Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

Комментарий к статье 29 ФЗ «О защите конкуренции»

 

  1. Комментируемая статья устанавливает требования антимонопольного контроля сделок с акциями (долями), имуществом финансовых организаций и правами в отношении таких организаций. Понятие финансовой организации содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции, и из буквального толкования данного понятия следует, что речь идет о российских финансовых организациях.
  2. В ч. 1 комментируемой статьи перечислены сделки, которые должны осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа, а также пороговые значения для установления необходимости такого согласия в отношении конкретной сделки. В отличие от пороговых значений для сделок с акциями (долями), имуществом или правами в отношении коммерческих организаций, которые определены в ст. 28 Закона о защите конкуренции как суммарные показатели активов (выручки) участников сделки (и их групп лиц), пороговые значения для сделок в отношении финансовых организаций определены как показатель стоимости активов по последнему балансу самой финансовой организации, в отношении которой осуществляется сделка (т.е. лица, являющегося объектом экономической концентрации). При этом соответствующие пороговые значения приведены не в самом Законе о защите конкуренции, а в постановлениях Правительства РФ, которые устанавливают пороговые значения для сделок в отношении финансовых организаций, поднадзорных Банку России, а также в отношении иных финансовых организаций (лизинговых компаний) <1>. Стоимость активов кредитных организаций определяется на основании данных бухгалтерского баланса (публикуемая форма), а стоимость активов иных финансовых организаций определяется на основании их соответствующих бухгалтерских балансов, в обоих случаях — последних на дату подачи ходатайства.

———————————

<1> Постановления Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 334 «Об установлении величин активов лизинговых организаций в целях осуществления антимонопольного контроля» (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1071); от 18 октября 2014 г. N 1072 «Об установлении величин активов финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, в целях осуществления антимонопольного контроля».

 

  1. Аналогично сделкам в отношении коммерческих организаций сделки в отношении финансовых организаций, на осуществление которых необходимо предварительное согласие антимонопольного органа, можно условно разделить на следующие группы:

— сделки с акциями (долями) финансовых организаций;

— сделки с активами финансовых организаций;

— сделки с правами в отношении финансовых организаций.

В соответствии с п. 22 ст. 4 Закона о защите конкуренции финансовые организации, в отношении которых осуществляются сделки, именуются лицами, являющимися объектами экономической концентрации.

  1. В п. п. 1 — 6 ч. 1 комментируемой статьи установлены пороговые значения количества приобретаемых акций (долей) для сделок с акциями (долями) российских хозяйственных обществ, являющихся финансовыми организациями, при превышении которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа. Аналогично регулируемым сделкам в отношении коммерческих организаций в соответствии с данными подпунктами Закона о защите конкуренции предварительное согласие антимонопольного органа требуется на приобретение лицом (или группой лиц):

— более 25%, 50% или 75% голосующих акций финансовой организации — акционерного общества;

— более 1/3, 50% или 2/3 долей участия в уставном капитале финансовой организации — общества с ограниченной ответственностью.

Комментарии к п. п. 1 — 6 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции применимы по аналогии к п. п. 1 — 6 ч. 1 комментируемой статьи, устанавливающей требование о предварительном согласовании приобретений акций (долей) финансовых организаций.

  1. В п. 7 ч. 1 комментируемой статьи устанавливается требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение лицом (или группой лиц) в результате одной или нескольких сделок активов финансовой организации. Пороговые значения размера приобретаемых активов как кредитных, так и иных финансовых организаций, при превышении которого требуется предварительное согласие антимонопольного органа на сделку, установлены вышеупомянутыми Постановлениями Правительства РФ N 334 и N 1072 и на данный момент составляют 10% стоимости активов финансовой организации по последнему балансу.
  2. В п. 7 ч. 1 комментируемой статьи прямо предусматривается, что в понятие «активы финансовой организации» не включаются денежные средства. В остальном ни Закон о защите конкуренции, ни акты Правительства РФ либо ФАС России не содержат указаний на то, что понимается под «активами» финансовых организаций, а также не устанавливают и не разъясняют порядок расчета стоимости активов для целей получения предварительного согласия антимонопольного органа на сделку.

В любом случае необходимость получения предварительного согласия на приобретение активов финансовых организаций определяется по результатам сопоставления стоимости приобретаемых активов с данными о стоимости активов финансовой организации по последнему бухгалтерскому балансу.

  1. Согласно п. 7 ч. 1 комментируемой статьи при расчете стоимости активов для целей получения предварительного согласия антимонопольного органа на сделку учитываются активы, приобретаемые в результате одной или нескольких сделок. Полагаем, что в данном случае это понятие аналогично понятию взаимосвязанные сделки, упоминаемому в п. 7 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции (см. комментарий к ст. 28).

При этом исходя из разъяснений ФАС России, опубликованных на сайте ФАС России в сети Интернет <1>, получение предварительного согласия на сделки с активами финансовых организаций требуется, если стоимость активов, приобретаемых в течение отчетного периода для соответствующей бухгалтерской отчетности, превысит 10% стоимости активов по последнему балансу финансовой организации.

———————————

<1> http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_20132.html

 

Например, в случае если на 1 апреля 2014 г. величина активов кредитной организации по данным бухгалтерского баланса (публикуемая форма) (ежеквартальная отчетность) составляет 5 млрд. руб., то приобретателю необходимо получать предварительное согласие антимонопольного органа на приобретение 10% активов кредитной организации, в случае если стоимость приобретаемых активов кредитной организации в течение квартала (до 1 июля 2014 г.) составит более 500 млн. руб.

  1. В п. 8 ч. 1 комментируемой статьи устанавливается требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение лицом (или группой лиц) в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организации, или прав осуществлять функции ее исполнительного органа.

Комментарии к п. 8 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции применимы по аналогии к п. 8 ч. 1 комментируемой статьи.

  1. Комментарии к ст. 28 Закона о защите конкуренции, касающиеся приобретения акций (долей), имущества или прав группой лиц, а также касающиеся момента осуществления сделки, применимы по аналогии к сделкам, перечисленным в п. п. 1 — 6 ч. 1 комментируемой статьи.
  2. В ч. 2 комментируемой статьи установлены исключения из требования о получении предварительного согласования с антимонопольным органом сделок, перечисленных в п. п. 1 — 8 ч. 1 комментируемой статьи, если такие сделки осуществляются:

а) лицами, входящими в одну группу лиц в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции;

б) в порядке, предусмотренном ст. 31 Закона о защите конкуренции;

в) на основании актов Президента РФ или Правительства РФ.

Комментарии относительно применения данных исключений, содержащиеся в комментарии к ст. 28 Закона о защите конкуренции, применимы по аналогии к ч. 2 комментируемой статьи.

 

Статья 30. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 423-ФЗ.

 

Комментарий к статье 30

 

Ранее данной статьей устанавливалась обязанность представления соответствующими лицами уведомлений о совершенных сделках и иных действиях экономической концентрации, перечень которых был приведен в указанной статье.

В настоящее время данная статья признана утратившей силу в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 423-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции».

Таким образом, с 30 января 2014 г., с вступлением указанного Федерального закона в силу, российским антимонопольным законодательством требования представления в антимонопольные органы уведомлений устанавливаются только в одном случае — при совершении «внутригрупповых» сделок, которые осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных ст. 31 Закона о защите конкуренции (подробнее см. комментарий к указанной статье).

Для всех остальных сделок экономической концентрации, не соответствующих критериям (пороговым значениям) стоимости активов (выручки), нахождения участников сделок в предусмотренном реестре (подробнее см. комментарии к ст. ст. 27 — 29), подавать уведомления в антимонопольные органы больше не требуется.

Также необходимо отметить, что в настоящее время не требуется представлять уведомления о сделках, которые совершаются между участниками одной группы лиц, связанными по основанию п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, и которые освобождаются от предварительного согласования согласно исключениям ч. 2 ст. ст. 27 — 29 Закона о защите конкуренции (подробнее см. комментарии к ст. ст. 27 — 29). Соответствующие разъяснения по данному вопросу размещены на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет <1>.

———————————

<1> http://fas.gov.ru/citizens/list-of-questions-and-answers/?theme=21

 

Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц

 

Комментарий к статье 31

 

  1. Комментируемой статьей установлены особенности контроля антимонопольного органа за экономической концентрацией, осуществляемой лицами, входящими в одну группу лиц. Как предусмотрено в ч. 1 комментируемой статьи, суть этих особенностей состоит в том, что сделки или иные действия, в отношении которых ст. ст. 27 — 29 Закона о защите конкуренции установлено требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа, могут осуществляться без такого предварительного согласия, а лишь с последующим уведомлением антимонопольного органа в порядке, предусмотренном ст. 32 Закона о защите конкуренции, если соблюдаются в совокупности следующие три условия:

1) сделки (действия) осуществляются лицами, входящими в группу по одному или нескольким основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции;

2) не позднее чем за месяц до осуществления сделок (действий) в ФАС России был представлен перечень лиц, входящих в одну группу, составленный по форме, утвержденной ФАС России <1>; перечень вправе представить любое лицо, входящее в группу, сведения о которой представляются в ФАС России;

———————————

<1> Такая форма утверждена Приказом ФАС России от 20 ноября 2006 г. N 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц».

 

3) перечень лиц, входящих в одну группу, остался неизменным (по сравнению с перечнем, направленным в ФАС России) на момент осуществления сделки (действия).

В отношении первого упомянутого выше условия важно отметить, что все лица, участвующие в соответствующих действиях или сделках (общества, осуществляющие слияние; присоединяющее и присоединяемое общество; приобретатель и лицо, являющееся объектом экономической концентрации, и т.п.), должны входить в одну группу лиц на момент направления в ФАС России перечня лиц, входящих в группу. Если это условие не соблюдено (например, если группа лиц только формируется между такими лицами в результате совершения сделки, а на момент совершения сделки в одну группу они не входили), положения комментируемой статьи к сделкам или действиям, совершаемым такими лицами, будут неприменимы <1>.

———————————

<1> См.: Постановление ФАС МО от 12 июля 2011 г. N КА-А40/7050-11.

 

В отношении второго условия (перечень лиц, входящих в группу, должен быть представлен в ФАС России не позднее, чем за месяц до совершения сделки) отметим, что это означает, что сделка не может быть совершена до истечения такого месячного (30-дневного) срока. Совершение сделки до истечения 30-дневного срока будет означать неприменимость комментируемой статьи к такой сделке и обязанность соответствующих лиц обратиться в антимонопольный орган с ходатайством об ее предварительном согласовании <1>.

———————————

<1> См.: Постановления 9 ААС от 27 апреля 2009 г. N 09АП-5371/2009-АК; ФАС МО от 13 августа 2009 г. N КА-А40/7376-09; ФАС УО от 4 марта 2009 г. N Ф09-870/09-С1.

 

Примечательно, что перечень лиц, входящих в группу, направляется в федеральный антимонопольный орган (ФАС России), тогда как вышеупомянутое последующее уведомление о совершенной сделке (см. более подробно в п. 6 настоящего комментария) может быть направлено как в ФАС России, так и в конкретный территориальный орган ФАС России в соответствии с правилами подведомственности, изложенными в соответствующих административных регламентах ФАС России (перечислены в п. 6 настоящего комментария).

  1. Как следует из вышеизложенного, основными обязательными условиями для освобождения сделок (действий) от предварительного согласования с антимонопольным органом являются соблюдение формы представления перечня лиц, входящих в группу, и его неизменность на момент совершения сделки. При этом необходимо отметить, что Закон о защите конкуренции не предусматривает никаких ограничений в отношении раскрытия группы лиц для целей комментируемой статьи (например, возможности ограничить состав раскрываемой группы аналогично требованиям, изложенным в п. п. 16 — 17 ч. 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции для целей направления ходатайства или уведомления в антимонопольный орган). Таким образом, соблюдение формы перечня будет означать перечисление всех юридических и физических лиц, входящих в группу по одному или нескольким основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции <1>, а также представление по каждому лицу полной информации, предусмотренной формой (основание вхождения в группу, юридический и фактический адрес, ИНН или его аналог, паспортные данные физических лиц и т.п.).

———————————

<1> См.: Постановление ФАС МО от 24 августа 2010 г. N КА-А40/9191-10-П.

 

Вместе с тем у крупных групп лиц (как международных, так и российских) на практике иногда могут возникать проблемы с выполнением данных условий. К примеру, данную информацию может быть сложно или практически невозможно собрать по всем лицам, входящим в крупную международную группу, которая состоит из множества лиц. При этом неполное раскрытие группы лиц может повлечь признание информации о группе лиц недостоверной с соответствующими последствиями, предусмотренными ч. 5 комментируемой статьи.

  1. Вопрос полного или ограниченного раскрытия группы лиц имеет значение также для целей выполнения условия о неизменности перечня, в соответствии с которым перечень, представленный в ФАС России не позднее чем за 30 дней до осуществления планируемой сделки (действия), и перечень на момент осуществления сделки (представленный в антимонопольный орган впоследствии в ходе подачи уведомления) должны совпадать. Изменение на момент сделки состава группы лиц по сравнению с тем, который был отражен в перечне, направленном в ФАС России до сделки, будет означать невыполнение условий ч. 1 комментируемой статьи и, как следствие, ее неприменимость к такой сделке и возникающую по этой причине обязанность соответствующих лиц обратиться в антимонопольный орган с ходатайством о предварительном согласовании сделки <1>.

———————————

<1> См.: Постановление ФАС МО от 17 февраля 2010 г. N КА-А41/218-10.

 

ФАС России разъяснила на сайте в сети Интернет <1>, что изменениями, имеющими значение для целей выполнения условий ч. 1 комментируемой статьи, являются по сути только изменения состава группы лиц, но не технические изменения (такие, как изменения адреса, ИНН, основания вхождения в группу, и т.п.). Даже несмотря на это, у крупных групп лиц на практике могут возникать сложности с тем, чтобы отследить и (или) обеспечить отсутствие изменений в составе группы лиц, поскольку такая группа лиц (если имеется в виду полное раскрытие группы) может состоять из множества лиц, расположенных по всему миру.

———————————

<1> http://fas.gov.ru/clarifications/clarifications_27063.html

 

  1. Частью 2 комментируемой статьи установлен порядок рассмотрения ФАС России представленного перечня лиц, входящих в группу.

ФАС России рассматривает его в течение 14 дней со дня его получения и:

а) размещает его на своем сайте в сети Интернет, а заявителю направляет уведомление о том, что перечень соответствует установленной форме и размещен на официальном сайте ФАС России (если по итогам рассмотрения установлено, что представленный перечень соответствует форме, утвержденной ФАС России); либо

б) направляет заявителю уведомление о нарушении формы, если перечень лиц представлен с ее нарушением, и, соответственно, о несоблюдении условий ч. 1 комментируемой статьи.

Последовательность действий по рассмотрению перечней лиц, входящих в группу в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи, регулируется Регламентом ФАС России по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц, утвержденным Приказом ФАС России от 28 декабря 2007 г. N 457.

  1. Закон о защите конкуренции не содержит какого-либо правила в отношении того, как соотносятся между собой требования о 14-дневном сроке рассмотрения ФАС России представленного перечня и требования о представлении перечня в ФАС России не позднее чем за 30 дней до сделки, установленные в ч. 1 комментируемой статьи, если возникает необходимость исправления перечня в случае, предусмотренном ч. 2 комментируемой статьи. Исходя из системного толкования ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, представляется, что течение такого 30-дневного срока должно начинаться заново каждый раз, когда исправленный перечень лиц будет представляться в ФАС России после рассмотрения предыдущего варианта перечня ФАС России и установления того, что перечень не соответствует утвержденной форме. Следовательно, предполагаемая дата осуществления сделки должна также переноситься каждый раз соответствующим образом, с тем чтобы вышеупомянутый 30-дневный срок был соблюден.
  2. Частью 3 комментируемой статьи установлен порядок представления в антимонопольный орган уведомления о сделках (действиях), осуществленных в соответствии с процедурой, установленной комментируемой статьей. Примечательно, что в отношении сделки такое уведомление может быть направлено в антимонопольный орган лицом, которое было заинтересовано в осуществлении сделки, в отличие, к примеру, от ходатайств, которые в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о защите конкуренции подаются в антимонопольный орган лицами, приобретающими акции (доли), имущество, активы или права. Такими заинтересованными лицами могут быть как приобретатель, так и лица, являющиеся объектами экономической концентрации, либо продавцы акций (долей), имущества или прав. Установление такого правила по сути означает необходимость отслеживать выполнение данной обязанности со стороны лица, являющегося объектом экономической концентрации, либо продавца, поскольку в случае неподачи уведомления на них, аналогично приобретателю, может быть наложен штраф за непредставление уведомления в антимонопольный орган в соответствии с положениями ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ. В отношении действий, регулируемых ст. 27 Закона о защите конкуренции (слияние, присоединение, создание юридического лица), осуществленных лицами, входящими в одну группу лиц, уведомление должно быть направлено лицом, которое было создано в результате осуществления соответствующих действий. Соответствующие уведомления должны быть направлены в антимонопольный орган не позднее чем через 45 дней после даты осуществления сделок (действий). Представление уведомления и его рассмотрение антимонопольным органом осуществляется в порядке, установленном гл. 7 Закона о защите конкуренции, а также регулируется, в частности, следующими подзаконными актами:

— вышеупомянутым Регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 28 декабря 2007 г. N 457;

— Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством РФ, утвержденным Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 342;

— Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, утвержденным Приказом ФАС России от 20 сентября 2007 г. N 294.

  1. Частью 4 комментируемой статьи установлено, что форма представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утверждается ФАС России. Как указано в п. 1 настоящего комментария, такая форма была утверждена Приказом ФАС России от 20 ноября 2006 г. N 293.
  2. Частью 5 комментируемой статьи предусмотрена возможность ФАС России снимать сведения о лицах, входящих в одну группу лиц, с официального сайта, на котором они были размещены, в случае установления ФАС России или судом факта недостоверности сведений, представленных в перечне. Порядок осуществления снятия ФАС России сведений о группе лиц с официального сайта в сети Интернет регулируется вышеупомянутым Регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 28 декабря 2007 г. N 457.

В отношении сделок, которые были совершены, когда перечень, содержащий недостоверные сведения, был размещен на официальном сайте, будут применимы последствия, предусмотренные Законом о защите конкуренции и иными нормативными правовыми актами для сделок, совершенных без предварительного согласования с антимонопольным органом.

 

Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения

 

Комментарий к статье 32

 

  1. Комментируемая статья устанавливает порядок подготовки и подачи ходатайств о получении предварительного согласия на совершение сделок экономической концентрации и уведомлений о совершении внутригрупповых сделок, направляемых в порядке, предусмотренном ст. 31 Закона о защите конкуренции.

В ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи очерчивается круг заявителей, т.е. лиц, на которых лежит обязанность подавать ходатайство или направлять уведомление.

Такими лицами являются:

— лица, которые участвуют в слиянии или присоединении;

— лица (или одно из лиц), которые принимают решение о создании коммерческой организации;

— лицо, приобретающее акции (доли), имущество, активы хозяйствующих субъектов или права в отношении хозяйствующих субъектов.

При этом ходатайство или уведомление может быть направлено надлежащим образом уполномоченным представителем заявителя (ч. 4 комментируемой статьи).

Вопрос о том, кто является заявителем, имеет важное значение с точки зрения вопроса о привлечении к административной ответственности. В случае нарушения правил согласования сделок экономической концентрации к административной ответственности привлекается как раз лицо, обязанное направлять ходатайства (уведомления) в антимонопольный орган (т.е. заявитель). Судебная практика также исходит из данного подхода <1>.

———————————

<1> См., напр.: п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 30; Постановления ФАС ВВО от 7 марта 2013 г. по делу N А38-3714/2012; ФАС ДО от 25 июня 2012 г. по делу N А37-24/2011; ФАС ЗСО от 9 апреля 2013 г. по делу N А75-5516/2012.

 

  1. Порядок обращения в антимонопольный орган с ходатайствами и направления в антимонопольный орган уведомлений детализирован в следующих нормативных правовых актах:

— Административном регламенте по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством РФ <1>;

———————————

<1> Утв. Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 342.

 

— Административном регламенте по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством РФ <1>;

———————————

<1> Утв. Приказом ФАС России от 20 сентября 2007 г. N 294.

 

— Административном регламенте по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц <1>.

———————————

<1> Утв. Приказом ФАС России от 28 декабря 2007 г. N 457.

 

Важным для применения комментируемой статьи является вопрос о распределении полномочий по рассмотрению ходатайств и уведомлений по сделкам экономической концентрации между федеральным антимонопольным органом (т.е. Центральным аппаратом ФАС России) и другими антимонопольными органами (т.е. территориальными управлениями ФАС России). Данные полномочия применительно к каждому виду сделки (действия), подлежащему контролю, закреплены в Положении о территориальном органе ФАС России.

Ключевым критерием для определения подведомственности ходатайства (уведомления) является величина соответствующей сделки (действия), определяемая по общему правилу в зависимости от суммарной балансовой стоимости активов или выручки участников рассматриваемой сделки (действия) и их групп лиц. Если суммарная балансовая стоимость активов составляет менее 15 млрд. руб. или суммарная выручка составляет менее 30 млрд. руб., ходатайство (уведомление) в отношении такой сделки (действия) подлежит подаче и рассмотрению в соответствующем территориальном органе ФАС России. В противном случае сделка или действие должны рассматриваться Центральным аппаратом ФАС России. Аналогичным образом в отношении сделок (действий) с участием финансовых организаций рассмотрение ходатайств (уведомлений) производится территориальными управлениями, если установленные Правительством РФ показатели в отношении соответствующей финансовой организации (см. ст. 29 Закона о защите конкуренции и комментарий к ней) превышаются не более чем в пять раз.

  1. За рассмотрение ходатайства о получении предварительного согласия на совершение сделки экономической концентрации предусмотрена государственная пошлина. В настоящий момент в силу подп. 89 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ ее размер составляет 20 тыс. руб. за рассмотрение одного ходатайства. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2015 г. размер государственной пошлины за рассмотрение ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством РФ, составит 35 тыс. руб.

За рассмотрение уведомлений о совершении внутригрупповых сделок, направляемых в порядке, предусмотренном ст. 31 Закона о защите конкуренции, государственная пошлина не предусмотрена.

  1. Само ходатайство (уведомление) составляется в свободной форме, однако в нем рекомендуется указывать краткие сведения о рассматриваемой сделке, ее участниках, затронутых рассматриваемой сделкой товарных рынках, а также об основаниях для направления ходатайства (уведомления).

В случае, если сделка (действие) требует предварительного согласия антимонопольного органа или последующего его уведомления по нескольким основаниям (из числа предусмотренных в ст. ст. 27 — 29 и 31 Закона о защите конкуренции, см. соответствующие комментарии), в отношении такой сделки (действия) направляется одно ходатайство или одно последующее уведомление (ч. 8 комментируемой статьи). В данном ходатайстве (уведомлении) необходимо указать на все применимые основания, в соответствии с которыми ходатайство (уведомление) подлежало направлению.

По общему правилу ходатайство (уведомление) подлежит подписанию заявителем (или его уполномоченным представителем). Однако ходатайство о получении предварительного согласия на слияние (присоединение) хозяйствующих субъектов, а также на создание коммерческой организации либо уведомление о таком создании должны в силу ч. 6 комментируемой статьи подписываться заявителем и иными участвующими в таких слиянии (присоединении) или создании лицами. В то же время уведомление о слиянии (присоединении) в порядке ст. 31 Закона о защите конкуренции подписывается только заявителем.

  1. Несмотря на свободную форму самого ходатайства (уведомления), ч. 5 комментируемой статьи закрепляет перечень документов и сведений, которые должны обязательно представляться в антимонопольный орган одновременно с ходатайством (уведомлением).

Кроме того, ФАС России в силу ч. 7 комментируемой статьи утверждена форма представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, которая детализирует законодательные требования <1>.

———————————

<1> См.: Приказ ФАС России от 17 апреля 2008 г. N 129 «Об утверждении Формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27 — 31 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

К ходатайству (уведомлению) следует прилагать следующие документы (сведения):

1) учредительные документы заявителя — юридического лица или данные документа, удостоверяющего личность заявителя — физического лица;

2) учредительные документы лица, являющегося объектом экономической концентрации;

3) документы и (или) сведения, определяющие предмет и содержание сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю;

4) сведения о видах деятельности, которые осуществлялись заявителем в течение последних двух лет, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством РФ для их осуществления требуются специальные разрешения (лицензии);

5) сведения о показателях экономической деятельности заявителя за последние два года;

6) сведения о показателях экономической деятельности других участников сделки (действия) за последние два года, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством РФ для их осуществления требуются специальные разрешения;

7) бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату;

8) сведения о суммарной балансовой стоимости активов заявителя и его группы лиц по состоянию на последнюю отчетную дату;

9) сведения о суммарной балансовой стоимости активов лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц по состоянию на последнюю отчетную дату;

10) финансово-экономическую и иную отчетность заявителя, представляемую в ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату (применимо, если заявителем является финансовая организация);

11) представляемую в ЦБ РФ финансово-экономическую и иную отчетность лица, являющегося объектом экономической концентрации, по состоянию на последнюю отчетную дату (применимо, если объектом экономической концентрации является финансовая организация);

12) перечень коммерческих организаций, более чем 5% акций (долей) которых заявитель распоряжается на любом основании, либо заявление в письменной форме о том, что заявитель не распоряжается акциями (долями) коммерческих организаций;

13) перечень коммерческих организаций, более чем 5% акций (долей) которых лицо, являющееся объектом экономической концентрации, распоряжается на любом основании либо заявление в письменной форме о том, что указанное лицо не распоряжается акциями (долями) коммерческих организаций;

14) перечень лиц, которые распоряжаются на любом основании более чем 5% акций (долей) заявителя;

15) перечень лиц, которые распоряжаются на любом основании более чем 5% акций (долей) лица, являющегося объектом экономической концентрации;

16) перечень лиц, входящих в группу лиц с заявителем;

17) перечень лиц, входящих в группу лиц с лицом, являющимся объектом экономической концентрации, а также другими участниками сделки (действия);

18) сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций (долей) заявителя их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, учрежденных в офшорных зонах;

19) перечень лицензий лица, являющегося объектом экономической концентрации, на осуществление стратегических видов деятельности (см. ст. 6 Закона N 57-ФЗ);

20) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (в случае подачи ходатайства).

Документы должны быть представлены в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях. Сведения представляются в форме документов, подписанных заявителем или его уполномоченным представителем.

Определенными особенностями обладает порядок представления сведений о группе лиц заявителя и группе лиц лица, являющегося объектом экономической концентрации. Данные сведения представляются по форме, утвержденной ФАС России <1>, с указанием признаков, по которым такие лица входят в эту группу.

———————————

<1> Форма представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц (утв. Приказом ФАС России от 20 ноября 2006 г. N 293).

 

При этом допустимо раскрывать группу лиц не в полном объеме, а в усеченном виде, путем представления только тех сведений, которые имеют значение для рассмотрения ходатайства (уведомления). К числу таких сведений комментируемая статья относит информацию о следующих лицах:

— лицах, находящихся под контролем заявителя;

— лицах, находящихся под контролем лица, являющегося объектом экономической концентрации;

— лицах, под контролем которых находится заявитель;

— лицах, под контролем которых находится лицо, являющееся объектом экономической концентрации;

— лицах, входящих в группу лиц с заявителем и осуществляющих деятельность на тех же товарных рынках, на которых осуществляет деятельность заявитель и (или) лицо, являющееся объектом экономической концентрации, а также находящиеся под их контролем лица;

— лицах, входящих в группу лиц с лицом, являющимся объектом экономической концентрации, и осуществляющих деятельность на тех же товарных рынках, на которых осуществляет деятельность заявитель и (или) лицо, являющееся объектом экономической концентрации, а также находящиеся под их контролем лица.

В перечень лиц, входящих в группу лиц с заявителем и лицом, являющимся объектом экономической концентрации, могут не включаться физические лица, если они не являются индивидуальными предпринимателями и (или) по самостоятельным основаниям не входят в одну группу лиц с каким-либо хозяйствующим субъектом. Самостоятельными основаниями отнесения к группе лиц признаются признаки, указанные в п. п. 1 — 3, 5, 6 и 9 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции (см. комментарий к ней).

В случае отсутствия у заявителя каких-либо документов или сведений, касающихся лица, являющегося объектом экономической концентрации, представляется заявление в письменной форме о том, что заявитель такими документами или сведениями не располагает. В этом случае антимонопольный орган запрашивает данные документы и сведения самостоятельно.

  1. В случае представления вместе с ходатайством (уведомлением) необходимых документов и сведений не в полном объеме ходатайство считается непредставленным, о чем антимонопольный орган в 10-дневный срок уведомляет заявителя. При этом срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет 14 дней с даты получения заявителем соответствующего уведомления.

Данное правило не распространяется на случаи отсутствия в составе материалов поступившего ходатайства документов и сведений в отношении лица, являющегося объектом экономической концентрации (если таковые отсутствуют у заявителя и не представлены им). Как указывалось выше, антимонопольный орган их запрашивает самостоятельно.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code