7. Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений

Статья 1401 ГК РФ. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента на секретное изобретение

 

Комментарий к статье 1401

 

В комментируемом параграфе определены особенности правовой охраны и использования секретных изобретений, т.е. согласно юридико-техническому сокращенному обозначению, введенному в п. 2 ст. 1349 комментируемой главы, — изобретений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. В упомянутой норме установлено, что на секретные изобретения положения ГК РФ распространяются, если иное не предусмотрено специальными правилами ст. ст. 1401 — 1405 комментируемой главы (т.е. правилами комментируемого параграфа), и изданными в соответствии с ними иными правовыми актами. Ранее соответствующая регламентация содержалась в положениях разд. VII «Особенности правовой охраны секретных изобретений» (ст. ст. 30.2 — 30.6) Патентного закона 1992 г. (раздел введен Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ).

Комментируемая статья, воспроизводящая положения ст. 30.2 Патентного закона 1992 г., регламентирует подачу и рассмотрение заявки на выдачу патента на секретное изобретение (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «заявка на секретное изобретение»). Открывает данную статью норма, устанавливающая необходимость соблюдения законодательства о государственной тайне при подаче заявки на секретное изобретение, рассмотрении такой заявки и обращения с ней. Прежде всего это означает, что участвующие в указанных процедурах юридические лица должны иметь лицензию на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности, а физические лица — иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме.

В пункте 2 комментируемой статьи определены органы, в которые подаются заявки на секретные изобретения:

заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности «секретно», подлежат подаче в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «уполномоченные органы»; указание на названную корпорацию введено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» <1>);

———————————

<1> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6079.

 

заявки на иные секретные изобретения подлежат подаче в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатент.

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 «О федеральных органах исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения» (здесь и далее в ред. Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882) <1> установлено, что Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба безопасности РФ и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» являются органами, уполномоченными рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности «секретно».

———————————

<1> СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4046; 2012. N 37. Ст. 5002.

 

Там же предусмотрено, что в зависимости от тематической принадлежности заявки на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, подаются в Министерство обороны РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство промышленности и торговли РФ или в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», заявки на секретные изобретения, которые относятся к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, — в Министерство внутренних дел РФ или в Федеральную службу безопасности РФ.

Частью 1 п. 3 комментируемой статьи на случай, когда при рассмотрении Роспатентом заявки на изобретение будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, предусмотрено, что такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение. При этом в ч. 2 данного пункта установлен запрет засекречивания заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1349), Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 «О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну» утверждены Правила проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну. Здесь же следует отметить, что этим же Постановлением (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 сентября 2011 г. N 754 <1>) федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, предоставлено право осуществлять проверку наличия сведений, составляющих государственную тайну, в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в России, поданных в Роспатент российскими юридическими лицами или гражданами РФ, в том числе в международных заявках на выдачу патента на изобретение, поданных в Роспатент в соответствии с Договором о патентной кооперации, и в заявках на выдачу патента на изобретение, поданных через Роспатент в соответствии с Евразийской патентной конвенцией.

———————————

<1> СЗ РФ. 2011. N 37. Ст. 5266.

 

В пункте 4 комментируемой статьи установлено, что при рассмотрении заявки на секретное изобретение соответственно подлежат применению положения ст. ст. 1384, 1386 — 1389 комментируемой главы. При этом в изъятие из данных положений предусмотрен запрет публикации сведений о такой заявке. При рассмотрении заявки на секретное изобретение применяется Регламент Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.). Кроме того, до настоящего времени действуют Рекомендации по вопросам экспертизы заявок на секретные изобретения, утв. Приказом Роспатента от 4 июля 2007 г. N 69 <1>. При рассмотрении заявки уполномоченными органами применяются соответствующие ведомственные акты. В качестве примера можно упомянуть Административный регламент предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по организации рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники, утв. Приказом Министра обороны РФ от 23 июля 2012 г. N 2020 <2>.

———————————

<1> СПС.

<2> РГ. 2012. 14 декабря. N 289.

 

Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает необходимость при установлении новизны секретного изобретения также включать в уровень техники (при этом сделана отсылка к положениям п. 2 ст. 1350 комментируемой главы, в соответствии с которыми определяется новизна изобретения), при условии их более раннего приоритета, секретные изобретения, запатентованные в России, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих изобретений установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается.

Следует упомянуть, что в г. Минске 4 июня 1999 г. заключено Соглашение о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений <1>, согласно ст. 4 которого Стороны обязались при рассекречивании секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или поданы заявки на их выдачу, руководствоваться Правилами рассекречивания секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или поданы заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР, являющимися неотъемлемой частью данного Соглашения. Названное Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 4-ФЗ «О ратификации Соглашения о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений» <2>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2007. N 8. Ст. 935.

<2> СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 169.

 

В отступлении от общего порядка в п. 6 комментируемой статьи указано, что возражение против решения, принятого по заявке на секретное изобретение уполномоченным органом, рассматривается в установленном им порядке. При этом предусмотрено, что решение, принятое по такому возражению, может быть оспорено в суде.

Пункт 7 комментируемой статьи исключает возможность применения к заявкам на секретные изобретения положений ст. 1379 комментируемой главы о преобразовании заявки на изобретение в заявку на полезную модель. Указанная ст. 1379 изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ в новой редакции, в которой введена возможность преобразования заявки на изобретение в заявку на промышленный образец. Как представляется, это нововведение не учтено в п. 7 комментируемой статьи лишь вследствие редакционной неточности, допущенной при принятии данного Закона.

 

Статья 1402. Государственная регистрация секретного изобретения и выдача патента на него. Распространение сведений о секретном изобретении

 

Комментарий к статье 1402

 

В комментируемой статье, воспроизводящей положения ст. 30.3 Патентного закона 1992 г., определены особенности государственной регистрации секретного изобретения и выдачи патента на него, а также регламентировано распространение сведений о секретном изобретении.

Общий порядок государственной регистрации изобретения установлен ст. 1393 комментируемой главы. В отступление от этого общего порядка в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае, когда решение о выдаче патента на секретное изобретение принято уполномоченным органом, государственная регистрация секретного изобретения в Государственном реестре изобретений РФ и выдача патента на секретное изобретение осуществляются этим органом (об уполномоченных органах см. комментарий к ст. 1401). На уполномоченный орган, зарегистрировавший секретное изобретение и выдавший патент на секретное изобретение, возлагается уведомление об этом федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатента. В остальных случаях государственная регистрация секретного изобретения в Государственном реестре изобретений РФ и выдача патента на секретное изобретение осуществляются Роспатентом.

Перечень сведений, вносимых в Государственный реестр изобретений РФ при государственной регистрации секретного изобретения Роспатентом или, если решение о выдаче патента на секретное изобретение принято уполномоченным органом, — этим органом, определен в подп. 13.1.3 Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.).

Форма патента на секретное изобретение утверждена Приказом Роспатента от 17 марта 2004 г. N 35 «Об утверждении формы патента на секретное изобретение и формы «Приложение N» к патенту на секретное изобретение» <1>, а форма Приложения к патенту на секретное изобретение — Приказом Роспатента от 11 октября 2006 г. N 111 «Об изменениях форм Приложений к патентам на изобретение, полезную модель, промышленный образец, секретное изобретение, к свидетельствам на товарный знак (знак обслуживания), коллективный знак, общеизвестный товарный знак, право пользования наименованием места происхождения товара» <2> (форма приведена в приложении N 4 к данному Приказу).

———————————

<1> СПС.

<2> СПС.

 

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что уполномоченный орган, осуществивший регистрацию секретного изобретения и выдавший на него патент, вносит изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в патент на секретное изобретение и (или) Государственный реестр изобретений РФ. Данная часть предусматривает отступления от положений п. 4 упомянутой выше ст. 1393, согласно которым такие изменения вносятся Роспатентом.

В пункте 2 комментируемой статьи в отступление от правил ст. 1394 комментируемой главы о публикации сведений о выдаче патента на изобретение устанавливает запрет публикации сведений о заявках и патентах на секретные изобретения, а также об относящихся к секретным изобретениям изменениях в Государственном реестре изобретений РФ.

При этом предусмотрено, что передача сведений о таких патентах осуществляется в соответствии с законодательством о государственной тайне. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями регламентирована положениями ст. 16 Закона РФ «О государственной тайне», согласно ч. 3 которой обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является выполнение ими требований, предусмотренных в ст. 27 данного Закона. В части 1 ст. 27, к которой сделана отсылка, предусмотрено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1540.

 

Статья 1403. Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений

 

Комментарий к статье 1403

 

Комментируемая статья, воспроизводя положения ст. 30.4 Патентного закона 1992 г., регламентирует изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, а также определяет дальнейшие действия, осуществляемые после этого.

В рамках регламентации изменения степени секретности и рассекречивания изобретений, а также изменения и снятия грифов секретности с документов заявки и с патента на секретное изобретение п. 1 комментируемой статьи отсылает к порядку, установленному законодательством о государственной тайне, т.е. к Закону РФ «О государственной тайне». В этом отношении следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 8 данного Закона устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 утверждены Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности <1>.

———————————

<1> СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619.

 

Порядок засекречивания сведений и их носителей определен ст. 11 Закона РФ «О государственной тайне», согласно ч. 1 которой основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию; при засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

Порядок рассекречивания сведений определен ст. 13 Закона РФ «О государственной тайне», в ч. 1 которой определено, что рассекречивание сведений и их носителей — это снятие ранее введенных в предусмотренном данным Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Положения п. 2 комментируемой статьи определяют последствия изменения степени секретности:

при повышении степени секретности изобретения — изменении грифа «секретно» на «совершенно секретно», изменении грифа «секретно» или «совершенно секретно» на «особой важности» — федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган (об уполномоченных органах см. комментарий к ст. 1401). Дальнейшее рассмотрение заявки, если к моменту повышения степени секретности оно не завершено Роспатентом, осуществляется уполномоченным органом;

при понижении степени секретности изобретения — изменении грифа «особой важности» на «совершенно секретно» или «секретно», изменении грифа «совершенно секретно» на «секретно» — дальнейшее рассмотрение заявки на секретное изобретение осуществляется тем же уполномоченным органом, который до этого рассматривал заявку.

На случай рассекречивания изобретения п. 3 комментируемой статьи предусматривает, что уполномоченный орган передает имеющиеся у него рассекреченные документы заявки на изобретение в Роспатент. Дальнейшее рассмотрение заявки, если к моменту рассекречивания не завершено уполномоченным органом, осуществляется Роспатентом. При этом применяются положения § 5 «Получение патента» комментируемой главы и Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.).

 

Статья 1404. Признание недействительным патента на секретное изобретение, выданного уполномоченным органом

 

Комментарий к статье 1404

 

В комментируемой статье, воспроизводящей положения ст. 30.5 Патентного закона 1992 г., предусмотрена и регламентирована процедура признания недействительным патента на секретное изобретение, выданного уполномоченным органом. Уточняющее дополнение о том, что речь идет именно о тех патентах, которые выданы уполномоченным органом, внесено в название статьи Законом 2014 г. N 35-ФЗ (об уполномоченных органах см. комментарий к ст. 1401). Данная статья воспроизводит положения ст. 30.5 Патентного закона 1992 г.

Комментируемая статья устанавливает, что возражение против выдачи уполномоченным органом патента на секретное изобретение подается по основаниям, предусмотренным в подп. 1 — 4 п. 1 ст. 1398 комментируемой главы. Эта отсылка скорректирована Законом 2014 г. N 35-ФЗ соответственно тому, что этим же Законом указанная ст. 1398 изложена полностью в новой редакции. Ранее в комментируемой статье говорилось об основаниях, предусмотренным в подп. 1 — 3 п. 1 указанной ст. 1398.

В соответствии с комментируемой статьей возражение против выдачи патента на секретное изобретение подается в уполномоченный орган, который рассматривает это возражение в порядке, установленном самим уполномоченным органом. Решение уполномоченного органа, принятое по возражению, в силу прямого указания в данной статье утверждается руководителем этого органа, вступает в силу со дня его утверждения. Статьей также предусмотрена возможность оспаривания этого решения в суде.

Данные правила соответствуют общим положениям п. п. 2 и 3 ст. 1248 комментируемой части Кодекса, к которым непосредственно отсылает п. 2 ст. 1406 комментируемой главы, указывающий, что в предусмотренных комментируемой статьей случаях защита патентных прав осуществляется в административном порядке.

К подаче возражений, касающихся заявок и патентов на секретные изобретения, рассмотрение и выдача которых были осуществлены федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом, относятся Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утв. Приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. N 56 (см. комментарий к ст. 1248).

 

Статья 1405. Исключительное право на секретное изобретение

 

Комментарий к статье 1405

 

Комментируемая статья определяет особенности исключительного права на секретное изобретение. В первоначальной редакции данной статьи (за исключением п. 6) были воспроизведены положения ст. 30.6 Патентного закона 1992 г.

В рамках такой регламентации п. 1 комментируемой статьи устанавливает необходимость при использовании секретного изобретения и распоряжении исключительным правом на секретное изобретение соблюдать законодательство о государственной тайне. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1401), прежде всего, это означает, что участвующие в указанных процедурах юридические лица должны иметь лицензию на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности, а физические лица — иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме.

Положения п. 2 комментируемой статьи определяют особенности государственной регистрации перехода исключительного права по договору об отчуждении патента, предоставления права использования секретного изобретения по лицензионному договору: государственная регистрация осуществляется в органе, выдавшем патент на секретное изобретение, или его правопреемнике, а при отсутствии правопреемника — в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатенте.

Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции пункта говорилось об особенностях такой государственной регистрации договора об отчуждении патента, а также лицензионного договора на использование секретного изобретения. Изменения внесены соответственно изменениям, внесенным тем же Законом в общие положения ст. 1232 комментируемой части о государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (см. комментарий к указанной статье).

Пункт 3 комментируемой статьи запрещает в отношении секретного изобретения публичное предложение заключить договор об отчуждении патента и заявление об открытой лицензии, предусмотренные соответственно положениями п. 1 ст. 1366 и п. 1 ст. 1368 комментируемой главы. Следует подчеркнуть, что рассматриваемые запреты сформулированы как абсолютные, т.е. как не допускающие осуществление указанных процедур и в том случае, если соответствующий договор будет заключен с лицом, имеющим право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

В пункте 4 комментируемой статьи исключена возможность предоставления в отношении секретного изобретения принудительной лицензии, предусмотренной ст. 1362 комментируемой главы. Следует подчеркнуть, что принудительная лицензия не может быть предоставлена и в том случае, если претендующее на получение такой лицензии лицо имеет право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

С учетом того, что согласно п. 2 ст. 1402 комментируемой главы сведения о заявках и патентах на секретные изобретения, а также об относящихся к секретным изобретениям изменениях в Государственном реестре изобретений РФ не публикуются, п. 5 комментируемой статьи применительно к исключительному праву обладателя патента на секретное изобретение дополняет предусмотренный ст. 1359 комментируемой главы перечень действий, не являющихся нарушением исключительного права на изобретение, такими действиями, как использование секретного изобретения лицом, которое не знало и не могло на законных основаниях знать о наличии патента на данное изобретение.

При этом на случаи рассекречивания изобретения или уведомления указанного лица патентообладателем о наличии патента на данное изобретение предусмотрено, что это лицо должно прекратить использование изобретения или заключить с патентообладателем лицензионный договор. Исключением является ситуация наличия права преждепользования, которое предусмотрено ст. 1361 комментируемой главы (см. комментарий к указанной статье).

В пункте 6 комментируемой статьи установлен запрет обращения взыскания на исключительное право на секретное изобретение. Патентный закон 1992 г. такого запрета не содержал. Аналогично сказанному выше следует подчеркнуть, что рассматриваемый запрет сформулирован как абсолютный, т.е. как не допускающий обращения взыскания на исключительное право на секретное изобретение и в том случае, если это исключительное право перейдет к лицу, имеющему право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code