Комментарий к статье 37 ФЗ «О защите конкуренции» (Продолжение)

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Наиболее опасные формы антиконкурентных действий хозяйствующих субъектов влекут уголовную ответственность.

Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции предусмотрена ст. 178 УК РФ.

Статья 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции» состоит из трех частей и примечаний, включающих четыре пункта.

На момент завершения работы над настоящим комментарием в ст. 178 УК РФ трижды вносились изменения: Федеральным законом от 29 июля 2009 г. N 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации»; Третьим антимонопольным пакетом; Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 178 УК РФ, относится к преступлениям небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ). В этой связи следует учитывать, что приготовление к преступлению небольшой тяжести не подлежит уголовному наказанию (ч. 2 ст. 30 УК РФ).

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 178 УК РФ, относится к преступлениям средней тяжести (ч. 3 ст. 15 УК РФ). Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 178 УК РФ, — тяжкое (ч. 4 ст. 15 УК РФ).

В ч. 1 ст. 178 УК РФ дается описание основного (институционального) состава преступления, в ч. 2 — квалифицированного, в ч. 3 — особо квалифицированного.

Характеристика общих признаков всех видов состава преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ.

Основным общим объектом преступного посягательства для всех видов составов преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, являются такие социальные ценности, как конкуренция в сфере экономической деятельности как социальная ценность, а также урегулированный антимонопольным законодательством порядок осуществления экономической деятельности.

Дополнительными общими объектами преступного посягательства для всех видов составов преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, выступают связанные с конкуренцией: законные имущественные интересы граждан и организаций; а также охраняемые законом имущественные интересы государства; законные интересы получения дохода от экономической деятельности; законные интересы потребителей в части, относящейся к удовлетворению потребностей в товарах при наименьших затратах на их приобретение.

Дополнительными специальными объектами преступного посягательства для квалифицированного и особо квалифицированного составов преступления, предусмотренных ст. 178 УК РФ, являются: интересы службы (п. «а» ч. 2); право собственности и безопасность права собственности (п. «б» ч. 2); свобода, телесная неприкосновенность или здоровье другого человека — при применении насилия (ч. 3); безопасность свободы, телесной неприкосновенности, здоровья или жизни другого человека — при угрозе применения насилия (ч. 3).

В качестве потерпевшего от рассматриваемого преступления могут рассматриваться: а) юридическое лицо, имуществу и (или) деловой репутации которого причинен ущерб в крупном или особо крупном размере (ст. 42 УПК РФ); б) физическое лицо, которому причинен имущественный ущерб в крупном или особо крупном размере либо имущественный ущерб в соответствующем размере и физический вред здоровью (в случае применения насилия) или моральный вред (в случае угрозы применения насилия (ч. 3 ст. 178 УК РФ).

Предмет имеется лишь у той формы рассматриваемого преступления, которая включает в качестве признака объективной стороны имущественную выгоду в виде денег или иного имущества (для преступления, сопряженного с извлечением дохода).

Характеристика признаков основного состава преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ.

Объективная сторона основного состава рассматриваемого преступления включает действия (бездействие) по недопущению, ограничению или устранению конкуренции, совершаемые альтернативно или в совокупности двух видов: 1) заключение хозяйствующими субъектами — конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля); 2) неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Обязательным условием наступления ответственности является совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности (п. 4 примечаний к ст. 178 УК РФ).

Обязательные альтернативные или совокупные последствия рассматриваемого состава преступления включают одно или оба из числа указанных в ч. 1 ст. 178 УК РФ последствий: 1) ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб. вне зависимости от того, причинен этот ущерб гражданину, обществу или государству (п. 2 примечаний); 2) доход, сумма которого превышает 5 млн. руб. (п. 1 примечаний).

Причинно-следственная связь между соответствующими действиями (бездействием) и любым из указанных последствий носит закономерный, т.е. типичный, повторяющийся характер.

Моментом окончания преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 178 УК РФ, соответственно являются момент наступления крупного ущерба или момент извлечения дохода в крупном размере.

Местом совершения преступления (ст. ст. 11 и 12 УК РФ) применительно к рассматриваемому составу преступления являются альтернативно или в любом сочетании территория РФ, военный корабль, военное воздушное судно, территориальное море РФ, континентальный шельф РФ, исключительная экономическая зона РФ, судно, приписанное к порту РФ, территория иностранного государства

Субъектом преступления применительно к основному составу является физическое, вменяемое (ст. 21 УК РФ), достигшее 16 лет на момент совершения преступных действий лицо независимо от гражданства.

Для преступления в форме заключения хозяйствующими субъектами — конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) характерны следующие особенности:

исполнителем (соисполнителем) преступления (ч. 2 ст. 33 УК РФ) является физическое лицо, выполняющее управленческие функции или функции должностного лица хозяйствующего субъекта, уполномоченное на заключение соглашения от имени хозяйствующего субъекта (в силу служебного положения или по специальному полномочию);

организатором может являться любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими независимо от наличия специального служебного положения в хозяйствующем субъекте или выполнения специального полномочия от имени хозяйствующего субъекта (ч. 3 ст. 33 УК РФ);

подстрекателем может выступать любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, склонившее другое лицо, участвующее в заключении картельного соглашения, к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (ч. 4 ст. 33 УК РФ);

пособником может являться любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, содействовавшее заключению картельного соглашения советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы (ч. 5 ст. 33 УК РФ).

Для преступления в форме неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок:

исполнителем (соисполнителем) преступления (ч. 2 ст. 33 УК РФ) признается физическое лицо, выполняющее управленческие функции в хозяйствующем субъекте, занимающем доминирующее положение на рынке определенного товара, уполномоченное устанавливать цену товара, производимого или реализуемого хозяйствующим субъектом, принимать решения о подписании конкретного договора с контрагентом, принимать, изменять или отменять решения, фактически ограничивающие доступ другого хозяйствующего субъекта на рынок соответствующего товара (в силу служебного положения или по специальному полномочию).

При этом нужно учитывать, что лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в силу п. 1 примечаний к ст. 201 УК РФ признается физическое вменяемое лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях;

организатором преступления может признаваться любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) для целей установления и (или) поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованного отказа или уклонения от заключения договора хотя бы с одним хозяйствующим субъектом, ограничения доступа на рынок либо руководившее ими независимо от наличия у него специального служебного положения в хозяйствующем субъекте, занимающем доминирующее положение на рынке определенного товара, или выполнения им специального полномочия от имени такого хозяйствующего субъекта (ч. 3 ст. 33 УК РФ);

подстрекателем признается любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, склонившее исполнителя к совершению данного преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом (ч. 4 ст. 33 УК РФ);

пособником признается любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, содействовавшее совершению данного преступления исполнителем или организатором советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы (ч. 5 ст. 33 УК РФ).

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления включает вину (психическое отношение физического лица к своим действиям (бездействию) и (или) к последствиям своих действий (бездействия)), характеризуемую прямым умыслом (лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасного последствия в виде причинения крупного ущерба и (или) извлечения дохода в крупном размере и желает его наступления (ч. 2 ст. 25 УК РФ)) или косвенным умыслом (лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасного последствия в виде причинения крупного ущерба и (или) извлечения дохода в крупном размере, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (ч. 3 ст. 25 УК РФ)).

Характеристика признаков квалифицированных составов (составов преступлений с одним или несколькими отягчающими общественную опасность деяния обстоятельствами).

К квалифицированным составам рассматриваемого преступления относится следующее.

А. Совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения (п. «а» ч. 2 ст. 178 УК РФ).

Под служебным положением понимается положение (статус) физического лица, которое используется им для совершения рассматриваемого деяния. К таким лицам относятся не только те, кто наделен полномочиями должностного лица (например, руководитель государственной корпорации — см. примечания к ст. 285 УК РФ), выполняет управленческие функции в коммерческих или иных организациях, не являющихся органами государственной власти и местного самоуправления или учреждениями последних (примечания к ст. 201 УК РФ), но и иные работники хозяйствующих субъектов, которые используют свой статус для того, чтобы обеспечить или облегчить совершение преступления (советники, помощники, специалисты и др.).

Б. Совершение деяния, сопряженного с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства (п. «б» ч. 2 ст. 178 УК РФ).

Уничтожение имущества — это утрата последним своих потребительских свойств, отвечающих основному назначению данного имущества, при которой восстановление данных свойств невозможно или требует затрат, равных или превышающих стоимость имущества.

Под повреждением имущества, соответственно, понимается последствие в виде частичной утраты им своих потребительских свойств, которые могут быть восстановлены в результате затрат, меньших стоимости самого имущества.

Угроза уничтожения или повреждения имущества — запугивание соответственно приведением имущества в состояние, при котором оно полностью утрачивает свои качества и ценность и не может быть использовано по назначению даже после ремонта, либо причинением вреда имуществу, ухудшающего его качество и исключающего или ограничивающего его использование по назначению без предварительного ремонта.

В. Совершение деяния, причинившего особо крупный ущерб либо повлекшего извлечение дохода в особо крупном размере (п. «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ).

Особо крупный ущерб — ущерб, сумма которого превышает 3 млн. руб. вне зависимости от того, причинен этот ущерб гражданину, обществу или государству (п. 2 примеч. к ст. 178 УК РФ).

Доход в особо крупном размере — доход, сумма которого превышает 25 млн. руб. (п. 1 примеч. к ст. 178 УК РФ).

Характеристика особо квалифицированных составов преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ (составов преступления с одним или несколькими особо отягчающими общественную опасность деяния обстоятельствами).

К особо квалифицированным составам рассматриваемого преступления относятся следующее.

А. Совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 178 УК РФ, с применением насилия.

Насилие — общественно опасное противоправное воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли. В российском уголовном праве под насилием понимается лишь физическое насилие <1>. По своему характеру оно может проявляться в воздействии на ткани и органы человека либо в ограничении его свободы, а по степени интенсивности быть не опасным или опасным для жизни или здоровья и влечь различный по тяжести вред здоровью или смерть или не влечь такого вреда (например, в случае нанесения побоев).

———————————

<1> См.: Уголовное право: Особенная часть / Под ред. Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова. М., 2005. С. 85 — 86.

 

Б. Совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 178 УК РФ, с угрозой применения насилия.

Угроза применения насилия — устрашение обещанием или демонстрацией возможности применить физическое насилие. Угроза применения насилия при этом должна быть реальной и подлежащей немедленной реализации.

Смежные с рассматриваемыми составами преступления составы административных правонарушений.

К числу смежных с рассматриваемыми составами преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, относятся следующие составы административных правонарушений.

А. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности (ст. 14.32 КоАП РФ).

Обязательными отграничивающими данный состав административного правонарушения от преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, являются следующие признаки в совокупности: а) отсутствие последствия в виде крупного или особо крупного ущерба; б) отсутствие последствия в виде извлечения дохода в крупном или особо крупном размере.

Б. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ).

Обязательными отграничивающими данный состав административного правонарушения от преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, являются следующие признаки в совокупности: а) отсутствие более чем двукратного привлечения к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением одного и того же лица в течение трех лет; б) отсутствие последствия в виде крупного или особо крупного ущерба; в) отсутствие последствия в виде извлечения дохода в крупном или особо крупном размере.

В. Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35% (ст. 14.31.1 КоАП РФ).

Обязательными отграничивающими данный состав административного правонарушения от преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, являются следующие признаки в совокупности: а) отсутствие более чем двукратного привлечения к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением одного и того же лица в течение трех лет; б) отсутствие последствия в виде крупного или особо крупного ущерба; в) отсутствие последствия в виде извлечения дохода в крупном или особо крупном размере.

Смежные с рассматриваемыми составами преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, составы иных преступлений.

К числу смежных с рассматриваемыми составами преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, относятся следующие составы преступлений.

А. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ).

Дополнительная квалификация деяния, предусмотренного ст. 178 УК РФ, по ст. 169 УК РФ требуется в том случае, если: 1) соучастником преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ (организатором, пособником или подстрекателем), выступало должностное лицо органа государственной власти или местного самоуправления, наделенное полномочиями по регистрации хозяйствующего субъекта или предоставлению ему лицензии, иное должностное лицо (см. примечания к ст. 285 УК РФ), наделенное властными полномочиями по отношению к хозяйствующему субъекту; 2) такое должностное лицо в связи с совершением действий, предусмотренных ст. 178 УК РФ, использовало свое служебное положение для: а) неправомерного отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо для уклонения от их регистрации; б) неправомерного отказа в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо для уклонения от его выдачи; в) ограничения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; г) иного незаконного ограничения самостоятельности либо иного незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Б. Манипулирование рынком (ст. 185.3 УК РФ).

Дополнительная квалификация деяния, предусмотренного ст. 178 УК РФ, по ст. 185.3 УК РФ требуется в том случае, если: 1) неоднократно для злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, ограничении доступа на рынок использовались в совокупности (одновременно) или по отдельности (альтернативно): а) манипулирование рынком, т.е. умышленное распространение через СМИ (в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет) заведомо ложных сведений; б) совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; 2) при совершении указанных выше действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий;

3) такие действия причинили крупный ущерб (свыше 2,5 млн. руб.) или позволили хозяйствующему субъекту, в интересах которого действовало виновное лицо, избежать убытков на ту же сумму.

В. Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Дополнительная квалификация деяния, предусмотренного ст. 178 УК РФ, по ст. 204 УК РФ требуется в том случае, если для совершения любого из деяний, предусмотренных ст. 178 УК РФ, лицо, действовавшее от имени хозяйствующего субъекта — участника ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) либо хозяйствующего субъекта, неоднократно злоупотребившего своим доминирующим положением путем установления и (или) поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара либо ограничения доступа товара на рынок, использовало для этого по отдельности или в совокупности:

1) незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, либо незаконное оказание услуг имущественного характера, либо предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением;

2) незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Г. Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Дополнительная квалификация деяния, предусмотренного ст. 178 УК РФ, по ст. 286 УК РФ требуется в том случае, если: 1) соучастником преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ (организатором, пособником или подстрекателем), выступало должностное лицо органа государственной власти или местного самоуправления либо их учреждения; 2) такое должностное лицо совершило в интересах хозяйствующего субъекта — участника ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) либо хозяйствующего субъекта, неоднократно злоупотребившего своим доминирующим положением, действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. При этом лицо, заключившее от имени хозяйствующего субъекта ограничивающее конкуренцию соглашение, становится также соучастником должностного преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ.

Пример такой идеальной совокупности преступлений нашел отражение в приговоре Новгородского районного суда, которым учредитель и генеральный директор ООО «Новомост-53» В.С. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере), п. «а» ч. 2 ст. 178 УК РФ (недопущение, ограничение или устранение конкуренции), ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). С учетом того, что В.С. признал свою вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, суд приговорил его к трем годам и восьми месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком на четыре года, одновременно лишив его на два года и шесть месяцев права заниматься определенной деятельностью и назначив ему штраф на сумму 300 тыс. руб.

Руководителем организованной группы, по мнению следствия, выступило должностное лицо — первый заместитель губернатора области, которым был разработан план по хищению бюджетных средств, выделенных на ремонт и содержание автомобильных дорог на территории ряда районов Новгородской области. Роль В.С. в совершении преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, состояла в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения (картель) с ООО «Трансбалтстрой» и ООО «СК Балтийский регион» об отказе последних от участия в аукционе на право получения контракта на строительство участка дороги и мостового перехода.

Порядок применения ст. 178 УК РФ.

Возбуждение и расследование уголовных дел о преступлении, предусмотренном ст. 178 УК РФ, относится к компетенции следователей органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Поводами для возбуждения уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 178 УК РФ, согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ могут выступать альтернативно или в совокупности: а) заявление о преступлении; б) явка с повинной; в) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; г) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Данный перечень является исчерпывающим.

Соответствующее заявление или сообщение может быть направлено в орган внутренних дел антимонопольным органом.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ следователь органа внутренних дел по сообщению о совершении преступления обязан его проверить и принять решение в срок не позднее 3 суток (может быть продлен в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 144 УПК РФ, до 10 или до 30 суток) со дня поступления указанного сообщения.

При проверке данного сообщения следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Основанием для возбуждения уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 178 УК РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 140 УПК РФ является наличие достаточных данных, указывающих на признаки соответствующего преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

Поскольку признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 178 УК РФ, не носят явного характера и могут быть подтверждены в ходе проверки сообщения или иных поводов для возбуждения уголовного дела лишь на основе решения комиссии антимонопольного органа, которым установлено соответствующее нарушение антимонопольного законодательства, достаточность данных, указывающих на признаки рассматриваемого преступления, не может быть обеспечена в отсутствие такого решения.

 

Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

 

Комментарий к статье 38

 

На текущий момент данная норма является «спящей», поскольку антимонопольный орган пока ни разу не прибегал к ее применению на практике.

При реализации положений статьи на практике подход антимонопольного органа должен отличаться от того, который используется при выдаче «структурных» предписаний в рамках контроля за экономической концентрацией <1>. В соответствии с ч. 7 ст. 33 Закона в случае, если в рамках рассмотрения ходатайства установлено, что сделка приведет к ограничению конкуренции, то ФАС России вправе выдать предписание покупателю осуществить действия, направленные на отчуждение акций (долей) компаний, входящих в его группу лиц (так называемое структурное предписание). Другие предписания антимонопольного органа, которые содержат условия об определенном поведении хозяйствующего субъекта, называются «поведенческими» и имеют меньшее негативное влияние на участника рынка.

———————————

<1> Предписания ФАС России от 14 сентября 2012 г. N АК/30099, от 29 декабря 2012 г. N АД/45393/12, от 28 октября 2013 г. N АК/42328/13.

 

При выдаче структурных предписаний антимонопольный орган, как правило, исходит только из размера долей каждого из участников сделки. Если совокупная доля в результате сделки на каком-либо из рынков превысит 50%, то ФАС России предписывает осуществить отчуждение акций (долей) или совершить иные действия, направленные на снижение доли на рынке. Целью таких предписаний является исключение ограничения конкуренции в результате усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Однако положения настоящей статьи определяют для антимонопольного органа очень высокий стандарт доказывания. Исходя из буквального толкования комментируемой статьи антимонопольный орган в суде должен доказать следующие обстоятельства в совокупности:

— систематичность нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с ч. 11 ст. 4 Закона систематичным осуществлением монополистической деятельности является выявленное в установленном Законом порядке более двух раз в течение трех лет осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом. При этом монополистическая деятельность включает в себя не только злоупотребление доминирующим положением, но и соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ч. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции);

— доминирующее положение коммерческой организации или некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, на определенном рынке. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается и границы рынка определяются в соответствии с Порядком анализа товарных рынков. В соответствии с п. «в» п. 1.1 указанного Порядка антимонопольный орган использует его в том числе при решении вопросов о принудительном разделении (выделении) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в соответствии со ст. 38 Закона о защите конкуренции. Таким образом, доминант может быть подвергнут принудительному разделению или выделению в результате не только злоупотребления доминирующим положением, но и совершения иных действий, запрещенных антимонопольным законодательством;

— предлагаемая мера по разделению или выделению принимается в целях развития конкуренции. То есть антимонопольный орган должен доказать, что данная мера является адекватной и необходимой для обеспечения конкуренции на том рынке, где осуществляет свою деятельность доминирующий хозяйствующий субъект;

— условия, перечисленные в п. п. 1 — 3 ч. 2 комментируемой статьи.

Мера по принудительному разделению или выделению имеет специфический характер. Она не может являться гражданско-правовой ответственностью, поскольку не носит компенсационный характер и не направлена на возмещение убытков или вреда. Лицо, пострадавшее от монополистических действий доминанта, не может обратиться с иском о принудительном разделении или выделении, чтобы компенсировать свои потери. По своему духу мера ближе к административной ответственности, поскольку вынуждает хозяйствующего субъекта претерпевать лишения, налагаемые по инициативе государственного органа, ответственного за осуществление контроля за соблюдением законодательства в определенной сфере. При этом в КоАП РФ не предусмотрен такой вид ответственности. Таким образом, настоящая статья усиливает карательный характер наказания, поскольку может быть применена одновременно с гражданско-правовой, административной и уголовной <1> ответственностью.

———————————

<1> На момент подготовки комментария за неоднократное злоупотребление доминирующим положением установлена уголовная ответственность в соответствии со ст. 178 УК РФ.

 

Скорее всего, данная норма будет оставаться «спящей» еще неопределенное время. Это связано с высоким стандартом доказывания и сдержанной позицией антимонопольного органа относительно возможного применения двух мер юридической ответственности. Например, антимонопольный орган воздерживается от одновременного взыскания «оборотного» штрафа и выдачи предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, несмотря на прямое указание Конституционного Суда РФ на возможность применения двух видов санкций <1>.

———————————

<1> Постановление КС РФ от 24 июня 2009 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 4 ст. 12, статей 221 и 231 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и статей 23, 37 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобами ОАО «Газэнергосеть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code