4. Регистрация изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдача патента

Статья 1393 ГК РФ. Порядок государственной регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдача патента

 

Комментарий к статье 1393

 

В комментируемой статье определен порядок государственной регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдача патента. Первоначальная редакция данной статьи воспроизводила положения ст. 26 «Регистрация изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдача патента» Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ).

В части 1 п. 1 комментируемой статьи в прежней редакции установлено, что на основании решения о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент вносит изобретение, полезную модель или промышленный образец в соответствующий государственный реестр — Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ и Государственный реестр промышленных образцов РФ и выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, результатом чего является уточнение того, что указанные процедуры осуществляются на основании решения о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, которое принято в порядке, установленном положениями п. 1 ст. 1387, п. 2 ст. 1390, п. 2 ст. 1391 или ст. 1248 комментируемой части.

Внесению сведений в соответствующий государственный реестр посвящены положения п. 13.1 «Внесение в Государственный реестр изобретений Российской Федерации сведений о государственной регистрации изобретения», п. 14.1 «Внесение в Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации сведений о государственной регистрации полезной модели» и п. 15.1 «Внесение в Государственный реестр промышленных образцов Российской Федерации сведений о государственной регистрации промышленного образца» Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.).

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что в случае, когда патент испрашивается на имя нескольких лиц, им выдается один патент. Данное положение, которое не претерпело изменений с принятием Закона 2014 г. N 35-ФЗ, продублировано в п. 28.4 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.), где также указано, что такой патент отправляется по адресу, указанному первым в заявлении о выдаче патента. Такие же положения содержатся в п. 24.4 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на полезную модель (2008 г.), п. 25.4 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на промышленный образец (2008 г.).

В части 1 п. 2 комментируемой статьи установлено, что государственная регистрация изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдача патента осуществляются при условии уплаты соответствующей патентной пошлины. Согласно п. 1.14 Перечня действий, за совершение которых взимаются пошлины (2008 г.), за регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачу патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель подлежит уплате патентная пошлина в сумме 3250 руб.

На случай, когда заявителем не уплачена патентная пошлина в установленном порядке, в ч. 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что регистрация изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдача патента не осуществляются, а соответствующая заявка признается отозванной на основании решения Роспатента. При этом часть 2 данного пункта исключает возможность принятия решения о признании заявки отозванной в случае оспаривания решения о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец в порядке, установленном ст. 1248 комментируемой части. Эти положения являются нововведениями Закона 2014 г. N 35-ФЗ. В прежней (первоначальной) редакции п. 2 комментируемой статьи предусматривалось, что регистрация изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдача патента не осуществляются, а соответствующая заявка признается отозванной в том случае, если заявителем не представлен в установленном порядке документ, подтверждающий уплату патентной пошлины.

Пункт 3 комментируемой статьи делегирует полномочия по установлению формы патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и состава указываемых в нем сведений федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). В этом отношении необходимо отметить следующее:

форма титульного листа патента на изобретение приведена в Приложении N 6 к Регламенту Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.), а состав сведений, указываемых в нем, определен в п. 28.2 данного Регламента;

форма титульного листа патента на полезную модель приведена в Приложении N 6 к Регламенту Минобрнауки России по действиям с заявками на полезную модель (2008 г.), а состав сведений, указываемых в нем, определен в п. 24.2 данного Регламента;

форма титульного листа патента на промышленный образец приведена в Приложении N 6 к Регламенту Минобрнауки России по действиям с заявками на промышленный образец (2008 г.), а состав сведений, указываемых в нем, определен в п. 25.2 данного Регламента.

В пункте 4 комментируемой статьи регламентировано внесение изменений в патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец и в соответствующий государственный реестр: Роспатент вносит по заявлению правообладателя изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и (или) об авторе, в том числе к наименованию, имени правообладателя, его месту нахождения или месту жительства, имени автора, адресу для переписки, а также изменения для исправления очевидных и технических ошибок. Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции пункта устанавливалось лишь то, что Роспатент вносит исправления очевидных и технических ошибок в выданный патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец и (или) в соответствующий государственный реестр.

Внесению изменений в соответствующий государственный реестр посвящены положения п. 13.2 «Внесение записей об изменениях и дополнениях в сведения Государственного реестра изобретений Российской Федерации», п. 14.2 «Внесение записей об изменениях и дополнениях в сведения Государственного реестра полезных моделей Российской Федерации» и п. 15.2 «Внесение записей об изменениях и дополнениях в сведения Государственного реестра промышленных образцов Российской Федерации» Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.).

Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает публикацию Роспатентом в официальном бюллетене сведений о любых изменениях записей в государственных реестрах. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1366), соответствующими изданиями согласно Положению об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) являются официальный бюллетень Роспатента «Изобретения. Полезные модели» и официальный бюллетень Роспатента «Промышленные образцы».

 

Статья 1394. Публикация сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец

 

Комментарий к статье 1394

 

Комментируемая статья предусматривает и регламентирует публикацию сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. В первоначальной редакции данной статьи были воспроизведены положения ст. 25 «Публикация сведений о выдаче патента» Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ).

В пункте 1 комментируемой статьи установлена необходимость публикации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом в официальном бюллетене сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Публикуемые сведения в соответствии с ч. ч. 1 и 2 данного пункта должны включать:

сведения о выдаче патента на изобретение или полезную модель — имя автора (если автор не отказался быть упомянутым в качестве такового), имя или наименование патентообладателя, название и формулу изобретения или полезной модели;

сведения о выдаче патента на промышленный образец — имя автора (если автор не отказался быть упомянутым в качестве такового), имя или наименование патентообладателя, название промышленного образца и изображение изделия, дающие полное представление о всех существенных признаках промышленного образца.

Пункт 1 комментируемой статьи изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции ч. 1 данного пункта в отношении публикуемых сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец в общем указывалось, что они должны включать имя автора (если автор не отказался быть упомянутым в качестве такового), имя или наименование патентообладателя, название и формулу изобретения или полезной модели либо перечень существенных признаков промышленного образца и его изображение.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1366), соответствующими изданиями согласно Положению об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) являются официальный бюллетень Роспатента «Изобретения. Полезные модели» и официальный бюллетень Роспатента «Промышленные образцы».

В части 3 п. 1 комментируемой статьи полномочие по определению состава публикуемых сведений делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). До того как данный пункт был изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, это предусматривалось в его ч. 2. Состав сведений, указываемых при публикации сведений о выдаче патента в официальном бюллетене, определен в п. 24.2 Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.).

Часть 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что после публикации в соответствии с данной статьей сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец любому лицу предоставляется право ознакомиться с документами заявки и отчетом об информационном поиске.

В части 2 данного пункта полномочие по установлению порядка ознакомления с документами заявки и отчетом об информационном поиске делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России.

Соответствующее регулирование закреплено в п. 27.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.): после публикации сведений о выдаче патента Роспатент на основании комментируемой статьи предоставляет материалы заявки для ознакомления любых лиц; Роспатент осуществляет выкладку собственно заявки, прилагаемых к ней документов, дополнительных материалов, представленных заявителем в процессе переписки, и документов экспертизы; при ознакомлении с материалами заявки не предоставляется доступ к сведениям об авторе(-ах), если они не были опубликованы, и к сведениям о месте жительства автора(-ов); к дополнительным материалам, представляющим собой информацию, полученную при проведении доклинических или клинических исследований, оформленным в виде отдельного документа, доступ при ознакомлении с материалами заявки не предоставляется; копии выложенных материалов могут быть предоставлены любому лицу при условии соответствующей оплаты.

Подобные положения содержатся в п. 23.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на полезную модель (2008 г.) и п. 24.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на промышленный образец (2008 г.).

 

Статья 1395. Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях

 

Комментарий к статье 1395

 

В комментируемой статье установлен порядок патентования изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях. Первоначальная редакция данной статьи воспроизводила положения ст. 35 «Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах» Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ). Предваряя рассмотрение положений комментируемой статьи, следует упомянуть, что ст. 7.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах.

Пункт 1 комментируемой статьи определяет условия подачи заявки на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в России, в иностранном государстве или в международную организацию: такая заявка может быть подана по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатент, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

При этом предусмотрено, что заявка на изобретение или полезную модель может быть подана ранее указанного срока, но после проведения по просьбе заявителя проверки наличия в заявке сведений, составляющих государственную тайну. Полномочие по установлению порядка проведения такой проверки делегировано Правительству РФ. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 «О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну», которым утверждены Правила проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну (см. комментарий к ст. 1401).

В части 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность патентования в соответствии с Договором о патентной кооперации или Евразийской патентной конвенцией изобретения или полезной модели, созданных в России, без предварительной подачи соответствующей заявки в Роспатент. Такая возможность реализуется в случае, если заявка в соответствии с Договором о патентной кооперации (международная заявка) подана в Роспатент как в получающее ведомство и Россия в ней указана в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент, а евразийская заявка подана через Роспатент.

Как отмечено в п. 29.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.), Роспатент в соответствии с Правилом 19 Инструкции к Договору о патентной кооперации и Соглашением между Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности о выполнении Роспатентом функций Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы, в соответствии с Договором о патентной кооперации выполняет, соответственно, функции получающего ведомства в России, Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы, руководствуясь при этом Договором о патентной кооперации, названной Инструкцией, Административной инструкцией в соответствии с Договором о патентной кооперации, соответствующими руководствами, публикуемыми Международным бюро ВОИС, а также ГК РФ и данным Регламентом. Такие же положения содержатся в п. 25.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на полезную модель (2008 г.).

Согласно п. 30.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) Роспатент в соответствии со ст. 15 (1)(ii) Евразийской патентной конвенции и п. 2 комментируемой статьи выполняет функции, связанные с получением, проверкой и пересылкой евразийской заявки в Евразийское патентное ведомство. Как сказано там же, в соответствии с указанной нормой Евразийской патентной конвенции евразийская заявка может быть подана в Роспатент, если по крайней мере один из ее заявителей проживает или имеет место нахождения в России; любое лицо, владеющее действующим промышленным или торговым предприятием на территории РФ, рассматривается как проживающее или имеющее место нахождения в России.

Часть 2 п. 2 комментируемой статьи исключает действие положений ч. 2 п. 3 ст. 1381 комментируемой главы в отношении соответствующей заявки, послужившей основанием для испрашивания приоритета по международной заявке, поданной в Роспатент. Данная часть введена Законом 2014 г. N 35-ФЗ и в ней говорится об исключении действия положения о том, что при подаче заявки, в которой испрашивается приоритет, более ранняя заявка признается отозванной.

 

Статья 1396. Международные и евразийские заявки, имеющие силу заявок, предусмотренных настоящим Кодексом

 

Комментарий к статье 1396

 

Комментируемая статья определяет особенности рассмотрения международных и евразийских заявок, имеющих силу заявок, предусмотренных ГК РФ. Согласно части 1 п. 1 данной статьи речь идет о международных заявках на изобретение или полезную модель, которые поданы в соответствии с Договором о патентной кооперации и в которой Россия указана в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент на изобретение или полезную модель. В первоначальной редакции статьи были воспроизведены положения ст. 37.1 «Международные и евразийские заявки, имеющие силу заявок, предусмотренных настоящим Законом» Патентного закона 1992 г. с тем же названием (статья введена Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ).

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1395), в п. 29.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) отмечено, что Роспатент в соответствии с Правилом 19 Инструкции к Договору о патентной кооперации и Соглашением между Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности о выполнении Роспатентом функций Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы, в соответствии с Договором о патентной кооперации выполняет, соответственно, функции получающего ведомства в России, Международного поискового органа и Органа международной предварительной экспертизы, руководствуясь при этом Договором о патентной кооперации, названной Инструкцией, Административной инструкцией в соответствии с Договором о патентной кооперации, соответствующими руководствами, публикуемыми Международным бюро ВОИС, а также ГК РФ и данным Регламентом. Такие же положения содержатся в п. 25.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на полезную модель (2008 г.).

Согласно п. 29.2.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) международная заявка, содержащая указание России в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент на изобретение, в отношении которой в соответствии со ст. 11 (1) Договора о патентной кооперации установлена дата международной подачи, неизъятая и не считающаяся изъятой согласно ст. 24 данного Договора, а также действие которой сохранено в отношении России, может быть рассмотрена в Роспатенте в соответствии с ГК РФ. Для обозначения этой процедуры введено обозначение «национальная фаза». Такие же положения содержатся в п. 25.2.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на полезную модель (2008 г.).

Положениями п. 1 комментируемой статьи предусмотрены следующие особенности рассмотрения Роспатентом соответствующей международной заявки (данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, о внесенных изменениях сказано ниже):

согласно части 1 данного пункта Роспатент начинает рассмотрение международной заявки по истечении 31 месяца с даты испрашиваемого в международной заявке приоритета при условии представления в Роспатент заявления о выдаче патента на изобретение или полезную модель. При этом предусмотрено, что по просьбе заявителя международная заявка рассматривается до истечения этого срока. В прежней (первоначальной) редакции этой части приведенное правило о начале рассмотрения международной заявки формулировалось без указания условий представления в Роспатент соответствующего заявления. В свою очередь, устанавливалось условие рассмотрения международной заявки до истечения установленного срока, — при условии, что заявка подана на русском языке или заявителем до истечения указанного срока представлен в Роспатент перевод на русский язык заявления о выдаче патента на изобретение или полезную модель, содержащегося в международной заявке, поданной на другом языке;

часть 2 данного пункта предусматривает возможность замены представления в Роспатент заявления о выдаче патента на изобретение или полезную модель представлением содержащегося в международной заявке заявления на русском языке или перевода такого заявления на русский язык. Прежняя (первоначальная) редакция этой части предусматривала, что представление в Роспатент перевода на русский язык содержащегося в международной заявке заявления о выдаче патента на изобретение или полезную модель может быть заменено представлением предусмотренного ГК РФ заявления о выдаче патента;

в части 3 данного пункта на случай непредставления указанных документов в установленный срок предусмотрено, что действие международной заявки в отношении России в соответствии с Договором о патентной кооперации прекращается. Эти положения изменений с принятием Закона 2014 г. N 35-ФЗ не претерпели;

часть 4 данного пункта предусматривает возможность восстановления Роспатентом пропущенного заявителем срока представления указанных документов. В качестве условий восстановления такого пропущенного срока при этом определено указание причин его несоблюдения. Эти положения являются нововведениями Закона 2014 г. N 35-ФЗ. В прежней (первоначальной) редакции этой части указывалось, что срок, предусмотренный п. 3 ст. 1378 комментируемой главы для внесения изменений в документы заявки, исчисляется со дня начала рассмотрения международной заявки Роспатентом в соответствии с ГК РФ.

В пункте 2 комментируемой статьи определен момент начала осуществления Роспатентом рассмотрения евразийской заявки на изобретение, имеющей в соответствии с Евразийской патентной конвенцией силу предусмотренной ГК РФ заявки на изобретение, — это день, когда Роспатентом получена от Евразийского патентного ведомства заверенная копия евразийской заявки. Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но изменение сводится к исключению из прежней (первоначальной) редакции этого пункта положения о том, что с этой же даты исчисляется срок, предусмотренный п. 3 ст. 1378 комментируемой главы для внесения изменений в документы заявки.

Пункт 3 комментируемой статьи приравнивает к публикации сведений о заявке, осуществляемой Роспатентом в предусмотренном ст. 1385 комментируемой главы порядке, публикацию на русском языке международной заявки Международным бюро ВОИС в соответствии с Договором о патентной кооперации и публикацию евразийской заявки Евразийским патентным ведомством в соответствии с Евразийской патентной конвенцией. Соответственно в п. 29.2.7 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) установлено, что Роспатент по истечении 18 месяцев с даты начала рассмотрения международной заявки публикует сведения о международной заявке в соответствии с п. 1 ст. 1385 комментируемой главы, кроме случаев, когда публикация на русском языке сведений о международной заявке была ранее осуществлена Международным бюро ВОИС.

Положения комментируемой статьи продублированы и детализированы в п. 29.2.2 «Перевод международной заявки в Роспатент на национальную фазу рассмотрения» и п. 29.2.3 «Рассмотрение переведенной на национальную фазу международной заявки в Роспатенте» Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.), а также в п. 25.2.2 «Перевод международной заявки в Роспатенте на национальную фазу рассмотрения» и п. 25.2.3 «Рассмотрение переведенной на национальную фазу международной заявки в Роспатенте» Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на полезную модель (2008 г.).

 

Статья 1397. Евразийский патент и патент Российской Федерации на идентичные изобретения

 

Комментарий к статье 1397

 

В комментируемой статье определены последствия ситуации, когда евразийский патент, т.е. патент, выданный в соответствии с Евразийской патентной конвенцией, и патент России, т.е. патент, выданный Роспатентом, на идентичные изобретения или идентичные изобретение и полезную модель имеют одну и ту же дату приоритета. Данная статья воспроизводит положения ст. 37.2 Патентного закона 1992 г. с тем же названием (статья введена Федеральным законом от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ).

Последствия ситуации, когда евразийский патент и патент России на идентичные изобретения или идентичные изобретение и полезную модель имеют одну и ту же дату приоритета, определены в зависимости от того, одному или нескольким лицам принадлежат эти патенты:

если патенты принадлежат разным патентообладателям, то в соответствии с п. 1 статьи такие изобретения или изобретение и полезная модель могут использоваться только с соблюдением прав всех патентообладателей. Это подразумевает необходимость заключения соответствующих договоров со всеми такими патентообладателями;

если патенты принадлежат одному и тому же лицу, это лицо может предоставить любому лицу право использования таких изобретений или изобретения и полезной модели по лицензионным договорам, заключенным на основе этих патентов. В части 2 ст. 37.2 Патентного закона 1992 г. говорилось об одном лицензионным договоре, заключенном на основе этих патентов.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code