Статья 12. Доклиническое исследование лекарственного средства и клиническое исследование лекарственного препарата для ветеринарного применения

Комментарий к статье 12 ФЗ «Об обращении лекарственных средств»

 

  1. Цель проведения доклинического исследования лекарственного средства для ветеринарного применения — получение доказательств безопасности, качества и эффективности лекарственного средства. Такие же цели преследует и доклиническое исследование лекарственных средств для медицинского применения (см. комментарий к ст. 11). Безопасность, качество и эффективность лекарственных средств являются приоритетом государственного регулирования при их обращении, что закреплено в ст. 1 комментируемого Закона. Качество лекарственного средства — соответствие лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия нормативной документации или нормативного документа. Безопасность лекарственного средства — характеристика лекарственного средства, основанная на сравнительном анализе его эффективности и риска причинения вреда здоровью. Эффективность лекарственного препарата — характеристика степени положительного влияния лекарственного препарата на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности.

Кроме того, комментируемая статья уточняет общие цели, установленные для проведения доклинического исследования лекарственного средства:

— определение срока выведения лекарственного средства из организма животного;

— обеспечение безопасности продукции животного происхождения после применения соответствующего лекарственного препарата.

Данные цели связаны с возможным применением продукции животного происхождения в качестве пищевых продуктов.

Доклиническое исследование лекарственного средства включает в себя биологические, микробиологические, иммунологические, токсикологические, фармакологические, физические, химические и другие исследования лекарственного средства путем применения научных методов оценок.

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи доклиническое исследование лекарственного средства и клиническое исследование лекарственного препарата для ветеринарного применения, исследование биоэквивалентности указанного лекарственного препарата проводятся в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Минсельхозом России. Следует уточнить, что исследование биоэквивалентности лекарственного препарата представляет собой вид клинического исследования лекарственного препарата, проведение которого осуществляется для определения скорости всасывания и выведения фармацевтической субстанции, количества фармацевтической субстанции, достигающего системного кровотока, и результаты которого позволяют сделать вывод о биоэквивалентности воспроизведенного лекарственного препарата в определенных лекарственной форме и дозировке соответствующему оригинальному лекарственному препарату (см. комментарий к ст. 4).

Проведение качественных исследований биоэквивалентности лекарственных средств осуществляется в соответствии с Методическими указаниями «Проведение качественных исследований биоэквивалентности лекарственных средств», утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития РФ 10 августа 2004 г.

В данных Методических указаниях отмечается, что оценка биоэквивалентности лекарственных средств является основным видом медико-биологического контроля воспроизведенных (генерических) лекарственных средств, не отличающихся лекарственной формой и содержанием действующих веществ от соответствующих оригинальных лекарственных средств. Исследования биоэквивалентности позволяют сделать обоснованные заключения о качестве сравниваемых препаратов по относительно меньшему объему первичной информации и в более сжатые сроки, чем при проведении клинических исследований.

Два лекарственных препарата являются биоэквивалентными, если они обеспечивают одинаковую биодоступность лекарственного средства. Исследования биоэквивалентности (фармакокинетической эквивалентности) не рассматриваются как альтернатива испытаниям фармацевтической эквивалентности — эквивалентности воспроизведенных лекарственных средств по качественному и количественному составу, оцениваемой по фармакопейным тестам, поскольку фармацевтическая эквивалентность не гарантирует эквивалентности фармакокинетической. Вместе с тем исследования биоэквивалентности предполагают, что фармакокинетически эквивалентные (биоэквивалентные) оригиналу воспроизведенные лекарственные средства обеспечивают одинаковую эффективность и безопасность фармакотерапии, т.е. что они являются терапевтическими эквивалентами.

Объектами исследований биоэквивалентности являются воспроизведенные лекарственные средства, предназначенные для приема внутрь, накожной аппликации, ректального введения, при условии, что их действие опосредовано появлением действующего вещества в системном кровотоке. Оценка биоэквивалентности проводится для всех лекарственных форм пролонгированного действия; форм, обеспечивающих немедленное высвобождение лекарственного средства при приеме внутрь (таблетки, капсулы, суспензии и др., за исключением растворов); трансдермальных терапевтических систем; ректальных и вагинальных суппозиториев, а также комбинированных лекарственных препаратов (по основным компонентам). Исследования биоэквивалентности не проводятся для лекарственных средств, предназначенных для введения путем ингаляции.

В качестве препарата сравнения следует использовать соответствующее оригинальное лекарственное средство, зарегистрированное в Российской Федерации. Содержание действующего вещества в исследуемом лекарственном средстве и препарате сравнения не должно отличаться более чем на 5%.

Доклиническое исследование лекарственного средства и клиническое исследование лекарственного препарата для ветеринарного применения проводятся в соответствии с Приказом Минсельхоза РФ от 5 ноября 2008 г. N 490 «Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии». Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии в соответствии с Законом РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 устанавливают общие требования к проведению организациями, осуществляющими лабораторные исследования в области ветеринарии, практической деятельности, направленной на предупреждение, диагностику и лечение болезней животных, выпуск и обращение полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно п. 5.2.25.29 Постановления Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 Минсельхоз России устанавливает правила проведения доклинического исследования лекарственного средства для ветеринарного применения, клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения, исследования биоэквивалентности лекарственного препарата для ветеринарного применения. В настоящее время проведение доклинического исследования лекарственного средства для ветеринарного применения, клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения, исследования биоэквивалентности лекарственного препарата для ветеринарного применения регламентируется вышеуказанными нормативными актами и комментируемой статьей.

Для организации и проведения доклинического исследования лекарственного средства и клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения разработчик лекарственного средства может привлекать организации, имеющие необходимую материально-техническую базу и квалифицированных специалистов в соответствующей области исследования.

  1. Доклиническое исследование лекарственного средства и клиническое исследование лекарственного препарата для ветеринарного применения проводятся по утвержденному разработчиком лекарственного средства плану с ведением протоколов этих исследований и составлением отчетов, в которых содержатся результаты этих исследований.

По общему правилу содержание протокола исследования должно иметь определенную структуру. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52379-2005 «Надлежащая клиническая практика», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 сентября 2005 г. N 232-ст, устанавливает, что протокол клинического исследования должен содержать:

— общую информацию: название протокола, идентификационный номер протокола и дату (любая поправка также должна иметь номер поправки и дату), наименование/имя и адрес спонсора и монитора (если они различаются), имя и должность лиц, уполномоченных от имени спонсора подписывать протокол и поправки к протоколу, имя, должность, адрес и номер телефона назначенного спонсором медицинского эксперта по данному исследованию, имя и должность исследователей, отвечающих за проведение исследования, а также адреса и номера телефонов клинических центров, имя, должность, адрес и номер телефона квалифицированного врача, отвечающего за принятие всех решений медицинского характера (если данное лицо не является исследователем), наименования и адреса клинических лабораторий и других медицинских и/или технических служб и/или организаций, вовлеченных в исследование;

— обоснование исследования: название и описание исследуемых продуктов, сводное изложение потенциально имеющих клиническую значимость результатов доклинических исследований, а также результатов клинических исследований, значимых для данного исследования, краткое описание известных и потенциальных рисков и пользы для субъектов исследования, если таковые имеются, описание и обоснование способа введения, дозировки, режима дозирования и курса лечения, указание на то, что исследование будет проводиться в соответствии с протоколом, GCP и нормативными требованиями, описание исследуемой популяции, ссылки на литературные источники и данные, существенные для исследования и представляющие собой обоснование данного исследования:

— цели и задачи исследования: детальное описание целей и задач исследования;

— описание дизайна исследования, которое должно включать в себя: указание основных и дополнительных (при наличии) исследуемых параметров, которые будут оцениваться в ходе исследования; описание типа/дизайна проводимого исследования (например, двойное слепое, плацебо-контролируемое, параллельное) и графическую схему дизайна исследования, процедур и этапов исследования; описание мер, направленных на минимизацию/исключение субъективности, описание используемого в исследовании лечения, дозировки и схемы применения исследуемых продуктов (также включает в себя описание лекарственной формы, упаковки и маркировки исследуемых продуктов); ожидаемую продолжительность участия субъектов в исследовании, описание последовательности и продолжительности всех периодов исследования, включая период последующего наблюдения, если таковой предусмотрен, и пр.;

— отбор и исключение субъектов;

— лечение субъектов;

— оценка эффективности;

— оценка безопасности;

— статистика;

— прямой доступ к первичным данным/документации;

— контроль качества и обеспечение качества;

— этика (описание этических аспектов исследования);

— работа с данными и ведение записей;

— финансирование и страхование;

— публикации.

Отчеты о результатах доклинического исследования лекарственного средства и клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения составляются разработчиком лекарственного средства с учетом заключений организаций, принимавших участие в организации и проведении этих исследований.

Отчет о результатах доклинического исследования лекарственного средства и клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения является обязательным документом, составляющим регистрационное досье.

  1. Части 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают требования к проведению клинических исследований лекарственных средств для ветеринарного применения. Клинические исследования лекарственных препаратов для ветеринарного применения проводятся в ветеринарных организациях и в организациях, осуществляющих разведение, выращивание и содержание животных, в целях:

— установления переносимости лекарственных препаратов здоровыми животными;

— подбора оптимальных дозировок лекарственных препаратов и курса лечения на конкретной группе животных с определенным заболеванием;

— установления безопасности и эффективности лекарственного препарата, предназначенного для лечения определенных заболеваний животных, или эффективности лекарственного препарата для профилактики заболеваний здоровых животных;

— изучения возможностей расширения показаний к применению зарегистрированного лекарственного препарата и выявления ранее неизвестных побочных действий.

Клиническое исследование лекарственного препарата для ветеринарного применения осуществляется за счет средств разработчика лекарственного средства.

  1. Контроль за проведением доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов для ветеринарного применения осуществляется Минсельхозом России в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 26 марта 2013 г. N 149 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения». Указанный Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Россельхознадзора и его территориальных управлений при осуществлении федерального государственного надзора, порядок взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, взаимодействия с юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции.

Предметом федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств является соблюдение субъектами обращения лекарственных средств установленных комментируемым Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, к государственной регистрации лекарственных средств, хранению, перевозке, отпуску, реализации и уничтожению лекарственных средств, а также соответствие лекарственных средств, находящихся в обращении, установленным обязательным требованиям к их качеству. Результатом осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения является принятие решения:

— о безопасности, качестве и эффективности лекарственного средства для ветеринарного применения и возможности его обращения на территории Российской Федерации;

— о невозможности обращения лекарственного препарата для ветеринарного применения на территории Российской Федерации и отмене его государственной регистрации в связи с наличием риска или угрозы здоровью, жизни животного при применении лекарственного препарата для ветеринарного применения либо приостановлении применения, изъятии из обращения, возобновлении применения, приостановлении или прекращении клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения.

Исполнение данной государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

— организация и проведение проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, государственной регистрации лекарственных средств, хранению, перевозке, отпуску, реализации и уничтожению лекарственных средств;

— организация и проведение проверок соответствия лекарственных средств, находящихся в обращении, установленным обязательным требованиям к их качеству;

— организация и проведение мониторинга безопасности лекарственных препаратов.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, осуществляться в форме документарных и выездных проверок.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Основанием для проведения плановых проверок является наступление срока проверки, указанного в ежегодном плане проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденном руководителем Россельхознадзора (территориального управления Россельхознадзора) в соответствии с его полномочиями.

Основанием для проведения внеплановых проверок является:

— истечение срока исполнения проверяемым лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

— поступление в Россельхознадзор или территориальные управления Россельхознадзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

— приказ (распоряжение) руководителя Россельхознадзора или территориального управления Россельхознадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При подготовке к проведению плановых и внеплановых проверок сотрудник Россельхознадзора (территориального управления Россельхознадзора), осуществляющий контроль за организацией и проведением доклинических исследований и клинических исследований, в течение трех рабочих дней (при организации плановой проверки) или одного рабочего дня (при организации внеплановой проверки) готовит проект приказа о проведении проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и материалы к нему, в которые включаются:

— наименование органа государственного контроля (надзора);

— фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

— наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

— цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

— правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

— сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

— перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора);

— перечень документов, представление которых проверяемым лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

— даты начала и окончания проведения проверки.

О проведении плановой проверки проверяемое лицо уведомляется соответственно Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения. Исключение составляют случаи, при которых в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Россельхознадзора или территориального управления Россельхознадзора рассматриваются документы проверяемого лица, имеющиеся в распоряжении Россельхознадзора или территориального управления Россельхознадзора, в том числе акты предыдущих проверок, предписания об устранении выявленных нарушений, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные проверяемым лицом пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Россельхознадзор или территориальное управление Россельхознадзора установят признаки нарушения обязательных требований, должностные лица Россельхознадзора либо территориального управления Россельхознадзора вправе провести выездную проверку.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах проверяемого лица сведения, а также соответствие работников, состояние используемых указанным лицом при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые проверяемым лицом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований. Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

— удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Россельхознадзора или территориального управления Россельхознадзора документах проверяемого лица;

— оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований должностные лица Россельхознадзора (территориального управления Россельхознадзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

— выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

— принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code