Статья 1200 ГК РФ. Право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим

Комментарий к статье 1200

 

  1. Для признания в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявления физического лица умершим может быть применен исключительно закон суда. Иную коллизионную привязку в данном случае представить себе затруднительно. Закон суда применяется как к основаниям, так и к порядку и последствиям признания физического лица безвестно отсутствующим или объявления физического лица умершим.

Необходимо, однако, отметить, что правила гражданского процессуального права предусматривают возможность обратиться в российский суд с заявлением о признании физического лица безвестно отсутствующим или об объявлении физического лица умершим не во всех случаях. В соответствии со ст. 403 ГПК РФ суды в Российской Федерации рассматривают дела особого производства в случае, если лицо, в отношении которого подается заявление о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, является российским гражданином либо имело последнее известное место жительства в Российской Федерации, при этом от разрешения данного вопроса зависит установление прав и обязанностей граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации, организаций, имеющих место нахождения в Российской Федерации.

В иных случаях (например, когда пропавший иностранный гражданин имел последнее место жительства за пределами Российской Федерации) заинтересованные лица должны обращаться в компетентный суд иного государства. Необходимо отметить, что институты безвестного отсутствия и объявления лица умершим существенно различаются в современных правовых системах. Как отмечает Л.П. Ануфриева, «право Великобритании и США вообще не знает института объявления лица безвестно отсутствующим» <1>.

———————————

<1> Ануфриева Л.П. Международное частное право: Учебник. В 3 т. Т. 2: Особенная часть. М., 2000. С. 22.

 

Статья 25 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. устанавливает, что учреждения юстиции каждой из договаривающихся сторон могут признать гражданина другой договаривающейся стороны и иное лицо, проживавшее на ее территории, безвестно отсутствующим или умершим, а также установить факт его смерти по ходатайству проживающих на ее территории заинтересованных лиц, права и интересы которых основаны на законодательстве этой договаривающейся стороны.

  1. В соответствии со ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Для объявления лица умершим необходимы иные юридические факты (ст. 45 ГК): если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

На основании ст. 278 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

Вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им. В случае если принято решение об объявлении лица умершим, такое решение является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

Статья 1201. Право, подлежащее применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью

 

Комментарий к статье 1201

 

  1. Комментируемая статья впервые ввела в российское законодательство положения о праве, применимом к правовому положению предпринимателя — физического лица. Его статус определяется правом страны, зарегистрировавшей его особый статус. Если же в государстве, где расположено основное место осуществления предпринимательской деятельности физического лица, не существует требования об обязательной регистрации в качестве предпринимателя, то применимым правом будет право этого государства. Объем коллизионной нормы, содержащейся в комментируемой статье, характеризует правоспособность предпринимателя («право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица»).

В Российской Федерации правила о предпринимательской деятельности гражданина применяются к заключенным им сделкам даже в том случае, если он не исполнил требований публично-правовых норм и не прошел процедуру государственной регистрации в установленном порядке. На основании ст. 23 ГК РФ такой гражданин не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Сходное правило предусмотрено Торговым уложением Германии (§ 1, 2, 5).

  1. В соответствии со ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранные граждане пользуются правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Вместе с тем осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации требует государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации в силу ст. 171 УК РФ может повлечь уголовную ответственность.

Процедурные положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <1> (далее — Закон о регистрации юридических лиц) требуют от физического лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, представления копии документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации (ст. 22.1). На основании ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство является разрешение на временное проживание, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Вид на жительство является документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

 

Как установлено ст. 22.3 Закона о государственной регистрации юридических лиц, в случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данного гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

Таким образом, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, соблюдая все вышеперечисленные публично-правовые установления, приобретает статус индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, объем его правовых возможностей в соответствии с комментируемой статьей определяется российским правом. Однако это правило не следует понимать таким образом, что после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя правоспособность иностранца полностью приравнивается к правоспособности предпринимателя — российского гражданина. Все изъятия из принципа национального режима, установленные законом, сохраняют свою силу (см. комментарий к ст. 1196 ГК). Например, такой предприниматель может обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

 

Статья 1202. Личный закон юридического лица

 

Комментарий к статье 1202

 

  1. Комментируемая статья определяет круг вопросов, имеющих весьма важное значение для современной экономической деятельности. Открытость Российской Федерации для иностранных инвестиций, возможность деятельности на территории Российской Федерации иностранных организаций, их филиалов и представительств диктуют необходимость полноценного коллизионного регулирования правового положения юридических лиц.

Проблема определения личного статута юридического лица является одной из самых сложных и интересных в науке международного частного права. Как указывал Л.А. Лунц, «выбор закона» здесь происходит по месту регистрации или утверждения устава юридического лица (по месту его инкорпорации) — в странах англо-американского «общего» права и в некоторых других по месту нахождения административного центра или «правления» организации (по месту ее «оседлости») — в большинстве стран так называемого цивильного права (во Франции, ФРГ и др.)» <1>. М.М. Богуславский отмечал, что в современном праве с целью установления «национальности» юридического лица используются также критерий места деятельности юридического лица и критерий контроля. В последнем случае действительная принадлежность юридического лица может быть установлена в зависимости от того, каким лицам принадлежит контроль над управлением организацией <2>.

———————————

<1> Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. Т. 1. М.: Спарк, 2002. С. 365.

<2> См.: Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1998. С. 125 — 126.

 

Вместе с тем проблема «коллизии коллизий» сохраняет свое значение. Как отмечал Л.А. Лунц, несовпадение коллизионных привязок в праве разных стран может создать весьма сложные ситуации: «…компания, инкорпорированная в Швейцарии с правлением в Лондоне, будет в Англии или США признаваться имеющей швейцарский статут, а во Франции или в ФРГ — английский личный статут» <1>.

———————————

<1> Лунц Л.А. Указ. соч. С. 365.

 

  1. Российское международное частное право остановило свой выбор на следующем критерии инкорпорации: личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. Наиболее важное значение имеет объем коллизионной нормы, содержащейся в комментируемой статье. В соответствии с п. 2 на основе личного закона юридического лица определяются, в частности, статус организации в качестве юридического лица, организационно-правовая форма юридического лица, требования к наименованию юридического лица, вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства, содержание правоспособности юридического лица, порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей, внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками, способность юридического лица отвечать по своим обязательствам. Для определения права, применимого к отношениям учредителей (участников) юридического лица, в ГК РФ введена специальная норма — ст. 1214. Однако в ней содержится та же привязка: к договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо.

Тем не менее объем правоспособности иностранного юридического лица на территории Российской Федерации зависит не только от личного закона юридического лица.

Федеральными законами установлен целый ряд правил для иностранных юридических лиц, существенно ограничивающих их возможности не только по сравнению с уставной правоспособностью, но и по сравнению с правоспособностью юридических лиц, учрежденных в Российской Федерации.

Так, например, в соответствии со ст. 19.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» <1> иностранное юридическое лицо не вправе выступать учредителем теле-, видеопрограмм или учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Статья 28 ЗК РФ устанавливает, что иностранным юридическим лицам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность только за плату.

———————————

<> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

 

Иные ограничения установлены также Законом РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Федеральными законами от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и рядом других законодательных актов. В других правовых системах условия участия иностранных юридических лиц в предпринимательской деятельности также ограниченны, в ряде случаев требуется специальный допуск к хозяйственной деятельности <1>.

———————————

<1> См., например: Ануфриева Л.П. Международное частное право: Учебник. В 3 т. Т. 2: Особенная часть. С. 70 — 76.

 

Специальные гарантии для осуществления прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» <1>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

 

  1. Нельзя не упомянуть об особом порядке осуществления на территории Российской Федерации некоммерческой деятельности иностранными юридическими лицами. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <1> (далее — Закон о некоммерческих организациях) требует государственной регистрации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Как установлено в названном Законе, филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций «приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении». Таким образом, российский законодатель предпринял попытку приравнять филиал или представительство к юридическому лицу.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

В соответствии со ст. 13.2 Закона о некоммерческих организациях иностранная некоммерческая неправительственная организация в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства уведомляет об этом уполномоченный орган, который не позднее 30 дней со дня получения такого уведомления выдает руководителю соответствующего филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации выписку из реестра.

Во внесении в реестр сведений о филиале или представительстве может быть отказано по следующим основаниям:

1) если сведения и документы, предусмотренные настоящей статьей, представлены не полностью либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке;

2) если установлено, что в представленных учредительных документах иностранной некоммерческой неправительственной организации содержится недостоверная информация;

3) если цели и задачи создания филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ;

4) если цели и задачи создания филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации;

5) если ранее внесенные в реестр сведения о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации были исключены из реестра в связи с грубым нарушением Конституции РФ и законодательства РФ.

  1. Как уже отмечалось, объем коллизионной нормы, содержащейся в комментируемой статье, включает в себя внутренние отношения в юридическом лице, в том числе отношения по поводу управления. Таким образом, полномочия органа юридического лица должны быть установлены исходя из личного закона юридического лица. Вместе с тем п. 3 комментируемой статьи запрещает ссылаться на ограничение полномочий органа или представителя юридического лица, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении. Такое правило стимулирует юридическое лицо к контролю за своими представителями и к точному определению объема их полномочий в документах, подтверждающих эти полномочия.

 

Статья 1203. Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву

 

Комментарий к статье 1203

 

Комментируемая статья использует критерий инкорпорации также применительно к организациям, не являющимся юридическими лицами. А.С. Комаров указывает, что такие организации совершают сделки от собственного имени, хотя и не признаются юридическими лицами (полное или коммандитное товарищество, создаваемое по праву ФРГ, общее или ограниченное партнерство в странах англо-американской системы права) <1>.

———————————

<1> Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. С. 400.

 

В случае если указанная организация вступит в отношения, которые станут предметом рассмотрения российского суда, для определения полномочий лица, которое совершило ту или иную сделку от имени организации, а также для установления порядка ее совершения суду следует применять личный закон организации — право страны, где эта организация учреждена. Поскольку для создания организации, не являющейся юридическим лицом, вряд ли потребуются процедуры регистрации, местом учреждения такой организации в этом случае следует считать место заключения договора о создании организации. Вместе с тем, если соглашение о создании организации содержит оговорку о применимом праве, представляется, что к сущности такого договора, правам и обязанностям его сторон, а также к правовым последствиям, порождаемым договором для третьих лиц, подлежит применению выбранное сторонами право (см. комментарий к ст. 1215 ГК).

 

Статья 1204. Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом

 

Комментарий к статье 1204

 

Комментируемая статья, определяя положение государств в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом, фактически отсылает к положениям о юридических лицах. Сходное правило содержится в п. 2 ст. 124 ГК РФ: к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Вместе с тем особенности правового положения государства связаны с его иммунитетом <1>. В ряде правовых систем существуют специальные законы об иммунитете иностранных государств (Закон Великобритании об иммунитете государств, Закон США об иммунитете иностранных государств и др.).

———————————

<1> См.: Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. С. 150 — 158.

 

В АПК РФ и ГПК РФ эти правила имеют некоторые различия. В соответствии со ст. 251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на указанное имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Статья 401 ГПК РФ устанавливает, что предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

В то же время иммунитет самой Российской Федерации в отношениях, осложненных иностранным элементом, в настоящее время не урегулирован достаточно четко. В соответствии со ст. 127 ГК РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств должны определяться законом об иммунитете государства и о его собственности, однако такой федеральный закон в настоящее время не принят.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code