Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 53. Заключительные положения

 

Комментарий к статье 53

 

  1. В ч. 1 комментируемой статьи представлен перечень актов, утративших силу в связи с принятием Закона о защите конкуренции.

Из всей совокупности отмененных в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов следует выделить предыдущий Закон о конкуренции — Закон о конкуренции 1991 г.

Исторически первый Закон о конкуренции в современной России сохранил свое действие только в части понятия «аффилированные лица». Понятие раскрывается путем перечисления признаков (ситуаций), когда то или иное лицо может быть признано аффилированным. Этот перечень в настоящий момент является родовым по отношению к закрепленному в ст. 9 Закона о защите конкуренции понятию «группа лиц».

На сегодняшний день перечень аффилированных лиц несколько устарел по своему наполнению. Например, одно из условий включения лица в список аффилированных отпало в связи с отменой Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».

Споры о месте этого понятия в системе норм права об аффилированных лицах идут достаточно давно. Одно из предложений — внести это понятие, доработав и упростив его, в состав части первой ГК РФ для более полного регулирования корпоративных отношений.

  1. Поскольку Закон о защите конкуренции объединил в себе правила регулирования конкуренции как на рынках нефинансовых товаров, так и на финансовых рынках (теперь существует единое понятие «товар» в ст. 4 Закона о защите конкуренции), специальный Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» также признан утратившим силу.
  2. Частью 2 комментируемой статьи подчеркивается статус Закона о защите конкуренции как основополагающего законодательного акта антимонопольного регулирования.

Важно понимать, что в части антимонопольных запретов и ограничений противоречить требованиям Закона о защите конкуренции не могут не только равнозначные ему по юридической силе иные Федеральные законы (например, Закон о естественных монополиях, Закон об электроэнергетике, Закон о недрах и др.), но и подзаконные акты, ранее регулировавшие связанные с конкуренцией отношения (ведомственные приказы и распоряжения, например).

При этом речь не идет об актах уровня субъектов РФ или органов местного самоуправления, поскольку вопросы обеспечения единого экономического пространства на всей территории РФ относятся к исключительному ведению РФ (ст. ст. 8, 34, 71 Конституции РФ).

Более того, в случае принятия такого рода актов неуполномоченным органом власти вступит в действие ст. 15 Закона о защите конкуренции, которая рассматривает эту ситуацию как самостоятельное нарушение антимонопольного законодательства.

  1. В настоящее время порядок проведения конкурсов и аукционов регламентирован Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Кроме того, определен перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (теплосети, метрополитен, инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства и др.).

Таким образом, отсылка в ч. 3 комментируемой статьи к Законам о концессионных соглашениях и о приватизации фактически утратила силу в связи с изданием ведомственного нормативного правового акта (см. также комментарий к ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

  1. Первоначально во исполнение требований ч. 5 комментируемой статьи сайты для размещения информации о торгах госимуществом соответствовали сайтам подразделений по управлению имуществом того или иного органа власти, а печатные издания отбирались по правилам законодательства о госзакупках. Стандарты раскрытия и публикации в каждом городе и регионе были свои.

Для дальнейшего единообразного регулирования потоков информации был издан Приказ ФАС России от 14 июля 2010 г. N 400 «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов» (сфера его действия распространялась на федеральные торги, но к этой системе подключались региональные и муниципальные власти). Таким сайтом был определен сайт www.torgi.gov.ru.

Важным шагом стало принятие Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Теперь сайт www.torgi.gov.ru установлен в качестве официального для публикации данных об аукционах на предоставление земельных участков для целей жилищного строительства, развитие застроенной территории, на право пользования участками недр, сведений о приватизации и некоторые другие.

В настоящее время этот портал является основным средством получения заинтересованными лицами информации о торгах государственным и муниципальным имуществом в РФ.

На нем аккумулированы все предложения федеральных органов исполнительной власти, имущественных департаментов регионов, органов местного самоуправления о продаже, предоставлении в аренду государственного и муниципального имущества.

На сайте присутствует также специальный раздел по интеллектуальной собственности, в частности о передаче прав на единую технологию, созданную за счет бюджетных средств.

  1. Часть 6 комментируемой статьи введена для целей установления законодательного запрета продлевать действие договоров на оказание ряда финансовых услуг.

Особенностью данной нормы является то, что она распространяет свое действие на ранее заключенные договоры (до 6 декабря 2012 г.). Этим, судя по всему, вызвано и вынесение этой нормы из логики ст. 18 комментируемого Закона непосредственно в заключительные положения (ст. 20 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Напомним, что в действующей редакции ст. 18 Закона о защите конкуренции к перечню договоров об оказании финансовых услуг относились:

1) привлечение денежных средств во вклады (депозиты);

2) открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам;

3) услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

4) доверительное управление ценными бумагами;

5) негосударственное пенсионное обеспечение.

При этом максимальный срок действия таких договоров, заключенных по результатам проведения конкурса или аукциона для государственных нужд, составляет на сегодняшний день пять лет (ч. 4 ст. 18 Закона о защите конкуренции). В редакции ст. 18 Закона о защите конкуренции до изменений, внесенных Третьим антимонопольным пакетом, указанные условия не были приведены.

  1. Не стоит опасаться, что договоры, заключенные до 6 декабря 2012 г. в соответствии с предыдущей редакцией ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, подпадут под норму о запрете пролонгации.

Так, согласно упомянутой ст. 20 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» она распространяет свою обратную силу только на обновленный перечень договоров, заключаемых на торгах.

Например, ранее перечень насчитывал 11 позиций. После принятия Третьего антимонопольного пакета такие финансовые услуги, как страхование ответственности, выдача банковской гарантии, личное страхование и некоторые другие услуги, исключены из перечня и соответствующие договоры могут быть продлены на общих основаниях, предусмотренных ГК РФ.

  1. Следует отметить, что практика пролонгации договоров, заключенных на торгах согласно требованиям ст. 18 Закона о защите конкуренции, существовала и была весьма распространенной среди субъектов, обязанных выбирать на торгах организации, в том числе и для ведения банковских счетов. Несмотря на то, что большинство из указанных лиц имеет счета в органах казначейства, возможность выбрать другой банк для них также существует.

Это было связано с тем, что предыдущая редакция нормы ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции не содержала допущения заключать такие договоры сроком до пяти лет. Поэтому для заказчиков действовал принцип бюджетного законодательства о годичном сроке планирования закупок и принятии на себя договорных обязательств.

Законодательно предопределенная необходимость перезаключения договора и смены банка, в котором находятся счета органа власти, на ежегодной основе приводила не только к росту расходов на проведение таких торгов и уведомления о смене платежных реквизитов, но и провоцировала фактически продление действия таких договоров.

Эта позиция основывалась на общих положениях гражданского законодательства относительно порядка пролонгации действующих договоров.

Теперь ситуация исправлена и заказчики действуют в следующих условиях:

— договоры, предусмотренные ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, заключаются сроком до пяти лет;

— согласно ч. 3 ст. 18 Закона о защите конкуренции изменение и расторжение таких договоров производится по правилам законодательства о государственных закупках;

— в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи продление срока действия договора за пределами пяти лет и заключение его на новый срок без проведения торгов не допускается.

Представленные особенности заключения договоров с финансовыми организациями со стороны госзаказчиков теперь получили наиболее полное и логичное правовое урегулирование.

 

Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 54

 

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», в соответствии со ст. 4 которого официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в изданиях «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Первоначальный текст Закона о защите конкуренции опубликован в следующих изданиях: 1) «Российская газета» — от 27 июля 2006 г. N 162; 2) «Собрание законодательства Российской Федерации» — (ч. 1) от 31 июля 2006 г. N 31, ст. 3434; 3) «Парламентская газета» — от 3 августа 2006 г. N 126 — 127. Таким образом, днем первого официального опубликования Закона о защите конкуренции следует считать 27 июля 2006 г.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Законодатель воспользовался правом установить другой порядок вступления комментируемого Закона в силу: по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. Таким образом, Закон о защите конкуренции вступил в силу 26 октября 2006 г.

Полный текст Закона о защите конкуренции после внесенных в него в последующем изменений официально не публиковался. При определении даты начала действия каждой новой редакции Закона о защите конкуренции необходимо принимать во внимание позицию КС РФ, изложенную в Постановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах», на основе которой можно сформулировать общее правило: если дата, которой датируется выпуск «Собрания законодательства Российской Федерации» с текстом Федерального закона, совпадает с датой подписания издания в печать, то такая дата не может считаться днем его обнародования, поскольку отсутствует реальная возможность получить информацию о содержании Закона его адресатами.

По общему правилу Закон о защите конкуренции и изменения к нему не имеют обратной силы и применяются только к тем отношениям, которые возникли после их вступления в силу. Указанное правило имеет исключения в случаях, когда изменение норм Закона о защите конкуренции, к которым отсылают бланкетные нормы административного и уголовного законодательства РФ, смягчают или отменяют административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшают положение лица, совершившего административное правонарушение (ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ), а также устраняют преступность деяния, смягчают наказание или иным образом улучшают положение лица, совершившего преступление (ч. 1 ст. 10 УК РФ). Такие нормы Закона о защите конкуренции имеют обратную силу, т.е. распространяются на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления указанной нормы в силу.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Конституции РФ если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый Закон. КС РФ в своем Определении от 10 июля 2003 г. N 270-О применительно к уголовной ответственности указал, что декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную более мягкую ответственность. Данная правовая позиция в полной мере применима к нормам Закона о защите конкуренции.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code