3. Распоряжение исключительным правом на селекционное достижение

Статья 1426 ГК РФ. Договор об отчуждении исключительного права на селекционное достижение

 

Комментарий к статье 1426

 

Комментируемый параграф посвящен распоряжению исключительным правом на селекционное достижение и включает регламентацию договора об отчуждении исключительного права на селекционное достижение (договора об отчуждении патента, ст. ст. 1426 — 1427), лицензионного договора о предоставлении права использования селекционного достижения (ст. 1428) и открытой лицензии на селекционное достижение (ст. 1429).

В комментируемой статье и следующей статье говорится о договоре об отчуждении исключительного права на селекционное достижение (договоре об отчуждении патента). Положения данных статей являются нововведениями — Закон 1993 г. о селекционных достижениях не регламентировал названный вид договора. В этом отношении показательно, что раздел V названного Закона, посвященный лицензионному договору, открытой лицензии и принудительной лицензии, имел название «Использование селекционного достижения», в то время как в названии комментируемого параграфа говорится о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение.

Комментируемая статья определяет понятие договора об отчуждении исключительного права на селекционное достижение (договора об отчуждении патента). В данной статье воспроизведены применительно к исключительному праву на селекционное достижение общие положения п. 1 ст. 1234 комментируемой части, определяющие понятие договора об отчуждении исключительного права: по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю). Соответственно, в отношении регламентации договора об отчуждении исключительного права на селекционное достижение (договора об отчуждении патента) необходимо обращение к положениям указанной ст. 1234, а в отношении публичного предложения о заключении такого договора — к положениям ст. 1427 комментируемого параграфа.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1232), Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 384 утверждены Правила государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение и перехода такого права без договора. Названные Правила согласно их п. 1 устанавливают порядок и условия государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение, а также перехода такого права без договора. Как установлено в п. 2 названных Правил:

государственной регистрации подлежат следующие договоры о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение: договор об отчуждении исключительного права на селекционное достижение (договор об отчуждении патента); договор о залоге исключительного права на селекционное достижение; договор о предоставлении права использования селекционного достижения;

государственной регистрации подлежат изменения, касающиеся существенных условий зарегистрированного договора о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение, расторжение зарегистрированного договора о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение, а также переход исключительного права на селекционное достижение без договора.

 

Статья 1427. Публичное предложение о заключении договора об отчуждении патента на селекционное достижение

 

Комментарий к статье 1427

 

Комментируемая статья предусматривает и регламентирует процедуру публичного предложения о заключении договора об отчуждении патента на селекционное достижение. Как говорилось в комментарии к предыдущей статье, Закон 1993 г. о селекционных достижениях не предусматривал такой вид договора, как договор об отчуждении исключительного права на селекционное достижение (договор об отчуждении патента). Нововведения, вошедшие в комментируемую статью, закреплены по аналогии с положениями ст. 1366 комментируемой части, посвященными публичному предложению заключить договор об отчуждении патента на изобретение (см. указанную статью и комментарий к ней).

В части 1 п. 1 комментируемой статьи предусмотрена возможность направления заявителем, являющимся автором селекционного достижения, при подаче заявки на выдачу патента на селекционное достижение одновременно заявления о том, что в случае выдачи патента он обязуется заключить договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином РФ или российским юридическим лицом, кто первым изъявил такое желание и уведомил об этом патентообладателя и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям. Соответственно, тем самым гарантируется приобретение патента исключительно российскими гражданами и организациями.

Часть 1 п. 1 комментируемой статьи также устанавливает, что наличие заявления, содержащего публичное предложение о заключении договора об отчуждении патента на селекционное достижение, освобождает заявителя от уплаты патентных пошлин, предусмотренных ГК РФ, в отношении заявки на выдачу патента на селекционное достижение и в отношении патента, выданного по такой заявке. Соответственно, тем самым обеспечиваются имущественные интересы заявителя, являющегося автором селекционного достижения.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246), обязан опубликовать в официальном бюллетене сведения о заявлении, содержащем публичное предложение о заключении договора об отчуждении патента на селекционное достижение. Об официальном бюллетене см. комментарий к ст. 1443.

Публичное предложение о заключении договора об отчуждении патента на селекционное достижение по своей правовой природе очень близко к публичной оферте, которой посвящены следующие положения п. 2 ст. 437 части первой ГК РФ: содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта). В отличие от публичной оферты в публичном предложении о заключении договора об отчуждении патента на селекционное достижение говорится о заключении договора, во-первых, только с гражданином РФ или российским юридическим лицом, и, во-вторых, на условиях, соответствующих установившейся практике.

Часть 1 п. 2 комментируемой статьи закрепляет обязанность лица, заключившего с патентообладателем на основании его заявления, указанного в п. 1 данной статьи, договор об отчуждении патента, уплатить все патентные пошлины, от уплаты которых был освобожден заявитель (патентообладатель), а также предусматривает, что в дальнейшем патентные пошлины уплачиваются в установленном порядке. Иначе говоря, при реализации публичного предложения о заключении договора об отчуждении патента на селекционное достижение бремя уплаты всех необходимых патентных пошлин перекладывается на лицо, с которым заключен такой договор. Вопросы уплаты патентных пошлин урегулированы Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735.

В части 2 п. 2 комментируемой статьи в целях обеспечения реализации ч. 1 данного пункта уплата всех патентных пошлин, от уплаты которых был освобожден заявитель (патентообладатель), определена в качестве условия осуществления государственной регистрации перехода исключительного права к приобретателю по договору об отчуждении патента в федеральном органе исполнительной власти по селекционным достижениям. Изложенная часть приведена в редакции изменений, внесенных Законом 2014 г. N 35-ФЗ. В прежней (первоначальной) редакции данной части говорилось о государственной регистрации в указанном органе не перехода исключительного права, а договора об отчуждении патента. Кроме того, прямо предусматривалось, что к заявлению о регистрации договора должен быть приложен документ, подтверждающий уплату всех патентных пошлин, от уплаты которых был освобожден заявитель (патентообладатель). Такие же изменения внесены указанным Законом в ч. 2 п. 2 ст. 1366 комментируемой части.

Положения п. 3 комментируемой статьи определяют последствия отсутствия непоступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. в Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246), письменных уведомлений о желании заключить договор об отчуждении патента при наличии публичного предложения о заключении такого договора:

если такое уведомление не поступило в течение двух лет со дня публикации сведений о выдаче патента, в отношении которого было сделано соответствующее заявление, патентообладателю предоставляется право подать в указанный федеральный орган ходатайство об отзыве своего заявления;

при отзыве соответствующего заявления предусмотренные ГК РФ патентные пошлины, от уплаты которых заявитель (патентообладатель) был освобожден, подлежат уплате. В дальнейшем патентные пошлины уплачиваются в установленном порядке;

на федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям возлагается обязанность опубликовать в официальном бюллетене сведения об отзыве соответствующего заявления. Об официальном бюллетене см. комментарий к ст. 1443.

 

Статья 1428. Лицензионный договор о предоставлении права использования селекционного достижения

 

Комментарий к статье 1428

 

В комментируемой статье определено понятие лицензионного договора о предоставлении права использования селекционного достижения. Данная норма воспроизводит применительно к исключительному праву на селекционное достижение следующие общие положения ч. 1 п. 1 ст. 1235 комментируемой части, определяющие понятие лицензионного договора: по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Соответственно, в отношении регламентации лицензионного договора о предоставлении права использования селекционного достижения необходимо обращение к положениям указанной ст. 1235.

Часть 1 ст. 16 Закона 1993 г. о селекционных достижениях подобным образом определяла, что по лицензионному договору (исключительная или неисключительная лицензия) патентообладатель (лицензиар) передает право на использование селекционного достижения другому лицу (лицензиату) в порядке расчетов, обусловленных договором, или безвозмездно.

При этом в ч. ч. 2 и 3 указанной статьи было определено следующее: при исключительной лицензии лицензиату передается исключительное право на использование селекционного достижения в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на использование селекционного достижения в части, не передаваемой лицензиату; при неисключительной лицензии за лицензиаром остаются все права, предоставляемые патентом на селекционное достижение, в том числе право на предоставление лицензий третьим лицам.

В комментируемой части такое регулирование применительно к лицензионному договору о предоставлении права использования селекционного достижения следует из общих положений п. 1 ст. 1236 комментируемой части, согласно которым лицензионный договор может предусматривать:

1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1426), порядок и условия государственной регистрации договоров о предоставлении права использования селекционного достижения устанавливают Правила государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение и перехода такого права без договора, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 384.

 

Статья 1429. Открытая лицензия на селекционное достижение

 

Комментарий к статье 1429

 

Комментируемая статья определяет правовой режим открытой лицензии на селекционное достижение — возможности предоставления любому лицу права использования селекционного достижения. Подобное регулирование содержалось в ст. 19 «Открытая лицензия» Закона 1993 г. о селекционных достижениях, но оно претерпело изменения, унифицирующие правовой режим открытой лицензии на селекционное достижение с правовым режимом открытой лицензии на изобретение, полезную модель или промышленный образец, определенным в ст. 1368 комментируемой части.

В части 1 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено право патентообладателя подать в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, т.е. в Минсельхоз России (см. комментарий к ст. 1246), заявление о возможности предоставления любому лицу права использования селекционного достижения. При этом часть 3 данного пункта предусматривает, что условия, на которых право использования селекционного достижения может быть предоставлено любому лицу, подлежат сообщению в указанный федеральный орган, на который возлагается обязанность опубликовать за счет патентообладателя в официальном бюллетене соответствующие сведения об открытой лицензии. Об официальном бюллетене см. комментарий к ст. 1443.

Часть 3 п. 1 комментируемой статьи также закрепляет обязанность патентообладателя заключить с лицом, изъявившим желание использовать указанное селекционное достижение, лицензионный договор на условиях простой (неисключительной) лицензии. Такой лицензионный договор согласно подп. 1 п. 1 ст. 1236 комментируемой части должен предусматривать предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (см. комментарий к указанной статье).

Ранее положениями ст. 19 Закона 1993 г. о селекционных достижениях в рамках подобного регулирования устанавливались несколько иные правила. Так, в части 1 указанной статьи предусматривалось, что патентообладатель может опубликовать в официальном бюллетене Госсортокомиссии заявление о том, что любое лицо, при условии уплаты обусловленных в заявлении платежей, вправе использовать его селекционное достижение с даты уведомления об этом патентообладателя. Часть 2 указанной статьи устанавливала, что Госсортокомиссия вносит в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений запись о предоставлении открытой лицензии с указанием размера платежей.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено уменьшение при подаче патентообладателем в Минсельхоз России заявления об открытой лицензии размера пошлины за поддержание патента в силе на 50% начиная с года, следующего за годом публикации в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии. Тем самым воспроизведено с терминологическими изменениями положение ч. 3 ст. 19 Закона 1993 г. о селекционных достижениях. Вопросы уплаты пошлины за поддержание патента в силе урегулированы Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. N 735.

Положения п. 2 комментируемой статьи предусматривают и регламентируют отзыв открытой лицензии. Эти положения в большей своей части являются нововведениями — в части 4 ст. 19 Закона 1993 г. о селекционных достижениях предусматривалось лишь то, что по заявлению патентообладателя и при условии согласия всех владельцев открытой лицензии Госсортокомиссия вносит в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений запись о прекращении действия открытой лицензии.

Частью 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено право патентообладателя подать в Минсельхоз России ходатайство об отзыве своего заявления об открытой лицензии. Это право предоставляется патентообладателю по истечении двух лет со дня публикации в официальном бюллетене сведений об открытой лицензии. При отзыве лицензии лицензиаты по лицензионным договорам, заключенным на условиях открытой лицензии, в силу прямого указания в ч. 3 данного пункта сохраняют свои права на весь срок действия этих договоров.

В положениях ч. ч. 2 и 3 данного пункта также регламентирована уплата пошлины за поддержание патента при отзыве открытой лицензии. Эта регламентация зависит от того, были ли заключены соответствующие лицензионные договоры на условиях открытой лицензии: при отсутствии таких договоров, т.е. в случае, если никто не изъявил желание использовать селекционное достижение (при изъявлении такого желания заключение соответствующего договора обязательно в силу ч. 3 п. 1 статьи), на патентообладателя возлагаются обязанности доплатить пошлину за поддержание патента в силе за период, прошедший со дня публикации сведений об открытой лицензии, и в дальнейшем уплачивать ее в полном размере; в случае заключения таких договоров на патентообладателя возлагается обязанность уплачивать пошлину за поддержание патента в силе в полном размере со дня отзыва открытой лицензии.

Часть 4 п. 2 комментируемой статьи обязывает федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям публиковать в официальном бюллетене сведения об отзыве заявления об открытой лицензии. В отличие от ч. 3 п. 1 данной статьи, предусматривающей опубликование сведений об открытой лицензии, при этом не идет речь о том, что публикация осуществляется за счет патентообладателя. Об официальном бюллетене см. комментарий к ст. 1443.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code