Статья 1290 ГК РФ. Ответственность по договорам, заключаемым автором произведения

Комментарий к статье 1290

 

В комментируемой статье предусмотрено ограничение ответственности по договорам, заключаемым автором произведения. Содержащаяся в данной статье регламентация воспроизводит и развивает положение п. 2 ст. 34 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, предусматривавшее, что в случае, если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, то он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику. Соответственно, положения комментируемой статьи направлены на защиту автора как менее сильной стороны договоров.

Пункт 1 комментируемой статьи ограничивает ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионному договору суммой реального ущерба, причиненного другой стороне. При этом предусмотрена возможность отступления договором от данного общего правила, но только в сторону уменьшения размера ответственности автора.

Таким образом, автор возмещает только часть убытков — реальный ущерб, без возмещения другой части убытков — упущенной выгоды. Содержание этих двух составляющих следует из определения понятия убытков, данного в ч. 1 п. 2 ст. 15 части первой ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В пункте 2 комментируемой статьи ответственность автора по договору авторского заказа также ограничена суммой реального ущерба, причиненного заказчику. Но применительно к этому виду договора такое ограничение носит иной характер — установлено, что автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором, но в пределах суммы реального ущерба, причиненного заказчику. Таким образом, автор вообще не несет ответственности в случае, если ему не был выдан аванс и договором не предусмотрена неустойка.

Понятие неустойки определено положениями ст. 330 части первой ГК РФ: неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения; по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1); кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (п. 2).

 

Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

 

Комментарий к статье 1291

 

Комментируемая статья определяет судьбу исключительного права на произведение при отчуждении оригинала произведения. Закон 1993 г. об авторском и смежных правах не содержал подобной регламентации. Положения данной статьи закреплены в развитие общих норм ст. 1227 комментируемой части, определяющих соотношение интеллектуальных прав и вещных прав. Комментируемая статья изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, но новыми являются лишь положения ч. ч. 2 и 3 п. 2 данной статьи, о чем подробнее сказано ниже.

В части 1 п. 1 комментируемой статьи, в точности воспроизводящей часть 1 п. 1 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, установлено, что при отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором. Данная норма является диспозитивной — в ней прямо предусмотрено, что договором могут быть установлены отступления от изложенного общего правила.

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи в точности воспроизводит п. 2 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, устанавливая, что при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения. Данная норма так же, как и норма ч. 1 п. 1 статьи, является диспозитивной — в ней так же прямо предусмотрено, что договором могут быть установлены отступления от изложенного общего правила.

Положения ч. ч. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи соответствуют общей норме п. 2 ст. 1227 комментируемой части, согласно которой переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 п. 1 комментируемой статьи.

Часть 3 п. 1 комментируемой статьи, в точности воспроизводя п. 3 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции, распространяет правила п. 1 комментируемой статьи на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение. Срок действия исключительного права на произведение определяется и исчисляется в соответствии с положениями ст. 1281 комментируемой главы.

Положения ч. 1 п. 2 комментируемой статьи определяют права приобретателя оригинала произведения, к которому не перешло исключительное право на это произведение: указанному лицу предоставляется право без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. Точно такие же положения содержались в ч. 2 п. 1 данной статьи в прежней (первоначальной) редакции (т.е. до внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений). Изменение внесено лишь одно: ранее указывалось, что для реализации этих прав не требуется согласие автора; согласно новой редакции не требуется согласие не только автора, но и иного правообладателя.

В положениях ч. ч. 2 и 3 п. 2 комментируемой статьи содержатся нововведения Закона 2014 г. N 35-ФЗ, предоставляющие дополнительные права по свободному использованию (т.е. без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения) оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения:

в части 2 пункта предусмотрено право приобретателя оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, свободно использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения;

часть 3 статьи предусматривает право приобретателя фотографического произведения, который изображен на этом произведении, так же свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя.

Как норма ч. 2, так и норма ч. 3 п. 2 комментируемой статьи сформулированы диспозитивно — и в первой и во второй нормах предусмотрено, что договором с автором или иным правообладателем, иным обладателем прав на фотографическое произведение могут быть установлены отступления от изложенных общих правил.

 

Статья 1292. Право доступа

 

Комментарий к статье 1292

 

В комментируемой статье регламентировано право доступа, отнесенное общей нормой ст. 1226 комментируемой части к «иным» интеллектуальным правам, т.е. к интеллектуальным правам иным, нежели имущественное право и личные неимущественные права. Ранее регламентация права доступа содержалась в п. 1 ст. 17 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.

Право доступа в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи означает право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом данной частью непосредственно установлен запрет требования от собственника оригинала произведения доставки произведения автору. Точно такие же положения в рамках регламентации права доступа к произведениям изобразительного искусства были закреплены ранее в п. 1 ст. 17 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.

В пункт 2 комментируемой статьи с соответствующими изменениями вошли положения п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» <1> (статья признана утратившей силу Законом 2006 г. N 231-ФЗ), предусматривавшие, что автор архитектурного объекта вправе требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект. Причем согласно названию указанной статьи речь шла о личном неимущественном праве автора произведения архитектуры.

———————————

<1> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473.

 

Как видно, право доступа предоставляется автору не только произведения изобразительного искусства (как это было в Законе 1993 г. об авторском и смежных правах), но и автору произведения архитектуры. В связи с этим представляется не вполне точным упоминание в п. 3 ст. 1255 комментируемой главы среди авторских прав лишь права доступа к произведениям изобразительного искусства.

 

Статья 1293. Право следования

 

Комментарий к статье 1293

 

Комментируемая статья регламентирует право следования, отнесенное общей нормой ст. 1226 комментируемой части к «иным» интеллектуальным правам, т.е. к интеллектуальным правам иным, нежели имущественное право и личные неимущественные права. Как отмечено в п. 10.5 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, в силу п. 3 ст. 1255 комментируемой главы право следования является самостоятельным правом автора, отличным от принадлежащего ему исключительного права на произведение. Ранее регламентация права следования содержалась в п. 2 ст. 17 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.

Право следования согласно п. 1 комментируемой статьи означает право автора оригинала произведения изобразительного искусства на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи в случае отчуждения автором оригинала произведения при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин). При этом полномочия по определению размера таких процентных отчислений, а также условий и порядка их выплаты делегированы Правительству РФ.

Данный пункт изложен Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции пункта говорилось о таком праве автора на получение вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация.

Пункт 2 комментируемой статьи наделяет правом следования, т.е. правом на получение вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи в порядке, установленном п. 1 данной статьи, также авторов в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.

Ранее в рамках регламентации права следования положениями п. 2 ст. 17 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливалось следующее: переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу означает первую продажу этого произведения; в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5% от перепродажной цены.

Положение п. 1 комментируемой статьи в части полномочий Правительства РФ в связи с принятием Закона 2014 г. N 35-ФЗ изменений не претерпело. На основании этой нормы Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. N 285 утверждены Правила выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений <1>, которые согласно их п. 1 определяют порядок выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений, то есть при каждой последующей их продаже после первоначального отчуждения, а также размер такого вознаграждения согласно приложению к данным Правилам.

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1880.

 

Указанное приложение к названным Правилам предусматривает следующие размеры вознаграждения в зависимости от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства, авторской рукописи (автографа) литературного и музыкального произведения:

до 100 тыс. руб. включительно — 5%;

свыше 100 тыс. руб. до 1700 тыс. руб. включительно — 5 тыс. руб. + 4% от суммы, превышающей 100 тыс. руб.;

свыше 1700 тыс. руб. до 7000 тыс. руб. включительно — 69 тыс. руб. + 3% от суммы, превышающей 1700 тыс. руб.;

свыше 7000 тыс. руб. до 12000 тыс. руб. включительно — 228 тыс. руб. + 1% от суммы, превышающей 7000 тыс. руб.;

свыше 12000 тыс. руб. до 17500 тыс. руб. включительно — 278 тыс. руб. + 0,5% от суммы, превышающей 12000 тыс. руб.;

свыше 17500 тыс. руб. — 305,5 тыс. руб. + 0,25% от суммы, превышающей 17500 тыс. руб.

В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что право следования неотчуждаемо, т.е. автор не может распорядиться этим правом. В то же время данный пункт допускает переход права следования к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение. Срок действия исключительного права на произведение определяется и исчисляется в соответствии с положениями ст. 1281 комментируемой главы.

Пункт 2 ст. 17 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливал почти такие же правила, но в них говорилось о возможности перехода права следования только к наследникам автора по закону, т.е. не допускался переход этого права по завещанию. На положения п. 3 комментируемой статьи как на отличающие право следования от исключительного права на произведение обращено внимание в п. 10.5 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29. Предусмотренная в п. 3 комментируемой статьи возможность перехода права следования к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение подчеркнута в подп. «а» п. 91 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9.

 

Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства

 

Комментарий к статье 1294

 

В комментируемой статье регламентированы права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства. Ранее подобное регулирование содержалось в п. 2.1 ст. 16 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах (пункт введен Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ) и гл. IV «Авторское право на произведения архитектуры» Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (глава признана утратившей силу Законом 2006 г. N 231-ФЗ).

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов определены в качестве объектов авторских прав в ч. 1 п. 1 ст. 1259 комментируемой части. В Постановлении Президиума ВАС России от 27 сентября 2011 г. N 5816/11 по делу N А32-47315/2009-48/723-2010-68/15 <1> подчеркнуто, что объектом авторского права является не документация для строительства в целом, а лишь архитектурный проект, т.е. архитектурная часть документации, в которой выражено архитектурное решение.

———————————

<1> ВВАС РФ. 2012. N 1.

 

Часть 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливает исключительное право автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства использовать свое произведение в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 1270 комментируемой главы, т.е. способами, которые считаются использованием произведения независимо от того, совершаются соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели. В подпункте 10 п. 2 указанной ст. 1270 прямо предусмотрено, что таким использованием считается практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. В части 1 п. 1 комментируемой статьи непосредственно названы такие возможные способы использования произведения, как разработка документации для строительства и реализация архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

Ранее подобные положения формулировались несколько иначе. Так, в п. 2.1 ст. 16 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливалось, что исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Пункт 1 ст. 17 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» предусматривал, что автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать свой архитектурный проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта.

В соответствии с ч. 2 п. 1 комментируемой статьи использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно. Данная норма сформулирована диспозитивно — предусмотрено, что договором, в соответствии с которым создан проект, могут быть установлены отступления от этого общего правила. При этом в данной части императивно установлено, что проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта. При этом необходимо учитывать, что согласно общей норме ч. 2 п. 1 ст. 1229 комментируемой части отсутствие запрета правообладателя на использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации не считается согласием (разрешением).

Положения, вошедшие в ч. 2 п. 1 комментируемой статьи, ранее содержались в п. 5 ст. 17 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Причем в указанном пункте устанавливалось, что архитектурный проект может быть использован повторно не только исключительно с согласия автора архитектурного проекта, но и с выплатой автору или его наследникам авторского вознаграждения.

Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает право автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Такое же право предусматривалось ранее в п. 1 ст. 18 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», но формулировалось оно менее детально: автор архитектурного проекта имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством архитектурного объекта.

Полномочие по установлению порядка осуществления авторского контроля и авторского надзора делегировано в п. 2 комментируемой статьи федеральному органу исполнительной власти по архитектуре и градостроительству. Такое же полномочие содержалось в п. 1 ст. 18 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Указанное полномочие реализовано изданием Постановления Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 10 июня 1999 г. N 44 <1>, которым одобрен и введен в действие Свод правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» <2>, рекомендованный к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве.

———————————

<1> Бюллетень строительной техники. 1999. N 7.

<2> М.: Госстрой России; ГУП ЦПП, 1999.

 

В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрено право автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта. Эта норма сформулирована диспозитивно — предусмотрено, что договором могут быть установлены отступления от данного правила. Аналогично сказанному выше следует отметить, что подобные положения устанавливались и ранее, но при этом использовались несколько иные формулировки. Пункт 2.1 ст. 16 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах указывал, что автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. В пункте 1 ст. 17 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» устанавливалось, что автор архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта, если иное не предусмотрено договором.

 

Статья 1295. Служебное произведение

 

Комментарий к статье 1295

 

Комментируемая статья определяет правовой режим служебного произведения. Ранее соответствующее регулирование устанавливалось положениями ст. 14 «Авторское право на служебные произведения» Закона 1993 г. об авторском и смежных правах и частично положениями п. 1 ст. 12 «Принадлежность исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных» Закона 1992 г. о программах для ЭВМ.

В пункте 1 комментируемой статьи определено понятие служебного произведения — это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Пункт 1 ст. 14 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах понятие служебного произведения определял несколько иначе — произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Закон 1992 г. о программах для ЭВМ понятие служебного произведения не использовал, в п. 1 его ст. 12 указывалось на программу для ЭВМ или базу данных, созданные работником (автором) в связи с выполнением трудовых обязанностей или по заданию работодателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ТрК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом. В части 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ <1>) предусмотрено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

———————————

<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 30 декабря.

 

Как разъяснено в п. 39.1 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, вопрос о том, является ли конкретное произведение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения. При этом отмечено следующее:

в отличие от ст. 14 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, действовавшего до 1 января 2008 г., относившей к служебным произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, в комментируемой статье под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей;

для определения того, является ли созданное работником после 31 декабря 2007 г. по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное — исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

Пункт 1 комментируемой статьи императивно устанавливает, что авторские права на служебное произведение (с учетом п. 2 данной статьи речь идет об иных правах, нежели исключительное право на служебное произведение) принадлежат автору. Такая же императивная норма была закреплена в п. 1 ст. 14 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах. В Законе 1992 г. о программах для ЭВМ вопрос о принадлежности авторских прав не решался.

В соответствии с ч. 1 п. 2 комментируемой статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю. Данная норма сформулирована как диспозитивная — предусмотрено, что трудовым или гражданско-правовым договором между работником и работодателем могут быть установлены отступления от указанного правила. В прежней (первоначальной) редакции рассматриваемой части говорилось о трудовом или ином договоре между работником и работодателем. Указание на то, что речь идет именно о гражданско-правовом договоре, введено Законом 2014 г. N 35-ФЗ. До принятия указанного закона о гражданско-правовом характере соответствующего договора говорилось, например, в разъяснениях, данных в подп. «в» п. 91 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9 (об указанных разъяснениях см. ниже).

Часть 2 п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что исключительное право на служебное произведение возвращается автору в случаях, когда работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. До внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменения говорилось о том, что в этих случаях исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, а не возвращается ему.

В части 3 п. 2 комментируемой статьи предусмотрено право автора на вознаграждение в случае, если работодатель в указанный срок начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, а также в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Ранее в п. 2 ст. 14 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах в рамках соответствующего регулирования устанавливалось следующее: исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное; размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

С учетом этого в п. 39.2 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 даны следующие разъяснения:

в отличие от действовавшего до 1 января 2008 г. законодательства п. 2 комментируемой статьи предусматривает, что от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебное произведение, это исключительное право переходит к работнику (автору), если в течение трех лет со дня, когда это произведение было предоставлено работником в распоряжение работодателя, последний не начнет использование произведения (например, воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю, осуществляемые как самим работодателем, так и на основании лицензионного договора третьим лицом), не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права) или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (например, в случае создания научной разработки, содержание которой предполагает ее охрану в качестве секрета производства);

в отношении служебных произведений, созданных до 1 января 2008 г., по которым работодатель не совершил до этой даты ни одно из названных действий, трехлетний срок начинает течь с 1 января 2008 г.;

если в установленный трехлетний срок работодатель совершит одно из названных действий, работник (автор) имеет право на получение вознаграждения, размеры, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора — судом. При этом судам необходимо иметь в виду: условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.

Часть 4 п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако предусматривает, что права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам. Данная часть введена Законом 2014 г. N 35-ФЗ, до принятия которого изложенные правила следовали из разъяснений, данных в подп. «в» п. 91 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9. В указанных разъяснениях отмечалось, что договор между работодателем и работником, которым определяются размер, условия и порядок выплаты такого вознаграждения, по своему характеру является гражданско-правовым. Как указывалось там же, судом может быть установлено, что положения, которыми определяется выплата вознаграждения, включенные в содержание трудового договора, фактически устанавливают гражданско-правовые обязательства сторон.

В пункте 3 комментируемой статьи на случай, когда в соответствии с п. 2 данной статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, предусмотрено предоставление работодателю права использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. При этом установлено, что пределы использования служебного произведения, размер, условия и порядок выплаты вознаграждения определяются договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом. Упоминаемые условия простой (неисключительной) лицензии согласно подп. 1 п. 1 ст. 1236 комментируемой части означают, что лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности предоставляются с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (см. комментарий к указанной статье).

Пункт 3 комментируемой статьи изложен полностью в новой редакции Законом 2014 г. N 35-ФЗ, которым также данная статья дополнена п. 4, предусматривающим права работодателя обнародовать служебное произведение, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания. Норма этого пункта в части права работодателя обнародовать служебное произведение сформулирована диспозитивно — предусмотрено, что договором между ним и автором могут быть отступления от этого общего правила.

Вместо изложенного регулирования в прежней (первоначальной) редакции ч. 1 п. 3 комментируемой статьи предусматривалось, что в случае, когда в соответствии с п. 2 данной статьи исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом устанавливалось, что право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается. Часть 2 п. 3 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции указывала, что работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Соответственно, внесенными Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменениями регламентация обнародования работодателем служебного произведения, а также указания имени или наименования работодателя при использовании служебного произведения закреплена не только для случаев, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

В условиях действия прежней редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения Законом 2014 г. N 35-ФЗ изменений) в п. 39.3 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 были даны следующие разъяснения: если исключительное право на служебное произведение принадлежит работнику (автору) изначально по договору с работодателем или на основании ч. 2 п. 2 комментируемой статьи, работодатель имеет право использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в пределах, вытекающих из задания, а также обнародовать такое произведение, если иное не определено договором между ним и работником; работник при этом вправе по своему усмотрению использовать служебное произведение способами, не обусловленными целью служебного задания, а также способами, хотя и обусловленными целью задания, но за пределами этого задания.

Следует также отметить, что ранее соответствующая регламентация сводилась к положению п. 3 ст. 14 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах о праве работодателя при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

В пункте 4 указанной ст. 14 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривалось, что положения данной статьи не распространяются на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (п. 2 ст. 11 данного Закона). Однако данные положения в комментируемую статью не вошли.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code