Статья 18. Подача и рассмотрение заявления о государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения

Комментарий к статье 18 ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

 

  1. Действующая редакция комментируемой статьи посвящена заявлениям о государственной регистрации лекарственных препаратов как для медицинского, так и для ветеринарного применения. Однако в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 429-ФЗ с 1 июля 2015 г. порядок подачи и рассмотрения заявлений о государственной регистрации лекарственных препаратов и представления необходимых документов будет урегулирован положениями двух статей комментируемого Закона: ст. 17 «Подача и рассмотрение заявления о государственной регистрации лекарственного препарата для ветеринарного применения» и ст. 18 «Подача и рассмотрение заявления о государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения».

Важно также отметить, что с 1 июля 2015 г. подать заявление на государственную регистрацию сможет любое юридическое лицо, действующее в собственных интересах или уполномоченное представлять интересы другого юридического лица и заявляющее лекарственный препарат на государственную регистрацию, а не разработчик или уполномоченное им лицо, как предписывает действующая редакция. Данное нововведение существенно расширяет круг субъектов в сфере обращения лекарственных средств.

Установлено требование о необходимости представления заявления и прилагаемых документов и в электронной форме, и на бумажном носителе. В качестве наименования лекарственного препарата для медицинского применения, указываемого в заявлении, может быть использовано (помимо международного непатентованного или химического и торгового) группировочное наименование, которое представляет собой наименование лекарственного препарата, не имеющего международного непатентованного наименования, или комбинации лекарственных препаратов, используемое в целях объединения их в группу под единым наименованием исходя из одинакового состава действующих веществ.

Кроме того, в заявлении о государственной регистрации предусмотрен ряд дополнительных сведений:

— фармакотерапевтическая группа, код анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, заявляемые показания для применения лекарственного препарата для медицинского применения;

— необходимость оформления разрешения на ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения экспертизы лекарственных средств в целях государственной регистрации;

— необходимость проведения экспертизы документов, представленных для определения возможности рассматривать лекарственный препарат для медицинского применения при осуществлении государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата;

— необходимость применения ускоренной процедуры экспертизы лекарственных средств в целях государственной регистрации лекарственного препарата;

— копии документов, подтверждающих уплату государственной пошлины;

— наличие согласия производителя лекарственного препарата, производство которого осуществляется за пределами Российской Федерации, на проведение инспектирования производителя на соответствие требованиям правил надлежащей производственной практики;

— наличие согласия заявителя на использование в коммерческих целях информации о результатах доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения;

— указание вида лекарственного препарата, представленного на регистрацию (референтный лекарственный препарат, воспроизведенный лекарственный препарат, биологический лекарственный препарат, биоаналоговый (биоподобный) лекарственный препарат (биоаналог), гомеопатический лекарственный препарат, лекарственный растительный препарат).

С 1 января 2016 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 429-ФЗ будет внесен ряд изменений в ч. ч. 3 — 6 комментируемой статьи, согласно которым регистрационное досье на лекарственный препарат для медицинского применения представляется в форме общего технического документа, включающего в себя следующие разделы:

— раздел документации административного характера;

— раздел химической, фармацевтической и биологической документации, который включает в себя документы, содержащие информацию о фармацевтической субстанции и лекарственном препарате для медицинского применения, процессе его производства и методах контроля качества;

— раздел фармакологической, токсикологической документации, который включает в себя отчеты о результатах доклинических исследований лекарственного средства для медицинского применения;

— раздел клинической документации.

В тексте статьи перечислены документы и сведения, включаемые в перечисленные разделы регистрационного досье.

Кроме того, с 1 января 2016 г. в комментируемую статью будут внесены значительные дополнения, которые регулируют следующие вопросы:

— особенности представления документации в отношении определенных групп лекарственных препаратов, в том числе воспроизведенных, разрешенных для медицинского применения в Российской Федерации более двадцати лет, комбинаций ранее зарегистрированных лекарственных препаратов для медицинского применения, орфанных, биологических лекарственных препаратов, полученных из крови, плазмы крови человека;

— сроки представления заявления о государственной регистрации воспроизведенного, биоаналогового (биоподобного) лекарственного препарата;

— порядок представления держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата отчета по результатам фармаконадзора;

— основные положения о проведении клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения в целях его государственной регистрации;

— обязанность держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата на биотехнологический или орфанный лекарственный препарат предоставлять на возмездной основе образцы референтного лекарственного препарата заявителям для проведения клинических исследований.

Так же как и в отношении лекарственных препаратов для ветеринарного применения, для регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения предусмотрены: представление отдельного заявления и регистрационного досье для каждой лекарственной формы; необходимость получения согласия для использования в течение 6 лет с даты государственной регистрации в коммерческих целях информации о результатах доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, представленной заявителем для государственной регистрации лекарственного препарата; возможность представления оригинала документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Следует отметить, что внесенные изменения существенны и затрагивают широкий круг субъектов обращения лекарственных средств. В связи с этим полагаем необходимым проведение соответствующего заблаговременного информирования всех заинтересованных лиц.

Далее рассмотрим основные положения комментируемой статьи в действующей редакции.

  1. Комментируемая статья устанавливает требования к заявлению о государственной регистрации лекарственного препарата, а также к прилагаемым к нему документам. Заявителем в данном случае может выступать разработчик лекарственного препарата или уполномоченное им другое юридическое лицо (полномочия в данном случае должны подтверждаться надлежаще выданной доверенностью на осуществление соответствующих действий, либо агентским договором, либо иными документами, подтверждающими полномочия). К заявлению прилагаются необходимые документы, перечень которых установлен комментируемой статьей. Данные документы формируют регистрационное досье на лекарственный препарат.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 759н «Об утверждении порядка представления необходимых документов, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат для медицинского применения в целях его государственной регистрации» устанавливает правила представления заявителем в Минздрав России документов, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат для медицинского применения в целях его государственной регистрации.

Документы для формирования регистрационного досье на лекарственные препараты, в отношении которых не проводились клинические исследования на территории Российской Федерации, представляются поэтапно.

Документы для формирования регистрационного досье на лекарственные препараты, в отношении которых проведены международные многоцентровые клинические исследования, часть из которых проведена на территории Российской Федерации, и на лекарственные препараты, которые разрешены для медицинского применения на территории Российской Федерации более двадцати лет и в отношении которых невозможно проведение исследования биоэквивалентности, представляются единовременно.

При подаче заявления о государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения, в отношении которого не проводились клинические исследования на территории Российской Федерации, и в целях проведения экспертизы лекарственных средств в части экспертизы документов для получения разрешения на проведение клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения заявитель представляет:

— документы, указанные в ч. 3 комментируемой статьи (см. комментарий ниже);

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение экспертизы документов для получения разрешений на проведение клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения и этической экспертизы при обращении за государственной регистрацией лекарственного препарата. Согласно ст. 333.32.1 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины за проведение экспертизы документов для получения разрешений на проведение клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения и этической экспертизы при обращении за государственной регистрацией лекарственного препарата составляет 75000 рублей.

По желанию заявителя могут быть представлены отчеты о проведенных в стране заявителя и других странах результатах клинических исследований, исследований биоэквивалентности и (или) терапевтической эквивалентности лекарственного препарата (включая эпидемиологические исследования иммунобиологических лекарственных препаратов, предназначенных для иммунологической профилактики и лечения инфекционных заболеваний, в том числе у детей), содержащие описания проведенных исследований лекарственного препарата, их результаты и статистический анализ полученных результатов.

После проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения заявитель в целях проведения экспертизы лекарственных средств в части экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата представляет заявление о возобновлении государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения с приложением к нему следующих документов:

— отчет о проведенном клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения;

— проект инструкции по применению лекарственного препарата;

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения при его государственной регистрации. Согласно ст. 333.32.1 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения при его государственной регистрации составляет 225000 рублей.

Заявитель также представляет документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, в следующих случаях:

— при подаче заявления о государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения, в отношении которого проведены международные многоцентровые клинические исследования, часть из которых проведена на территории Российской Федерации, и в целях проведения экспертизы лекарственных средств в части экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения;

— при подаче заявления о государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения, который разрешен для медицинского применения на территории Российской Федерации более двадцати лет и в отношении которого невозможно проведение исследования биоэквивалентности, и в целях проведения экспертизы лекарственных средств в части экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения.

За проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата, разрешенного для медицинского применения на территории Российской Федерации более двадцати лет, при государственной регистрации лекарственного препарата госпошлина составляет 30000 рублей. За проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения, в отношении которого проведены международные многоцентровые клинические исследования, часть из которых проведена на территории Российской Федерации, при государственной регистрации лекарственного препарата размер госпошлины составляет 225000 рублей.

Заявление о государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения вместе с документами регистрационного досье и иными документами, связанными с процедурой государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения и проведением клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения, оформляется в отдельное дело и хранится в установленном порядке.

Требования к порядку формирования регистрационного досье регламентируются:

— Приказом Минздрава России от 22 октября 2012 г. N 428н «Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения»;

— информационным письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 29 января 2007 г. N 01И-61/07 «О формировании регистрационного досье» в части, не противоречащей вышеназванному Приказу, с учетом положений письма Росздравнадзора от 18 ноября 2008 г. N 01И-730/08 «О внесении изменений в письмо N 01И-61/07»;

— Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 ноября 2011 г. N 1413н «Об утверждении Методических рекомендаций по содержанию и оформлению необходимых документов, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат для медицинского применения в целях его государственной регистрации».

Содержание документов, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат для медицинского применения в целях его государственной регистрации, определено Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 750н «Об утверждении правил проведения экспертизы лекарственных средств для медицинского применения и формы заключения комиссии экспертов».

  1. Часть 2 комментируемой статьи в действующей редакции содержит перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в заявлении о государственной регистрации лекарственного препарата. К ним относятся:

— наименование и адрес заявителя и (или) производителя лекарственного препарата и адрес места осуществления производства лекарственного препарата. В случае если заявителем выступает иное юридическое лицо, нежели производитель лекарственных средств, указываются наименование и адрес такого юридического лица и наименование и адрес производителя лекарственного средства;

— наименование лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое и торговое наименования). Следует учитывать, что под международным непатентованным наименованием лекарственного средства понимается наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения. А торговое наименование лекарственного средства — это наименование лекарственного средства, присвоенное его разработчиком;

— перечень веществ, входящих в состав лекарственного препарата, с указанием количества каждого из них;

— лекарственная форма, дозировка, способы введения и применения, срок годности лекарственного препарата;

— описание фармакологических и фармакодинамических или иммунобиологических свойств лекарственного препарата;

— заявленная производителем лекарственного препарата предельная отпускная цена на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае его государственной регистрации. Данный Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. N 2199-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год» (Перечень, утвержденный данным документом, применяется в 2014 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. N 2427-р);

— информация об отсутствии необходимости проведения клинического исследования, исследования биоэквивалентности лекарственного препарата, разрешенного для медицинского применения на территории Российской Федерации более двадцати лет, с указанием нормативных правовых актов, подтверждающих данный срок применения.

Приказом Минздрава России от 22 октября 2012 г. N 428н утверждена форма заявления о государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения.

  1. Часть 3 комментируемой статьи в действующей редакции содержит перечень документов, из которых формируется регистрационное досье:

проекты макетов первичной упаковки и вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата.

Проекты макетов первичной упаковки и вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата целесообразно оформлять на книжном листе формата А4 (210 x 297 мм). В правом верхнем углу резервируется место для внесения информации о регистрации лекарственного препарата. Текст макета упаковки должен быть выполнен хорошо читаемым шрифтом. Маркировка на проекте макета упаковки должна отвечать требованиям ст. 46 комментируемого Закона. Проекты макетов первичной упаковки и вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата представляются в двух экземплярах;

документ, переведенный на русский язык, подтверждающий соответствие производителя регистрируемого лекарственного препарата требованиям правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, выданный компетентным органом страны производителя регистрируемого лекарственного препарата и заверенный в установленном порядке.

В случае если производство лекарственного препарата осуществляется на территории Российской Федерации, в качестве документа, подтверждающего соответствие производителя требованиям правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, необходимо представлять копию лицензии на производство лекарственных средств, выданную в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2012 г. N 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств»;

проект нормативной документации на лекарственный препарат либо указание соответствующей фармакопейной статьи.

В проект нормативной документации рекомендуется включать следующую информацию: общие сведения о лекарственном препарате для медицинского применения; описание лекарственного препарата; состав лекарственного препарата; методы контроля качества лекарственного препарата и вспомогательных веществ, используемых при производстве лекарственного препарата; стандартные образцы; описание первичной и вторичной упаковки лекарственного препарата, срок годности лекарственного препарата.

В качестве обоснования к проекту нормативной документации целесообразно представить следующие материалы:

1) аналитические данные, подтверждающие числовые показатели качества лекарственного препарата (полученных не менее чем на трех сериях), в форме отчетов по валидации аналитических методик;

2) данные, подтверждающие совместимость действующих и вспомогательных веществ, входящих в состав лекарственного препарата (обоснование состава лекарственного препарата);

3) сведения, подтверждающие заявленный срок годности лекарственного препарата (результаты изучения стабильности лекарственного препарата с использованием химических и физико-химических методов анализа, а в случае необходимости других методов анализа), с учетом микробиологических характеристик и свойств лекарственного препарата и (или) его компонентов, с кратким описанием работ и выводом о стабильности лекарственного препарата в заявленной к государственной регистрации первичной упаковке;

4) описание упаковки, обоснование выбора первичной упаковки, информации о пригодности первичной упаковки для хранения, транспортировки и удобства использования лекарственного препарата;

5) подтверждение вирусной безопасности входящих в состав лекарственного препарата веществ, полученных из крови, плазмы крови, органов и тканей человека или животного, а также описание проводимых испытаний.

Проект нормативной документации может представляться вместе с материалами по валидации аналитических методов контроля качества лекарственного препарата, копиями протоколов (сертификатов или паспортов) анализа на лекарственный препарат. К проекту нормативной документации (при наличии) могут прилагаться результаты проведенных испытаний качества лекарственного препарата и фармацевтической(-их) субстанции(-й) в виде копий или оцифрованных фотографий, хроматограмм, спектров, микрофотографий, рисунков и микроскопии лекарственного растительного сырья.

В качестве обоснования заявленных в нормативной документации показателей качества заявитель может представить фармакопейные статьи, в том числе зарубежных фармакопей, для сравнения с аналогичными показателями и методами контроля качества, предусмотренными проектом нормативной документации.

Проект нормативной документации рекомендуется оформлять на книжном листе формата А4 (210 x 297 мм), в правом верхнем углу резервировать место для внесения информации о регистрации лекарственного препарата и представлять в двух экземплярах;

схема технологического процесса производства лекарственного препарата, ее описание и (или) схема технологического процесса производства фармацевтической субстанции, ее описание.

Методические рекомендации, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 ноября 2011 г. N 1413н, предусматривают, что целесообразно в схему технологического процесса производства лекарственного препарата и ее описание включить сведения о контроле исходного сырья, критических стадий производства и промежуточных продуктов, методы контроля за вспомогательными веществами, используемыми при производстве лекарственного препарата. Описание схемы технологического процесса должно позволять оценить фармацевтические аспекты разработки лекарственного препарата (обоснование выбора фармацевтической субстанции, вспомогательных веществ, лекарственной формы, технологии производства лекарственного препарата, первичной и вторичной упаковки лекарственного препарата).

Схему технологического процесса производства лекарственного препарата рекомендуется изображать графически в виде блок-схемы, отображающей последовательность выполнения всех этапов и стадий (операций) технологического процесса, с указанием основных материальных потоков (сырье, материалы, получение промежуточных продуктов, выход готового лекарственного препарата). Стадии (операции) технологического процесса целесообразно отобразить на блок-схеме с указанием принадлежности к определенному этапу производства и внутрипроизводственному контролю.

Каждой технологической стадии (операции) необходимо присвоить наименование и (или) порядковый номер. Нумерация стадий (операций) оформляется в порядке их выполнения по ходу технологического процесса производства лекарственного препарата.

В описании технологического процесса рекомендуется изложить значимые (критические) параметры и показатели, имеющие отношение к качеству лекарственного препарата.

Для лекарственных препаратов, получаемых биотехнологическими методами, описание технологического процесса целесообразно излагать, начиная с этапа подготовки фармацевтической субстанции, включая очистку, разведение, концентрирование, лиофилизацию (при наличии), наполнение, фасовку и маркировку, а также представить данные по валидации производственного процесса и выбору контрольных параметров и испытаний в процессе производства.

Для стерильных лекарственных препаратов описание технологического процесса производства рекомендуется дополнить данными по валидации процессов, осуществляемых в асептических условиях, а также стадии стерилизации.

Информацию о технологии производства лекарственного препарата, представляемую в регистрационном досье, рекомендуется сформировать таким образом, чтобы она позволяла подтвердить правильность выбора фармацевтической(-их) субстанции(-й), вспомогательных веществ, лекарственной формы, способа производства лекарственного препарата и первичной упаковки лекарственного препарата.

В описании технологического процесса производства фармацевтической субстанции рекомендуется последовательно изложить все стадии производства, включая контроль исходного сырья, критических стадий производства и промежуточных продуктов. Рекомендуется последовательно изложить все стадии технологического процесса производства фармацевтической субстанции, включая контроль исходного сырья, критических стадий производства и промежуточных продуктов, с информацией об используемых в процессе производства фармацевтической субстанции веществ органической и (или) неорганической природы (для определения профиля примесей и их количественных показателей, предложенных в проекте нормативной документации на лекарственный препарат), и конечных стадий производства фармацевтической субстанции, с описанием первичной и транспортной упаковки.

Для фармацевтических субстанций, получаемых биотехнологическими методами, описание технологического процесса рекомендуется начинать с источника происхождения (клеточная культура, штамм микроорганизма, линия клеток) и описания стадий производства (культивирование клеток, их сбор, очистка, реакция модификации, наполнение, фасовка и маркировка), а также включить информацию по валидации процесса производства и выбору контрольных параметров и испытаний в процессе производства;

документ, переведенный на русский язык, подтверждающий соответствие производителя фармацевтической субстанции требованиям правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, выданный компетентным органом страны производителя фармацевтической субстанции, заверенный нотариусом и содержащий: наименование фармацевтической субстанции (международное непатентованное или химическое и торговое наименования); наименование и адрес производителя фармацевтической субстанции; срок годности фармацевтической субстанции.

Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств утверждены Приказом Минпромторга России от 14 июня 2013 г. N 916. Соответствие производителя фармацевтической субстанции требованиям Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств необходимо в связи с тем, что производитель должен производить лекарственные средства так, чтобы гарантировать их соответствие своему назначению, требованиям регистрационного досье или протоколу клинического исследования и исключить риск, связанный с неудовлетворительными безопасностью, качеством, эффективностью. Ответственность за выполнение этих требований несет руководство производителя. Их выполнение требует надлежащего исполнения своих обязанностей персоналом различных подразделений производителя на всех уровнях, а также поставщиками и организациями оптовой торговли лекарственными средствами. Для достижения этих целей производитель должен разработать и обеспечить правильное функционирование фармацевтической системы качества, которая включает выполнение требований указанных Правил и осуществление управления рисками для качества. Производитель должен документально оформить фармацевтическую систему качества и контролировать ее эффективность. Для функционирования всех элементов фармацевтической системы качества производитель должен обеспечить наличие квалифицированного персонала, надлежащих помещений, оборудования и технических средств. Основные принципы управления качеством организации производства и контроля качества и управления рисками для качества являются взаимосвязанными;

документ, содержащий сведения о показателях качества фармацевтической субстанции, используемой при производстве лекарственных препаратов.

Методические рекомендации, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 ноября 2011 г. N 1413н, предусматривают, что такой документ стоит дополнить информацией или соответствующим документом, оформленным производителем фармацевтической субстанции и (или) выданным компетентным органом страны производителя фармацевтической субстанции;

нормативная документация на фармацевтическую субстанцию либо указание соответствующей фармакопейной статьи.

В отношении фармацевтической субстанции, включенной в Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения, рекомендуется представить копию нормативной документации.

В отношении фармацевтической субстанции, не включенной в Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения, Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 ноября 2011 г. N 1413н, рекомендуется представить документ, содержащий следующие сведения:

1) общие сведения о фармацевтической субстанции: наименование фармацевтической субстанции (международное непатентованное или химическое, торговое); наименование и адрес производителя фармацевтической субстанции; структура фармацевтической субстанции; основные физико-химические свойства фармацевтической субстанции;

2) методы, предложенные для объяснения химико-фармацевтических свойств фармацевтической субстанции;

3) методы для определения примесей;

4) методы для определения иммунологических свойств фармацевтической субстанции;

5) методы для определения иммунохимических свойств фармацевтических субстанций;

6) методы контроля качества фармацевтической субстанции и стандартные образцы.

В качестве обоснования к проекту нормативной документации целесообразно приложить материалы по валидации аналитических методов контроля качества фармацевтической субстанции, а также данные о стабильности фармацевтической субстанции во всех заявляемых видах первичной упаковки; данные по установлению заявителем сроков годности фармацевтической субстанции во всех заявляемых видах первичной упаковки и обоснование устанавливаемых условий хранения фармацевтической субстанции.

В случае представления на государственную регистрацию лекарственных препаратов, получаемых биотехнологическими методами или методами лиофилизации фармацевтической субстанции (в первичной упаковке лекарственного препарата), и в случае идентичности методов контроля фармацевтической субстанции и лекарственного препарата рекомендуется представить объединенный документ по контролю качества фармацевтической субстанции и лекарственного препарата.

Проект нормативной документации рекомендуется оформлять на книжном листе формата А4 (210 x 297 мм), в правом верхнем углу резервировать место для внесения информации о регистрации лекарственного препарата и представлять в двух экземплярах;

информация об условиях хранения и перевозки лекарственного препарата и иная информация.

Целесообразно в представляемую информацию об условиях хранения лекарственного препарата включить данные о стабильности лекарственного препарата во всех заявляемых видах первичной упаковки, данные по установлению сроков годности лекарственного препарата во всех заявляемых видах первичной упаковки и данные, обосновывающие устанавливаемые условия хранения лекарственного препарата.

Рекомендуется в представляемую информацию об условиях хранения лекарственного препарата включить следующие сведения: параметры температурного режима хранения, освещения, влажности, механического воздействия и других характеристик, влияющих на качество лекарственного препарата, а также обосновать путем представления данных по исследованию стабильности лекарственного препарата при различных условиях хранения;

отчет о результатах доклинического исследования лекарственного средства для медицинского применения, содержащий описание, результаты и статистический анализ результатов данного доклинического исследования.

Для оригинального лекарственного средства для медицинского применения в отчет о доклиническом исследовании лекарственного средства необходимо включить:

1) научное обоснование программы доклинических исследований лекарственного средства;

2) обоснование выбора экспериментальной модели исследования и (или) тест-систем;

3) результаты доклинических исследований лекарственного средства по изучению его фармакодинамических эффектов, механизма действия и потенциальных побочных действий;

4) результаты доклинических исследований по изучению фармакологических свойств лекарственного средства (основные фармакодинамические (иммунологические) эффекты и эффекты, не связанные с заявленным показанием к применению, влияние на сердечно-сосудистую систему, центральную нервную систему, дыхательную систему, желудочно-кишечный тракт, фармакодинамическое взаимодействие лекарственного средства);

5) результаты доклинических исследований по изучению фармакокинетических свойств лекарственного средства (всасывание, распределение, метаболизм, выведение лекарственного средства, фармакокинетическое взаимодействие лекарственного средства);

6) результаты доклинических исследований по изучению токсикологических свойств лекарственного средства: токсичность при однократном введении (острая токсичность), токсичность при повторном введении (подострая и хроническая токсичность), мутагенность, канцерогенность, репродуктивная и онтогенетическая токсичность, раздражающее действие, другие токсикологические исследования (антигенность, иммунотоксичность и др.) (при наличии);

7) интерпретацию разработчиком лекарственного средства полученных результатов доклинических исследований (фармакологических, фармакокинетических, токсикологических исследований) лекарственного средства;

8) методы статистической обработки результатов доклинического исследования.

В случае воспроизведенного лекарственного средства допустимо представление отчета о доклиническом исследовании, содержащего сведения и данные, опубликованные в специализированных печатных изданиях;

отчет о результатах доклинического исследования лекарственного средства и клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения.

Отчеты о результатах доклинического исследования лекарственного средства и клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения составляются разработчиком лекарственного средства с учетом заключений организаций, принимавших участие в организации и проведении этих исследований.

проект протокола клинического исследования (исследования биоэквивалентности и (или) терапевтической эквивалентности) лекарственного препарата должен содержать цели, формы организации и методологию проведения клинического исследования, статистические методы обработки результатов такого исследования и меры по обеспечению безопасности физических лиц, участвующих в клиническом исследовании лекарственного препарата.

Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 ноября 2011 г. N 1413н, рекомендуется включить в проект протокола следующую информацию: обоснование, цели и задачи клинического исследования лекарственного препарата (исследование биоэквивалентности и (или) терапевтической эквивалентности); параметры, обеспечивающие достижение ожидаемых результатов с вовлечением в клиническое исследование лекарственного препарата минимально возможного числа физических лиц, участвующих в клиническом исследовании лекарственного препарата; описание используемых в исследовании лечения, дозировки и схемы применения исследуемого лекарственного препарата; возможный риск в сравнении с ожидаемой пользой для участников клинического исследования лекарственного препарата (при необходимости); обоснование контрольной группы пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата (при наличии); обоснование выбора популяции пациентов, принимающих участие в клиническом исследовании лекарственного препарата; критерии набора пациентов для участия в клиническом исследовании лекарственного препарата (критерии включения и невключения); условия и критерии для приостановления и (или) прекращения клинического исследования лекарственного препарата, в том числе, если лица, принимающие участие в клиническом исследовании, добровольно решат прекратить свое участие в указанном исследовании; условия мониторинга и аудита проведения клинического исследования лекарственного препарата; описание этических аспектов исследования; статистические методы обработки результатов клинического исследования лекарственного препарата; меры по обеспечению безопасности физических лиц, участвующих в клиническом исследовании лекарственного препарата.

Протокол клинического исследования (исследования биоэквивалентности и (или) терапевтической эквивалентности) лекарственного препарата рекомендовано оформлять в соответствии с положениями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52379-2005 «Надлежащая клиническая практика», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 сентября 2005 г. N 232-ст;

брошюра исследователя, представляющая собой сводное изложение результатов доклинического исследования лекарственного средства и клинического исследования лекарственного препарата.

В содержание брошюры исследователя включается, как правило, информация о физических, химических, фармацевтических, фармакологических, токсикологических, фармакокинетических, метаболических и клинических свойствах исследуемого лекарственного препарата, соответствующая текущей стадии его клинической разработки;

информационный листок пациента, в котором содержатся в доступной форме сведения, касающиеся проводимого клинического исследования лекарственного препарата, и в письменной форме добровольное согласие пациента на участие в клиническом исследовании лекарственного препарата после ознакомления с особенностями клинического исследования, имеющими значение для выражения такого согласия;

информация о выплатах и компенсациях пациентам (здоровым добровольцам, больным), привлеченным к проведению клинических исследований лекарственного препарата для медицинского применения, исследований биоэквивалентности и (или) терапевтической эквивалентности;

отчет о результатах международных многоцентровых клинических исследований лекарственного препарата, часть из которых проведена на территории Российской Федерации. Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 ноября 2011 г. N 1413н, отчет также рекомендуется оформлять в соответствии с положениями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52379-2005 «Надлежащая клиническая практика», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 сентября 2005 г. N 232-ст;

проект инструкции по применению лекарственного препарата целесообразно оформлять на книжном листе формата А4 (210 x 297 мм). В правом верхнем углу резервировать место для внесения информации о регистрации лекарственного препарата и представлять в двух экземплярах;

переведенная на русский язык и заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего регистрацию лекарственного препарата в случае его регистрации вне пределов Российской Федерации;

документы, представляемые в соответствии со статьями 1923 комментируемого Закона (см. комментарий к соответствующим статьям).

  1. Комментируемая статья устанавливает, что не допускаются получение, разглашение, использование в коммерческих целях и в целях государственной регистрации лекарственных препаратов информации о результатах доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов, представленной заявителем для государственной регистрации лекарственных препаратов, без его согласия в течение шести лет с даты государственной регистрации лекарственного препарата. На территории Российской Федерации запрещается обращение лекарственных средств, зарегистрированных с нарушением ч. 6 комментируемой статьи. Данная норма в соответствии с Федеральным законом от 11 октября 2010 г. N 271-ФЗ применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу для Российской Федерации Протокола от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» — с 22 августа 2012 г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 9 июля 2012 г. N 17-П данный документ признан соответствующим Конституции РФ по порядку принятия и по содержанию норм в той части, в какой его положения влекут за собой распространение на Российскую Федерацию прилагаемой к Марракешскому соглашению и являющейся его неотъемлемой частью Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, которая предусматривает учреждение и деятельность в рамках Всемирной торговой организации Органа по разрешению споров, а также в той части, в какой ими устанавливаются специфические обязательства Российской Федерации в отношении допуска лиц к оказанию юридических услуг на территории Российской Федерации.

Несоблюдение запрета, установленного комментируемой статьей, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Так, ст. 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях (недобросовестная конкуренция), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статьей 183 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. Крупным ущербом признается ущерб в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code