Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ

Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю

 

Комментарий к статье 26.1

 

  1. Комментируемая статья в наиболее общем виде описывает сделки и действия, приводящие к экономической концентрации на товарном рынке и подлежащие контролю со стороны антимонопольных органов (далее — сделки экономической концентрации).

Необходимость в этом вызвана широкой формулировкой понятия «экономическая концентрация», установленного в п. 21 ст. 4 Закона о защите конкуренции. В соответствии с легальным определением экономической концентрацией являются любые сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Данное определение является широким, поскольку из него не вполне ясно, какие именно сделки и действия считаются экономической концентрацией и чем они отличаются от нарушений антимонопольного законодательства, также оказывающих влияние на состояние конкуренции.

Законодательные требования в отношении совершения сделок и действий должны быть достаточно определенными; для того, чтобы хозяйствующие субъекты знали о своих обязанностях, и была принята комментируемая статья. В ней детализируется понятие экономической концентрации путем перечисления сделок и действий, требующих согласования с антимонопольными органами. Полный же перечень сделок экономической концентрации, подлежащих контролю со стороны антимонопольных органов, приведен в ст. ст. 27 — 29 Закона о защите конкуренции.

  1. Часть 1 комментируемой статьи имеет важное значение с точки зрения толкования положений ч. 2 ст. 3 Закона о защите конкуренции применительно к сделкам экономической концентрации. Данное положение устанавливает общий принцип экстерриториального применения российского антимонопольного законодательства к достигнутым за пределами территории РФ соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории РФ.

Как и понятие экономической концентрации, данный принцип сформулирован широко, и для создания определенности в правоприменении в части требований к сделкам экономической концентрации потребовалось его уточнение.

Требования российского законодательства о согласовании сделок экономической концентрации применяются к следующим отношениям с участием иностранных лиц:

— сделки, иные действия в отношении голосующих акций (долей) российских хозяйственных обществ;

— сделки, иные действия в отношении находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов;

— сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций;

— сделки, иные действия, касающиеся прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций (в том числе права косвенно контролировать их деятельность);

— сделки, иные действия, касающиеся прав в отношении иностранных лиц, осуществляющих поставки товаров на территорию РФ в сумме более чем 1 млрд. руб. в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

Таким образом, не подлежат согласованию с российскими антимонопольными органами сделки экономической концентрации, которые не имеют какой-либо связи с находящимся в России имуществом (активами) или созданными или осуществляющими деятельность в России организациями.

  1. Особое внимание следует уделить такому основанию для согласования сделок экономической концентрации, как приобретение прав в отношении иностранных лиц, осуществляющих поставки товаров на территорию РФ в сумме более чем 1 млрд. руб. Данное основание корреспондирует п. 9 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции и раскрывается в комментарии к соответствующей статье. Здесь же следует остановиться на порядке расчета показателя в размере 1 млрд. руб., при превышении которого соответствующая сделка может потребовать согласования с российским антимонопольным органом.

В Законе о защите конкуренции указывается, что этот показатель представляет собой сумму поставок товаров на территорию РФ, подразумевая под этим совокупную стоимость товаров, поставленных на территорию РФ соответствующим иностранным лицом. Данный показатель близок, но не эквивалентен выручке (доходу от реализации), получаемой иностранным лицом в РФ. В частности, при расчете данного показателя следует учитывать стоимость товаров, поставленных в РФ, но еще не оплаченных, или стоимость товаров, законтрактованных, но еще фактически не доставленных на территорию РФ.

Спорным является вопрос о том, имеет ли значение для расчета рассматриваемого показателя такое условие договора поставки, как место перехода права собственности на товар (базис поставки). Представляется, что даже если базис поставки находится за пределами территории РФ (т.е. право собственности на товар переходит от иностранного лица российскому покупателю за пределами таможенной территории), стоимость такого товара следует учитывать, поскольку в конечном итоге товары окажутся на территории РФ.

Показатель суммы поставок товаров рассчитывается за последний финансовый год, предшествующий дате приобретения акций (прав) в отношении иностранного лица.

  1. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что не подлежат согласованию с антимонопольными органами договоры репо, которые совершаются ЦБ РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ вправе совершать договоры репо с акциями и иными ценными бумагами на открытом рынке. Договором репо в силу ст. 51.3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» признается договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется в определенный срок передать в собственность другой стороне (покупателю) ценные бумаги, а покупатель обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора репо), а также по которому покупатель обязуется в определенный срок передать ценные бумаги обратно в собственность продавца, а продавец обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора репо).

Поскольку на ЦБ РФ в целом распространяются требования Закона о защите конкуренции (в том числе требования о согласовании сделок экономической концентрации), до введения рассматриваемого исключения в ч. 2 комментируемой статьи ЦБ РФ формально должен был согласовывать договоры репо, направленные на приобретение акций коммерческих и финансовых организаций и активов финансовых организаций. Необходимость согласования таких сделок с антимонопольным органом снизила бы эффективность и оперативность деятельности ЦБ РФ по обеспечению стабильности финансовых рынков.

Тем не менее даже в отсутствие требования о согласовании договоров репо с антимонопольным органом ЦБ РФ в силу ч. 3 комментируемой статьи должен представлять в антимонопольный орган уведомления о проведенных им операциях по приобретению акций коммерческих организаций, акций и активов финансовых организаций по договорам репо в течение 45 дней после даты осуществления таких операций. Форма данного уведомления и порядок его направления должны быть определены нормативным правовым актом ФАС России по согласованию с ЦБ РФ, однако он в настоящее время еще не принят.

 

Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

 

Комментарий к статье 27

 

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает требования необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление следующих действий:

1) слияние коммерческих организаций;

2) присоединение коммерческих организаций;

3) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями, долями, имуществом другой коммерческой организации;

4) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается активами финансовой организации;

5) слияние финансовых организаций;

6) присоединение финансовых организаций;

7) присоединение финансовой организации к коммерческой организации;

8) присоединение коммерческой организации к финансовой организации <1>.

———————————

<1> Порядок представления в антимонопольный орган ходатайств о создании и реорганизации коммерческих организаций (их рассмотрения) установлен Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством РФ, утвержденным Приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 342.

 

Определение финансовой организации приведено в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции.

Необходимость предварительного согласования определяется исходя из суммарной стоимости активов участников создания (реорганизации) и их групп лиц, или их суммарной выручки от реализации товаров, или нахождения в соответствующем реестре <1>, если участниками таких действий являются коммерческие организации либо если участниками создания, реорганизации являются финансовые организации, исходя из стоимости активов финансовых организаций, как более подробно рассмотрено в настоящем комментарии ниже.

———————————

<1> Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 

  1. Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 комментируемой статьи с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), а также присоединение одной или нескольких коммерческих организаций к иной коммерческой организации (за исключением финансовых организаций).

Предварительное согласование таких действий необходимо, если:

а) суммарная стоимость активов коммерческих организаций, участвующих в слиянии или присоединении (и участников их групп лиц), по последним балансам превышает 7 млрд. руб., либо

б) суммарная выручка указанных лиц от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния (присоединения), превышает 10 млрд. руб., либо

в) одна из коммерческих организаций, участвующих в слиянии или присоединении, включена в реестр (в данном случае предварительное согласие антимонопольного органа на совершение действий будет необходимо вне зависимости от суммарной стоимости активов (выручки) участников соответствующего слияния или присоединения).

Под последним балансом следует понимать бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства. При этом необходимо отметить, что исходя из ст. 23 НК РФ с 1 января 2013 г. квартальная (промежуточная) бухгалтерская отчетность в налоговые органы не представляется. В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица).

Таким образом, для целей государственного контроля за слияниями, присоединениями и иными сделками (действиями) по экономической концентрации, перечисленными в ст. ст. 27 — 28 Закона о защите конкуренции, суммарная стоимость активов участников сделок, иных действий (и участников их групп лиц) определяется по данным бухгалтерского учета за отчетный год (представляются годовые бухгалтерские балансы). При этом если Законом о защите конкуренции предусмотрена необходимость подсчета суммарных показателей активов или выручки участников сделки (действия) и их групп лиц, то учитывается стоимость активов всех участников, входящих в соответствующую группу лиц, в том числе зарегистрированных за пределами РФ.

В том случае, если в отношении экономического субъекта содержится требование составления (представления) промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете), такими организациями в антимонопольный орган представляется промежуточная финансовая отчетность. Для расчета суммарной стоимости активов участников группы лиц необходимо суммировать стоимости активов каждого из участников такой группы лиц по состоянию на последнюю отчетную дату для каждого конкретного участника.

Согласно положениям ст. ст. 16, 17 Закона об акционерных обществах, ст. ст. 52, 53 Закона об обществах с ограниченной ответственностью слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Таким образом, при таких формах реорганизации юридических лиц, как слияние и присоединение, когда из двух и более организаций создается одна организация (в случае слияния), или присоединяется одна или несколько организаций, деятельность которых будет прекращена, к другой существующей организации (случай присоединения), при соблюдении вышеуказанных условий о суммарной стоимости активов участников слияния или присоединения, их суммарной выручке от реализации товаров, нахождении в реестре требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа.

Необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие прямого указания об этом в Законе о защите конкуренции, представляется, что вышеуказанные требования о предварительном согласовании применимы к слиянию либо присоединению коммерческих организаций, зарегистрированных на территории РФ, а не за ее пределами. При этом слияние или присоединение иностранных коммерческих организаций может потребовать предварительного согласования в случае, если в результате такого слияния или присоединения будут осуществляться приобретения, подлежащие контролю со стороны антимонопольного органа в соответствии со ст. ст. 26.1, 28 — 29 Закона о защите конкуренции.

Также отметим, что при реорганизации юридических лиц в форме слияния или присоединения акционеры (участники) организаций, участвующих в таких слиянии или присоединении, получают соответствующие доли участия в уставном капитале организации, создаваемой в результате слияния, или в уставном капитале организации, к которой осуществляется присоединение. В свою очередь размеры этих долей определяются условиями проводимых слияния или присоединения.

Так, согласно п. п. 2, 3 ст. 16 Закона об акционерных обществах общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии. Договор о слиянии должен содержать в том числе наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в слиянии, порядок и условия слияния, порядок конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ. Например, при слиянии акционеры хозяйственных обществ, участвующих в слиянии, деятельность которых прекращается в результате такой реорганизации, становятся акционерами (участниками) вновь создаваемого общества.

Таким образом, при проведении реорганизации хозяйственных обществ в форме слияния одновременно с таким действием, подлежащим государственному контролю, акционерами участвующих в слиянии обществ приобретаются доли участия в уставном капитале создаваемого общества. В данном случае важно отметить, что такое приобретение акций (долей) участия, осуществляемое в рамках соответствующего действия, подлежащего согласованию (слияние или присоединение), не требует какого-либо дополнительного согласования со стороны антимонопольного органа, если такое приобретение акций (долей) оценивалось (оценивается) антимонопольным органом при рассмотрении соответствующего ходатайства о слиянии (присоединении) коммерческих организаций.

В отношении момента осуществления действий по слиянию или присоединению, до наступления которого должно быть получено предварительное согласие антимонопольного органа, следует руководствоваться правилами, установленными ГК РФ. Так, согласно положениям п. 4 ст. 57 ГК РФ в случае реорганизации в форме слияния юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Таким образом, исходя из вышесказанного, соответствующее заявление о регистрации вновь создаваемой коммерческой организации не может быть подано в налоговые органы без получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение соответствующих действий (слияние или присоединение).

  1. Пункт 3 ч. 1 комментируемой статьи устанавливает требование о необходимости предварительного согласования для случаев слияния финансовых организаций или присоединения одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации.

Согласно данной норме предварительное согласие антимонопольного органа потребуется, если суммарная стоимость активов таких финансовых организаций по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (при этом при слиянии или присоединении отдельных финансовых организаций такая величина устанавливается Правительством РФ) <1>.

———————————

<1> См.: Постановления Правительства РФ от 30 мая 2007 г. N 334 «Об установлении величин активов лизинговых организаций в целях осуществления антимонопольного контроля» (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1071); от 18 октября 2014 г. N 1072 «Об установлении величин активов финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, в целях осуществления антимонопольного контроля».

 

Таким образом, в том случае, если участниками действий по реорганизации являются финансовые организации, необходимость предварительного согласования определяется исходя из стоимости активов таких финансовых организаций — участников реорганизации, без учета активов участников их групп лиц.

Аналогично сказанному выше отметим, что, несмотря на отсутствие прямого указания об этом в Законе о защите конкуренции, представляется, что вышеуказанные требования о предварительном согласовании применимы к слиянию либо присоединению финансовых организаций, соответствующих определению финансовой организации, приведенному в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции, и зарегистрированных на территории РФ, а не за ее пределами. При этом слияние или присоединение иностранных финансовых организаций может потребовать предварительного согласования в случае, если в результате такого слияния или присоединения будут осуществляться приобретения, подлежащие контролю антимонопольного органа в соответствии со ст. ст. 26.1, 28 — 29 Закона о защите конкуренции.

Как указано выше, соответствующие значения величин активов финансовых организаций (в том числе кредитных), при превышении которых требуется предварительное согласие со стороны антимонопольного органа на совершение действий с участием таких финансовых организаций, приведены не в самом Законе о защите конкуренции, а в постановлениях Правительства РФ. При этом стоимость активов кредитных организаций, согласно указанным Постановлениям Правительства РФ, определяется на основании данных бухгалтерского баланса (публикуемая форма).

Иные особенности осуществления слияний и присоединений, изложенные в п. 2 настоящего комментария в отношении коммерческих организаций, применимы также к слияниям и присоединениям финансовых организаций, описанным в настоящем пункте.

  1. В п. 4 ч. 1 комментируемой статьи устанавливается требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа при создании коммерческой организации, если выполнены следующие условия, предусмотренные Законом о защите конкуренции:

а) уставный капитал создаваемой коммерческой организации оплачивается акциями (долями) или имуществом (основными производственными средствами или нематериальными активами, но не денежными средствами) другой коммерческой организации;

б) создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении передаваемых ей акций (долей) либо имущества определенные права, предусмотренные ст. 28 Закона о защите конкуренции.

В ст. 28 Закона о защите конкуренции определены сделки в отношении коммерческих организаций, совершение которых требует получения предварительного согласия антимонопольного органа. Кратко отметим, что это приобретения лицом (группой лиц) голосующих акций (долей) российских акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью свыше определенных пороговых значений, отдельные приобретения основных средств и (или) нематериальных активов, находящихся на территории РФ, приобретение определенных прав контроля в отношении российских хозяйствующих субъектов, а также приобретения акций иностранных организаций, отвечающих определенным условиям по объему поставок товаров в РФ, или прав в отношении указанных организаций (подробнее см. комментарий к ст. 28). В том случае, если в результате создания коммерческой организации такая организация фактически осуществляет вышеупомянутые приобретения, такое создание коммерческой организации будет подлежать предварительному согласованию со стороны антимонопольного органа.

Так, например, предварительное согласие потребуется в случае внесения в уставный капитал создаваемой коммерческой организации:

1) более 25% голосующих акций российского акционерного общества или более 1/3 долей общества с ограниченной ответственностью;

2) основных производственных средств или нематериальных активов, находящихся на территории РФ и составляющих более 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов передающего лица.

В отдельных случаях предварительного согласования также может потребовать приобретение создаваемой организацией более 50% акций иностранного юридического лица, владеющего долей участия в уставном капитале российского хозяйствующего субъекта либо иным образом его контролирующего, если в результате таких приобретений создаваемая организация получает права, позволяющие определять условия осуществления предпринимательской деятельности в отношении такого российского хозяйствующего субъекта.

Необходимо также отметить, что предварительного согласия потребует создание как российской, так и иностранной коммерческой организации, если в результате создания такая иностранная коммерческая организация приобретет указанные выше права на акции (доли) или имущество.

Отдельно отметим, что комментируемая норма (п. 4 ч. 1 рассматриваемой статьи) устанавливает в том числе требование о необходимости предварительного согласования и при приобретении создаваемой коммерческой организацией акций (долей) или имущества на основании передаточного акта или разделительного баланса, поскольку создание коммерческой организации также имеет место при таких формах реорганизации юридических лиц, как разделение и выделение.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона об акционерных обществах разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Выделением общества, согласно п. 1 ст. 19 Закона об акционерных обществах, признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. При этом при разделении общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом, как предусмотрено п. 4 ст. 18 Закона об акционерных обществах. В свою очередь при выделении из состава общества одного или нескольких обществ в соответствии с п. 4 ст. 19 Закона об акционерных обществах к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом.

Таким образом, предварительное согласие антимонопольного органа потребуется также и в том случае, если коммерческая организация, создаваемая в результате реорганизации юридических лиц в форме разделения или выделения, приобретет указанные выше права на акции (доли) или имущество иных коммерческих организаций на основании разделительного баланса.

Предварительное согласие ФАС России на создание коммерческой организации при соблюдении вышеописанных условий необходимо, если:

а) суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год учредителей создаваемой организации (и участников их групп лиц) и лиц, чьи акции (доли) или имущество которых вносятся в уставный капитал создаваемой организации (и участников их групп лиц), превышает соответственно 7 и 10 млрд. руб.;

б) организация, чьи акции (доли) или имущество которой вносятся в уставный капитал создаваемой организации, включена в вышеуказанный реестр (в этом случае предварительное согласие необходимо вне зависимости от суммарной стоимости активов (выручки) учредителей создаваемой организации).

Вышеупомянутая организация, чьи акции (доли) или имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой организации, по сути может рассматриваться в качестве лица, являющегося объектом экономической концентрации (по смыслу ст. 28 Закона о защите конкуренции). При установлении необходимости предварительного согласования сделок, предусмотренных ст. 28 Закона о защите конкуренции, определение суммарной балансовой стоимости активов лица, являющегося объектом экономической концентрации (и его группы лиц), осуществляется с учетом правила, предусмотренного ч. 3 ст. 28 Закона о защите конкуренции, которое подробно описано в комментарии к указанной статье (ст. 28). Здесь же отметим, что при определении суммарной балансовой стоимости активов участников создания указанное правило, установленное ч. 3 ст. 28 Закона о защите конкуренции, не подлежит применению.

  1. В п. 5 ч. 1 комментируемой статьи устанавливается требование о необходимости предварительного согласования для случаев создания коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) или активами финансовой организации (за исключением случаев оплаты уставного капитала такими активами финансовых организаций, как денежные средства).

Необходимость предварительного согласования создания коммерческой организации определяется п. 5 ч. 1 комментируемой статьи с учетом особенностей, установленных законодателем для действий с участием финансовых организаций.

Прежде всего, как указывалось выше, необходимость такого согласования определяется исходя из величин стоимости активов финансовой организации, акции (доли) или активы которой передаются создаваемой коммерческой организации в качестве вклада в ее уставный капитал. Данные величины, при превышении которых требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа, определены вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ N 334 и N 1072.

Кроме этого, необходимость предварительного согласования зависит от приобретения создаваемой коммерческой организацией в отношении передаваемых ей акций (долей) или активов финансовой организации определенных прав, предусмотренных ст. 29 Закона о защите конкуренции. Данной статьей определяется круг сделок, подлежащих согласованию со стороны антимонопольного органа в отношении финансовых организаций (подробно указанные сделки описаны в комментарии к ст. 29 Закона о защите конкуренции).

Иные особенности согласования создания коммерческой организации, описанные в п. 4 настоящего комментария, применимы также и к случаям создания коммерческой организации (с оплатой ее уставного капитала активами финансовой организации), изложенным в настоящем пункте комментария.

  1. В п. п. 6 — 7 ч. 1 комментируемой статьи устанавливаются требования о необходимости предварительного согласования для двух случаев: 1) присоединения финансовой организации к коммерческой организации и 2) присоединения коммерческой организации к финансовой организации.

Как и для иных действий с участием финансовых организаций, необходимость такого согласования определяется исходя из стоимости активов финансовых организаций, установленных указанными Постановлениями Правительства РФ N 334 и N 1072. Подробно вопросы антимонопольного контроля при присоединении юридических лиц описаны в п. 2 комментария к настоящей статье.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи установлено исключение из требования о получении предварительного согласия антимонопольного органа в отношении действий, перечисленных в п. п. 1 — 7 ч. 1 комментируемой статьи, если такие действия осуществляются:

а) лицами, входящими в одну группу лиц в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции;

б) в порядке, предусмотренном ст. 31 Закона о защите конкуренции;

в) на основании актов Президента РФ или Правительства РФ.

В соответствии с критерием (а), указанным выше, от предварительного согласования с антимонопольными органами освобождаются действия, в которых, как предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, одна сторона имеет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) другой стороны, участвующей в соответствующем действии (например, случай присоединения дочернего хозяйственного общества к основному обществу). Данное исключение применяется также для случаев, когда действия осуществляются между лицами, входящими в одну группу лиц по указанному основанию не напрямую, а опосредованно через иных участников группы, объединенных между собой по данному основанию (например, случаи присоединения к материнской компании ее косвенного дочернего общества или слияние дочерних обществ, в которых одна и та же материнская компания имеет более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли).

Критерий (б), указанный выше, подробно описан в комментарии к ст. 31 Закона о защите конкуренции.

В отношении критерия (в), указанного выше, необходимо отметить, что в указанном случае речь идет только об актах Президента РФ или Правительства РФ, но не об актах федеральных органов исполнительной власти и других органов государственной власти.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code