Глава 76. ПРАВА НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ И ПРЕДПРИЯТИЙ

Комментарий к главе 76 ГК РФ

 

Комментируемая глава, регламентирующая права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, состоит из четырех параграфов, которые содержат нормы, касающиеся права на фирменное наименование, права на товарный знак и знак обслуживания, права на наименование места происхождения товара и права на коммерческое обозначение.

В проекте комментируемой части данная глава также содержала пятый параграф, посвященный правам на доменное имя, т.е. правам на средство индивидуализации информационных ресурсов, однако в принятую комментируемую часть эти положения не вошли. Как говорилось при работе над законопроектом, предложено введение правовой охраны новых, не апробированных еще в мировой практике объектов; в мире до настоящего времени не решен вопрос о возможности отнесения доменных имен (наименований доменов) к объектам интеллектуальной собственности; поэтому предлагаемая новация в отношении института доменных имен будет блокировать регистрацию товарных знаков.

Авторами проекта комментируемой части отмечалось, что в отличие от результатов интеллектуальной деятельности средства индивидуализации предназначены только для использования в коммерческом обороте и охраняются исключительно в целях защиты прав предпринимателей. При этом в отношении видов средств индивидуализации наряду с прочим указывалось следующее (подробнее сказано в комментарии к статьям, открывающим соответствующие параграфы):

самые общие положения о фирменном наименовании содержатся в части первой ГК РФ (статья 54), оно также упоминается в законодательстве в связи с отдельными организационно-правовыми формами коммерческих юридических лиц. Однако детальное определение правового режима фирменного наименования юридического лица в действующем законодательстве отсутствует;

правила о правовой охране товарных знаков и знаков обслуживания, а также о наименованиях мест происхождения товаров в основном восприняты из Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», подробно регламентирующего связанные с этими объектами отношения. Изменения коснулись в основном редакции и расположения отдельных статей с целью приведения положений о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров в соответствие с общими положениями об охране интеллектуальных прав;

содержание § 4 главы составляют нормы, касающиеся коммерческого обозначения, которое в отличие от фирменного наименования, индивидуализирующего юридическое лицо, должно индивидуализировать предприятие (магазин, ресторан, фабрику и тому подобное) как производственную единицу.

 

  • 1. Право на фирменное наименование

 

Статья 1473. Фирменное наименование

 

Комментарий к статье 1473

 

В комментируемом параграфе закреплено регулирование, посвященное праву на фирменное наименование. Как отмечалось авторами проекта комментируемой части, самые общие положения о фирменном наименовании содержались в ст. 54 части первой ГК РФ, фирменное наименование также упоминалось в законодательстве в связи с отдельными организационно-правовыми формами коммерческих юридических лиц; однако детальное определение правового режима фирменного наименования юридического лица в действующем законодательстве отсутствовало. К этому следует добавить, что вплоть до принятия действовало в соответствующей части Положение о фирме, введенное в действие Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 22 июня 1927 г. (обозначается в настоящем комментарии как Положение о фирме (1927 г.); признано не действующим на территории РФ Законом 2006 г. N 231-ФЗ).

Часть 1 п. 4 ст. 54 части первой ГК РФ в первоначальной редакции предусматривала, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Это положение не претерпело изменений с принятием комментируемой части, что нельзя сказать в отношении остальных положений данного пункта. Так, в части 4 указанного пункта в первоначальной редакции устанавливалось, что порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с данным Кодексом. После внесения Законом 2006 г. N 231-ФЗ изменений указано, что требования к фирменному наименованию устанавливаются ГК РФ и другими законами; права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами комментируемой части. Приведенные положения сохранены в том же п. 4 ст. 54 ГК РФ и после того, как данная статья изложена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ полностью в новой редакции.

Пункт 1 комментируемой статьи в соответствии с положением п. 4 ст. 54 части первой ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием. При этом в соответствии с положениями ст. ст. 51 и 52 данного Кодекса о государственной регистрации юридического лица и учредительных документах юридических лиц п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что фирменное наименование определяется в учредительных документах юридического лица и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица. До принятия комментируемой части в ч. 1 ст. 149 ОГЗ СССР подобным образом предусматривалось, что фирменное наименование юридического лица подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц.

Согласно разъяснениям, данным в п. 58.1 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, в соответствии с п. 1 комментируемой статьи, п. 2 следующей статьи фирменное наименование подлежит охране со дня государственной регистрации юридического лица; какой-либо специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах юридического лица, ГК РФ не предполагает.

Последнее разъяснение соответствует ст. 8 «Фирменные наименования» Парижской конвенции, согласно которой фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Последнее разъяснение также соответствует п. 10 Положения о фирме (1927 г.), предусматривавшему, что фирменное наименование не подлежит особой регистрации независимо от регистрации предприятия. Однако при этом в отношении правовой охраны устанавливалось иное правило, нежели указанное в разъяснениях: право на фирму возникает с момента, когда фактически началось пользование фирмой, при условии соответствия ее требованиям данного Положения.

Как разъяснено в п. 58.2 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, в силу п. 4 ст. 54 части первой ГК РФ, п. 1 комментируемой статьи право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией; наименования некоммерческих организаций (ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях») не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений комментируемой части, на них не распространяется правовая охрана, установленная комментируемым параграфом; ввиду этого правила, предусмотренные комментируемой статьей, в том числе запреты, содержащиеся в п. 4 этой статьи, на некоммерческие организации не распространяются; не относятся к фирменным наименованиям в смысле положений ГК РФ наименования не являющихся юридическими лицами объединений юридических лиц.

В пункте 2 комментируемой статьи определены обязательные составляющие содержания фирменного наименование юридического лица:

указание на организационно-правовую форму юридического лица. В соответствии с п. 2 ст. 50 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

собственно наименование юридического лица. При этом непосредственно установлено, что такое наименование не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Часть 1 п. 3 комментируемой статьи устанавливает, что юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование, и предусматривает, что юридическое лицо вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Также предусмотрено, что юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов России и (или) иностранном языке. Данная часть изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но изменения сводятся к уточнению того, что речь идет лишь об одном из каждых соответствующих фирменных наименований. До принятия Закона 2014 г. N 35-ФЗ на такое правило указывалось в следующем разъяснении, данном в п. 58.1 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29: с учетом положений п. 3 комментируемой статьи каждое юридическое лицо, действующее в организационно-правовой форме коммерческой организации, должно иметь одно полное фирменное наименование и может иметь одно сокращенное фирменное наименование.

В части 2 п. 3 комментируемой статьи указано на возможность включения в фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов России иноязычных заимствований в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов России. Однако данное правило не касается терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица. В качестве примеров таких терминов и аббревиатур, которые не могут содержаться в фирменном наименовании юридического лица, следует указать на заимствования, представляющие собой обозначения аналогов хозяйственного общества: «Корпорейшн» (Corporation, сокр. Co., англ.), «Лимитед» или «Лтд» (Limited, сокр. Ltd., англ.), «ГмбХ» (Gesellschaft mit beschrankter Haftung, сокр. GmbH, нем.), «САРЛ» (Societe a responsabilite limitee, сокр. SARL, франц.), «Сосьете» (Societe anonyme, сокр. SA, франц.), а также трансформации на основе Joint Stock Company (сокр. JSC, англ.) и Public Limited Company (сокр. PLC, англ.) и т.п.

Положения ч. 1 п. 4 комментируемой статьи определяют перечень наименований и обозначений, которые не могут включаться в фирменное наименование юридического лица:

полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований (подп. 1). Из данного подпункта Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. N 201-ФЗ исключено указание на официальное наименование Российской Федерации, о чем подробнее сказано ниже. Как разъяснено в п. 58.4 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, применительно к данному подпункту в фирменное наименование юридического лица не могут включаться также полные или сокращенные наименования межгосударственных союзов (например: Содружество Независимых Государств, СНГ);

полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (подп. 2). В этом отношении следует упомянуть, что в Приложении к распоряжению Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 16 июля 2008 г. N 943/788 приведен Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти <1>;

———————————

<1> РГ. 2008. 1 августа. N 163.

 

полные или сокращенные наименования общественных объединений (подп. 4);

обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали (подп. 5).

Законом 2014 г. N 35-ФЗ признан утратившим силу подп. 3 п. 4 комментируемой статьи, предусматривавший, что не могут включаться в фирменное наименование юридического лица полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций. Это объясняется тем, что указанное требование охватывается соответствующим общим положением ст. 1231.1 комментируемой части. Указанная статья, введенная тем же Законом, содержит общие положения о таких объектах, включающих, воспроизводящих или имитирующих официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части, которым не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца или средства индивидуализации (см. указанную статью).

Перечень наименований и обозначений, которые не могут включаться в фирменное наименование юридического лица, сформулирован в ч. 1 п. 4 комментируемой статьи исчерпывающим образом. Однако это не означает того, что иными законами могут быть установлены дополнительные требования к фирменному наименованию юридического лица. В качестве примера можно упомянуть о следующем разъяснении, изложенном в п. 58.5 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29: требования к фирменным наименованиям кредитных организаций определены как комментируемой статьей (к ним также применяются запреты, установленные п. 4 данной статьи), так и ст. 7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», вводящей дополнительные требования к фирменным наименованиям указанных организаций.

Часть 2 п. 4 комментируемой статьи допускает возможность включения в фирменное наименование государственного унитарного предприятия указания на принадлежность такого предприятия соответственно России и субъекту РФ. В отличие от данной нормы положениями п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» <1> императивно предписано включать как в полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке, так и в полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке указание на собственника его имущества — Россию, субъект РФ или муниципальное образование.

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

 

В первоначальной редакции подп. 1 п. 4 комментируемой статьи устанавливалось, что в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полное или сокращенное официальное наименование Российской Федерации, а также слова, производные от таких наименований. При этом часть 5 данного пункта в первоначальной редакции предусматривала, что включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций акционерного общества принадлежит России; такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано; порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом. В части 5 данного пункта в первоначальной редакции устанавливалось, что в случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, акционерное общество обязано в течение трех месяцев внести соответствующие изменения в свой устав.

Федеральным законом от 8 ноября 2008 г. N 201-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1473 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» <1> из подп. 1 п. 4 комментируемой статьи исключено указание на официальное наименование Российской Федерации, а части 3 и 4 данного пункта изложены в новой редакции, которая действует и в настоящее время.

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 45. Ст. 5147.

 

В обоснование этих изменений указывалось, что до введения в действие комментируемой части вопрос о возможности использования официального наименования «Российская Федерация», а также слов и словосочетаний, производных от него, решался в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация» <1> (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 26 января 2010 г. N 30 <2>); при этом учитывается, что вопрос о возможности включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» и слов, производных от него, является многоаспектным и должен решаться в каждом конкретном случае на основе предварительного разрешения на такое включение; принимая во внимание сложившуюся до введения в действие комментируемой части практику выдачи такого разрешения, предлагается установить, что порядок его выдачи определяется Правительством РФ.

———————————

<1> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5816.

<2> СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 537.

 

Согласно разъяснению, данному в п. 58.3 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», в смысле ч. 5 п. 4 комментируемой статьи следует понимать в том числе слово «российский» (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово «русский» (и производные от него).

На основании положений п. 4 комментируемой статьи и в соответствии с этими положениями издано Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52, которым утверждены Правила включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования <1>. Как установлено в п. 2 названных Правил, разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, выдается Минюстом России в случае, если юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов РФ, либо юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ отнесено к крупнейшему налогоплательщику, либо юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, а также в случае, если более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности России.

———————————

<1> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

 

Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает последствия несоответствия фирменного наименования юридического лица требованиям ст. 1231.1 комментируемой части, а также требованиям п. п. 3 и 4 комментируемой статьи: в этом случае орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, наделяется правом предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. При этом непосредственно установлено, что положения п. п. 2 и 3 ст. 61 части первой ГК РФ в этом случае не применяются.

Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, однако изменения коснулись лишь двух моментов:

во-первых, введено указание на несоответствие фирменного наименования юридического лица требованиям ст. 1231 <1> комментируемой части. Как говорилось выше, указанная статья, введенная тем же Законом, содержит общие положения о таких объектах, включающих, воспроизводящих или имитирующих официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части, которым не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца или средства индивидуализации (см. указанную статью);

———————————

<1> СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

 

во-вторых, включено положение о неприменении положений п. п. 2 и 3 ст. 61 части первой ГК РФ. До принятия Закона 2014 г. N 35-ФЗ такое положение содержалось в разъяснениях, данных в п. 6 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29. В указанных п. п. 2 и 3 ст. 61 ГК РФ говорилось о случаях и порядке ликвидации юридического лица в принудительном порядке, т.е. по решению суда. Однако в настоящее время редакция п. 5 комментируемой статьи не учитывает, что указанная ст. 61 изложена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ полностью в новой редакции, в которой о такой ликвидации говорится только в п. 3.

В статье 14 Закона 2006 г. N 231-ФЗ устанавливалось, что фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам комментируемого параграфа, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов юридических лиц. Соответственно, в упомянутом выше п. 6 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 разъяснялось, что в случае, если фирменное наименование юридического лица не приведено в соответствие с требованиями п. п. 3 и 4 комментируемой статьи в указанный момент, то согласно п. 5 данной статьи орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Согласно разъяснению, данному в п. 58.6 указанного Постановления, споры о фирменных наименованиях подведомственны арбитражным судам.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 <1>, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, как и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, является ФНС России.

———————————

<1> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

 

Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование

 

Комментарий к статье 1474

 

В комментируемой статье определено содержание исключительного права на фирменное наименование. Часть 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «исключительное право на фирменное наименование»), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет. Положение о возможности указания фирменного наименования в сети Интернет включено в данную часть Законом 2014 г. N 35-ФЗ.

До принятия комментируемой части в первоначальной редакции ч. 2 п. 4 ст. 54 части первой ГК РФ предусматривалось лишь то, что юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Еще ранее точно такие же положения были закреплены в ч. 2 ст. 149 ОГЗ СССР. В пункте же 8 Положения о фирме (1927 г.) указывалось, что право на фирму состоит в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламах, на бланках, на счетах, на товарах предприятия, их упаковке и т.п.

Как видно, приведенные правила Положения о фирме (1927 г.) частично и вошли в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи. Кроме того, положения данной части закреплены в соответствии с общими положениями ч. 1 п. 1 упомянутой ст. 1229 комментируемой части, согласно которым гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Там же установлено, что правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если ГК РФ не предусмотрено иное. В рамках такого изъятия закреплено положение п. 2 комментируемой статьи.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи распространяет на сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов России и иностранных языках защиту исключительным правом на фирменное наименование лишь при условии их включения в ЕГРЮЛ. В пункте 8 Положения о фирме (1927 г.) содержалось иное правило: право исключительного пользования фирменным наименованием распространяется на сокращенное фирменное наименование лишь при условии включения его в полное фирменное наименование. Это правило соответствовало правилу данного Положения о том, что право на фирму возникает с момента, когда фактически началось пользование фирмой (см. комментарий к ст. 1474).

В пункте 2 комментируемой статьи установлен запрет распоряжения исключительным правом на фирменное наименование. При этом непосредственно указано, что данный запрет касается в том числе таких способов распоряжения исключительным правом, как его отчуждение или предоставление другому лицу права использования фирменного наименования. Рассматриваемый запрет установлен в рамках допускаемого приведенным выше положением ч. 1 п. 1 ст. 1229 комментируемой части изъятия из правила о праве правообладателя распоряжаться исключительным правом на средство индивидуализации.

Представляется очевидным, что исключительное право на фирменное наименование не может перейти не только путем его распоряжения, но и без заключения договора, т.е. исходя из общей нормы ст. 1241 комментируемой главы — в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) и при обращении взыскания на имущество правообладателя. В пункте же 12 Положения о фирме (1927 г.) предусматривалось иное регулирование: право на фирму не может быть отчуждено отдельно от предприятия; в случае перехода предприятия к новому владельцу таковой может пользоваться прежней фирмой предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников и лишь при условии добавления к ней указания на преемственную связь.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает запрет использования юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Как указано в п. 59 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, при применении данной нормы судам необходимо учитывать: защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в ЕГРЮЛ, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности.

До принятия комментируемой части подобное регулирование содержалось в п. 11 Положения о фирме (1927 г.), предусматривавшем, что всякий, кто на основании данного Положения обладает правом на фирму, может требовать в судебном порядке прекращения пользования тождественной или сходной фирмой со стороны других лиц, а равно возмещения убытков, причиненных таким пользованием, поскольку у него право на фирму возникло раньше других и поскольку вследствие тождества или сходства фирм возникает возможность их смешения.

В пункте 4 комментируемой статьи определены последствия нарушения запрета, установленного в п. 3 данной статьи. До принятия комментируемой части в рамках такого регулирования в первоначальной редакции ч. 3 п. 4 ст. 54 части первой ГК РФ предусматривалось, что лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Еще ранее точно такие же положения были закреплены в ч. 3 ст. 149 ОГЗ СССР. О таких же последствиях говорилось в приведенном выше п. 11 Положения о фирме (1927 г.).

Пункт 4 комментируемой статьи возлагает на юридическое лицо, нарушившее установленный п. 3 данной статьи запрет, обязанности по требованию правообладателя по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также возместить правообладателю причиненные убытки.

Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но изменение сводится к введению в пункт положения о возможности выбора юридическим лицом, нарушившим правила п. 3 статьи, вместо прекращения использования соответствующего фирменного наименования изменить свое фирменное наименование.

Согласно сохраняющим свою практическую значимость разъяснениям, данным в п. 60 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, в силу п. 4 комментируемой статьи соответствующие требования может заявить только правообладатель; органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, на основании п. 5 ст. 1473 комментируемого параграфа предоставлено право предъявить в суд только иск о понуждении к изменению фирменного наименования и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует определенным требованиям; иным лицам право требования от юридического лица прекращения нарушения положений комментируемого параграфа в ГК РФ не предоставлено. Как разъяснено в п. 58.6 указанного Постановления, споры о фирменных наименованиях подведомственны арбитражным судам.

 

Статья 1475. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 1475

 

Комментируемая статья регламентирует действие исключительного права на фирменное наименование в пространстве (п. 1) и во времени (п. 2). В пункте 1 данной статьи в соответствии с требованием п. 1 ст. 1473 комментируемого параграфа о необходимости включения фирменного наименования в ЕГРЮЛ установлено, что на территории РФ действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в указанный реестр. По сути, такое же положение содержалось в части 1 ст. 149 ОГЗ СССР, предусматривавшей, что фирменное наименование юридического лица подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц.

При применении комментируемой статьи в п. 61 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 судам предписано учитывать, что она не исключает охрану в России права на фирменное наименование иностранных юридических лиц. При этом сделана отсылка к ст. 8 «Фирменные наименования» Парижской конвенции, устанавливающей, что фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

В положениях п. 2 комментируемой статьи определены моменты возникновения и прекращения исключительного права на фирменное наименование: право возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

В отношении положения о моменте возникновения исключительного права на фирменное наименование в п. 58.1 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 подчеркнуто, что какой-либо специальной регистрации фирменного наименования, указанного в учредительных документах юридического лица, ГК РФ не предполагает. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС России от 8 декабря 2009 г. N 9833/09 по делу N А40-53937/08-51-526 <1>, нормы комментируемой главы связывают защиту исключительного права использования фирменного наименования с моментом государственной регистрации юридического лица, а не с моментом, когда юридическое лицо приступило к соответствующей деятельности.

———————————

<1> ВВАС РФ. 2010. N 3.

 

Государственная регистрация юридических лиц регламентирована положениями ст. 51 части первой ГК РФ, согласно п. 8 которой (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ) юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр. Юридическое лицо прекращается в связи с его ликвидацией и его прекращением как недействующего. Как предусмотрено соответствующими нормами данного Кодекса: ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63); исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 642).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулирует Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ), что и закреплено в его ст. 1. Приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 158н утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов <1>.

———————————

<1> РГ. 2012. 28 апреля. N 95.

 

Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания

 

Комментарий к статье 1476

 

В комментируемой статье определено соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение (§ 4 комментируемой главы) и на товарный знак и знак обслуживания (§ 2 комментируемой главы).

Пункт 1 данной статьи в рамках такой регламентации предусматривает, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения (ч. 1), а также устанавливает, что фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения (ч. 2). Этот пункт взаимосвязан со следующими положениями п. 1 ст. 1541 комментируемой главы о соотношении прав на коммерческое обозначение с правами на фирменное наименование: исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность использования фирменного наименования или отдельных его элементов правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания. При этом часть 2 данного пункта устанавливает, что фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания. В отличие от § 1 и 4 комментируемой главы, в положениях § 2 данной главы о соотношении прав на товарный знак и знак обслуживания с правами на фирменное наименование не говорится.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code