4. Селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное в порядке выполнения служебного задания или при выполнении работ по договору

Статья 1430 ГК РФ. Служебное селекционное достижение

 

Комментарий к статье 1430

 

Комментируемый параграф определяет правовой режим селекционного достижения, созданного, выведенного или выявленного в порядке выполнения служебного задания или при выполнении работ по договору. В комментируемой статье определен правовой режим служебного селекционного достижения, а в двух следующих за ней — соответственно правовой режим селекционного достижения, созданного, выведенного или выявленного по заказу, т.е. по договору, предметом которого было создание, выведение или выявление селекционного достижения, и селекционного достижения, созданного, выведенного или выявленного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту.

Закон 1993 г. о селекционных достижениях непосредственно в рамках определения правового режима служебного селекционного достижения устанавливал единственное правило — в части 2 его ст. 5 предусматривалось, что в случае, когда селекционное достижение выведено, создано или выявлено при выполнении служебного задания или служебных обязанностей, право на подачу заявки на выдачу патента принадлежит работодателю, если договором между селекционером и работодателем не предусмотрено иное. Положения комментируемой статьи закреплены по аналогии с нормами ст. ст. 1295, 1370 и 1461 комментируемой части, посвященными соответственно служебному произведению, служебным изобретению, полезной модели и промышленному образцу, служебной топологии.

В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие служебного селекционного достижения — таковым признается селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное работником в порядке выполнения своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. Селекционному достижению, созданному, выведенному или выявленному работником не в порядке выполнения своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, но с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, посвящены положения п. 6 комментируемой статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ТрК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом. В части 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ) предусмотрено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что право авторства на служебное селекционное достижение принадлежит работнику (автору). Данное положение соответствует норме ст. 1418 комментируемой главы, устанавливающей, что право авторства, т.е. право признаваться автором селекционного достижения, неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на селекционное достижение и при предоставлении другому лицу права его использования. Как предусмотрено там же, отказ от этого права ничтожен.

В пункте 3 комментируемой статьи определена принадлежность работодателю исключительного права на служебное селекционное достижение и права на получение патента. Данная норма сформулирована как диспозитивная — предусмотрено, что трудовым или гражданско-правовым договором между работником и работодателем могут быть установлены отступления от указанного правила. В прежней (первоначальной) редакции рассматриваемого пункта говорилось о трудовом и ином договоре между работником и работодателем. Указание на то, что речь идет именно о гражданско-правовом договоре, введено Законом 2014 г. N 35-ФЗ. До принятия указанного Закона о гражданско-правовом характере соответствующего договора говорилось, например, в разъяснениях, данных в подп. «в» п. 91 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9 (об указанных разъяснениях см. ниже).

Положения п. 4 комментируемой статьи регламентируют отношения между работником и работодателем, возникающие в случае действия общего правила п. 3 данной статьи о том, что исключительное право на служебное селекционное достижение и право на получение патента принадлежат работодателю.

В части 1 п. 4 комментируемой статьи закреплена обязанность работника письменно уведомить работодателя о создании, выведении или выявлении в порядке выполнения своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя результата, в отношении которого возможно предоставление правовой охраны в качестве селекционного достижения.

Часть 2 данного пункта предусматривает возвращение работнику права на получение патента на такое селекционное достижение (до внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменения говорилось о том, что такое право принадлежит, а не возвращается работнику) в случае, если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником о созданном, выведенном или выявленном им результате не совершит одно из следующих действий — не подаст заявку на выдачу патента на это селекционное достижение в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. в Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246), не передаст право на получение патента на служебное селекционное достижение другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате в тайне.

В части 2 п. 4 комментируемой статьи также предусмотрено, что при возвращении работнику права на получение патента на такое селекционное достижение работодатель в течение срока действия патента имеет право на использование служебного селекционного достижения в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии. Условия простой (неисключительной) лицензии согласно подп. 1 п. 1 ст. 1236 комментируемой части означают, что лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности предоставляются с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (см. комментарий к указанной статье). При этом работодатель в силу прямого указания в ч. 2 п. 4 комментируемой статьи обязан выплачивать патентообладателю компенсацию, размер, условия и порядок выплаты которой определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора — судом.

Пункт 5 комментируемой статьи регламентирует отношения между работником и работодателем, возникающие по поводу вознаграждения за использование созданного, выведенного или выявленного служебного селекционного достижения. В данном пункте регламентировано такое указанное в п. 2 ст. 1408 комментируемой главы право на селекционные достижения, не относящееся к интеллектуальным правам, как право на вознаграждение за служебное селекционное достижение.

В части 1 п. 5 комментируемой статьи предусмотрено право работника на получение такого вознаграждения в размере и на условиях, которые определяются соглашением между работником и работодателем. При этом установлен минимальный размер такого вознаграждения — 2% от суммы ежегодного дохода от использования селекционного достижения, включая доход от предоставления лицензий. Тем самым воспроизведены положения ч. 1 ст. 23 Закона 1993 г. о селекционных достижениях о вознаграждении автору селекционного достижения, не являющемуся патентообладателем. Кроме того, на случай недостижения согласия между работником и работодателем в ч. 1 п. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что спор о размере, порядке или об условиях выплаты работодателем вознаграждения в связи с использованием служебного селекционного достижения разрешается судом.

Часть 2 п. 5 комментируемой статьи, воспроизводя часть 3 упомянутой выше ст. 23 Закона 1993 г. о селекционных достижениях, устанавливает, что вознаграждение выплачивается работнику в течение шести месяцев после истечения каждого года, в котором использовалось селекционное достижение. В комментируемую статью не вошло положение ч. 2 указанной ст. 23, согласно которому в случае, если сорт, порода выведены, созданы или выявлены несколькими авторами, вознаграждение распределяется в соответствии с соглашением между ними, а также положение ч. 4 этой же статьи, устанавливавшее, что за несвоевременную выплату вознаграждения патентообладатель уплачивает автору пеню за каждый день просрочки в размере, определенном договором. Однако это вовсе не означает отсутствия силы изложенных правил.

В части 3 п. 5 комментируемой статьи определено, что право на вознаграждение за служебное селекционное достижение неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на оставшийся срок действия исключительного права. Данная часть введена Законом 2014 г. N 35-ФЗ, до принятия которого изложенные правила следовали из разъяснений, данных в подп. «в» п. 91 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9. В указанных разъяснениях отмечалось, что договор между работодателем и работником, которым определяются размер, условия и порядок выплаты такого вознаграждения, по своему характеру является гражданско-правовым. Как указывалось там же, судом может быть установлено, что положения, которыми определяется выплата вознаграждения, включенные в содержание трудового договора, фактически устанавливают гражданско-правовые обязательства сторон.

В пункте 6 комментируемой статьи предусмотрен специальный правовой режим селекционного достижения, созданного, выведенного или выявленного работником не в порядке выполнения своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, но с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя:

такое селекционное достижение не является служебным, соответственно, на него не распространяются положения п. п. 1 — 5 данной статьи. Право на получение патента на такое селекционное достижение и исключительное право на такое селекционное достижение принадлежат работнику как автору селекционного достижения, что соответствует норме п. 1 ст. 1420 комментируемой главы, согласно которой право на получение патента на селекционное достижение первоначально принадлежит автору селекционного достижения;

работодатель в случае создания, выведения или выявления такого селекционного достижения наделяется правом по своему выбору потребовать предоставления ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование селекционного достижения для собственных нужд на весь срок действия исключительного права на селекционное достижение либо возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием, выведением или выявлением такого селекционного достижения. Условия простой (неисключительной) лицензии согласно подп. 1 п. 1 ст. 1236 комментируемой части означают, что лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности предоставляются с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (см. комментарий к указанной статье).

 

Статья 1431. Селекционные достижения, созданные, выведенные или выявленные по заказу

 

Комментарий к статье 1431

 

Комментируемая статья определяет правовой режим селекционных достижений, созданных, выведенных или выявленных по заказу, т.е. по договору, предметом которого было создание, выведение или выявление селекционного достижения. Положения данной статьи являются нововведениями, закрепленными аналогично положениям ст. ст. 1296, 1372 и 1463 комментируемой части, определяющим правовой режим соответственно программ для ЭВМ и баз данных, созданных по заказу, промышленного образца, созданного по заказу, и топологии, созданной по заказу.

Договорами, о которых идет речь, могут быть договор подряда или договор на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, регламентированные положениями соответственно глав 37 «Подряд» и 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 702 первой из названных глав, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По договору на выполнение научно-исследовательских работ согласно п. 1 ст. 769 второй из названных глав исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи определяется лицо, которому принадлежат право на получение патента и исключительное право на селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное по заказу. Установлено, что указанные права принадлежат заказчику, но норма сформулирована диспозитивно — указано, что договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком могут быть предусмотрены отступления от изложенного правила. Речь идет прежде всего о том, что в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком право на получение патента на селекционное достижение и исключительное право на селекционное достижение могут принадлежать подрядчику (исполнителю).

Пункт 1 комментируемой статьи изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции пункта содержались такие же правила определения субъекта права на получение патента и исключительного право на селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное по заказу. Внесенные изменения сводятся к уточнению о том, что речь идет о соответствующих правах на селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное по заказу, а не о случае, когда селекционное достижение создано, выведено или выявлено по заказу.

В положениях п. п. 2 и 3 комментируемой статьи предусмотрены права сторон договора, предметом которого было создание, выведение или выявление селекционного достижения, в зависимости от того, кому на основании п. 1 данной статьи принадлежат право на получение патента и исключительное право на селекционное достижение, созданное, выведенное или выявленное по заказу:

на случай, когда указанные права в соответствии с п. 1 данной статьи, т.е. по общему правилу, принадлежат заказчику, п. 2 статьи предоставляет подрядчику (исполнителю) право использовать селекционное достижение для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента. Эта норма, также как норма п. 1 статьи, сформулирована диспозитивно — указано, что договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком могут быть предусмотрены отступления от изложенного правила. Законом 2014 г. N 35-ФЗ из п. 2 статьи исключено положение, устанавливавшее, что договором, на основании которого выполнялась работа, может быть предусмотрена лицензия иного вида;

на случай, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком указанные права принадлежат подрядчику (исполнителю), п. 3 статьи предоставляет заказчику право использовать селекционное достижение в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор, на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента. Эта норма в отличие от норм п. п. 2 и 3 статьи сформулирована императивно — в ней не указано на возможность отступления договором от изложенного правила. В норму п. 2 статьи Законом 2014 г. N 35-ФЗ также внесено изменение. В прежней (первоначальной) редакции пункта говорилось об использовании селекционного достижения для собственных нужд, а не в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор.

Упоминаемые в п. п. 2 и 3 комментируемой статьи условия простой (неисключительной) лицензии согласно подп. 1 п. 1 ст. 1236 комментируемой части означают, что лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности предоставляются с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (см. комментарий к указанной статье).

Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает выплату вознаграждения не являющемуся патентообладателем автору селекционного достижения, созданного, выведенного или выявленного по заказу. В отношении регламентации выплаты такого вознаграждения данный пункт отсылает к п. 5 ст. 1430 комментируемого параграфа, т.е. к регламентации выплаты работодателем вознаграждения работнику за использование созданного, выведенного или выявленного служебного селекционного достижения (см. указанную статью и комментарий к ней).

 

Статья 1432. Селекционные достижения, созданные, выведенные или выявленные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту

 

Комментарий к статье 1432

 

В комментируемой статье содержится нововведение комментируемой части относительно селекционных достижений, созданных, выведенных или выявленных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту. Нововведение сводится к распространению на такие селекционные достижения правил ст. 1373 комментируемой части, т.е. на такие селекционные достижения распространен правовой режим изобретения, полезной модели, промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту.

О таком правовом режиме см. ст. 1373 и комментарий к ней. Здесь же аналогично комментарию к указанной статье следует отметить, что терминология «выполнение работ по государственному или муниципальному контракту» устарела. Эта терминология соответствовала положениям Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», но он утратил силу со вступлением в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, в условиях действия второго из названных Законов в комментируемой статье должна идти речь о селекционных достижениях, созданных, выведенных или выявленных при выполнении работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Государственные нужды (федеральные нужды и нужды субъектов РФ) и муниципальные нужды, для обеспечения которых заказчиками осуществляются закупки в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определены в ст. 13 данного Закона (см. комментарий к ст. 1298).

Помимо собственно определения правового режима селекционных достижений, созданных, выведенных или выявленных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, комментируемая статья имеет значение в том отношении, что никакие другие положения комментируемой главы не содержат прямой отсылки к нормам патентного права. Это означает, что все другие нормы патентного права неприменимы к селекционным достижениям.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code