5. Получение патента на селекционное достижение. Прекращение действия патента на селекционное достижение

Статья 1433 ГК РФ. Заявка на выдачу патента на селекционное достижение

 

Комментарий к статье 1433

 

В комментируемом параграфе содержится регулирование двух групп отношений — связанных с получением патента на селекционное достижение и связанных с прекращением действия патента на селекционное достижение. Открывающая данный параграф комментируемая статья регламентирует подачу заявки на выдачу патента на селекционное достижение. В этой статье воспроизведен ряд положений ст. 5 «Заявка на выдачу патента» Закона 1993 г. о селекционных достижениях.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что заявка на выдачу патента на селекционное достижение (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «заявка на выдачу патента») подлежит подаче в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. в Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246). Подобным образом в ч. 1 ст. 5 Закона 1993 г. о селекционных достижениях предусматривалось, что заявка на выдачу патента подается в Госсортокомиссию.

В пункте 1 комментируемой статьи также установлено, что заявка на выдачу патента подается лицом, обладающим правом на получение патента в соответствии с ГК РФ (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «заявитель»). Право на получение патента на селекционное достижение регламентировано положениями ст. 1420 комментируемой главы (см. указанную статью и комментарий к ней).

Ранее в ч. 1 ст. 5 Закона 1993 г. о селекционных достижениях предусматривалось, что право на подачу заявки на выдачу патента принадлежит селекционеру или его правопреемнику. В отличие от комментируемой статьи положениями ч. ч. 2 — 5 ст. 5 Закона 1993 г. о селекционных достижениях право на подачу заявки на выдачу патента регламентировалось более широко. Так, предусматривались следующие правила: в случае если селекционное достижение выведено, создано или выявлено при выполнении служебного задания или служебных обязанностей, право на подачу заявки на выдачу патента принадлежит работодателю, если договором между селекционером и работодателем не предусмотрено иное; заявка может быть подана несколькими заявителями, если они совместно вывели, создали или выявили селекционное достижение или являются правопреемниками авторов; заявка может быть подана через посредника, который в силу полномочий, основанных на доверенности, ведет дела, связанные с получением патента; работники Госсортокомиссии, ее подразделений в республиках в составе России, в автономной области, автономных округах, краях, областях в течение всего периода работы в этих учреждениях не имеют права подавать заявки на выдачу патента на селекционное достижение.

Положения п. 2 комментируемой статьи определяют состав документов, входящих в заявку на выдачу патента. В соответствии с действующей редакцией данного пункта заявка на выдачу патента должна содержать заявление о выдаче патента и анкету селекционного достижения. Такие же положения содержались в ч. 6 ст. 5 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, но в отличие от них в п. 2 комментируемой статьи непосредственно установлено, что в заявлении о выдаче патента должны быть указаны автор селекционного достижения и лицо, на имя которого испрашивается патент, а также место жительства или место нахождения каждого из них. Если в заявлении на выдачу патента указано несколько заявителей, то согласно п. 3 ст. 1439 комментируемого параграфа патент выдается заявителю, указанному в заявлении первым, и используется заявителями совместно по соглашению между ними.

В прежней (первоначальной) редакции подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, как и ранее в ч. 6 ст. 5 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, предусматривался еще один документ, входящий в состав заявки на выдачу патента, — документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере либо основания для освобождения от уплаты пошлины, или для уменьшения ее размера, или для отсрочки ее уплаты. Указанный подп. 3 признан утратившим силу Законом 2014 г. N 35-ФЗ.

В пункте 3 комментируемой статьи полномочие по установлению на основании ГК РФ требований к документам заявки на выдачу патента делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства. Указанным федеральным органом исполнительной власти согласно п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», является Минсельхоз России, т.е. то же ведомство, которое является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям (см. комментарий к ст. 1246).

Ранее в части 7 ст. 5 Закона 1993 г. о селекционных достижениях предусматривалось, что требования к указанным документам устанавливаются Госсортокомиссией. На основании данной нормы Госсортокомиссией 14 октября 1994 г. утверждены под N 2-01/3 Правила составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение <1>. В приложении к названным Правилам приведена форма заявления на выдачу патента на селекционное достижение (форма N 301). В самих Правилах определена структура анкеты сорта (породы).

———————————

<1> Российские вести. 1995. 30 марта. N 58.

 

Как видно из названия данных Правил, они не только устанавливают требования к документам заявки на выдачу патента, но и определяют порядок подачи такой заявки. Так, в п. 1 Правил установлено, что Госсортокомиссия принимает заявки в течение года; для проведения испытания селекционного достижения на охраноспособность в очередном сельскохозяйственном сезоне заявка должна поступить по культурам озимого сева, плодовым культурам и винограду не позднее 15 января, а по остальным культурам и породам — не позднее 1 декабря.

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что заявка на выдачу патента должна относиться к одному селекционному достижению. Точно такое же требование содержалось в ч. 8 ст. 5 Закона 1993 г. о селекционных достижениях. Соответственно, в заявке на выдачу патента не могут содержаться документы, относящиеся более чем к одному селекционному достижению.

В пункте 5 комментируемой статьи в точности воспроизведены положения ч. 10 ст. 5 Закона 1993 г. о селекционных достижениях о требованиях к языку составления документов заявки на выдачу патента: документы подлежат представлению на русском или другом языке; если документы представлены на другом языке, к заявке на выдачу патента прилагается их перевод на русский язык. Эти положения продублированы в п. 4 названных выше Правил составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение. В этом же пункте предусмотрено следующее: название иностранного селекционного достижения записывают на языке заявителя и в русской транскрипции; все формы заявки заполняют на пишущей машинке; ботанические определения записывают латинским шрифтом печатными буквами.

 

Статья 1434. Приоритет селекционного достижения

 

Комментарий к статье 1434

 

В соответствии с правилами комментируемой статьи определяется приоритет селекционного достижения, что необходимо для оценки соответствия селекционного достижения такому условию охраноспособности, обозначенному в п. 3 ст. 1413 комментируемой главы, как новизна. В комментируемой статье в основном воспроизведены положения имевшей такое же наименование ст. 7 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, сформулированные с учетом положений ст. 11 «Право приоритета» Международной конвенции по охране новых сортов растений.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет общее правило о том, что приоритет селекционного достижения подлежит установлению по дате поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. в Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246), заявки на выдачу патента. Ранее подобным образом в ч. 1 ст. 7 Закона 1993 г. о селекционных достижениях устанавливалось, что приоритет селекционного достижения устанавливается по дате поступления в Госсортокомиссию заявки на выдачу патента или заявки на допуск к использованию.

В пункте 2 комментируемой статьи, почти в точности воспроизводящем положения ч. 2 ст. 7 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, установлены правила определения приоритета селекционного достижения в случае, когда в Минсельхоз России в один и тот же день поступают две или более заявки на выдачу патента на одно и то же селекционное достижение: в этом случае приоритет подлежит установлению по более ранней дате отправки заявки; для ситуации же, когда экспертизой установлено, что эти заявки имеют одну и ту же дату отправки, предусмотрено, что патент может быть выдан по заявке, имеющей более ранний регистрационный номер, присвоенный Минсельхозом России; при этом указано, что соглашением между заявителями могут быть предусмотрены отступления от этого правила.

Пункт 3 комментируемой статьи, почти в точности воспроизводящий положения ч. ч. 3 и 4 ст. 7 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, предусматривает особенности определения приоритета селекционного достижения при подаче заявителем заявки в иностранном государстве, с которым Россия заключила договор об охране селекционных достижений:

если заявке на выдачу патента, поступившей в Минсельхоз России, предшествовала такая заявка, то в соответствии с ч. 1 п. 3 комментируемой статьи заявитель пользуется приоритетом первой заявки в течение 12 месяцев со дня ее подачи;

часть 2 данного пункта предусматривает необходимость указания заявителем в заявке, направляемой в Минсельхоз России, даты приоритета первой заявки, а также возлагает на заявителя обязанность в течение шести месяцев со дня поступления заявки в Минсельхоз России представить копию первой заявки, заверенную компетентным органом соответствующего иностранного государства, и ее перевод на русский язык. При этом предусмотрено, что выполнение указанных условий наделяет заявителя правом не представлять дополнительную документацию и необходимый для испытания материал в течение трех лет со дня подачи первой заявки.

Эти положения закреплены с учетом следующего регулирования, содержащегося в названной выше ст. 11 Международной конвенции по охране новых сортов растений:

селекционер, подавший в установленном порядке заявку на предоставление правовой охраны нового сорта в одной из Договаривающихся Сторон («первая заявка»), пользуется в течение двенадцати месяцев правом приоритета для целей подачи заявки на предоставление права селекционера на этот сорт в компетентный орган любой другой Договаривающейся Стороны («последующая заявка»). Этот срок исчисляется со дня подачи первой заявки. День подачи заявки в указанный срок не включается (п. 1);

для того чтобы воспользоваться правом приоритета, селекционер в последующей заявке заявляет приоритет первой заявки. Компетентный орган, в который была подана последующая заявка, может требовать, чтобы в течение не менее трех месяцев с даты подачи последующей заявки селекционер предоставил копии первоначальных заявочных материалов, заверенных органом, в который была подана эта заявка, и образцы или другое доказательство того, что данный сорт, составляющий предмет обеих заявок, является одним и тем же (п. 2);

селекционеру предоставляется возможность в течение двух лет после истечения приоритета или, в тех случаях, когда первая заявка отклонена или отозвана, достаточное время после такого отклонения или отзыва для предоставления компетентному органу Договаривающейся Стороны, в которой была подана последующая заявка, любой необходимой информации, документов или материала, требуемых для целей экспертизы в соответствии со ст. 12 законами этой Договаривающейся Стороны (п. 3);

такие факты, как подача другой заявки, опубликование или использование нового сорта, являющегося предметом первой заявки, в случае если они происходят в течение срока, предусмотренного в п. 1, не могут служить основанием для отклонения последующей заявки. Такие факты не могут также служить основанием для возникновения каких-либо прав третьих лиц (п. 4).

 

Статья 1435. Предварительная экспертиза заявки на выдачу патента

 

Комментарий к статье 1435

 

Комментируемая статья предусматривает и регламентирует проведение федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. Минсельхозом России (см. комментарий к ст. 1246), предварительной экспертизы заявки на выдачу патента. В данной статье воспроизведены с отдельными редакционными изменениями положения имевшей такое же название ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях.

В пункте 1 комментируемой статьи, воспроизводящем положения ч. 1 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, определены действия, осуществляемые в ходе предварительной экспертизы заявки на выдачу патента. В частности, предусмотрено, что устанавливается дата приоритета, проверяется наличие документов, предусмотренных п. 2 ст. 1433 комментируемого параграфа (т.е. документов, которые должна содержать заявка на выдачу патента), и их соответствие установленным требованиям.

Пункт 1 комментируемой статьи также воспроизводит положение ч. 1 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях о месячном сроке проведения предварительной экспертизы заявки на выдачу патента. Представляется очевидным, что этот срок подлежит исчислению с даты поступления соответствующей заявки.

В пункте 2 комментируемой статьи воспроизведены положения ч. ч. 2 — 4 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, предусматривавшие дополнение, уточнение или исправление документов заявки в период проведения ее предварительной экспертизы: заявителю предоставлено право по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять документы заявки; Минсельхозу России предоставлено право запросить у заявителя отсутствующие или уточняющие документы с установлением срока их представления, а на заявителя возложена корреспондирующая с этим правом обязанность представить эти документы в установленный срок; на случай, когда документы, отсутствовавшие на дату поступления заявки, не будут представлены заявителем в Минсельхоз России в установленный срок, установлено, что заявка не принимается к рассмотрению, о чем уведомляется заявитель. В части 4 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях такое последствие предусматривалось для случая, когда необходимые уточнения не были внесены в установленный срок или не были представлены документы, отсутствовавшие на дату поступления заявки.

В части 1 п. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что Минсельхоз России обязан уведомить заявителя о положительном результате предварительной экспертизы и дате подачи заявки на выдачу патента. Эта обязанность подлежит исполнению незамедлительно после завершения предварительной экспертизы. Ранее в ч. 6 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях устанавливалось лишь то, что при положительном результате предварительной экспертизы заявитель уведомляется о приеме его заявки.

Часть 2 п. 3 комментируемой статьи, воспроизводя положение ч. 7 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, устанавливает необходимость опубликования сведений о принятых заявках в официальном бюллетене Минсельхоза России. В развитие этого положения в подп. 1 п. 1 ст. 1443 комментируемого параграфа установлено, что федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям публикует в издаваемом им официальном бюллетене сведения о поступивших заявках на выдачу патента с указанием даты приоритета селекционного достижения, имени или наименования заявителя, наименования селекционного достижения, а также имени автора селекционного достижения, если последний не отказался быть упомянутым в качестве такового. Об официальном бюллетене см. комментарий к ст. 1443.

В пункте 4 комментируемой статьи, воспроизводящем положения ч. 5 ст. 8 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, предусмотрено право заявителя в случае несогласия с решением Минсельхоза России, принятым по результатам предварительной экспертизы заявки на выдачу патента, оспорить это решение в судебном порядке. При этом установлен срок для обращения в суд с соответствующим требованием — три месяца со дня получения указанного решения.

Такие дела в зависимости от подведомственности рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гл. 25 «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» ГПК РФ, или арбитражными судами в порядке, предусмотренном гл. 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц» АПК РФ (наименование главы в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ <1>).

———————————

<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4197.

 

Положение п. 4 комментируемой статьи о сроке обращения в суд согласуется с нормой ч. 1 ст. 256 названной главы ГПК РФ, устанавливающей, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, а также с нормой ч. 4 ст. 198 названной главы АПК РФ, предусматривающей, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

 

Статья 1436. Временная правовая охрана селекционного достижения

 

Комментарий к статье 1436

 

В комментируемой статье предусмотрена временная правовая охрана селекционного достижения. Такое регулирование содержалось в ст. 15 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, но положения указанной статьи претерпели отдельные изменения, унифицировавшие их с положениями ст. 1392 комментируемой части о временной правовой охране изобретения.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи временная правовая охрана предоставляется селекционному достижению, на которое подана заявка в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. в Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246). В силу прямого указания в данном пункте временная правовая охрана предоставляется со дня подачи заявки и до даты выдачи заявителю патента на селекционное достижение. Такие же положения содержались в ч. 1 ст. 15 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, но в них говорилось о предоставлении временной правовой охраны селекционного достижения заявителю.

Пункт 2 комментируемой статьи предоставляет патентообладателю право после получения патента на селекционное достижение получить денежную компенсацию от лица, совершившего без разрешения заявителя в период временной правовой охраны селекционного достижения действия, указанные в п. 3 ст. 1421 комментируемой главы, т.е. те действия с семенами и племенным материалом селекционного достижения, осуществление которых согласно указанному пункту считается использованием селекционного достижения (см. указанную статью и комментарий к ней).

Подобным образом в ч. 2 ст. 15 Закона 1993 г. о селекционных достижениях устанавливалось, что после получения патента патентообладатель имеет право получить компенсацию от лица, совершившего без разрешения заявителя в период временной правовой охраны селекционного достижения действия, указанные в п. 1 ст. 13 данного Закона. Соответственно, нововведением п. 2 комментируемой статьи является положение о том, что размер предусмотренной данным пунктом компенсации подлежит определению по соглашению сторон, а в случае спора — судом. Нововведение закреплено по аналогии с соответствующим положением п. 3 упомянутой выше ст. 1392 комментируемой части.

В пункте 3 комментируемой статьи перечислены следующие действия с семенами, племенным материалом, которые разрешены заявителю в период временной правовой охраны: продажа и иная передача семян, племенного материала для научных целей; продажа и иная передача семян, племенного материала в связи с отчуждением права на получение патента на селекционное достижение или с производством семян, племенного материала по заказу заявителя в целях создания их запаса. Тем самым в точности воспроизведены положения ч. 3 ст. 15 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, за исключением того, что в указанной части говорилось о переуступке права на селекционное достижение, а не об отчуждении права на получение патента на селекционное достижение (указанное право является нововведением, см. комментарий к ст. 1420).

Положения п. 4 комментируемой статьи предусматривают следующие три случая, в которых временная правовая охрана селекционного достижения считается ненаступившей, т.е. селекционному достижению не предоставляется временная правовая охрана:

1) заявка на выдачу патента не была принята к рассмотрению, т.е. при отрицательном результате предварительной экспертизы заявки на выдачу патента. Предварительная экспертиза заявки на выдачу патента регламентирована положениями ст. 1435 комментируемого параграфа, к которым и отсылает п. 4 комментируемой статьи;

2) по заявке на выдачу патента принято решение об отказе в выдаче патента и исчерпана предусмотренная ГК РФ возможность подачи возражения против этого решения. Принятие решения о выдаче патента на селекционное достижение регламентировано положениями ст. 1439 комментируемого параграфа;

3) заявителем нарушены требования п. 3 комментируемой статьи, т.е. заявителем в период временной правовой охраны селекционного достижения с семенами, племенным материалом совершены действия, не предусмотренные в указанном пункте. Ранее в части 4 ст. 15 Закона 1993 г. о селекционных достижениях только такой случай, когда временная правовая охрана селекционного достижения считается ненаступившей, и предусматривался. Нововведения п. 4 комментируемой статьи закреплены по аналогии с положениями п. 2 упомянутой выше ст. 1392 комментируемой части.

 

Статья 1437. Экспертиза селекционного достижения на новизну

 

Комментарий к статье 1437

 

Комментируемая статья предусматривает и регламентирует проведение экспертизы селекционного достижения на новизну, т.е. установление наличия или отсутствия соответствия селекционного достижения такому критерию охраноспособности селекционного достижения, предусмотренному в п. 2 ст. 1413 комментируемой главы, как новизна. В комментируемой статье воспроизведены с некоторыми изменениями положения ст. 9 Закона 1993 г. о селекционных достижениях. Статья 12 Международной конвенции по охране новых сортов растений предусматривает общую процедуру экспертизы заявки на предмет соответствия условиям охраноспособности (см. комментарий к ст. 1438).

В части 1 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено право любого заинтересованного лица после опубликования сведений о заявке на выдачу патента в течение шести месяцев со дня публикации направить в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246), ходатайство о проведении экспертизы заявленного селекционного достижения на новизну. Часть 1 ст. 9 Закона 1993 г. о селекционных достижениях формулировала соответствующее право как право направить в Госсортокомиссию претензию в отношении новизны заявленного селекционного достижения. На обеспечение реализации рассматриваемого права направлено положение п. 2 ст. 1443 комментируемой главы, предусматривающее, что после публикации сведений о поступившей заявке на выдачу патента на селекционное достижение и о решении, принимаемом по этой заявке, любое лицо вправе ознакомиться с материалами заявки.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи предусматривает процедуру уведомления федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям заявителя о поступлении ходатайства о проведении экспертизы заявленного селекционного достижения на новизну с изложением существа ходатайства. Такая процедура предусматривалась в ч. 2 ст. 9 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, но в ней говорилось о необходимости уведомления заявителя о поступлении обоснованной претензии, что подразумевало необходимость оценки Госсортокомиссией претензии с позиции ее обоснованности.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи также предусмотрено право заявителя в течение трех месяцев со дня получения уведомления о поступлении ходатайства о проведении экспертизы заявленного селекционного достижения на новизну направить в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям мотивированное возражение против ходатайства. Такое же право заявителя предусматривалось в ч. 2 ст. 9 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, но с ненужной оговоркой о том, что это право реализуется при несогласии заявителя с претензией.

Пункт 2 комментируемой статьи в точности воспроизводит положения ч. ч. 3 и 4 ст. 9 Закона 1993 г. о селекционных достижениях (за исключением наименования государственного органа), устанавливая, что по имеющимся материалам федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение и сообщает о нем заинтересованному лицу, а также предусматривая, что в случае, если селекционное достижение не соответствует критерию новизны, то принимается решение об отказе в выдаче патента на селекционное достижение.

Получается, что регламентация самого проведения экспертизы селекционного достижения на новизну положениями комментируемой статьи не охвачена. В этом отношении уместно упомянуть, что отдельные моменты соответствующего регулирования содержатся в Регламенте принятия решения по заявке на выдачу патента на селекционное достижение <1>, утв. Госсортокомиссией 10 февраля 1997 г. N 12-04/01. Так, в п. 1 названного Регламента наряду с прочим предусмотрено следующее: решение о соответствии сорта критерию новизны может быть принято Госсортокомиссией не ранее шести месяцев с даты опубликования сведений о заявке, в течение которых любое заинтересованное лицо может направить в Госсортокомиссию претензию в отношении новизны заявленного сорта; в случае непоступления документа, подтверждающего уплату пошлины за направление претензии, претензия считается непоступившей; решение об отказе в выдаче патента на основании несоответствия сорта критерию новизны может быть принято вне зависимости от даты публикации заявки.

———————————

<1> СПС.

 

Вопросы уплаты пошлины за проведение экспертизы заявленного селекционного достижения на новизну урегулированы Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735.

 

Статья 1438. Испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность

 

Комментарий к статье 1438

 

В комментируемой статье предусмотрено и регламентировано проведение испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, т.е. установление наличия или отсутствия соответствия селекционного достижения таким критериям охраноспособности селекционного достижения, предусмотренным в п. 2 ст. 1413 комментируемой главы, как отличимость, однородность и стабильность. Комментируемая статья воспроизводит с отдельными редакционными изменениями положения ст. 10 Закона 1993 г. о селекционных достижениях. В статье 12 Международной конвенции по охране новых сортов растений в рамках такой регламентации установлено, что в ходе экспертизы заявки на предмет соответствия условиям охраноспособности компетентный орган может выращивать сорт или проводить другие необходимые испытания, предъявлять требование о выращивании нового сорта либо проведении других необходимых испытаний или использовать результаты уже проведенных официальных испытаний.

Часть 1 п. 1 комментируемой статьи, регламентируя проведение испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, делегирует полномочия по установлению методик и сроков таких испытаний федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства (в ч. 1 ст. 10 Закона 1993 г. о селекционных достижениях говорилось о соответствующих полномочиях Госсортокомиссии). Указанным федеральным органом исполнительной власти согласно п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», является Минсельхоз России, т.е. то же ведомство, которое является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям (см. комментарий к ст. 1246).

В части 2 п. 1 комментируемой статьи закреплена обязанность заявителя предоставить для испытаний необходимое количество семян, племенного материала по адресу и в срок, которые указаны федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям. При этом подразумевается корреспондирующее с этой обязанностью заявителя право Минсельхоза России затребовать необходимое количество семян, племенного материала с указанием адреса и срока их предоставления. Подобное регулирование содержится в ст. 12 Международной конвенции по охране новых сортов растений, предусматривающей, что для целей экспертизы заявки на предмет соответствия условиям охраноспособности компетентный орган может требовать от селекционера предоставить всю необходимую информацию, документы или материал.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает право федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям в целях установления наличия или отсутствия соответствия селекционного достижения таким критериям охраноспособности, как отличимость, однородность и стабильность, использовать, во-первых, результаты испытаний, проведенных компетентными органами других государств, с которыми заключены соответствующие договоры, во-вторых, результаты испытаний, проведенных другими российскими организациями по договору с указанным федеральным органом, и, в-третьих, данные, представленные заявителем.

Детализация положений ст. 10 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, которые вошли в комментируемую статью, содержится в п. 3 Регламента принятия решения по заявке на выдачу патента на селекционное достижение, утв. Госсортокомиссией 10 февраля 1997 г. N 12-04/01:

испытания на отличимость, однородность и стабильность (ООС), если таковые не были проведены прежде по заявке на допуск к использованию, проводят специализированные госсортстанции и госсортоучастки, другие уполномоченные на это организации, а по ряду родов и видов, устанавливаемому Госсортокомиссией, — сами заявители по утвержденной Госсортокомиссией методике;

по заявкам с датой приоритета до 15 января 1998 г. Госсортокомиссия вправе использовать данные результатов испытаний на ООС, проведенные заявителем по сортам всех родов и видов, включенных в Перечень родов и видов, селекционные достижения которых подлежат охране в Российской Федерации;

по результатам испытаний на ООС в отделе по культуре составляют описание сорта с заключением о его отличимости от общеизвестных сортов, однородности и стабильности. Описание согласовывают с заявителем. При несогласии с описанием заявитель представляет обоснование. В случае противоречивых данных испытания на ООС должны быть продолжены в следующем году. Специалист и начальник отдела по культуре подписывают согласованное с заявителем описание и сдают его в Отдел регистрации и госреестров в качестве основания для выдачи патента и авторских свидетельств.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code