2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания

  1. Основные положения

Статья 1477 ГК РФ. Товарный знак и знак обслуживания

 

Комментарий к статье 1477

 

Комментируемый параграф посвящен праву на товарный знак и праву на знак обслуживания. Как отмечалось авторами проекта комментируемой части, правила о правовой охране товарных знаков и знаков обслуживания в основном восприняты из Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (обозначается в настоящем комментарии как Закон 1992 г. о товарных знаках), подробно регламентирующего связанные с этими объектами отношения; изменения коснулись в основном редакции и расположения отдельных статей с целью приведения положений о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров в соответствие с общими положениями об охране интеллектуальных прав. Также следует упомянуть о том, что существовал Закон СССР от 3 июля 1991 г. N 2293-1 «О товарных знаках и знаках обслуживания» <1>.

———————————

<1> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 30. Ст. 864.

 

Примечательно, что в указанный Закон 1992 г. о товарных знаках внесено большое количество изменений Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» <1>, в пояснительной записке к проекту которого указывалось, что он подготовлен с учетом положений Соглашения ТРИПС, а также требований ряда международных договоров в области правовой охраны интеллектуальной собственности, участником которых является Россия, в частности: Парижской конвенции; Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к нему, участником которого Россия стала с 10 июня 1997 г.; Договора о законах по товарным знакам, принятого Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1503.

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4927.

 

В пункте 3.4 разд. VII Концепции развития гражданского законодательства РФ указывалось, что современные условия экономического развития страны требуют дальнейшего совершенствования регулирования отношений, связанных с товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров; прежде всего это касается уточнения положений ГК РФ, посвященных основаниям для отказа в государственной регистрации товарного знака, чтобы такая регистрация не могла явиться причиной введения потребителей в заблуждение.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона N 47538-6 отмечалось, что изменения в отношении правовой охраны товарных знаков в основном коснулись ст. 1483 комментируемого параграфа, устанавливающей основания для отказа в государственной регистрации товарного знака; они направлены на уточнение требований, предъявляемых к регистрируемому товарному знаку в части так называемых абсолютных оснований для отказа, а также на предотвращение введения в заблуждение потребителей; кроме того, предусмотрено законодательное закрепление практики публикации Роспатентом сведений о заявках на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров (ст. ст. 1493 и 1522), что обеспечивает большую прозрачность административных процедур, осуществляемых Роспатентом.

Комментируемая статья, открывающая подпараграф с основными положениями о праве на товарный знак и праве на знак обслуживания, содержит общие положения о товарном знаке и знаке обслуживания.

В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что на товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (свидетельству на товарный знак посвящена ст. 1481 комментируемого параграфа, к которой и сделана отсылка), а также определено понятие товарного знака — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Ранее ст. 1 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), содержавшая общие положения о товарном знаке и знаке обслуживания, определяла лишь то, что товарный знак и знак обслуживания (при этом вводилось обозначение «товарный знак») — это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (при этом вводилось обозначение «товары») юридических или физических лиц.

Пункт 2 комментируемой статьи распространяет действие правил ГК РФ о товарных знаках на знаки обслуживания, а также определяет понятие знаков обслуживания — это обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Как говорилось выше, ранее в ст. 1 Закона 1992 г. о товарных знаках давалось единое определение товарного знака и знака обслуживания. Правило же о применении к знакам обслуживания правил о товарных знаках следовало из того, что в указанной статье вводилось единое обозначение «товарный знак» для товарного знака и знака обслуживания.

Следует подчеркнуть, что в комментируемой статье в отличие от Закона 1992 г. о товарных знаках речь идет об индивидуализации только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. не говорится о гражданах, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Кроме того, в комментируемой статье не говорится о публично-правовых образованиях — России, субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Различие между работами и услугами следует из сравнения понятий договора подряда и договора возмездного оказания услуг, определенных соответственно в п. 1 ст. 702 и п. 1 ст. 779 части второй ГК РФ: по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его; по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

 

Статья 1478. Обладатель исключительного права на товарный знак

 

Комментарий к статье 1478

 

Комментируемая статья определяет субъектов, которые могут быть обладателями исключительного права на товарный знак, — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Данное правило соответствует положению п. 1 ст. 1481 комментируемого параграфа, в котором о товарном знаке говорится как об обозначении, служащем для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В комментируемой статье почти в точности воспроизведено положение п. 3 ст. 2 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), в котором также для обозначения обладателя исключительного права на товарный знак было введено обозначение «правообладатель».

Исходя из определенного в ч. 2 п. 1 ст. 2 части первой ГК РФ состава участников регулируемых гражданским законодательством отношений в комментируемой статье не идет речь о гражданах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о публично-правовых образованиях — России, субъектах РФ и муниципальных образованиях. Вместе с тем может идти речь об осуществлении соответствующих прав и от имени публично-правовых образований. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 494 «О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию» <1> регламентировано осуществление от имени России прав пользования и распоряжения (без права уступки) товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2706.

 

Согласно сохраняющей свою практическую значимость рекомендации, изложенной в п. 3 информационного письма Президиума ВАС России от 29 июля 1997 г. N 19, действующее законодательство не ограничивает возможность регистрации товарных знаков и знаков обслуживания видом осуществляемой деятельности, выданной лицензией или специальной правосубъектностью.

Предоставление правовой охраны товарному знаку с нарушением требований комментируемой статьи в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 1512 комментируемого параграфа является основанием для оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку полностью в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак.

 

Статья 1479. Действие исключительного права на товарный знак на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 1479

 

В соответствии с комментируемой статьей закреплено действие на территории РФ исключительного права на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом, а также предусмотрено действие исключительного права в других случаях, установленных международным договором РФ. Такие же положения были закреплены в п. 1 ст. 2 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), но формулировались они несколько иначе: правовая охрана товарного знака в России предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном данным Законом, или в силу международных договоров РФ.

Общие положения о государственной регистрации товарного знака закреплены в ст. 1480 комментируемого параграфа (см. указанную статью и комментарий к ней). В отношении же международных договоров РФ следует отметить, что в комментируемой статье речь идет прежде всего о таких документах, как Парижская конвенция по охране промышленной собственности, заключенная в г. Париже 20 марта 1883 г. (обозначается в настоящем комментарии как Парижская конвенция), Мадридское соглашение о международной регистрации знаков <1>, заключенное в г. Мадриде 14 апреля 1891 г. (СССР присоединился 14 февраля 1976 г. к Соглашению в Стокгольмской редакции 1967 г.), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), заключенное в г. Марракеше 15 апреля 1994 г. (обозначается в настоящем комментарии как Соглашение ТРИПС), Договор о законах по товарным знакам <2>, подписанный в г. Женеве 27 октября 1994 г. (подписан от имени России 28 октября 1994 г., принят Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1503 <3>, Сингапурский договор о законах по товарным знакам <4>, подписанный в г. Сингапуре 27 марта 2006 г. (подписан от имени России 26 марта 2007 г., ратифицирован Федеральным законом от 23 мая 2009 г. N 98-ФЗ <5>).

———————————

<1> СПС.

<2> СПС.

<3> СЗ РФ. 1997. N 49. Ст. 5596.

<4> СЗ РФ. 2010. N 23. Ст. 2801.

<5> СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2497.

 

Статья 1480. Государственная регистрация товарного знака

 

Комментарий к статье 1480

 

Комментируемая статья содержит общие положения о государственной регистрации товарного знака, которые сводятся к тому, что государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом, в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «Государственный реестр товарных знаков»). Непосредственно порядок государственной регистрации товарного знака определен положениями ст. 1503 комментируемого параграфа, к которым и отсылает комментируемая статья. Кроме того, комментируемая статья отсылает и к ст. 1505 данного параграфа, регламентирующей внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак (см. указанные статьи и комментарий к ним).

Закон 1992 г. о товарных знаках не содержал подобных общих положений о государственной регистрации товарного знака. Строго говоря, необходимость в закреплении таких общих положений не видится, поскольку содержащееся в них регулирование продублировано другими положениями комментируемого параграфа.

 

Статья 1481. Свидетельство на товарный знак

 

Комментарий к статье 1481

 

В комментируемой статье закреплены общие положения о свидетельстве на товарный знак, которые ранее содержались в ст. 3 «Свидетельство на товарный знак» Закона 1992 г. о товарных знаках.

Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает выдачу свидетельства на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков. Подобным образом в п. 1 ст. 3 Закона 1992 г. о товарных знаках устанавливалось, что на зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак. Процедура выдачи свидетельства на товарный знак регламентирована положениями ст. 1504 комментируемого параграфа (см. указанную статью и комментарий к ней).

В пункте 2 комментируемой статьи, почти в точности воспроизводящем положения п. 2 ст. 3 Закона 1992 г. о товарных знаках (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ), определено правовое значение свидетельства на товарный знак — данный документ удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Установлению приоритета товарного знака посвящены ст. ст. 1494 и 1495 комментируемого параграфа. Содержание исключительного права на товарный знак определено положениями ст. 1484 данного параграфа (см. указанные статьи и комментарий к ним).

 

Статья 1482. Виды товарных знаков

 

Комментарий к статье 1482

 

Комментируемая статья, определяя виды товарных знаков, в точности воспроизводит положения ст. 5 Закона 1992 г. о товарных знаках, в которой предусматривалось, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (п. 1), а также что товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании (п. 2).

Данные положения детализированы в п. 2.2 Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.) следующим образом:

к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания;

к изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости;

к объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур;

к комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида, изобразительных, словесных, объемных и т.д.;

к другим обозначениям относятся, например, звуковые, световые и иные обозначения.

 

Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака

 

Комментарий к статье 1483

 

В комментируемой статье определены основания для отказа в государственной регистрации товарного знака. Ранее в рамках такой регламентации в ст. 6 Закона 1992 г. о товарных знаках (здесь и далее в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ) устанавливались абсолютные основания для отказа в регистрации, а в ст. 7 данного Закона — иные основания для отказа в регистрации. Положения первой из указанных статей с соответствующими изменениями вошли в п. п. 1 — 5 комментируемой статьи, а положения второй из указанных статей — в п. п. 6 — 9 комментируемой статьи.

В части 1 п. 1 комментируемой статьи почти в точности воспроизведены положения ч. 1 п. 1 ст. 6 Закона 1992 г. о товарных знаках, в соответствии с которыми в п. 2.3 Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.) указано, что не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений:

1) обозначений, не обладающих различительной способностью.

К обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут относиться, в частности:

обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов;

реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;

трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением;

общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров; общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры;

2) обозначений, состоящих только из элементов:

вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Под таким обозначением понимается обозначение, используемое для определенного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало указанием конкретного вида товара;

являющихся общепринятыми символами и терминами. К общепринятым символам относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике. К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники;

характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта. К таким обозначениям относятся, в частности, простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер); указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара;

представляющих собой общепринятую форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством, назначением товара либо его видом.

Рассматриваемые положения закреплены в соответствии с подпунктом B(2) ст. 6.quinquies Парижской конвенции, согласно которому товарные знаки, подпадающие под действие данной статьи, могут быть отклонены при регистрации или признаны недействительными в случаях, если знаки лишены каких-либо отличительных признаков или составлены исключительно из знаков или указаний, могущих служить в торговле для обозначения вида, качества, количества, назначения, стоимости, места происхождения продуктов или времени их изготовления либо ставших общепринятыми в обиходном языке или в добросовестных и устоявшихся торговых обычаях страны, где испрашивается охрана.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи, воспроизводя положения ч. 2 п. 1 ст. 6 Закона 1992 г. о товарных знаках, допускает возможность включения указанных в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи элементов в товарный знак как неохраняемых элементов, но при условии, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Пункт 1 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции содержал часть 4, предусматривавшую, что данный пункт не применяется в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования (ранее такое положение содержалось в ч. 3 п. 1 ст. 6 Закона 1992 г. о товарных знаках). Эта часть признана утратившей силу Законом 2014 г. N 35-ФЗ, которым приведенное положение перенесено в подп. 1 введенного этим же Законом п. 1.1 комментируемой статьи. Одновременно в подп. 2 этого нового пункта закреплено, что положения п. 1 комментируемой статьи не применяются в отношении обозначений, которые состоят только из элементов, указанных в подп. 1 — 4 п. 1 данной статьи и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью. Это правило до принятия Законом 2014 г. N 35-ФЗ было сформировано практикой применения комментируемой статьи.

В пункте 2 комментируемой статьи установлен запрет государственной регистрации в качестве товарных знаков обозначений, которые относятся к объектам, не подлежащим правовой охране в соответствии со ст. 1231.1 комментируемой части, или сходны с ними до степени смешения. Речь идет об объектах, включающих, воспроизводящих или имитирующих официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части (см. указанную статью). Указанная статья, содержащая общие положения о таких объектах, включающих официальные символы, наименования и отличительные знаки, которым не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца или средства индивидуализации, введена Законом 2014 г. N 35-ФЗ, которым соответственно п. 2 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции данного пункта (как и ранее в п. 2 ст. 6 Закона 1992 г. о товарных знаках) содержались положения, которые с соответствующими изменениями вошли в новую ст. 1231.1 комментируемой части.

Пункт 3 комментируемой статьи почти в точности воспроизводит положения п. 3 ст. 6 Закона 1992 г. о товарных знаках, в соответствии с которым в п. 2.5 Правил рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (2003 г.) указано, что не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. К таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов;

2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. К таким обозначениям относятся, в частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка, и т.п.

Рассматриваемые положения закреплены в соответствии с подпунктом B(3) ст. 6.quinquies Парижской конвенции, согласно которому товарные знаки, подпадающие под действие данной статьи, могут быть отклонены при регистрации или признаны недействительными в случаях, если знаки противоречат морали или публичному порядку и в особенности если они могут ввести в заблуждение общественность. Как указано там же, подразумевается, что знак не может рассматриваться как противоречащий публичному порядку по той единственной причине, что он не соответствует какому-либо положению законодательства о знаках, за исключением случая, когда само это положение касается публичного порядка.

В пункте 4 комментируемой статьи, воспроизводящем с терминологическими изменениями положения п. 4 ст. 6 Закона 1992 г. о товарных знаках, установлен запрет государственной регистрации в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов России либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, в том случае, когда регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» <1>, что и закреплено в его преамбуле. В целях обеспечения сохранности и создания необходимых условий использования особо ценных объектов культурного наследия народов России издан Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» <2>, которым утверждено Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации.

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

<2> САПП РФ. 1992. N 23. Ст. 1961.

 

Пункт 5 комментируемой статьи с отсылкой к международному договору РФ запрещает государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств — участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

Данные положения, которые ранее содержались в п. 5 ст. 6 Закона 1992 г. о товарных знаках, закреплены в соответствии с п. 2 ст. 23 «Дополнительная охрана географических указаний для вин и крепких спиртных напитков» Соглашения ТРИПС, предусматривающим, что в регистрации товарного знака для вин, который содержит или состоит из географического указания, идентифицирующего вина, или товарного знака для крепких спиртных напитков, который содержит или состоит из географического указания, идентифицирующего крепкие спиртные напитки, отказывается или регистрация признается недействительной либо ex officio (лат. «по должности»), если это разрешено законодательством члена, либо по запросу заинтересованной стороны в отношении тех вин или крепких спиртных напитков, которые не имеют этого географического происхождения.

Такое регулирование содержится также в ст. 8 Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний (о названном Соглашении см. комментарий к ст. 1517): в регистрации товарного знака для вин или крепких спиртных напитков, который состоит из географического указания или содержит его, должно быть отказано или регистрация должна быть признана недействительной, если это предусмотрено национальным законодательством Стороны, или по запросу заинтересованной стороны в отношении тех вин или крепких спиртных напитков, которые не имеют этого географического происхождения.

Как упоминалось выше, в п. п. 6 — 9 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения ст. 7 Закона 1992 г. о товарных знаках, определявшие иные основания для отказа в регистрации товарного знака, т.е. основания, иные по отношению к абсолютным основаниям для такого отказа, предусмотренным в ст. 6 данного Закона.

В соответствии с ч. 1 п. 6 комментируемой статьи, в прежней (первоначальной) редакции которой были воспроизведены положения ч. 1 п. 1 ст. 7 Закона 1992 г. о товарных знаках, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (заявке на товарный знак посвящена ст. 1492 комментируемого параграфа, к которой и сделана отсылка) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана, не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации. Указание на случай, когда по заявке не принято решение об отказе в государственной регистрации, введено Законом 2014 г. N 35-ФЗ;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в России, в том числе в соответствии с международным договором РФ, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном ГК РФ порядке общеизвестными в России товарными знаками, в отношении однородных товаров. Законом 2014 г. N 35-ФЗ данный подпункт дополнен положением о том, что речь идет о таком признании с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения. Общие положения об общеизвестном товарном знаке закреплены в ст. 1508 комментируемого параграфа.

В частях 2 и 3 п. 6 комментируемой статьи предусмотрены условия регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в данном пункте. В прежней (первоначальной) редакции ч. 3 п. 6 комментируемой статьи, почти в точности воспроизводящей положения ч. 2 п. 1 ст. 7 Закона 1992 г. о товарных знаках, устанавливалось, что регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в п. 6 комментируемой статьи, допускается только с согласия правообладателя. Законом 2014 г. N 35-ФЗ часть 2 п. 6 комментируемой статьи изложена полностью в новой редакции, в которой указано, что такая регистрация допускается в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных только в подп. 1 и 2 данного пункта. При этом предусмотрено дополнительное условие — такая регистрация не может явиться причиной введения в заблуждение потребителя, а также установлено, что согласие не может быть отозвано правообладателем.

Этим же Законом 2014 г. N 35-ФЗ п. 6 комментируемой статьи дополнен ч. 3, устанавливающей, что предусмотренные ч. 2 данного пункта положения не применяются в отношении обозначений, сходных до степени смешения с коллективными знаками. Общие положения о праве на коллективный знак закреплены в ст. 1510 комментируемого параграфа.

Пункт 7 комментируемой статьи не допускает регистрацию в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с ГК РФ, а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака. Указание на такое обозначение, заявленное на регистрацию, введено Законом 2014 г. N 35-ФЗ. Исключение составляет случай, когда такое наименование или сходное с ним до степени смешения обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, при условии, что регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара. В эти положения Законом 2014 г. N 35-ФЗ также внесены отдельные изменения, но они носят уточняющий характер. Ранее в п. 2 ст. 7 Закона 1992 г. о товарных знаках содержалась менее детальная регламентация. Так, устанавливалось, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с данным Законом, за исключением случаев, если эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями.

В пункте 8 комментируемой статьи установлен запрет регистрации в отношении однородных товаров в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с охраняемым в России фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в России возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Ранее в п. 3 ст. 7 Закона 1992 г. о товарных знаках предусматривалось лишь то, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные охраняемому в России фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в России возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Причем положения данного пункта в части, касающейся промышленного образца и знака соответствия, вошли в подп. 3 п. 9 комментируемой статьи.

Положения п. 9 комментируемой статьи, определяющие перечень знаков обозначения, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, закреплены в соответствии с подпунктом B(1) ст. 6.quinquies Парижской конвенции, согласно которому товарные знаки, подпадающие под действие данной статьи, могут быть отклонены при регистрации или признаны недействительными в случаях, если знаки могут затронуть права, приобретенные третьими лицами в стране, где испрашивается охрана.

В соответствии с ч. 1 п. 9 комментируемой статьи не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

1) названию известного в России на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (при этом сделана отсылка к ст. 1492 комментируемого параграфа, в п. 8 предусмотрены правила определения этой даты) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Ранее подобные положения содержались в п. 3 ст. 7 Закона 1992 г. о товарных знаках;

2) имени (имени гражданина посвящена ст. 19 части первой ГК РФ, к которой и сделана отсылка), псевдониму (при этом сделана отсылка к ст. ст. 1265 и 1315 комментируемой части, предусматривающим соответственно право автора произведения использовать или разрешать использование произведения под вымышленным именем (псевдонимом) и право исполнителя на указание своего псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения; указание на ст. 1315 введено Законом 2014 г. N 35-ФЗ) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в России на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника. Подобные положения также содержались в п. 3 ст. 7 Закона 1992 г. о товарных знаках. В них также указывалось на фамилию, но в рассматриваемом подпункте учтено, что фамилия охватывается именем гражданина;

3) промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Как говорилось выше, ранее такие положения содержались в п. 3 ст. 7 Закона 1992 г. о товарных знаках, часть из которых вошла в п. 8 комментируемой статьи. Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 259-ФЗ из рассматриваемого подпункта исключено указание на доменное имя. Это изменение, как отмечалось авторами его проекта, исключает возможность отказа в государственной регистрации товарного знака, тождественного доменному имени, права на которое возникли до даты приоритета товарного знака. Также отмечалось, что такое изменение необходимо в связи с тем, что Соглашение ТРИПС не относит доменное имя к числу охраняемых объектов, следовательно, нет оснований для противопоставления его товарному знаку.

Часть 2 п. 9 комментируемой статьи распространяет действие положений данного пункта на обозначения, сходные до степени смешения с указанными в нем объектами. Данная часть введена Законом 2014 г. N 35-ФЗ. О сходности до степени смешения обозначений см. выше.

В части 1 п. 10 комментируемой статьи установлен запрет регистрации в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначений, элементами которых являются охраняемые в соответствии с ГК РФ средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения, а также объекты, указанные в п. 9 данной статьи. Вместе с тем в соответствии с ч. 2 п. 10 комментируемой статьи государственная регистрация в качестве товарных знаков таких обозначений допускается при наличии соответствующего согласия, предусмотренного положениями п. 6 и подп. 1 и 2 п. 9 данной статьи.

Рассматриваемый пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции данного пункта устанавливалось, что по основаниям, предусмотренным в данной статье, правовая охрана также не предоставляется обозначениям, признаваемым товарными знаками в соответствии с международными договорами РФ. Указанные положения с терминологическими изменениями перенесены во введенный этим же Законом п. 11 комментируемой статьи, распространяющий действие установленных данной статьей оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака также на случаи предоставления правовой охраны товарным знакам, зарегистрированным в соответствии с международными договорами РФ. В Законе 1992 г. о товарных знаках подобные положения не содержались. О соответствующих международных договорах РФ см. комментарий к ст. 1479.

Следует также упомянуть, что в целях реализации положений комментируемой статьи Приказом Роспатента от 30 ноября 2009 г. N 170 утверждены Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы обозначений, представляющих собой этикетки и полиграфические упаковки <1>, Приказом Роспатента от 30 декабря 2009 г. N 190 — Рекомендации по применению положений Гражданского кодекса Российской Федерации, касающихся согласия правообладателя на регистрацию сходного товарного знака <2>, Приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 197 — Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство <3>, Приказом Роспатента от 31 декабря 2009 г. N 198 — Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания <4>.

———————————

<1> СПС.

<2> СПС.

<3> СПС.

<4> СПС.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code