товарного знака в Перечень общеизвестных товарных знаков.

В части 2 п. 3 комментируемой статьи полномочия по установлению формы свидетельства на общеизвестный товарный знак и перечня указываемых в этом свидетельстве сведений делегированы федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). Пункт 3 ст. 19.2 Закона 1992 г. о товарных знаках делегировал такие полномочия федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Соответственно данному пункту форма свидетельства на общеизвестный товарный знак утверждена Приказом Роспатента от 8 августа 2006 г. N 90 «Об утверждении форм свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), свидетельства на коллективный знак, свидетельства на общеизвестный товарный знак, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и форм приложений к упомянутым свидетельствам» (форма приведена в приложении N 5 к данному Приказу), а форма приложения к свидетельству на общеизвестный товарный знак — Приказом Роспатента от 11 октября 2006 г. N 111 «Об изменениях форм приложений к патентам на изобретение, полезную модель, промышленный образец, секретное изобретение, к свидетельствам на товарный знак (знак обслуживания), коллективный знак, общеизвестный товарный знак, право пользования наименованием места происхождения товара» (форма приведена в приложении N 7 к данному Приказу).

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает необходимость публикации Роспатентом сведений, относящихся к общеизвестному товарному знаку, в официальном бюллетене. При этом установлено, что такая публикация должна осуществляться незамедлительно после внесения соответствующих сведений в Перечень общеизвестных товарных знаков.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1506), соответствующим изданием является официальный бюллетень «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров». Данный бюллетень включает раздел «Общеизвестные в Российской Федерации товарные знаки», в котором согласно подп. 3.3.5 Положения об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) публикуются сведения об общеизвестных в России товарных знаках в составе: библиографические данные; изображение общеизвестного товарного знака или иное его представление; сведения, относящиеся к признанию товарного знака общеизвестным. Перечень внесенных в Перечень общеизвестных товарных знаков сведений, указываемых при публикации в официальном бюллетене, определен в подп. 28.2 Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code