2. Права на исполнение

Статья 1313 ГК РФ. Исполнитель

 

Комментарий к статье 1313

 

Комментируемый параграф регламентирует такие права, смежные с авторским правом, как права на исполнение. В данном параграфе содержатся положения, имеющие целью охрану прав артистов-исполнителей, режиссеров-постановщиков спектаклей и дирижеров на результат исполнения. Как говорилось выше, авторами проекта комментируемой части отмечалось, что регламентация такой самостоятельной категории исключительных прав основана на положениях Римской конвенции и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. До принятия комментируемой части соответствующее регулирование устанавливалось соответствующими положениями Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1304 комментируемой главы исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (там же для их сокращенного обозначения и введено обозначение «исполнения») являются объектами смежных прав при условии, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств.

В комментируемой статье определено понятие исполнителя (автора исполнения) — таковым признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение. При этом названы три вида исполнителей:

артист-исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера;

режиссер-постановщик спектакля — лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления; дирижер.

Ранее в рамках подобного регулирования в ст. 4 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах были даны следующие три самостоятельных определения:

исполнитель — это актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

исполнение — это представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком);

режиссер-постановщик спектакля — это лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления).

Рассматриваемые положения закреплены в соответствии с упомянутыми выше международными актами. Так, в пункте «а» ст. 3 Римской конвенции определено, что для целей данной Конвенции «исполнители» означают актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений. Подобными образом подпункт «а» ст. 2 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам определяет, что для целей данного Договора «исполнители» — это актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, играют на музыкальном инструменте, интерпретируют или иным образом исполняют литературные или художественные произведения либо выражения фольклора.

 

Статья 1314. Смежные права на совместное исполнение

 

Комментарий к статье 1314

 

Комментируемая статья регламентируют смежные права на совместное исполнение. В Законе 1993 г. об авторском и смежных правах данной регламентации был посвящен только п. 4 ст. 37, предусматривавший, что при реализации исключительного права на использование исполнения или постановки соответствующие разрешения выдаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей — руководителем такого коллектива посредством заключения письменного договора с пользователем. Положения комментируемой статьи закреплены в точности аналогично ст. 1258 комментируемой части, посвященной соавторству.

В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей — актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей. При этом непосредственно предусмотрено, что данное правило действует независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Возможность принадлежности исключительного права на результат интеллектуальной деятельности нескольким лицам совместно предусмотрена в п. 2 ст. 1229 комментируемой части. В разъяснениях, данных в п. 5 Постановления Пленума ВАС России 2014 г. N 51 в отношении взыскания с нарушителя компенсации за допущенное нарушение исключительных прав, со ссылкой на комментируемую статью отмечено, что нарушение одним действием прав нескольких лиц, которым совместно принадлежит исключительное право на один результат интеллектуальной деятельности, например коллектива исполнителей, является одним случаем неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности.

Положениями п. 2 комментируемой статьи регламентировано осуществление смежных прав на совместное исполнение. Общие положения об осуществлении прав в случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, закреплены в ч. ч. 1 и 2 п. 3 ст. 1229 комментируемой части: в этом случае каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное; взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними; распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.

Развивая данные положения, часть 1 п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии — членами коллектива исполнителей совместно. Эта норма сформулирована диспозитивно — предусмотрено, что соглашением между руководителем, членами коллектива могут быть установлены отступления от этих правил. Вместе с тем установлен и предел выбора членами коллектива исполнителей варианта соглашения — на случай, когда совместное исполнение образует неразрывное целое, предусмотрено, что ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

В части 2 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена особенность использования элемента совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, т.е. элемента, имеющего самостоятельное значение: такой элемент может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению; эта норма также сформулирована диспозитивно — предусмотрено, что соглашением между членами коллектива исполнителей могут быть установлены отступления от этого правила.

Пункт 3 комментируемой статьи распространяет на отношения членов коллектива исполнителей, связанные с распределением доходов от использования совместного исполнения, действие общих правил п. 3 ст. 1229 комментируемой части, посвященных случаям, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно. Речь идет о положениях ч. 3 указанного пункта, согласно которым доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо от совместного распоряжения исключительным правом на такой результат или на такое средство распределяются между всеми правообладателями в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

В пункте 4 комментируемой статьи применительно к совместному исполнению воспроизведена общая норма ч. 4 п. 3 ст. 1229 комментируемой части, предусматривающая, что в случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Детализируя эту общую норму, п. 4 комментируемой статьи указывает, что каждый из членов коллектива исполнителей обладает таким правом в том числе и в том случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

 

Статья 1315. Права исполнителя

 

Комментарий к статье 1315

 

В комментируемой статье определены права исполнителя. В основе данной статьи лежит общая норма ст. 1226 комментируемой части, согласно которой на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение. Содержание этого права определено в ст. 1317 комментируемого параграфа;

2) право авторства. При этом непосредственно определено, что под этим правом понимается право признаваться автором исполнения;

3) право на имя. При этом непосредственно определено, что под этим правом понимается право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном п. 1 ст. 1314 комментируемого параграфа (т.е. в случаях совместного исполнения), право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования исполнения (Законом 2014 г. N 35-ФЗ внесено уточняющее изменение — ранее говорилось о характере использования произведения, а не исполнения) исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения. При этом непосредственно определено, что под этим правом понимается право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения, в его запись, в сообщение в эфир или по кабелю, а также при доведении исполнения до всеобщего сведения. Данный подпункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции подпункта было определено, что под правом на неприкосновенность исполнения понимается право на защиту исполнения от всякого искажения, т.е. от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Ранее в рамках соответствующей регламентации п. 1 ст. 37 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливал лишь то, что кроме предусмотренных данным Законом случаев исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат следующие исключительные права:

право на имя;

право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;

право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

В пункте 2 комментируемой статьи установлена необходимость осуществления исполнителями своих прав с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. Тем самым почти в точности воспроизведен п. 3 ст. 36 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, предусматривавший, что исполнитель осуществляет смежные права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Пункт 3 комментируемой статьи определяет, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Иначе говоря, исполнение, с одной стороны, не влечет возникновение у исполнителя соответствующих авторских прав, а с другой стороны, не влияет на такие существующие соответствующие права.

 

Статья 1316. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя

 

Комментарий к статье 1316

 

Комментируемая статья регламентирует охрану авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя, причем в точности аналогично тому, как ст. 1267 комментируемой части регламентирует охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора. В рамках данной регламентации в п. 1 комментируемой статьи установлено, что авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно. Ранее подобным образом п. 1 ст. 43 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривал, что охраняются бессрочно права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, установленные ст. 37 данного Закона.

Как установлено положениями ст. 9 Закона 2006 г. N 231-ФЗ: авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются в соответствии с правилами комментируемой статьи независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания; охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется в соответствии с правилами комментируемой статьи, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие комментируемой части.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено право исполнителя в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после своей смерти. Законом 2014 г. N 35-ФЗ в эти положения внесены уточняющие изменения — ранее говорилось о праве указать лицо, на которое исполнитель возлагает охрану своего имени и неприкосновенности исполнения, а не охрану авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения. В рассматриваемой части также установлено, что лицо, на которое возложена охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения, осуществляет свои полномочия пожизненно.

Порядок назначения исполнителя завещания определен ст. 1134 части третьей ГК РФ, к которой и сделана отсылка. В соответствии с п. 1 указанной статьи завещатель может поручить исполнение завещания указанному им в завещании гражданину-душеприказчику (исполнителю завещания) независимо от того, является ли этот гражданин наследником; согласие гражданина быть исполнителем завещания выражается этим гражданином в его собственноручной надписи на самом завещании, или в заявлении, приложенном к завещанию, или в заявлении, поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства; гражданин признается также давшим согласие быть исполнителем завещания, если он в течение месяца со дня открытия наследства фактически приступил к исполнению завещания.

На случай отсутствия соответствующих указаний или отказа назначенного исполнителем лица от осуществления соответствующих полномочий, а также на случай смерти этого лица часть 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что охрана имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется его наследниками, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. В разъяснениях, данных в п. 90 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9, подчеркнуто, что наследниками исполнителя или их правопреемниками (а равно другими заинтересованными лицами) соответствующие полномочия осуществляются лишь при отсутствии соответствующих указаний наследодателя или в случае отказа назначенного исполнителем лица от их исполнения, а также после смерти этого лица.

 

Статья 1317. Исключительное право на исполнение

 

Комментарий к статье 1317

 

В комментируемой статье определено содержание исключительного права на исполнение. Пункт 1 данной статьи предусматривает, что исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со ст. 1229 комментируемой части любым не противоречащим закону способом (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «исключительное право на исполнение»), в том числе способами, указанными в п. 2 комментируемой статьи. Указанная ст. 1229 содержит общие положения об исключительном праве, в ч. 1 ее п. 1 указано, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Пункт 1 комментируемой статьи также предусматривает, что исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение. Подобным образом в п. 7 ст. 37 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах указывалось, что исключительные права исполнителя, предусмотренные п. 2 данной статьи, могут передаваться по договору другим лицам.

Общие положения о распоряжении исключительным правом закреплены в ст. 1233 комментируемой части, в соответствии с п. 1 которой правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор); заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. Договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав посвящена ст. 1307 комментируемой главы, а лицензионному договору о предоставлении права использования объекта смежных прав — ст. 1308 данной главы.

В положениях п. 2 комментируемой статьи определен перечень действий, которые считаются использованием исполнения при реализации исключительного права на исполнение. Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции пункта устанавливалось, что использованием исполнения считается:

1) сообщение в эфир, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой;

2) сообщение по кабелю, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3) запись исполнения, т.е. фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4) воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части. При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случаев, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение исполнения до всеобщего сведения;

5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное подп. 1 и 2 данного пункта;

8) публичное исполнение записи исполнения, т.е. любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Как видно, внесенные в п. 2 комментируемой статьи изменения свелись лишь к следующему:

в подп. 1 указание на кабельное телевидение заменено указанием на кабель, а также введено определение понятия сообщения кодированных сигналов — таковым признается сообщение в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

положения подп. 7 перенесены в подп. 3, а положения подп. 3 — 6 — соответственно в подп. 4 — 7. При этом лишь детализированы положения, вошедшие в подп. 5. Подпункт 7 дополнен отсылкой к подп. 3.

Ранее в рамках рассматриваемой регламентации п. 2 ст. 37 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах (в ред. Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ) определял, что исключительное право на использование исполнения или постановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

3) воспроизводить запись исполнения или постановки;

4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (ст. 39 данного Закона);

6) сообщать запись исполнения или постановки для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Пункт 3 комментируемой статьи выводит из сферы действия исключительного права на исполнение воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

Подобным образом в п. 3 ст. 37 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливалось, что исключительное право исполнителя, предусмотренное подп. 3 п. 2 данной статьи (т.е. право воспроизводить запись исполнения или постановки), не распространяется на случаи, когда: первоначальная запись исполнения или постановки была произведена с согласия исполнителя; воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки; воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись в соответствии с положениями ст. 42 «Ограничения прав исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания» данного Закона.

В положениях п. 4 комментируемой статьи определены особенности реализации исключительного права на исполнение при создании аудиовизуального произведения: при заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается; согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.

Ранее подобное регулирование устанавливалось следующими положениями п. 6 ст. 37 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах: заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой предоставление исполнителем прав, указанных в подп. 1, 2, 3 и 4 п. 2 данной статьи (об этих правах говорилось выше); предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.

В отношении рассматриваемых положений в п. 45 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 даны следующие разъяснения: судам надлежит иметь в виду: эта норма относится не к правилам, установленным законом для договора (ст. 422 части первой ГК РФ), а к порядку законного использования звука или изображения. Следовательно, отдельное использование звука или изображения при отсутствии прямого указания на предоставление такого права в договоре является нарушением исключительного права использования исполнения и в том случае, если соответствующий договор был заключен до момента, когда это требование было установлено законодателем сначала в Законе 1993 г. об авторском и смежных правах, а потом в комментируемой части.

Пункт 5 комментируемой статьи распространяет на случаи использования исполнения лицом, не являющимся его исполнителем, действие правил п. 2 ст. 1315 комментируемого параграфа. В пункте, к которому сделана отсылка, установлено, что исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. Соответственно, в п. 5 комментируемой статьи говорится о необходимости соблюдения лицом, не являющимся исполнителем, прав авторов исполняемых произведений.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code