Статья 1245 ГК РФ. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях

Комментарий к статье 1245

 

Комментируемая статья регламентирует право авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Ранее такое регулирование устанавливалось положениями ст. 26 «Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора с выплатой авторского вознаграждения» и некоторых других статей Закона 1993 г. об авторском и смежных правах. Комментируемая статья содержится в комментируемой главе, что подразумевает установление данной статьей общих положений. Как представляется, речь идет о том, что положения статьи являются общими для авторского права и смежного права.

В соответствии с ч. 1 п. 1 комментируемой статьи авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. На это право авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений указывает норма п. 2 ст. 1273 комментируемой части для случаев, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях. В свою очередь, в том числе к указанной ст. 1273 отсылает ст. 1306 данной части, регламентирующая использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения.

Как определено в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи, вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Статья 26 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах содержала положения, подобные тем, о которых говорилось выше, но несколько с другими формулировками. При этом непосредственно детализировалось, о каком оборудовании каких материальных носителях шла речь: оборудование — аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование; материальные носители — звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители.

Согласно разъяснению, данному в п. 84 Постановления Пленума ВС России 2012 г. N 9, право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограммы и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях переходит к наследникам авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи Правительству РФ делегированы полномочия по утверждению перечня оборудования и материальных носителей, а также размера и порядка сбора соответствующих средств. О соответствующем акте Правительства РФ сказано ниже. Здесь же представляется целесообразным упомянуть об Определении КС России от 28 мая 2013 г. N 945-О <1>, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на п. 1 комментируемой статьи. Как отмечено в данном Определении, КС России неоднократно указывал, что предоставление Правительству РФ подобных полномочий в сфере обеспечения прав и свобод граждан, охраны собственности (следовательно, и в сфере защиты и охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности)) в силу конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), предполагающего в сфере правового регулирования разграничение законодательной функции, возложенной на Федеральное Собрание РФ, и функции обеспечения исполнения законов, возложенной на Правительство РФ, направлено на реализацию соответствующих положений Конституции РФ.

———————————

<1> СПС.

 

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией, т.е. организацией по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе регламентирована положениями ст. 1244 комментируемой главы, к которым и сделана отсылка. В подпункте 4 п. 1 указанной ст. 1244 среди сфер коллективного управления, в которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию, со ссылкой на комментируемую статью определено осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.

В пункте 3 комментируемой статьи определена пропорция, в которой подлежит распределению вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях: 40% — авторам, 30% — исполнителям, 30% — изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. При этом предусмотрено, что распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений должно осуществляться пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений.

Пункт 2 ст. 26 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах определял такую же пропорцию распределения вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, но предусматривал, что эта пропорция подлежит применению, если иное не предусмотрено соглашением между организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Кроме того, устанавливалось, что размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, — специально уполномоченным органом России.

Пункт 3 комментируемой статьи также делегирует Правительству РФ полномочия по утверждению порядка распределения вознаграждения и его выплаты. На основании данных положений, а также упомянутых выше положений ч. 2 п. 1 данной статьи, делегирующих Правительству РФ соответствующие полномочия, издано Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» <1>, которым утверждены:

———————————

<1> СЗ РФ. 2010. N 42. Ст. 5398.

 

Перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, с указанием размера средств, подлежащих уплате изготовителями таких оборудования и материальных носителей;

Перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, с указанием размера средств, подлежащих уплате импортерами таких оборудования и материальных носителей;

Положение о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения;

Положение о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения;

Положение о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.

В пункте 3 данного Постановления предусматривалось, что оно действует до вступления в силу межгосударственного соглашения государств — членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, регулирующего правоотношения в сфере сбора, распределения и выплаты авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Однако указанный пункт Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2013 г. N 1157 <1> признан утратившим силу.

———————————

<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 18 декабря.

 

В условиях действия Закона 1993 г. об авторском и смежных правах Указом Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» <1> Правительству РФ поручалось:

———————————

<1> СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6016.

 

утвердить перечень оборудования и материальных носителей, применительно к которым участники внешнеторговой деятельности — импортеры этих товаров и отечественные изготовители выплачивают вознаграждение, предусмотренное ст. 26 данного Закона, размер, а также порядок и условия выплаты вознаграждения, в случае если не будет достигнуто соглашение, предусмотренное абз. 3 п. 2 указанной статьи;

утвердить порядок контроля за ввозом на таможенную территорию Российской Федерации оборудования и материальных носителей, предназначенных для воспроизведения в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения.

Однако сведений об издании Правительством РФ соответствующих актов во исполнение указанного поручения не было.

Пункт 4 комментируемой статьи исключает взимание средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Данные положения детализированы в названном выше Положении о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 829.

Так, в п. 2 данного Положения определено, что под профессиональным оборудованием понимается оборудование, которое в силу своих конструктивных особенностей и потребительских свойств не используется для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 11 данного Положения средства для выплаты вознаграждения не взимаются с изготовителей таких оборудования и материальных носителей, которые являются предметом экспорта, при условии представления изготовителем оборудования и материальных носителей документов, подтверждающих факт помещения указанных оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру экспорта и фактического их вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества для постоянного нахождения за ее пределами; указанные документы должны быть представлены в аккредитованную организацию в срок не позднее 90 календарных дней со дня помещения оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру экспорта, если иное не предусмотрено договором, заключенным изготовителем оборудования и материальных носителей с аккредитованной организацией; изготовитель оборудования и материальных носителей предоставляет аккредитованной организации информацию об оборудовании и материальных носителях, являющихся предметом экспорта, включенную в отчет о реализации.

 

Статья 1246. Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности

 

Комментарий к статье 1246

 

В комментируемой статье содержатся унифицированные нормы о государственном регулировании отношений в сфере интеллектуальной собственности. Данная статья изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, однако изменения претерпели только положения п. п. 2 и 5 статьи (в том числе ряд положений п. 5 перенесен в новый п. 6), о чем подробнее сказано ниже.

Предваряя рассмотрение положений комментируемой статьи, необходимо упомянуть, что общие положения об издании Правительством РФ, министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти актов, содержащих нормы гражданского права, закреплены в п. п. 4 и 7 ст. 3 части первой ГК РФ: на основании и во исполнение данного Кодекса и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права; министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, которые установлены данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Также следует упомянуть, что Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <1>, согласно п. 2 которых нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается; структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88 утверждены разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <2>.

———————————

<1> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

<2> РГ. 2007. 24 мая. N 108.

 

В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено издание федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав, в случаях, установленных ГК РФ, нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав. Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации», является Минкультуры России.

Пункт 2 комментируемой статьи определяет общие полномочия по изданию нормативных правовых актов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности:

определены цели, в которых осуществляется издание таких актов, или, говоря иначе, определена сфера издания соответствующих нормативных правовых актов — регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров. Эти положения введены в данный пункт Законом 2014 г. N 35-ФЗ;

предусмотрено, что указанный федеральный орган исполнительной власти утверждает формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий, указанных в п. 3 данной статьи, устанавливает правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов, а также издает другие нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Указанным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466 <1>, является Минобрнауки России.

———————————

<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 7 июня.

 

В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрено осуществление федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на такие результаты интеллектуальной деятельности и на такие средства индивидуализации, а в случаях, предусмотренных законом, — также иных действий, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» <1>, является Роспатент.

———————————

<1> СЗ РФ. 2012. N 14. Ст. 1627.

 

В данном пункте также указано, что в случаях, предусмотренных ст. ст. 1401 — 1405 комментируемой части, указанные действия могут осуществлять также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Речь идет об осуществлении указанных действий в отношении секретных изобретений федеральными органами исполнительной власти, определенными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 «О федеральных органах исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения» (см. комментарий к ст. 1401).

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что в отношении селекционных достижений функции, указанные в п. п. 2 и 3 данной статьи, осуществляют соответственно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» <1>, является Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России).

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2983.

 

Там же, в п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 августа 2008 г. N 584 <1>), установлено, что Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям. Соответственно, в настоящее время в п. 4 комментируемой статьи говорится об одном и том же федеральном органе исполнительной власти.

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 32. Ст. 3791.

 

В условиях действия Закона 1993 г. о селекционных достижениях в соответствии с этим Законом Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 390 «Об образовании Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» <1> (признано утратившим силу указанным выше Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2008 г. N 584) при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ на базе Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, ее организаций, учреждений и предприятий была образована Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений (в настоящем комментарии обозначается как Госсортокомиссия).

———————————

<1> СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 100.

 

В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрено право Правительства РФ по установлению ставок, порядка и сроков выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Такие полномочия Правительства РФ устанавливались в ч. 1 данного пункта в прежней редакции, но в них говорилось об установлении соответствующих минимальных ставок, а не ставок. Нововведениями Закона 2014 г. N 35-ФЗ являются положения, предусматривающие, что указанные ставки, порядок и сроки применяются в случае, если работодатель и работник не заключили договор, устанавливающий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец.

Пункт 5 был введен в первоначальную редакцию комментируемой статьи Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 222-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» <1>, которым одновременно была признана утратившей силу часть 4 п. 4 ст. 1370 комментируемой части, предусматривавшая, что Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы.

———————————

<1> www.pravo.gov.ru. 2013. 23 июля.

 

В рамках реализации указанных в новой редакции п. 5 комментируемой статьи полномочий Правительством РФ издано Постановление от 4 июня 2014 г. N 512, которым утверждены Правила выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы <1>. В пункте 1 данных Правил в соответствии с приведенными выше положениями установлено, что действие этих Правил не распространяется на случаи заключения работодателем и работником договора, устанавливающего размер, условия и порядок выплаты вознаграждения.

———————————

<1> www.pravo.gov.ru. 2014. 6 июня.

 

Положения п. 6 комментируемой статьи предусматривают права Правительства РФ по установлению:

минимальных ставок, порядка сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения;

ставок вознаграждения, порядка сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

Вместо этого в ч. 2 п. 5 комментируемой статьи в прежней редакции предусматривалось, что Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования объектов авторских и смежных прав. Как говорилось выше, п. 5 был введен в первоначальную редакцию комментируемой статьи Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 222-ФЗ. Этим же Законом была признана утратившей силу часть 3 п. 4 ст. 1286 комментируемой части, в которой указывалось, что Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.

Такими изменениями предполагалось упорядочить все возможные случаи полномочий Правительства РФ по государственному регулированию вопросов установления и порядка взимания вознаграждения. В обоснование этих изменений авторами их проекта отмечалось следующее:

в соответствии с Законом 1993 г. об авторском и смежных правах было принято Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства», которое содержало, помимо ставок вознаграждения, также и порядок их применения. Данное Постановление продолжило действовать после вступления в силу комментируемой части с 1 января 2008 г.;

однако в ст. 1286 комментируемой части нет указания на то, что Правительство РФ вправе устанавливать также порядок применения ставок. Отсутствие указанного правомочия у Правительства РФ послужило основанием для принятия решений ВС России от 12 сентября 2007 г. N ГКПИ07-910 и от 18 июня 2012 г. N АКПИ12-503 о признании недействующими и не подлежащими применению разделов II и III Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218, регулирующих порядок начисления и взимания авторского вознаграждения.

Наряду с названным Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» <1> во исполнение Закона 1993 г. об авторском и смежных правах также были изданы Постановления Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» <2> и от 29 мая 1998 г. N 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.» <3>, которые сохранили свою силу и после вступления в силу комментируемой части.

———————————

<1> САПП РФ. 1994. N 13.

<2> СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2529.

<3> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2476.

 

Сведений же об издании соответствующих постановлений Правительства РФ на основании положений п. 6 комментируемой статьи до настоящего времени нет.

Следует также упомянуть, что на основании п. 3 ст. 1326 комментируемой части издано Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 988 «Об утверждении Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях» (см. комментарий к указанной статье).

 

Статья 1247. Патентные поверенные

 

Комментарий к статье 1247

 

Комментируемая статья определяет правовой статус патентных поверенных — лиц, которые зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, т.е. в Роспатенте, и через которых заявителем, правообладателем, иным лицом может осуществляться ведение дел с данным федеральным органом. Ранее соответствующее регулирование устанавливалось положениями п. 2 ст. 15 Патентного закона 1992 г. и п. 2 ст. 8 Закона 1992 г. о товарных знаках.

Легальное определение понятия патентного поверенного дано в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 316-ФЗ «О патентных поверенных» <1> (о названном Законе см. ниже): патентными поверенными признаются граждане, получившие в установленном данным Законом порядке статус патентного поверенного и осуществляющие деятельность, связанную с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защитой интеллектуальных прав, приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, распоряжением такими правами.

———————————

<1> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 24.

 

Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает возможные способы ведения с Роспатентом дел заявителем, правообладателем, иным лицом (в первоначальной редакции пункта говорилось об ином заинтересованном лице, а не об ином лице; соответствующее уточняющее изменение внесено Законом 2014 г. N 35-ФЗ) — самостоятельно, через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте, или через иного представителя, т.е. представителя, не являющегося патентным поверенным. Следует подчеркнуть, что при этом никакой из указанных способов не определен в качестве обязательного, т.е. заявителем, правообладателем, иным лицом определяется способ ведения дел с Роспатентом самостоятельно.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи определены особенности ведения дел с Роспатентом гражданами, постоянно проживающими за пределами территории РФ, и иностранными юридическими лицами: такие лица могут вести дела с Роспатентом только одним способом — через патентных поверенных, зарегистрированных в Роспатенте; вместе с тем данное правило действует постольку, поскольку иное не предусмотрено международным договором РФ.

Часть 2 данного пункта на случай ведения заявителем, правообладателем, иным лицом (в первоначальной редакции пункта говорилось об ином заинтересованном лице, а не об ином лице; соответствующее уточняющее изменение внесено Законом 2014 г. N 35-ФЗ) дел с Роспатентом самостоятельно или через представителя, не являющегося зарегистрированным в Роспатенте патентным поверенным, возлагает на них обязанность по требованию Роспатента сообщить адрес на территории РФ для переписки. В отношении же патентных поверенных адрес на территории РФ для переписки в соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О патентных поверенных» должен содержаться в Реестре патентных поверенных РФ.

В части 3 п. 2 комментируемой статьи предусмотрена необходимость удостоверения полномочий патентного поверенного или иного представителя доверенностью. Законом 2014 г. N 35-ФЗ из данной части исключено указание на то, что речь идет о доверенности, выданной заявителем, правообладателем или иным заинтересованным лицом.

Общие положения о доверенности закреплены в ст. 185 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой (здесь и далее в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Удостоверение доверенности регламентировано положениями ст. 185.1 данного Кодекса.

Как предусмотрено в ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О патентных поверенных», полномочия патентного поверенного на ведение дел с Роспатентом удостоверяются доверенностью, выданной заявителем, правообладателем, работодателем или иным заинтересованным лицом и не требующей нотариального заверения; для подтверждения в случае необходимости полномочий патентного поверенного Роспатент может запросить у патентного поверенного доверенность с последующим ее возвратом; если доверенность составлена на иностранном языке, одновременно с доверенностью представляется ее перевод на русский язык.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что в качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин РФ, постоянно проживающий на ее территории. При этом данный пункт предусматривает, что другие требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также его правомочия в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, устанавливаются законом.

С целью обеспечения реализации норм комментируемой статьи принят упоминаемый выше Федеральный закон «О патентных поверенных», который согласно ч. 1 ст. 1 в соответствии с ГК РФ регулирует отношения, связанные с деятельностью на территории РФ патентных поверенных, определяет требования к патентным поверенным, устанавливает порядок их аттестации и регистрации, а также определяет права, обязанности и ответственность патентных поверенных.

В рамках установления требований, предъявляемых к патентному поверенному, в ч. ч. 2 — 4 ст. 2 Федерального закона «О патентных поверенных» предусмотрено следующее:

в качестве патентного поверенного может быть аттестован и зарегистрирован гражданин РФ, который: 1) достиг возраста 18 лет; 2) постоянно проживает на территории РФ; 3) имеет высшее образование; 4) имеет не менее чем четырехлетний опыт работы в сфере деятельности патентного поверенного в соответствии со специализацией, применительно к которой гражданин выражает желание быть аттестованным и зарегистрированным в качестве патентного поверенного;

не могут быть аттестованы в качестве патентных поверенных: 1) граждане, признанные в установленном законодательством РФ порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; 2) граждане, деятельность которых в качестве патентных поверенных приостановлена решением суда на определенный срок, до его истечения и граждане, которые исключены из реестра патентных поверенных РФ, в порядке, предусмотренном ст. 10 данного Закона;

не могут быть зарегистрированы в качестве патентных поверенных: 1) государственные служащие, лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, и муниципальные служащие; 2) работники организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности; 3) граждане, признанные в установленном законодательством РФ порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.

Положения п. 2 ст. 15 Патентного закона 1992 г. и п. 2 ст. 8 Закона 1992 г. о товарных знаках делегировали полномочия по установлению соответствующего регулирования Правительству РФ. Соответствующим актом являлось Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. N 122 «Об утверждении Положения о патентных поверенных» <1>, признанное утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 568 «Об установлении размера и правил взимания платы за проведение квалификационного экзамена при осуществлении аттестации кандидата в патентные поверенные» <2>.

———————————

<1> САПП РФ. 1993. N 7. Ст. 573.

<2> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3811.

 

Следует также упомянуть, что Приказом Минобрнауки России от 5 октября 2009 г. N 368 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению аттестации и регистрации патентных поверенных Российской Федерации, выдачи патентным поверенным регистрационных свидетельств, а также контроля за выполнением патентными поверенными требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации <1>.

———————————

<1> БНА ФОИВ. 2010. N 14.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code