Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд

Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России

  1. Размещая разъяснения положений документации о закупке, заказчик должен разместить и предмет поступившего запроса.

 

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на закупку авиационного бензина.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении заказчиком, оператором электронной площадки аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки комиссия установила следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 2.2 части 2 проекта государственного контракта документации об аукционе установлено: «Товар должен соответствовать спецификации, что подтверждается сертификатом соответствия ФГУП «ГосНИИ ГА», заключением на партию, позволяющим характеризовать эту партию как авиационный бензин AVGAS 100LL и русифицированный паспорт качества, выданный сертифицированной лабораторией, с приложением к нему паспорта качества завода-изготовителя на данную партию.

Паспорт качества должен содержать: наименование и обозначение марки топлива; наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны); обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии); нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС; дату выдачи и номер паспорта; подпись лица, оформившего паспорт; сведения о декларации соответствия; сведения о наличии присадок в топливе».

На заседании комиссии представитель заявителя сообщил, что установленный в проекте государственного контракта документации об аукционе сертификат соответствия ФГУП «ГосНИИ ГА» товара противоречит Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

В письменных возражениях заказчик сообщает, что требование к сертификату товара установлено в соответствии с Приказом Департамента воздушного транспорта от 17.10.1992 N ДВ-126, согласно которому головной организацией в гражданской авиации по вопросам авиаГСМ назначено ФГУП «ГосНИИ ГА».

На заседании комиссии установлено, что согласно части 4.13 статьи 4 «Требования безопасности» Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).

Частью 6.1 статьи 6 «Подтверждение соответствия» Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 установлено: «Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия. Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель. При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства — члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером. Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в статье 6 и описанным в приложении 8 к Техническому регламенту ТС.

Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза. Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории. Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением комиссии Таможенного союза».

На основании вышеизложенного, комиссия приходит к выводу, что установленное требование о подтверждении соответствия товара сертификатом, выданным ФГУП «ГосНИИ ГА», нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку декларирование соответствия проводит либо изготовитель, либо его представитель, либо импортер на основании заключения любой испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.

Таким образом, действия заказчика, установившего в проекте контракта документации об аукционе указанное требование, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На заседание комиссии представитель заявителя пояснил, что в разъяснении, размещенном заказчиком на официальном сайте 13.02.2015, заказчик не дал разъяснений по существу запроса.

В письменных возражениях заказчик сообщил, что в разъяснениях, размещенных на официальной сайте, заказчик дал разъяснения по существу поступившего запроса в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем на заседании комиссии установлено, что разъяснения, размещенные заказчиком на официальном сайте, не содержат предмета запроса о разъяснениях положений документации об аукционе.

Учитывая изложенное, а именно отсутствие в тексте разъяснений, размещенных заказчиком на официальном сайте, предмета запроса о разъяснениях положений документации об аукционе, комиссия не может сделать вывод о полноте ответа заказчика на поставленные заявителем в запросе о разъяснении положений конкурсной документации вопросы.

Таким образом, действия заказчика, не разместившего надлежащим образом на официальном сайте разъяснения о положениях документации об аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок — к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок — к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

Вместе с тем согласно пункту 2.5 проекта государственного контракта документации об аукционе «Если поставщик, получив уведомление заказчика, не исполнит или исполнит ненадлежащим образом обязательства, указанные в пункте 2.4 контракта полностью или частично, то заказчик может применить штрафные санкции: штраф в размере 1% от стоимости некачественного товара за каждую полную неделю со дня окончания срока исполнения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного такого обязательства. Уплата штрафа не освобождает поставщика от исполнения обязательств по контракту».

Пунктом 4.6 проекта государственного контракта документации об аукционе установлено: «В случае просрочки поставки товара заказчик вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается в размере 1/30 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

В проекте государственного контракта заказчиком не установлены условия об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, заказчиком в проекте контракта документации об аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размеры пени за каждый день просрочки исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

Вышеуказанные действия заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с принятым решением, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам: «Из материалов дела усматривается, что в ответ на запрос ООО «Петрохим» от 12.02.2015 ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И) на электронной площадке в сети Интернет 13.02.2015 разместило письмо ФГУП «ГосНИИ ГА», а не разъяснения положений документации об аукционе с указанием предмета запроса, как это установлено в части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам заявителя, ФАС России пришла к правильному выводу о нарушении заказчиком части 4 статьи 65 Закона о контрактной системы».

Остальные выводы ФАС России также были поддержаны судом.

Учитывая изложенное, суд отказал в удовлетворении требований заявителя.

(решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2015 по делу N А40-48466/15)

 

  1. Закупка в форме конкурса с ограниченным участием может быть проведена только в случаях указанных в Законе о контрактной системе и Постановлении Правительства Российской Федерации.

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении заказчиком конкурса.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.

Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) высокотехнологичного, инновационного или специализированного характера утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с частью 6 Перечня выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

В соответствии с извещением о проведении конкурса предметом контракта является «выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-60 «Уссури» от Хабаровска до Владивостока, реконструкция автомобильной дороги А-370 «Уссури» Хабаровск — Владивосток км 703,1 — км 715,6, Приморский край».

При этом представителем заказчика на заседании комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что работы по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-60 «Уссури» от Хабаровска до Владивостока, реконструкции автомобильной дороги А-370 «Уссури» Хабаровск — Владивосток км 703,1 — км 715,6, Приморский край, относятся к работам по строительству особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог.

Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме конкурса с ограниченным участием, нарушают часть 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с принятым решением, обжаловал его в судебном порядке.

Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу: «Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) установлен исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов, в который автомобильные дороги не входят, поскольку в соответствии со статьями 57, 63 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о дорогах) пункт 10 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ (автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения) утратил силу с 14.11.2007.

В соответствии с приложением 3 к конкурсной документации, включающей в себя наименование и цену работ, раздел 2.3 «Сооружение мостов и путепровода», стоимость ремонта мостов через реки Шмитовка на ПК 1 + 42, Кипарисовка на ПК 1 + 58, а также путепровод на транспортной развязке на ПК 118 + 47, трубы водопропускные сборные составляет 280932868 рубля без НДС.

При этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 4117448915 рублей (четыре миллиарда сто семнадцать миллионов четыреста сорок восемь тысяч девятьсот пятнадцать) рублей. Стоимость ремонта указанных мостов составляет 6,82 процента от начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, стоимость подрядных работ по ремонту мостов, предусмотренных конкурсной документацией, которые заявитель был вправе закупать путем проведения конкурса с ограниченным участием, составляет менее половины от начальной (максимальной) цены контракта.

При этом закупку остальных работ, предусмотренных конкурсной документацией, а именно строительно-монтажных работ по ремонту автомобильных дорог на сумму 4117448915 рублей (два миллиарда сто девяносто миллионов шестьсот тридцать тысяч семьсот двадцать шесть) рублей, заявитель был не вправе закупать путем проведения конкурса с ограниченным участием, так как данные виды работ не относятся к работам, возможность закупки которых таким способом предусмотрена законодательством о контрактной системе.

Также суд отмечает, что согласно совместному письму Минэкономразвития России N 10194-ЕЕ/Д28и и ФАС России N АЦ/18475/14 от 07.05.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупок работ строительных», для осуществления заказчиками закупки только путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие следующих условий:

1) объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку;

2) начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

Право заказчика не проводить электронный аукцион не равнозначно праву проводить конкурс с ограниченным участием, поскольку заказчики вправе проводить такой конкурс в том случае, если такие товары, работы, услуги предусмотрены Перечнем (Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089).

Исходя из изложенного, настоящая закупка в форме конкурса с ограниченным участием не соответствует условиям, наличие которых необходимо согласно законодательству о контрактной системе для правомерности выбора такого способа осуществления закупки».

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2015 по делу N А40-40195/15)

 

  1. Законом о контрактной системе четко регламентированы сроки, предусматривающие возможность заказчика отказаться от проведения закупки.

 

Заказчик проводил конкурс с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на по выбору генерального подрядчика на выполнение работ по объекту.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении конкурса. В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

Согласно извещению о проведении конкурса, дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе — 17.11.2014.

Вместе с тем на заседании комиссии установлено, что заказчиком, уполномоченным органом после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а именно 05.12.2014, на официальном сайте размещено извещение об отмене поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2014 N ИО1.

Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа, отменивших определение поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, нарушают часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок — к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок — к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

В пункте 8.3.1 проекта государственного контракта заявителем установлено: «При нарушении генеральным подрядчиком сроков начала и окончания выполнения работ, предусмотренных контрактом и календарным графиком, а также в случае нарушения генеральным подрядчиком установленных государственным заказчиком сроков устранения обнаруженных последним недостатков (дефектов) генеральный подрядчик по требованию государственного заказчика уплачивает пеню в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенную на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генеральным подрядчиком за каждый день просрочки исполнения обязательства. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, до фактического его выполнения, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063».

Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом в проекте контракта конкурсной документации не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Вышеуказанные действия заказчика, уполномоченного органа нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее — Правила оценки), оценка — процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливаются его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В конкурсной документации установлен в том числе критерий оценки заявок «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

По указанному критерию оценки установлен показатель «деловая репутация участника закупки»:

«Предметом оценки по данному показателю является количество копий положительных отзывов о деловой репутации участника закупки, представленных от заказчиков.

В качестве подтверждения по данному показателю участник конкурса представляет копии положительных отзывов заказчиков о ранее выполненных участником конкурса работах по строительству объектов аналогичных настоящему объекту закупки, с приложением копий контрактов (договоров), исполненных участником закупки в полном объеме в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.

Оцениваться будут только копии положительных отзывов заказчиков о ранее выполненных участником конкурса работах по строительству объектов аналогичных настоящему объекту закупки, с приложением копий контрактов (договоров), исполненных участником закупки в полном объеме в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе».

Вместе с тем заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной документации не указаны показатели, определяющие критерии отнесения ранее выполненных работ по строительству к аналогичным предмету конкурса.

Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа, не установивших в конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик не согласился с выводами Комиссии ФАС России и обжаловал решение в судебном порядке.

Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу: «Следовательно, действия заказчика, отменившие определение поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, нарушают часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.

В конкурсной документации установлен в том числе критерий оценки заявок «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации…

При этом агентство не указало в конкурсной документации соответствующие показатели, определяющие критерии ранее выполненных работ по строительству к аналогичным предмету конкурса, что является нарушением части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе…

Таким образом, суд соглашается с доводами антимонопольного органа о том, что заказчиком и уполномоченным органом в проекте конкурсной документации не установлен соответствующий Правилам размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

(решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2015 по делу N А40-33708/2015)

 

  1. Победитель закупки обязан представить обеспечение контракта в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе. В противном случае такой участник признается уклонившимся от подписания контракта.

 

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по подготовке к изданию, изданию и доставке методических пособий.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении единой комиссией, заказчиком, оператором электронной площадки аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, — с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

При этом согласно части 10 статьи 112 Закона о контрактной системе заключение контрактов по результатам электронных аукционов осуществляется на электронных площадках.

Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

Заказчик разместил проект государственного контракта на электронной площадке 13.10.2014, при этом срок подписания контракта заявителем установлен до 20.10.2014.

22.10.2014 заказчиком на официальном сайте опубликован протокол об отказе от заключения государственного контракта N 3/019.

На заседании комиссии установлено, что заявителем не размещен на электронной площадке проект государственного контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, подписанные усиленной электронной подписью заявителя в установленные сроки, а именно до 20.10.2014.

Представитель заявителя на заседании комиссии пояснил, что заявителем в установленный срок не подписан проект контракта в связи с тем, что, по мнению заявителя, единая комиссия неправомерно признала его заявку на участие в аукционе соответствующей требованиям документации об аукционе и Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявки заявителя на участие в аукционе в том числе содержалась старая редакция устава ООО «Г», утвержденная решением от 17.12.2013 N 3.

На заседании комиссии представитель заказчика сообщил, что 06.10.2014 состоялась процедура подведения итогов аукциона, заявка заявителя признана соответствующей требованиям документации об аукционе и Закона о контрактной системе. Также представитель заказчика пояснил, что вторая часть заявки заявителя на участие в аукционе, направленная оператором электронной площадки заказчику, содержала в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе копии учредительных документов.

Кроме того, представитель заказчика дополнительно сообщил, что у единой комиссии на момент рассмотрения заявки заявителя на участие в аукционе отсутствовала информация о несоответствии учредительных документов, входящих в состав заявки заявителя на участие в аукционе, а также в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 — 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик неправомерно признал заявителя, уклонившимся от заключения государственного контракта, не нашел своего подтверждения.

Заявитель не согласился с принятым решением и обжаловал его в судебном порядке.

Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу: «Выводы Комиссии ФАС России, изложенные в оспариваемом решении, о соответствии Закону действий государственного заказчика по отказу от заключения государственного контракта и признания заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта сделаны с учетом всех имеющих значение для дела обстоятельств.

В связи с чем приходит к выводу, что совокупность условий, необходимых для признания незаконными оспариваемого решения отсутствуют, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ)».

(решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.06.2015 по делу N А40-12572/2015)

 

  1. В случае если товар (работа, услуга) включен в аукционный перечень, заказчик не вправе провести закупку в форме конкурса.

 

Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2015 году.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия государственных заказчиков, организатора при проведении организатором, государственными заказчиками конкурса.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки комиссия установила следующее.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, включает наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

На заседании комиссии установлено, что предметом закупки по конкурсу является оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Вместе с тем согласно доводу жалобы заявителя «в требованиях к техническим характеристикам описания объекта закупки и количества (приложение N 2 к конкурсной документации) имеется требование о закупке и поставке исполнителем заказчикам неизвестных на момент закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий».

Приложением N 2 к конкурсной документации установлены требования к техническим характеристикам услуг, а именно:

«- обработка и обобщение плановых и экстренных заявок заказчиков на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий;

— закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий (за счет собственных денежных средств или привлекаемых средств третьих лиц) на торгах в соответствии с законодательством, по плановым заявкам заказчиков, а также по мере поступления экстренных заявок. Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий определяется номенклатурой сводной заявки медицинских организаций;

— в случае признания конкурентных способов закупки по лоту (лотам) несостоявшимися заключение прямых договоров с отечественными и зарубежными производителями по фактическим отпускным ценам производителей (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по фактическим отпускным ценам производителей, не превышающим цены, зарегистрированные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации);

— прием и раздельный товарный учет движения лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупленных в рамках оказания услуг;

— организация работы в информационно-программном комплексе заказчика, обеспечивающем формирование необходимых отчетных данных. Издержки, связанные с внедрением информационно-программного комплекса, несет исполнитель;

— проведение за счет собственных денежных средств контроля качества закупаемой продукции;

— хранение лекарственных препаратов и медицинских изделий в складских помещения осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства;

— доставка лекарственных препаратов и медицинских изделий по плановым, экстренным заявкам заказчика:

по плановым заявкам доставка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения должна осуществляться заказчику ежемесячно по графику завоза, согласованному с заказчиком;

по экстренным заявкам — в течение 1 дня с момента поступления экстренной заявки;

— доставка лекарственных препаратов и медицинских изделий транспортными средствами, находящимися у исполнителя на правах собственности или аренды, в т.ч. термоконтейнерами, рефрижераторами, изотермическими фургонами для доставки термолабильных лекарственных препаратов».

Согласно доводу жалобы заявителя «конкурсная документация не содержит ни объекта закупки (не функциональных, технических и качественных характеристик), ни международных непатентованных наименований на необходимые лекарственные средства (или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований)».

Комиссия приходит к выводу, что государственными заказчиками, организатором в извещении о проведении конкурса, конкурсной документации не установлен надлежащим образом объем оказываемых услуг по конкурсу, указанных в приложении N 2 к конкурсной документации, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта.

Указанные действия государственных заказчиков, организатора не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 50, пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.

Предметом контракта является оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2015 году.

При этом согласно приложению N 2 к конкурсной документации государственными заказчиками, организатором установлено требование, в том числе о поставке исполнителем лекарственных препаратов и медицинских изделий.

При этом указанные товары входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р (далее — аукционный перечень).

В аукционный перечень включены «вещества химические, продукты химические и волокна химические» по коду 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).

Следовательно, учитывая, что в рамках исполнения государственного контракта по конкурсу предусмотрено обязательство исполнителя по поставке лекарственных препаратов, входящих в аукционный перечень, государственными заказчиками, организатором, неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а не электронного аукциона.

Указанные действия государственных заказчиков, Организатора нарушают часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок — к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее — Правила).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок — к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

Вместе с тем согласно пункту 6.2 проекта государственного контракта конкурсной документации «штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных договором. Размер штрафа _____ руб. устанавливается договором в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Пунктом 6.4 проекта государственного контракта конкурсной документации установлено, что «пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства, и устанавливается договором в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных исполнителем».

Пунктом 6.5 проекта государственного контракта конкурсной документации установлено, что «штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных договором, в том числе за неисполнение условия о привлечении к исполнению договора субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором. Размер штрафа _____ руб. устанавливается договором в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Таким образом, государственными заказчиками, организатором в проекте контракта конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом.

Вышеуказанные действия государственных заказчиков, организатора нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с принятым решением, обратился в суд для его обжалования. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу: «В соответствии с пунктом 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.

Комиссия ФАС России пришла к правомерному выводу, что организатор и государственные заказчики, определив предметом контракта оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2015 году, установили при этом в приложении N 2 к конкурсной документации требование, в том числе о поставке исполнителем лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Таким образом, в силу вышеуказанной нормы ГК РФ к отношениям государственных заказчиков и исполнителя должны применяться нормы о поставке товаров, содержащиеся как в ГК РФ, так и в Законе о контрактной системе.

При этом указанные в конкурсной документации товары входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р (далее — аукционный перечень).

В аукционный перечень включены «вещества химические, продукты химические и волокна химические» по коду 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД)».

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2015 по делу N А40-9959/2015)

 

А.Ю.Лобов. Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code