3. Право на фонограмму

Статья 1322 ГК РФ. Изготовитель фонограммы

 

Комментарий к статье 1322

 

В комментируемом параграфе регламентировано такое право, смежное с авторским правом, как право изготовителя фонограммы. Как говорилось выше, авторами проекта комментируемой части отмечалось, что регламентация такой самостоятельной категории исключительных прав основана на положениях Римской конвенции и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. До принятия комментируемой части соответствующее регулирование устанавливалось соответствующими положениями Закона 1993 г. об авторском и смежных правах. Первоначальный проект комментируемой части содержал положения о правовой охране не только фонограмм, но и видеозаписей. Однако в ходе работы над законопроектом положения, касающиеся видеозаписей, из него исключены. Как отмечалось при этом, вводится новый объект смежных прав — видеозаписи, они охраняются как аудиовизуальные произведения.

Комментируемая статья, открывающая данный параграф, определяет понятие изготовителя фонограммы — таковым признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При этом закреплена презумпция того, что изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со ст. 1310 комментируемой главы. Данная презумпция сформулирована как опровержимая — указано, что она действует «при отсутствии доказательств иного». Понятие фонограммы определено в подп. 2 п. 1 ст. 1304 комментируемой главы — это любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Положение, содержащее отсылку к ст. 1310 комментируемой главы, включено в комментируемую статью Законом 2014 г. N 35-ФЗ. В статье, к которой сделана отсылка, определена информация о смежном праве — это любая информация, которая идентифицирует объект смежных прав или правообладателя, либо информация об условиях использования этого объекта, которая содержится на соответствующем материальном носителе, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Положения, подобные тем, которые вошли в первоначальную редакцию комментируемой статьи, формулировались в ст. 4 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах следующим образом: изготовитель фонограммы — это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом. В этой же статье были даны определения следующих понятий: запись — это фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение; фонограмма — это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.

Рассматриваемое определение понятия изготовителя фонограммы сформулировано соответственно положению п. «d» ст. 2 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, определяющему, что понятие «производитель фонограммы» означает физическое или юридическое лицо, которое берет на себя инициативу и несет ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений звуков. В пунктах «b» и «c» указанной статьи также определено, что для целей данного Договора понятие «фонограмма» означает запись звуков исполнения или других звуков либо отображения звуков, кроме звуков в форме записи, включенной в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение; понятие «запись» означает воплощение звуков либо их отображений, позволяющее осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соответствующего устройства.

 

Статья 1323. Права изготовителя фонограммы

 

Комментарий к статье 1323

 

В комментируемой статье определены права изготовителя фонограммы. В основе данной статьи лежит общая норма ст. 1226 комментируемой части, согласно которой на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи изготовителю фонограммы принадлежат:

1) исключительное право на фонограмму. Содержание этого права определено в ст. 1324 комментируемого параграфа;

2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

4) право на обнародование фонограммы. При этом непосредственно определено, что обнародованием фонограммы является осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. Также непосредственно определено, что при этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики. Эти положения закреплены в точности аналогично п. 1 ст. 1268 комментируемой части, посвященному праву автора на обнародование произведения.

Ранее в рамках соответствующей регламентации п. 1 ст. 38 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривал лишь то, что, кроме предусмотренных данным Законом случаев, производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. Право на защиту от искажения предоставлялось данным Законом исполнителю — в п. 1 ст. 37 указывалось, что исполнителю принадлежит право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

В пункте 2 комментируемой статьи установлена необходимость осуществления изготовителем фонограммы своих прав с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. В рамках подобного регулирования п. 2 ст. 36 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривал, что производитель фонограммы осуществляет свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме произведения.

Пункт 3 комментируемой статьи определяет, что права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. Иначе говоря, изготовление фонограммы, с одной стороны, не влечет возникновение у изготовителя фонограммы соответствующих авторских прав, прав исполнителей, а с другой стороны, не влияет на такие существующие соответствующие права.

В пункте 4 комментируемой статьи определены сроки действия таких прав изготовителя фонограммы, как право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения: эти права действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы. Как говорилось выше, Закон 1993 г. об авторском и смежных правах на такие права изготовителя фонограммы не указывал. В данном Законе предусматривалось право исполнителя на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства. В отношении этого права подобный срок его действия следовал из положения п. 7 ст. 43 данного Закона, предусматривавшего, что к наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя переходит лишь право разрешать использование исполнения, постановки и на получение вознаграждения.

 

Статья 1324. Исключительное право на фонограмму

 

Комментарий к статье 1324

 

Комментируемая статья определяет содержание исключительного права на фонограмму. Как говорилось в комментарии к предыдущей статье, ранее в рамках соответствующей регламентации п. 1 ст. 38 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривал лишь то, что, кроме предусмотренных данным Законом случаев, производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено, что изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со ст. 1229 комментируемой части любым не противоречащим закону способом (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «исключительное право на фонограмму»), в том числе способами, указанными в п. 2 комментируемой статьи. Указанная ст. 1229 содержит общие положения об исключительном праве, в ч. 1 ее п. 1 указано, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Пункт 1 комментируемой статьи также предусматривает, что изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму. Подобным образом в п. 4 ст. 38 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах указывалось, что исключительные права производителя фонограммы, предусмотренные п. 2 данной статьи, могут передаваться по договору другим лицам.

Общие положения о распоряжении исключительным правом закреплены в ст. 1233 комментируемой части, в соответствии с п. 1 которой правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор); заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. Договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав посвящена ст. 1307 комментируемой главы, а лицензионному договору о предоставлении права использования объекта смежных прав — ст. 1308 данной главы.

В положениях п. 2 комментируемой статьи определен перечень действий, которые считаются использованием фонограммы при реализации исключительного права на сообщение радио- или телепередач. Положения этого перечня претерпели изменения с принятием Закона 2014 г. N 35-ФЗ. В частности:

в подп. 2 введено положение, определяющее, что сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

подпункт 4 дополнен указанием на то, что доведение фонограммы до всеобщего сведения означает получение соответствующего доступа любым лицом.

Кроме того, Законом 2014 г. N 35-ФЗ подп. 5 п. 2 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции данного подпункта устанавливалось, что использованием фонограммы считается воспроизведение, т.е. изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом указывалось, что запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения.

Ранее в рамках рассматриваемой регламентации п. 2 ст. 38 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах (в ред. Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ) определял, что исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) воспроизводить фонограмму;

2) переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;

3) распространять экземпляры фонограммы, т.е. продавать, сдавать их в прокат и так далее;

4) импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;

5) сообщать фонограмму для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрено, что лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму. Иначе говоря, указанное лицо приобретает в отношении переработанной фонограммы права изготовителя фонограммы. Правомерность осуществления переработки фонограммы означает, что переработка осуществлена с соблюдением прав изготовителя первоначальной фонограммы, т.е. в рамках договора с ним или с его согласия.

Пункт 4 комментируемой статьи распространяет на случаи использования фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, действие правил п. 2 ст. 1323 комментируемого параграфа. В пункте, к которому сделана отсылка, установлено, что изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. Соответственно, в п. 4 комментируемой статьи говорится о необходимости соблюдения лицом, не являющимся изготовителем фонограммы, прав авторов произведений и прав исполнителей.

 

Статья 1325. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы

 

Комментарий к статье 1325

 

В комментируемой статье предусмотрено свободное, т.е. без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения, дальнейшее распространение тех оригинала или экземпляров фонограммы, которые правомерно введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения. Данная статья претерпела изменения с принятием Закона 2014 г. N 35-ФЗ — в прежней редакции статьи говорилось о введенных в гражданский оборот оригинале и экземплярах правомерно опубликованной фонограммы, а не о правомерно введенных в гражданский оборот оригинала и экземплярах фонограммы.

Ранее п. 3 ст. 38 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливал, что в случае, если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Как видно, в комментируемой статье говорится об экземплярах фонограммы, но и о ее оригинале. Кроме того, уточнено, что в гражданский оборот экземпляры фонограммы могут быть введены путем не только их продажи, но и иного отчуждения.

Согласно сохраняющим свою практическую значимость разъяснениям, данным в п. 24 Постановления Пленума ВС России 2006 г. N 15, в рассматриваемом случае распространение оригинала или экземпляров фонограммы не должно нарушать авторское право и смежные права; например, оно не должно нарушать территориальные ограничения по распространению, использоваться для воспроизведения; при этом следует учитывать, что право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы.

 

Статья 1326. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях

 

Комментарий к статье 1326

 

Комментируемая статья регламентирует использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях. Ранее подобную регламентацию содержала ст. 39 «Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя» Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи допускается публичное исполнение такой фонограммы, а также ее сообщение в эфир или по кабелю без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. Такое же регулирование содержалось в п. 1 ст. 39 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах. При этом в п. 1.1 указанной статьи (пункт введен Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ) устанавливалось, что положения п. 1 статьи не распространяются на доведение до всеобщего сведения фонограммы.

Согласно разъяснениям, данным в п. 84 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9, право на указанное вознаграждение за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также за ее сообщение в эфир или по кабелю переходит к наследникам обладателей исключительного права на фонограмму и исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что сбор с пользователей вознаграждения, предусмотренного п. 1 данной статьи, и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности. При этом сделана отсылка к ст. 1244 комментируемой части, предусматривающей и регламентирующей государственную аккредитацию организаций по управлению правами на коллективной основе. В подпункте 6 п. 1 указанной статьи предусмотрено, что организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в том числе в такой сфере коллективного управления, как осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

В пункте 2 ст. 39 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах также устанавливалось, что сбор, распределение и выплата вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, но при этом указывалось, что это вознаграждение распределяется между производителем фонограммы и исполнителем поровну, если соглашением между этими организациями не предусмотрено иное.

Вместо этого п. 3 комментируемой статьи императивно устанавливает, что вознаграждение, предусмотренное п. 1 данной статьи, распределяется между правообладателями в пропорции, составляющей 50% — исполнителям, 50% — изготовителям фонограмм, а также что распределение вознаграждения между конкретными исполнителями, изготовителями фонограмм осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.

В пункте 3 ст. 39 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривалось, что размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы или объединениями (ассоциациями) таких пользователей, с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, — специально уполномоченным органом России. Кроме того, предусматривалось, что размер вознаграждения устанавливается за каждый вид использования фонограммы.

Вместо этого п. 3 комментируемой статьи предусматривает возможность установления Правительством РФ ставок вознаграждения, а также порядка сбора, распределения и выплаты вознаграждения. Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но изменения коснулись только указанных полномочий Правительства РФ. В прежней (первоначальной) редакции пункта говорилось о том, что Правительством РФ устанавливается порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения.

На основании этой нормы Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 988 утверждены Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях <1>. В соответствии с п. 4 данных Правил при расчете размера вознаграждения в том числе учитываются следующие факторы:

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 112.

 

минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за сообщение произведений в эфир, а также за сообщение произведений по кабелю;

является использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика или не является;

платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);

размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Соответствующие минимальные ставки, о которых идет речь, установлены Постановлениями Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства», от 17 мая 1996 г. N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» и от 29 мая 1998 г. N 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.» (см. комментарий к ст. 1246).

Пункт 4 комментируемой статьи возлагает на пользователей фонограмм обязанность по представлению в организацию по управлению правами на коллективной основе отчетов об использовании фонограмм, а также иных сведений и документов, необходимых для сбора и распределения вознаграждения. Такая же обязанность устанавливалась в п. 4 ст. 39 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, но в этом пункте вместо представления отчетов об использовании фонограмм говорилось о представлении программ, содержащих точные сведения о количестве использований фонограммы.

 

Статья 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние

 

Комментарий к статье 1327

 

В комментируемой статье определен срок действия исключительного права на фонограмму (п. 1), а также регламентированы переход этого права к правопреемникам (п. 2) и переход фонограммы в общественное достояние (п. 3).

Пункт 1 комментируемой статьи определяет 50-летний срок действия исключительного права на фонограмму, который исчисляется с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись, а в случае обнародования фонограммы — с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована, при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи. Ранее данные правила формулировались положениями п. п. 2 и 5 ст. 43 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, которыми предусматривалось следующее: права, предусмотренные настоящим разделом в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока; исчисление указанных сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Такие же сроки охраны фонограммы определены в п. 5 ст. 14 Соглашения ТРИПС и п. 2 ст. 17 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. В то же время в ст. 14 Римской конвенции и ст. 4 Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм <1>, которая заключена в г. Женеве 29 октября 1971 г. и к которой Россия присоединилась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224, говорится о минимальном 20-летнем сроке правовой охраны фонограммы.

———————————

<1> БМД. 1999. N 8.

 

Статьей 6 Закона 2006 г. N 231-ФЗ установлено, что срок охраны прав, предусмотренный комментируемой статьей, применяется в случаях, когда 50-летний срок действия смежного права не истек к 1 января 1993 г., т.е. к 1 января года, в котором вступил в силу Закон 1993 г. об авторском и смежных правах. Такое же правило в отношении указанных выше сроков, предусмотренных ст. 43 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, устанавливалось Постановлением Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Пункт 2 комментируемой статьи, регламентируя переход исключительного права на фонограмму к наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы, устанавливает лишь то, что к ним это право переходит в пределах оставшейся части срока, указанного в п. 1 данной статьи. В рамках такой регламентации в п. 7 ст. 43 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривалось, что к наследникам (в отношении юридических лиц — к правопреемникам) производителя фонограммы переходит право разрешать использование фонограммы и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных в п. 2 данной статьи (об этих сроках говорилось выше).

В пункте 3 комментируемой статьи определены последствия прекращения действия исключительного права на фонограмму: в этом случае фонограмма переходит в общественное достояние; при этом непосредственно определено, что это означает, — фонограмма может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения. В Законе 1993 г. об авторском и смежных правах такие положения не содержались, но установленные ими правила подразумевались.

Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В его прежней (первоначальной) редакции устанавливалось, что по истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние. Соответственно, в новой редакции пункта говорится не только о случаях истечения действия этого права, но и о случаях его досрочного прекращения. Кроме того, в прежней (первоначальной) редакции пункта предусматривалось, что к фонограмме, перешедшей в общественное достояние, соответственно применяются правила ст. 1282 комментируемой части о переходе произведения в общественное достояние. Однако в такой отсылке не было необходимости, достаточно лишь указания на то, что фонограмма может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.

 

Статья 1328. Действие исключительного права на фонограмму на территории Российской Федерации

 

Комментарий к статье 1328

 

Комментируемая статья определяет действие исключительного права на фонограмму на территории РФ. В положениях данной статьи предусмотрены следующие случаи действия такого права на основе следующих принципов:

принцип национальной принадлежности — исключительное право возникает у изготовителя фонограммы, являющегося гражданином РФ или российским юридическим лицом;

территориальный принцип — исключительное право предоставляется в случае, когда фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории РФ;

принцип выполнения международных обязательств — исключительное право возникает и в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

В пункте 2 ст. 35 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливалось, что права производителя фонограммы признаются за ним в соответствии с данным Законом в случаях, если:

1) производитель фонограммы является гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ;

2) фонограмма впервые опубликована на территории РФ.

Как видно, ранее не учитывался такой случай, как первое публичное распространение экземпляров фонограмм на территории РФ. В рамках же реализации принципа выполнения международных обязательств в п. 4 ст. 35 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах (в ред. Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ) предусматривалось, что предоставление на территории РФ охраны в соответствии с данным Законом объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров РФ осуществляется в отношении соответствующей фонограммы, не перешедшей в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедшей в общественное достояние в России вследствие истечения предусмотренного данным Законом срока действия смежных прав. Эти положения, определяющие особенности предоставления на территории РФ охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами РФ, вошли в п. 3 ст. 1304 комментируемой главы.

Международными договорами РФ, о которых идет речь в комментируемой статье, являются Римская конвенция, а также Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, которая заключена в г. Женеве 29 октября 1971 г.

Соответствующий случай предусмотрен, в частности, в подпункте «b» п. 1 ст. 5 Римской конвенции, предусматривающем предоставление правовой охраны фонограмме на основе критерия записи. Так, согласно указанному пункту каждое Договаривающееся государство предоставляет изготовителям фонограмм национальный режим при соблюдении любого из следующих условий:

  1. a) изготовитель фонограмм является гражданином или юридическим лицом другого Договаривающегося государства (критерий национальной принадлежности);
  2. b) первая запись звука была осуществлена в другом Договаривающемся государстве (критерий записи);
  3. c) фонограмма впервые была опубликована в другом Договаривающемся государстве (критерий публикации).

О соответствующих «иных» случаях предоставления правовой охраны фонограмме говорится также в ст. 2 названной Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, устанавливающей, что каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code