Глава 75. ПРАВО НА СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ)

Статья 1465 ГК РФ. Секрет производства (ноу-хау)

Комментарий к статье 1465

 

Комментируемая статья определяет понятие секрета производства (ноу-хау) как результат интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана. До принятия комментируемой части в п. п. 1 — 3 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» давались следующие определения:

коммерческая тайна — конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

информация, составляющая коммерческую тайну, — научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

режим коммерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.

В первоначальной редакции комментируемой статьи определялось, что секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

С учетом этого Законом 2006 г. N 231-ФЗ в целях приведения Федерального закона «О коммерческой тайне» в соответствие с комментируемой частью приведенный п. 3 ст. 3 данного Закона, определявший понятие режима коммерческой тайны, признан утратившим силу, а п. п. 1 и 2 этой статьи изложены в следующей редакции:

коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Комментируемая статья изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, в п. 1 которой определено, что секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Как отмечалось авторами проекта изменений, тем самым уточнено определение секрета производства (ноу-хау), из которого исключена жесткая привязка к соблюдению режима коммерческой тайны; обладатель секрета производства должен лишь принимать разумные меры для соблюдения конфиденциальности, а режим коммерческой тайны как одну из таких мер он может выбрать по своему усмотрению; соответствующие изменения должны быть внесены также в Федеральный закон «О коммерческой тайне», в результате чего применение режима коммерческой тайны станет возможным не только в отношении секретов производства, но и тех сведений, которые не являются оборотоспособными, но обладают коммерческой ценностью вследствие их неизвестности третьим лицам.

Соответственно, Законом 2014 г. N 35-ФЗ изложен полностью в новой редакции п. 2 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне». В новой редакции данного пункта понятие информации, составляющей коммерческую тайну, определено как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Следует также отметить, что в п. 1 ст. 139 части первой ГК РФ было определено, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Понятие секрета производства (ноу-хау) было определено также в ч. 1 ст. 151 ОГЗ СССР, предусматривавшей, что обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что:

1) эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

3) обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Эти положения в наибольшей степени соответствовали п. 2 ст. 39 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), предусматривающему, что физическим и юридическим лицам предоставляется возможность препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, без их согласия была раскрыта, получена или использована другими лицами способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии, что такая информация:

  1. a) является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не является общеизвестной и легко доступной — лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией;
  2. b) ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность; и
  3. c) является предметом надлежащих в данных обстоятельствах мер, направленных на сохранение ее секретности, со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию.

При этом согласно сноске к указанной статье для целей приведенных положений выражение «способ, противоречащий честной коммерческой практике» подразумевает как минимум такую практику, как расторжение договора, подрыв доверия или содействие подрыву доверия, и включает приобретение закрытой информации третьими лицами, которым было известно или не было известно в результате грубой небрежности, что приобретение такой информации подразумевает такую практику.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

Данное положение введено Законом 2014 г. N 35-ФЗ, которым, как говорилось выше, комментируемая статья изложена полностью в новой редакции. Положение закреплено аналогично тому, как в п. 11 ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» предусмотрено, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

В целом же указанная ст. 5 предусматривает, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

В пункте 1 ст. 139 части первой ГК РФ в рамках соответствующей регламентации устанавливалось, что сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Следует также упомянуть, что сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определены также в действовавшем до настоящего времени Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» <1>.

———————————

<1> СП РФ. 1992. N 1 — 2. Ст. 7.

 

Статья 1466. Исключительное право на секрет производства

 

Комментарий к статье 1466

 

В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его в соответствии со ст. 1229 комментируемой части любым не противоречащим закону способом (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «исключительное право на секрет производства»), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений.

Пункт 1 комментируемой статьи также предусматривает, что обладатель секрета производства может распоряжаться исключительным правом на секрет производства. Способом распоряжения таким исключительным правом является в том числе заключение предусмотренных соответственно в ст. ст. 1468 и 1469 договора об отчуждении исключительного права на секрет производства и лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства.

Положения п. 1 комментируемой статьи закреплены в соответствии с общей нормой ч. 1 п. 1 ст. 1229 комментируемой части, согласно которой гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом; правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233), если ГК РФ не предусмотрено иное.

До принятия комментируемой части ст. 7 Федерального закона «О коммерческой тайне» предусматривала права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну. В целях приведения данного Закона в соответствие с комментируемой частью Законом 2006 г. N 231-ФЗ указанная статья признана утратившей силу, однако ее положения «восстановлены» Законом 2014 г. N 35-ФЗ. Последним Федеральный закон «О коммерческой тайне» дополнен ст. 6.1 «Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну», в соответствии с ч. 2 которой обладатель такой информации имеет право:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с данным Законом и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству РФ;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Часть 1 п. 2 ст. 139 части первой ГК РФ в рамках соответствующей регламентации устанавливала, что информация, составляющая коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными данным Кодексом и другими законами.

В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено приобретение самостоятельного исключительного права на секрет производства лицом, ставшим добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства.

Аналогично сказанному выше следует отметить, что до принятия комментируемой части в рамках соответствующего регулирования в ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О коммерческой тайне» устанавливалось, что информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо. В целях приведения данного Закона в соответствие с комментируемой частью Законом 2006 г. N 231-ФЗ изложенная часть 2 ст. 4 признана утратившей силу.

Еще ранее в ч. 3 ст. 151 ОГЗ СССР предусматривалось лишь то, что лицо, самостоятельно и добросовестно получившее информацию, представляющую собой ноу-хау, вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений.

 

Статья 1467. Действие исключительного права на секрет производства

 

Комментарий к статье 1467

 

Комментируемая статья определяет срок действия исключительного права на секрет производства. Закрепление такой регламентации основано на общей норме п. 2 ст. 1230 комментируемой части, предусматривающей, что продолжительность срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, порядок исчисления этого срока, основания и порядок его продления, а также основания и порядок прекращения исключительного права до истечения срока устанавливаются ГК РФ.

До принятия комментируемой части в ч. 2 ст. 151 ОГЗ СССР устанавливалось, что срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия условий, названных в ч. 1 данной статьи, т.е. условий, при которых обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами (о таких условиях см. комментарий к ст. 1465).

Как установлено комментируемой статьей, срок действия исключительного права на секрет производства совпадает со сроком сохранения конфиденциальности сведений, составляющих его содержание (соответственно, в отличие от ОГЗ СССР речь идет о действии лишь одного из условий охраны секрета производства). При этом предусмотрено, что утрата конфиденциальности сведений, составляющих секрет производства, означает прекращение исключительного права на секрет производства у всех правообладателей, а не только у того из них, кем утрачена конфиденциальность соответствующих сведений. Понятие конфиденциальности информации определено в п. 7 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

В Федеральном законе «О коммерческой тайне» охрана конфиденциальности информации регламентирована прежде всего положениями ст. 10 (в ред. Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ <1>), согласно ч. 2 которой режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер, указанных в ч. 1 данной статьи:

———————————

<1> СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4291.

 

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

 

Статья 1468. Договор об отчуждении исключительного права на секрет производства

 

Комментарий к статье 1468

 

В комментируемой статье говорится о договоре об отчуждении исключительного права на секрет производства, а в следующей статье — о лицензионном договоре о предоставлении права использования секрета производства. Заключение договора об отчуждении исключительного права и лицензионного договора прямо указано в общей норме ч. 1 п. 1 ст. 1233 комментируемой части в качестве возможных способов распоряжения правообладателем принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие договора об отчуждении исключительного права на секрет производства. Данный пункт воспроизводит применительно к исключительному праву на секрет производства общие положения п. 1 ст. 1234 комментируемой части, определяющие понятие договора об отчуждении исключительного права: по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю). Соответственно, в отношении регламентации договора об отчуждении исключительного права на секрет производства необходимо обращение к положениям указанной ст. 1234.

Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет обязанность правообладателя, заключившего договор об отчуждении исключительного права на секрет производства, сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства. Срок действия исключительного права на секрет производства определяется ст. 1467 комментируемой главы, из которой следует, что неисполнение указанной обязанности означает прекращение действия исключительного права на секрет производства у всех правообладателей, а это лишало бы смысла заключение и исполнение договора об отчуждении исключительного права на секрет производства. Ответственность за нарушение указанной обязанности предусмотрена в п. 1 ст. 1472 комментируемой главы.

 

Статья 1469. Лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства

 

Комментарий к статье 1469

 

Комментируемая статья посвящена лицензионному договору о предоставлении права использования секрета производства. Как говорилось в комментарии к предыдущей статье, заключение такого договора наряду с заключением договора об отчуждении исключительного права на секрет производства являются основными способами распоряжения правообладателем принадлежащим ему исключительным правом на секрет производства.

В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства. В данном пункте воспроизведены применительно к исключительному праву на топологию следующие общие положения ч. 1 п. 1 ст. 1235 комментируемой части, определяющие понятие лицензионного договора: по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Соответственно, в отношении регламентации лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства необходимо обращение к положениям указанной ст. 1235.

Положения п. 2 комментируемой статьи регламентируют срок, на который заключается лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства: установлено, что лицензионный договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока его действия; для второго из указанных случаев предусмотрено право любой из сторон договора отказаться от договора; для осуществления такого отказа сторона договора должна предупредить об этом другую сторону не позднее чем за шесть месяцев, но договором может быть предусмотрен более длительный срок. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правила, дополнительные к тем, которые закреплены общими положениями п. 4 упомянутой выше ст. 1235 комментируемой части в отношении срока, на который заключается лицензионный договор.

В частях 1 и 2 п. 3 комментируемой статьи закреплена и дифференцированно регламентирована обязанность сторон лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства сохранять конфиденциальность секрета производства:

лицо, распорядившееся своим правом использования секрета производства, исполняет указанную обязанность в течение всего срока действия лицензионного договора;

лица, получившие соответствующие права по лицензионному договору, исполняют указанную обязанность до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

Данные положения предопределены устанавливающей срок действия исключительного права на секрет производства ст. 1467 комментируемой главы, из которой следует, что неисполнение указанной обязанности означает прекращение действия исключительного права на секрет производства у всех правообладателей, а это лишало бы смысла заключение и исполнение лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства. Ответственность за нарушение указанной обязанности предусмотрена в п. 1 ст. 1472 комментируемой главы.

 

Статья 1470. Служебный секрет производства

 

Комментарий к статье 1470

 

В комментируемой статье определен правовой режим служебного секрета производства. Положения данной статьи закреплены по аналогии с нормами ст. ст. 1295, 1370, 1430 и 1461 комментируемой части, посвященными соответственно служебным произведению, изобретению, полезной модели и промышленному образцу, селекционному достижению, топологии интегральной микросхемы.

Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие служебного секрета производства — таковым признается секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, а также устанавливает, что исключительное право на служебный секрет производства принадлежит работодателю.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ТрК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом. В части 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ) предусмотрено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В пункте 2 комментируемой статьи закреплена обязанность гражданина, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, сохранять конфиденциальность полученных сведений. Данная обязанность подлежит исполнению таким работником до прекращения действия исключительного права на секрет производства. Срок действия исключительного права на секрет производства определяется ст. 1467 комментируемой главы, из которой следует, что неисполнение указанной обязанности означает прекращение действия исключительного права на секрет производства у всех правообладателей. Ответственность за нарушение указанной обязанности предусмотрена в п. 1 ст. 1472 комментируемой главы.

 

Статья 1471. Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору

 

Комментарий к статье 1471

 

Комментируемая статья определяет правовой режим секрета производства, полученного при выполнении работ по договору, в том числе при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ либо по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд. В прежней (первоначальной) редакции данная статья имела две части, вторая из которых была посвящена случаю, когда секрет производства получен при выполнении работ по договору, заключаемому главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями, но Законом 2014 г. N 35-ФЗ эта часть признана утратившей силу.

Упомянутые договоры регламентированы положениями соответственно глав 37 «Подряд» и 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 702 первой из названных глав, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По договору на выполнение научно-исследовательских работ согласно п. 1 ст. 769 второй из названных глав исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

В отношении же упомянутых государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд следует отметить, что эта терминология устарела. Такая терминология соответствовала положениям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», но он утратил силу со вступлением в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, в условиях действия второго из названных Законов в комментируемой статье должна идти речь о секрете производства, полученном при выполнении работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Государственные нужды (федеральные нужды и нужды субъектов РФ) и муниципальные нужды, для обеспечения которых заказчиками осуществляются закупки в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определены в ст. 13 данного Закона (см. комментарий к ст. 1298).

Комментируемая статья, определяя правовой режим секрета производства, полученного при выполнении работ по договору, устанавливает лишь одно правило — правило о том, что исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю). Данная норма сформулирована диспозитивно — указано, что соответствующим договором (контрактом) могут быть предусмотрены отступления от этого правила. Изложенная норма закреплена аналогично тому, как определены правовые режимы других результатов интеллектуальной деятельности (см. ст. ст. 1297, 1298, 1371, 1372, 1462 и комментарий к ним).

 

Статья 1472. Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства

 

Комментарий к статье 1472

 

В комментируемой статье предусмотрена ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства. До принятия комментируемой части соответствующее регулирование содержалось в ст. 14 Федерального закона «О коммерческой тайне», посвященной ответственности за нарушение данного Закона (о положениях данной статьи сказано ниже). Часть 2 п. 2 ст. 139 части первой ГК РФ в рамках соответствующей регламентации предусматривала, что лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. При этом указывалось, что такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Еще ранее в ч. 3 ст. 151 ОГЗ СССР устанавливалось лишь то, что лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу, обязано возместить ему убытки.

Пункт 1 комментируемой статьи в рамках установления такой ответственности устанавливает обязанность нарушителя исключительного права на секрет производства возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, но при условии, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом. Основой для установления в данном пункте такой ответственности являются общие положения подп. 3 п. 1 ст. 1252 комментируемой части, согласно которым защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется в том числе путем предъявления в порядке, предусмотренном ГК РФ, требования о возмещении убытков к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб (см. комментарий к указанной статье).

В качестве нарушителя исключительного права на секрет производства в п. 1 комментируемой статьи названы:

лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения;

лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства в соответствии с п. 2 ст. 1468, п. 3 ст. 1469 или п. 2 ст. 1470 комментируемой главы, т.е. лицо, распорядившееся своим исключительным правом на секрет производства путем заключения договора об отчуждении этого права, стороны лицензионного договора о предоставлении права использования секрета производства, гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства.

В пункте 57 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 предписано иметь в виду, что к ответственности за нарушение исключительного права на секрет производства на основании комментируемой статьи может быть привлечено любое лицо, разгласившее сведения, составляющие секрет производства (или допустившее иные нарушения исключительного права), в том числе публично-правовое образование (Россия, субъект РФ, муниципальное образование), если его орган, получивший доступ к соответствующей информации, такую информацию разгласил. При этом сделана отсылка к ст. 14 Федерального закона «О коммерческой тайне», в ч. 3 которой установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

Необходимо подчеркнуть, что в комментируемой статье говорится только о гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительного права на секрет производства. Пункт 1 упомянутой ст. 14 Федерального закона «О коммерческой тайне» предусматривает, что нарушение данного Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. В пункте 2 указанной статьи установлено, что работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Пункт 2 комментируемой статьи исключает несение указанной в п. 1 данной статьи ответственности таким лицом, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно. При этом прямо указано, что это могут быть в том числе случаи, когда данное лицо получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке.

В пункте 2 комментируемой статьи воспроизведены положения ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О коммерческой тайне», устанавливающие, что лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет ответственность в соответствии с п. 1 данной статьи. Часть 5 этой ст. 14 предусматривает, что по требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, указанное лицо обязано принять меры по охране конфиденциальности информации; при отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code