3. Экспертиза заявки на выдачу патента. Временная правовая охрана изобретения

Статья 1384 ГК РФ. Формальная экспертиза заявки на изобретение

 

Комментарий к статье 1384

 

Комментируемая статья посвящена формальной экспертизе заявки на изобретение — первому этапу экспертизы заявки на изобретение, производимой федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом. Формальная экспертиза предшествует проведению информационного поиска и проверке патентоспособности, т.е. экспертизе по существу. На данном этапе подготавливаются запросы, уведомления и заключения, с учетом которых Роспатентом осуществляются юридически значимые действия, в том числе принимаются решения. Ранее проведение формальной экспертизы заявки на изобретение регламентировалось положениями п. п. 1 — 5 ст. 21 (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ). Эти положения были воспроизведены в первоначальной редакции комментируемой статьи, но данная статья изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. Вместе с тем не все положения комментируемой статьи претерпели изменения.

В пункте 1 комментируемой статьи определено содержание формальной экспертизы: в процессе ее проведения проверяется наличие документов, предусмотренных п. 2 ст. 1375 комментируемой главы, т.е. документов, которые должна содержать заявка на изобретение, и их соответствие установленным требованиям.

Как указано в п. 23.2 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.), при проведении формальной экспертизы заявки проверяется:

наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней (п. п. 10.2, 10.3 данного Регламента), и соблюдение установленных требований к документам заявки (п. п. 10.2 — 10.11 данного Регламента), выявляемое без анализа существа изобретения;

соответствие размера уплаченной патентной пошлины установленному размеру;

соблюдение порядка подачи заявки, предусмотренного ст. 1247 комментируемой части, наличие, в случае необходимости, доверенности на представительство и соответствие ее установленным требованиям;

соблюдение требования единства изобретения (п. 10.5 данного Регламента). При проверке выявляются случаи явного нарушения требования единства изобретения без анализа существа заявленного изобретения;

соблюдение установленного порядка представления дополнительных материалов (п. 15 данного Регламента);

правильность классифицирования изобретения по Международной патентной классификации, осуществленного заявителем (или производится такое классифицирование, если это не сделано заявителем).

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи о положительном результате формальной экспертизы заявки на изобретение и о дате подачи заявки на изобретение Роспатент уведомляет заявителя незамедлительно после завершения формальной экспертизы. До внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений эти положения содержались в п. 3 данной статьи.

В пункте 23.7 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) предусмотрено, что в случае, если заявка содержит все необходимые документы и соблюдены требования к ним, установленные настоящим Регламентом, заявитель в двухмесячный срок со дня поступления документов заявки уведомляется о положительном результате формальной экспертизы заявки и о дате подачи заявки. Дата подачи заявки на изобретение определяется по правилам п. 3 ст. 1375 комментируемой главы: такой датой считается дата поступления в Роспатент заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание изобретения и чертежи, если в описании на них имеется ссылка, а если указанные документы представлены не одновременно, — дата поступления последнего из документов.

Пункт 3 комментируемой статьи, воспроизводящий положения п. 4 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, предусматривает возможность направления Роспатентом в случае, когда заявка на изобретение не соответствует установленным требованиям к документам заявки, заявителю запроса с предложением в течение трех месяцев со дня направления запроса представить исправленные или недостающие документы. При этом предусмотрено, что Роспатентом указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 месяцев. Восстановление пропущенного срока, установленного в п. 3 комментируемой статьи, регламентировано положениями ст. 1389 комментируемой главы (см. комментарий к указанной статье). Согласно п. 23.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) запрос направляется Роспатентом с указанием обнаруженных недостатков, приведением необходимых аргументов правового характера и предложением представить исправленные или недостающие документы; заявителю дополнительно сообщается о том, что в соответствии с п. 27 данного Регламента информация, представленная в дополнительных материалах, может быть представлена на ознакомление третьим лицам.

В случае если заявитель в установленный срок не представит в Роспатент запрашиваемые документы или не подаст ходатайство о продлении установленного срока, то заявка в силу прямого указания в п. 3 комментируемой статьи признается отозванной. Как указано в п. 23.3 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.), заявителю направляется решение о признании заявки отозванной в месячный срок по истечении установленного срока; если не устраненные заявителем недостатки заявки не являются препятствием для установления даты подачи заявки в соответствии с п. 23.6 данного Регламента, в решении о признании заявки отозванной указывается дата подачи заявки.

В пункте 4 комментируемой статьи, воспроизводящем положения п. 5 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, предусмотрены последствия установления того, что заявка на изобретение подана с нарушением требования единства изобретения (требование единства изобретения установлено в п. 1 ст. 1375, к которому и сделана отсылка):

Роспатент предлагает заявителю в течение трех месяцев со дня направления им соответствующего уведомления сообщить, какое из заявленных изобретений должно рассматриваться, и при необходимости внести изменения в документы заявки. До внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений говорилось о сроке в течение двух месяцев со дня получения заявителем соответствующего уведомления;

другие заявленные в заявке изобретения могут быть оформлены выделенными заявками. В случае, когда заявитель в установленный срок не сообщит, какое из заявленных изобретений должно рассматриваться, и не представит в случае необходимости соответствующие документы, подлежит рассмотрению изобретение, указанное в формуле изобретения первым.

Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает последствия установления Роспатентом того, что представленные заявителем дополнительные материалы изменяют заявку по существу — в этом случае подлежат применению правила ч. 3 п. 6 ст. 1386 комментируемой главы, т.е. те же правила, которые применяются в этом случае при проведении экспертизы заявки на изобретение по существу: дополнительные материалы в части, изменяющей заявку по существу, при рассмотрении заявки на изобретение во внимание не принимаются; такие материалы могут быть представлены заявителем в качестве самостоятельной заявки; Роспатент уведомляет об этом заявителя.

Такие положения содержались в прежней (первоначальной) редакции ч. 2 п. 2 комментируемой статьи. Часть 1 данного пункта в этой редакции устанавливала, что в случае, когда заявителем представлены дополнительные материалы к заявке на изобретение, в соответствии с п. 1 ст. 1378 комментируемой главы проверяется, не изменяют ли они сущность заявленного изобретения.

 

Статья 1385. Публикация сведений о заявке на изобретение

 

Комментарий к статье 1385

 

В комментируемой статье предусмотрена и регламентирована публикация сведений о заявке на изобретение. Первоначальная редакция данной статьи воспроизводила положения п. 6 ст. 21 Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ).

Часть 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатент публикует в официальном бюллетене сведения о заявке на изобретение по истечении 18 месяцев с даты подачи заявки на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом. До внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменения в данной части говорилось об исчислении указанного срока со дня, а не с даты подачи соответствующей заявки.

Рассматриваемая часть также делегирует полномочие по определению состава публикуемых сведений федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). Состав публикуемых сведений о заявке на изобретение определен в п. 23.2 Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.). Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1366), соответствующими изданиями согласно Положению об официальных изданиях Роспатента (2013 г.) являются официальный бюллетень Роспатента «Изобретения. Полезные модели» и официальный бюллетень Роспатента «Промышленные образцы».

В части 2 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено право автора изобретения отказаться быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке на изобретение. В соответствии с п. 23.3 Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.) отказ автора изобретения быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке учитывается при публикации этих сведений, если он представлен до передачи информации для публикации сведений об этой заявке; указанный отказ может быть отозван автором в этот же срок.

Часть 3 п. 1 комментируемой статьи предусматривает возможность опубликования Роспатентом сведений о заявке на изобретение до истечения 18 месяцев с даты ее подачи (аналогично сказанному выше следует отметить, что до внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменения в данной части говорилось об исчислении указанного срока со дня, а не с даты подачи соответствующей заявки). Такое опубликование осуществляется по ходатайству заявителя, поданному до истечения 12 месяцев с даты подачи заявки на изобретение. Как предусмотрено в п. 23.4 Регламента Минобрнауки России по ведению реестров и публикации сведений (2007 г.), сведения о заявке публикуются в течение шести месяцев с даты поступления ходатайства; если ходатайство поступило до окончания формальной экспертизы, указанный срок исчисляется с даты направления заявителю уведомления о положительном результате формальной экспертизы; отзыв заявителем ходатайства учитывается, если он поступил до передачи информации для публикации сведений об этой заявке.

В соответствии с ч. 4 п. 1 комментируемой статьи публикация сведений о заявке на изобретение не производится, если до истечения 15 месяцев с даты подачи заявки на изобретение она была отозвана или признана отозванной либо на ее основании состоялась регистрация изобретения. Указанный срок увеличен с 12 до 15 месяцев Законом 2014 г. N 35-ФЗ, причем ранее говорилось об исчислении срока со дня, а не с даты подачи соответствующей заявки.

В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено право любого лица после публикации сведений о заявке на изобретение ознакомиться с документами заявки, если заявка не отозвана и не признана отозванной на дату публикации сведений о ней. При этом полномочие по установлению порядка ознакомления с документами заявки и выдачи копий таких документов делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России.

Соответствующее регулирование закреплено в п. 27.1 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.): Роспатент осуществляет выкладку заявления о выдаче патента, описания, формулы изобретения, чертежей (если они имеются в заявке) и реферата, а также дополнительных материалов в виде заменяющих листов, содержащих исправления и уточнения документов заявки, если они представлены заявителем в установленном порядке в течение 12 месяцев с даты подачи заявки; при ознакомлении с заявлением о выдаче патента не предоставляется доступ к сведениям об авторе(-ах), если они не были опубликованы, и к сведениям о месте жительства автора(-ов); копии выложенных документов могут быть предоставлены любому лицу при условии соответствующей оплаты.

Пункт 3 комментируемой статьи на случай публикации сведений о заявке на изобретение, которая на дату публикации была отозвана или признана отозванной, предусматривает, что такие сведения не включаются в уровень техники в отношении последующих заявок того же заявителя, поданных в Роспатент до истечения 12 месяцев со дня публикации сведений о заявке на изобретение. Данные положения продублированы в п. 24.5 Регламента Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.) без какой-либо детализации.

 

Статья 1386. Экспертиза заявки на изобретение по существу

 

Комментарий к статье 1386

 

Комментируемая статья посвящена экспертизе заявки на изобретение по существу — второму этапу производимой федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом экспертизы заявки, следующему за этапом формальной экспертизы. Такое регулирование устанавливалось в положениях п. п. 7 и 8 ст. 21 Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ), которые были воспроизведены в первоначальной редакции комментируемой статьи. Комментируемая статья изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. Внесенные изменения рассмотрены ниже.

В соответствии с ч. 1 п. 1 комментируемой статьи экспертиза заявки на изобретение по существу проводится при условии завершения формальной экспертизы этой заявки с положительным результатом и подачи заявителем или третьим лицом ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу. При этом предусмотрено, что Роспатент уведомляет о поступивших ходатайствах третьих лиц заявителя.

Ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу согласно данной части может быть подано в Роспатент при подаче заявки на изобретение или в течение трех лет с даты подачи этой заявки. В части 2 рассматриваемого пункта предусмотрена возможность продления Роспатентом срока подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу — но не более чем на два месяца — на основании ходатайства заявителя, поданного до истечения этого срока. Восстановление пропущенного срока регламентировано положениями ст. 1389 комментируемой главы (см. комментарий к указанной статье).

На случай, когда ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу не подано в установленный срок, в ч. 3 п. 1 комментируемой статьи установлено, что заявка признается отозванной.

В результате изложения комментируемой статьи Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции в п. 1 комментируемой статьи внесено единственное изменение — исключено указание на то, что с ходатайством о продлении срока представления ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу должен быть представлен документ, подтверждающий уплату патентной пошлины. Однако это не означает исключение необходимости уплаты соответствующей патентной пошлины. В соответствии с п. 1.17 Перечня действий, за совершение которых взимаются пошлины (2008 г.), за продление срока представления ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу уплачивается патентная пошлина в размере 850 руб.

Положения ч. 1 п. 2 комментируемой статьи определяют следующий перечень действий, осуществляемых Роспатентом при проведении экспертизы заявки на изобретение по существу:

информационный поиск в отношении заявленного изобретения для определения уровня техники, с учетом которого будет осуществляться проверка патентоспособности изобретения;

проверку соответствия заявленного изобретения требованиям, установленным положениями п. 4 ст. 1349 комментируемой главы (т.е. объект не относится к объектам, которые не могут быть объектами патентных прав), и условиям патентоспособности, установленным положениями ч. 1 п. 1, п. п. 5 и 6 ст. 1350 данной главы (т.е. объект является техническим решением, относящимся к продукту или способу; объект не относится к объектам, которые не могут быть изобретениями, и к объектам, которым не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения);

проверку достаточности раскрытия сущности заявленного изобретения в документах заявки, предусмотренных положениями подп. 1 — 4 п. 2 ст. 1375 комментируемой главы (речь идет о документах, которые должна содержать заявка на изобретение, за исключением реферата) и представленных на дату ее подачи, для осуществления изобретения специалистом в данной области техники;

проверку соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, предусмотренным ч. 2 п. 1 ст. 1350 комментируемой главы (т.е. изобретение является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо).

При этом в ч. 2 п. 2 комментируемой статьи установлено, что Роспатент направляет заявителю отчет об информационном поиске.

Приведенные положения детализированы по сравнению с положениями ч. 1 п. 2 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции, которыми устанавливалось лишь то, что экспертиза заявки на изобретение по существу включает:

информационный поиск в отношении заявленного изобретения для определения уровня техники, по сравнению с которым будет осуществляться оценка новизны и изобретательского уровня изобретения;

проверку соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, предусмотренным ст. 1350 комментируемой главы.

Часть 3 п. 2 комментируемой статьи исключает необходимость проведения информационного поиска в отношении объектов, указанных в п. 4 ст. 1349 и п. п. 5 и 6 ст. 1350 комментируемой главы (т.е. объектов, которые не могут быть объектами патентных прав, объектов, которые не могут быть изобретениями, и объектов, которым не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения), а также предусматривает уведомление Роспатентом заявителя об этом. Такие же положения содержались в ч. 2 п. 2 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, но при этом устанавливалось, что Роспатент должен уведомить заявителя до истечения шести месяцев со дня начала экспертизы заявки на изобретение по существу.

В части 4 п. 2 комментируемой статьи, воспроизводящей часть 3 данного пункта в прежней (первоначальной) редакции, полномочие по установлению порядка проведения информационного поиска и представления отчета о нем делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, т.е. Минобрнауки России (см. комментарий к ст. 1246). Соответствующее регулирование установлено Регламентом Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.). Также следует упомянуть, что Руководство по проведению информационного поиска содержится в части второй Руководства по экспертизе заявок на изобретения, введенного в действие Приказом Роспатента от 25 июля 2011 г. N 87.

Часть 1 п. 3 комментируемой статьи устанавливает срок направления Роспатентом заявителю отчета об информационном поиске в случае, когда ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу подано при подаче заявки и по заявке не испрашивается приоритет более ранний, чем дата подачи заявки: отчет подлежит направлению до истечения семи месяцев со дня начала экспертизы заявки на изобретение по существу. До внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений говорилось о необходимости направления отчета об информационном поиске в этом случае по истечении шести месяцев со дня начала экспертизы заявки на изобретение по существу.

В части 2 данного пункта предусмотрена возможность увеличения Роспатентом указанного срока в случаях, когда выявлена необходимость запроса в других организациях источника информации, отсутствующего в фондах Роспатента, или заявленное изобретение охарактеризовано таким образом, что это делает невозможным проведение информационного поиска в установленном порядке. При этом установлено, что Роспатент должен уведомить заявителя о продлении срока направления отчета об информационном поиске и о причинах его продления.

Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает и регламентирует осуществление информационного поиска по заявке на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом, на основании ходатайства заявителя или третьего лица для определения уровня техники, с учетом которого будет осуществляться проверка патентоспособности заявленного изобретения. При этом, как и в ч. 4 п. 2 данной статьи, полномочие по установлению порядка проведения информационного поиска и представления отчета о нем делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Аналогично сказанному выше следует отметить, что соответствующее регулирование установлено Регламентом Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.). Руководство по проведению информационного поиска содержится в части второй Руководства по экспертизе заявок на изобретения, введенного в действие Приказом Роспатента от 25 июля 2011 г. N 87.

Положения п. 5 комментируемой статьи содержат нововведения Закона 2014 г. N 35-ФЗ об обязанностях Роспатента информирования заявителя о результатах проведения информационного поиска и публикации отчета о таком поиске (как отмечалось авторами проекта изменений, это должно расширить права заявителей и третьих лиц):

в части 1 данного пункта установлена необходимость публикации Роспатентом по каждой заявке на изобретение, опубликованной в порядке, установленном ст. 1385 комментируемой главы, отчета об информационном поиске, проведенном на основании п. п. 2 и 4 комментируемой статьи;

часть 2 данного пункта предоставляет право любому лицу после публикации сведений о заявке на изобретение представить свои замечания в отношении соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, установленным ст. 1350 комментируемой главы. При этом указано, что такие лица не принимают участие в производстве по заявке. Замечания таких лиц учитываются при принятии решения по заявке в порядке, установленном ст. 1387 данной главы;

в части 3 данного пункта, как и в ч. 4 п. 2, п. 4 данной статьи полномочие по установлению порядка и сроков информирования заявителя о результатах проведения информационного поиска и публикации отчета о таком поиске делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего нормативного правового акта.

В части 1 п. 6 комментируемой статьи предусмотрена возможность осуществления Роспатентом в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу запроса у заявителя дополнительных материалов (в том числе измененной формулы изобретения), без которых проведение экспертизы или принятие решения о выдаче патента на изобретение невозможно. Указание на то, что могут быть запрошены дополнительные материалы, без которых невозможно принятие решения о выдаче патента на изобретение, введено Законом 2014 г. N 35-ФЗ.

Согласно данной части дополнительные материалы без изменения заявки по существу должны быть представлены в течение трех месяцев со дня направления запроса или копий материалов, противопоставленных заявке, при условии, что заявитель запросил копии в течение двух месяцев со дня направления запроса Роспатента. До внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений говорилось, во-первых, о сроке два месяца со дня получения заявителем запроса или копий материалов, а не три месяца со дня их направления, и, во-вторых, о сроке два месяца со дня направления Роспатентом запроса, а не месяц со дня получения заявителем запроса.

На случай, когда заявитель в установленный срок не представит запрашиваемые материалы или не подаст ходатайство о продлении этого срока, данная часть указывает, что заявка признается отозванной. При этом предусмотрено, что срок, установленный для представления заявителем запрашиваемых материалов, может быть продлен Роспатентом не более чем на 10 месяцев. Восстановление пропущенного срока регламентировано положениями ст. 1389 комментируемой главы (см. комментарий к указанной статье).

Часть 2 п. 6 комментируемой статьи содержит нововведение Закона 2014 г. N 35-ФЗ о необходимости применения положений п. 4 ст. 1384 комментируемой главы в случае, когда при проведении экспертизы заявки по существу установлено нарушение требования единства изобретении. Речь идет о положениях, применяемых при выявлении такого нарушения при проведении формальной экспертизы заявки на изобретение: Роспатент предлагает заявителю в течение трех месяцев со дня направления им соответствующего уведомления сообщить, какое из заявленных изобретений должно рассматриваться, и при необходимости внести изменения в документы заявки; другие заявленные в заявке изобретения могут быть оформлены выделенными заявками; если заявитель в установленный срок не сообщит, какое из заявленных изобретений должно рассматриваться, и не представит в случае необходимости соответствующие документы, рассматривается изобретение, указанное в формуле изобретения первым.

В части 3 п. 6 комментируемой статьи также содержится нововведение Закона 2014 г. N 35-ФЗ, предусматривающее проведение Роспатентом при представлении заявителем дополнительных материалов проверки, не изменяют ли эти материалы заявку по существу (случаи, в которых дополнительные материалы изменяют заявку на изобретение по существу, определены положениями п. 2 ст. 1378 комментируемой главы, к которым и сделана отсылка). При этом установлено, что дополнительные материалы в части, изменяющей заявку по существу, при рассмотрении заявки на изобретение во внимание не принимаются, а также предусмотрено, что такие материалы могут быть представлены заявителем в качестве самостоятельной заявки. На Роспатент возлагается обязанность уведомить об этом заявителя.

 

Статья 1387. Решение о выдаче патента на изобретение, об отказе в его выдаче или о признании заявки отозванной

 

Комментарий к статье 1387

 

В комментируемой статье регламентированы процедуры принятия федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. Роспатентом решения о выдаче патента на изобретение, об отказе в его выдаче или о признании заявки отозванной. Ранее подобная регламентация устанавливалась положениями п. п. 8 и 9 ст. 21 Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ). Эти положения были воспроизведены в первоначальной редакции комментируемой статьи, но данная статья изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. О внесенных изменениях сказано ниже.

Положения ч. ч. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи предусматривают случаи принятия Роспатентом соответственно решения о выдаче патента на изобретение и об отказе в его выдаче:

решение о выдаче патента на изобретение с соответствующей формулой согласно ч. 1 данного пункта принимается в случае, когда в результате экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, которое выражено формулой, предложенной заявителем, не относится к объектам, указанным в п. 4 ст. 1349 комментируемой главы, соответствует условиям патентоспособности, предусмотренным ст. 1350 данной главы, и сущность заявленного изобретения в документах заявки, предусмотренных подп. 1 — 4 п. 2 ст. 1375 данной главы и представленных на дату ее подачи, раскрыта с полнотой, достаточной для осуществления изобретения. При этом предусмотрено, что в решении о выдаче патента должны быть указаны дата подачи заявки на изобретение и дата приоритета изобретения;

решение об отказе в выдаче патента в соответствии с ч. 2 данного пункта принимается в случае, когда в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, которое выражено формулой, предложенной заявителем, не соответствует хотя бы одному из требований или условий патентоспособности, указанных в ч. 1 данного пункта, либо документы заявки, указанные в ч. 1 данного пункта, не соответствуют предусмотренным этой частью требованиям.

Приведенные положения детализированы изменениями, внесенными Законом 2014 г. N 35-ФЗ. Содержащаяся в прежней (первоначальной) редакции ч. ч. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи сводилась к следующим положениям:

если в результате экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, выраженное формулой, предложенной заявителем, соответствует условиям патентоспособности, предусмотренным ст. 1350 комментируемой главы, Роспатент принимает решение о выдаче патента на изобретение с этой формулой. В решении указывается дата приоритета изобретения;

если в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, выраженное формулой, предложенной заявителем, не соответствует условиям патентоспособности, предусмотренным ст. 1350 комментируемой главы, Роспатент принимает решение об отказе в выдаче патента.

Вместе с тем детализация данных положений содержалась в Регламенте Минобрнауки России по действиям с заявками на изобретение (2008 г.). Так, согласно п. 11 данного Регламента основанием для отказа в выдаче патента является решение об отказе в выдаче патента, принятое в связи со следующими обстоятельствами:

1) заявленное предложение относится к предложениям, которые не являются изобретениями согласно п. 5 ст. 1350 комментируемой главы (п. 10.4.3.2 данного Регламента);

2) заявленное предложение относится к предложениям, которым не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения согласно п. 6 ст. 1350 комментируемой главы (п. 10.4.3.3 данного Регламента);

3) заявленное изобретение не соответствует условиям патентоспособности, предусмотренным ст. 1350 комментируемой главы.

В части 3 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что до принятия решения об отказе в выдаче патента Роспатент направляет заявителю уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения с предложением представить свои доводы по приведенным в уведомлении мотивам. При этом установлено, что ответ заявителя, содержащий доводы по приведенным в уведомлении мотивам, может быть представлен в течение шести месяцев со дня направления ему уведомления. Прежняя (первоначальная) редакция рассматриваемой части указывала, что доводы заявителя учитываются при принятии решения, если они представлены в течение шести месяцев со дня получения им уведомления. Кроме того, Законом 2014 г. N 35-ФЗ из данной части исключено указание на возможность направления Роспатентом соответствующего уведомления до принятия решения о выдаче патента.

Пункт 2 комментируемой статьи определяет, что заявка на изобретение признается отозванной в соответствии с положениями комментируемой главы на основании решения Роспатента. В прежней (первоначальной) редакции данного пункта содержались такие же положения, но при этом указывалось, что они не касаются случая, когда заявка на изобретение отзывается заявителем. Соответственно, внесенное Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменение носит лишь уточняющий характер. Рассматриваемые положения означают, что заявка приобретает статус признанной отозванной при наличии соответствующего решения Роспатента. Отзыв на основании ст. 1380 комментируемой главы заявки на изобретение является именно отзывом заявки, в этом случае решение о признании заявки отозванной Роспатентом не выносится.

В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрена и регламентирована возможность оспаривания заявителем решения Роспатента о выдаче патента на изобретение, об отказе в выдаче патента на изобретение или о признании заявки на изобретение отозванной: оспаривание соответствующего решения осуществляется путем подачи возражения в Роспатент; срок, в течение которого может быть подано возражение, составляет семь месяцев со дня направления Роспатентом заявителю соответствующего решения или запрошенных в Роспатенте копий материалов, противопоставленных заявке и указанных в решении об отказе в выдаче патента, при условии, что заявитель запросил копии этих материалов в течение трех месяцев со дня направления решения, принятого по заявке на изобретение.

До внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений говорилось, во-первых, о возможности подачи возражения в палату по патентным спорам, а не в Роспатент, во-вторых, о сроке в шесть месяцев со дня получения заявителем соответствующих решения или документов, а не сроке в семь месяцев со дня направления Роспатентом заявителю соответствующих решения или документов, и, в-третьих, о сроке два месяца со дня получения решения, принятого по заявке на изобретение, а не сроке три месяца со дня направления такого решения.

Согласно п. 2 ст. 1406 комментируемой главы в случаях, указанных в комментируемой статье, защита патентных прав осуществляется в административном порядке в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 1248 комментируемой главы (см. комментарий к указанной статье).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code